№ 2-2149/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 марта 2018 г. г. Одинцово
Одинцовский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Стебуновой Е.Ю.
при секретаре Горбацевич Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Борисова Геннадия Александровича Администрации Одинцовского муниципального района Московский области, Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района Московской области о признании незаконным решение,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском к Администрации Одинцовского муниципального района Московский области, Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района Московской области и просит признать незаконным решение об отказе в предоставлении земельного участка в собственность за плату.
Свои требования мотивировал тем, что на основании Постановления администрации Одинцовского муниципального района Московской области № 3678 от 27.06.2016 г. является арендатором земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 1869+/-12 кв.м., расположенного по адресу: АДРЕС. На указанном земельном участке им возведен жилой дом назначение-жилой дом, 1-этажный, площадью 116,5 кв.м по адресу: Московская область, Одинцовский район, сп Назарьевское, д. Таганьково, ГП-11, который зарегистрирован в установленном порядке, что подтверждается свидетельством. Для приобретения земельного участка в собственность в мае 2017 г. обратился к ответчику с соответствующим заявлением предоставив необходимый пакет документов. Письмом Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Одинцовского муниципального района Московской области от 15.09.2017г. №№ отказано в предоставлении земельного участка в собственность на том основании, что испрашиваемый земельный участок находится в зоне минимальных расстояний от магистрального газопровода, в связи с чем обратился в суд.
В судебное заседание истец не явился, извещен надлежащим образом. Представители истца по доверенности в судебное заседание явились, на заявленных требованиях настаивали в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Ответчики – представитель Администрации Одинцовского муниципального района Московской области и комитета по управлению муниципальным имуществом Одинцовского района Московской области в судебное заседание явился, против удовлетворения исковых требований возражала, по основаниям изложенным в письме 15.09.2017г. № №.
Третьи лица – Министерство имущественных отношений Московской области, ООО «Газпромраспределение Москва