Судья Найдина Г.В. дело № 33-5906/2010
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Тепляковой Е.Л.,
судей Алексеевой С.Ф. и Головкова В.Л.,
при секретаре Воронцовой Н.Н.,
рассмотрев в судебном заседании 11 октября 2010 года дело по кассационной жалобе МУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства» МОГО «Ухта» на решение Ухтинского федерального городского суда Республики Коми от 23 августа 2010 года, по которому
заявление прокурора г.Ухты удовлетворено;
признано незаконным бездействие МУ «Управление ЖКХ» по содержанию кладбища «Куратово»;
МУ «Управление ЖКХ» обязано в срок до 1 ноября 2011 года привести кладбище «Куратово» в соответствие с требованиями, установленными Санитарными правилами и нормами 2.1.1279-03, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ 6 апреля 2003 года:
установить эффективную систему дренажа для организации отвода и сбора поверхностных вод, осуществить обваловку территории, разделить территорию кладбища на функциональные зоны, электроснабжение;
организовать и благоустроить санитарно-защитную зону, ограждение территории кладбища, разбивку на сектора, произвести строительство основных дорог, предусмотреть стоянку автокатафалков и автотранспорта;
установить площадку для мусоросборников, урны для сбора мусора;
установить систему водоснабжения и канализации кладбища, общественные туалеты;
спланировать территорию санитарно-защитной зоны кладбища, благоустроить и озеленить;
в иске прокурора г.Ухты к администрации МОГО «Ухта» отказать;
МУП «Ритуал» освобождено от обязанностей ответчика по настоящему делу;
Заслушав доклад судьи Тепляковой Е.Л., объяснения Воробьевой Е.А. – представителя МУ «Управление ЖКХ», прокурора Шевелевой М.Г., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор г.Ухты в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации МОГО «Ухта» и МУП «Ритуал» о признании незаконным бездействия по содержанию кладбища «Куратово» и возложении обязанности привести указанное кладбище в срок до 1 октября 2010 года в соответствии с требованиями, установленными санитарными правилами и нормами «Гигиенические требованиями к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения. СанПиН 2.1.1279-03», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 6 апреля 2003 года, а именно: установить эффективную систему дренажа для организации отвода и сбора поверхностных вод, осуществить обваловку территории, разделить территорию кладбища на функциональные зоны, электроснабжение; организовать и благоустроить санитарно-защитную зону, ограждение территории кладбища, разбивку на сектора, произвести строительство основных дорог, предусмотреть стоянку автокатафалков и автотранспорта; установить площадку для мусоросборников, урны для сбора мусора; установить систему водоснабжения и канализации кладбища, общественные туалеты; спланировать территорию санитарно-защитной зоны кладбища, благоустроить и озеленить.
В судебном заседании прокурор требования поддержал, считая надлежащими ответчиками по делу администрацию МОГО «Ухта» и МУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства».
Ответчики администрация МОГО «Ухта» и МУП «Ритуал» иск не признали, считая себя ненадлежащими ответчиками по делу.
Представитель привлеченного судом к участию в деле в качестве соответчика МУ «Управление ЖКХ» иск также не признал, указав, что прокурор не имел права на предъявление иска в интересах неопределенного круга лиц, так как захоронения на кладбище «Куратово» являются родовыми и можно определить лиц, чьи права нарушены; кроме того, обязанность по содержанию и обслуживанию кладбища возникла у МУ «Управление ЖКХ» с момента закрепления за ним кладбища на праве оперативного управления в июле 2010 года.
Суд принял приведенное выше решение.
В кассационной жалобе МУ «Управление ЖКХ» не согласно с решением суда и просит его отменить в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела и нарушением норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для её удовлетворения и отмены правильного по существу решения суда.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что кладбище «Куратово» расположено на земельном участке в границах МОГО «Ухта» и является муниципальным недвижимым имуществом. В соответствии с постановлением главы МО «Город Ухта» №357 от 15 февраля 2005 года кладбище было закреплено на праве хозяйственного ведения за специализированной службой по вопросам похоронного дела - МУП «Ритуал», которое осуществляло его техническое обслуживание и содержание в пределах средств, выделяемых ему МУ «Управление ЖКХ» на основании договоров на возмещение затрат по обслуживанию и содержанию мест захоронения на территории МОГО «Ухта», заключенных между МУ «Управление ЖКХ» и МУП «Ритуал» 6 февраля 2009 года и 1 января 2010 года.
На основании приказа Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта» №447 от 23 июля 2010 года прекращено право хозяйственного ведения МУП «Ритуал» на кладбище «Куратово» и указанное кладбище закреплено за МУ «Управление ЖКХ» на праве оперативного управления.
Разрешая спор, суд правильно исходил из того, что в соответствии с п.23 ст.16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003 года и подп.23 п.1 ст.10 Устава МОГО «Ухта» содержание мест захоронения относится к вопросам местного значения городского округа.
В соответствии с подп.2 п.1 ст.38 Устава МОГО «Ухта» исполнение полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения городского округа, в том числе и содержание мест захоронения, находится в компетенции администрации городского округа.
Решением Совета МОГО «Ухта» от 24 апреля 2007 года №12 в соответствии со ст.37 Устава МОГО «Ухта» утверждена структура администрации МОГО «Ухта», в которую входит в качестве самостоятельного структурного подразделения по вопросам жилищно-коммунального хозяйства МУ «Управление ЖКХ».
Согласно Положению о муниципальном учреждении «Управление жилищно-коммунального хозяйства» администрации МОГО «Ухта», утвержденному решением Совета МОГО «Ухта» от 28 августа 2009 года №350, Управление является отраслевым органом администрации муниципального образования городского округа «Ухта», входящим в структуру администрации МОГО «Ухта» (п.1.2), юридическим лицом, муниципальным учреждением, созданным для обеспечения управления, развития жилищно-коммунальной отрасли на территории МОГО «Ухта», не имеющей основной своей целью извлечение прибыли (п.1.5); Управление осуществляет в установленном порядке функции главного распорядителя бюджета муниципального образования городского округа «Ухта» по отрасли ЖКХ (п.1.10); одной из основных задач Управления на территории МОГО «Ухта» является организация содержания мест захоронения (п.2.4); в целях выполнения возложенных задач Управление осуществляет такие функции, как участие в разработке и реализации мероприятий, направленных на исполнение законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства в МОГО «Ухта» (п.3.1), участие в разработке перспективного финансового плана МОГО «Ухта», проекта бюджета МОГО «Ухта» в области жилищно-коммунального хозяйства, планирование текущих и капитальных расходов бюджета на жилищное, коммунальное хозяйство, объекты внешнего благоустройства, мест захоронения, объектов утилизации бытовых и промышленных отходов (п.3.7), участие в разработке и реализации программ социально-экономического развития МОГО «Ухта» в части содержания, эксплуатации, ремонта, реконструкции и модернизации объектов инженерной инфраструктуры и жилищного фонда, внешнего благоустройства, объектов утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов и мест захоронения (п.3.36).
Таким образом, именно МУ «Управление ЖКХ» как функциональный орган администрации МОГО «Ухта», созданный для решения вопросов местного значения в области жилищно-коммунального хозяйства и наделенный для этого соответствующими полномочиями, является лицом, ответственным за ненадлежащее содержание кладбища «Куратово» и обязанным привести его состояние, отвечающее требованиям СанПиН 2.1.1279-03.
Доводы кассационной жалобы о том, что кладбище «Куратово» передано в оперативное управление МУ «Управление ЖКХ» только в июле 2010 года, а до этого находилось в ведении МУП «Ритуал», основанием для отмены решения суда не являются.
В силу п.3 ст.15 ФЗ «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 года МУП «Ритуал», являясь хозяйствующим субъектом, которому законом не переданы функции органов местного самоуправления, не вправе совмещать функции, присущие хозяйствующему субъекту, и функцию органа местного самоуправления по содержанию мест захоронения.
Организация содержания мест захоронения является одной из целей деятельности МУ «Управление ЖКХ», и обязанность по надлежащему содержанию мест захоронения возложена на Управление в силу его уставных задач, поэтому именно Управление с учетом предоставленных ему полномочий должно было организовать содержание кладбища в соответствии с установленными нормами и правилами, независимо от факта закрепления кладбища за ним на праве оперативного управления.
С учетом изложенного несостоятельна и ссылка в жалобе на Порядок возмещения затрат организациям, оказывающим услуги по обслуживанию и содержанию мест захоронения, из бюджета МОГО «Ухта», утвержденный постановлением руководителя администрации МОГО «Ухта» от 5 февраля 2009 года №147, так как отсутствие финансирования само по себе не является обстоятельством, освобождающим МУ «Управление ЖКХ» от надлежащего выполнения возложенных на него задач.
С учетом изложенных обстоятельств постановленное по делу решение следует признать законным, а доводы кассационной жалобы – необоснованными.
Оснований, предусмотренных ст.362 ГПК РФ, для отмены решения суда не установлено.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Ухтинского федерального городского суда Республики Коми от 23 августа 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу МУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства» МОГО «Ухта - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи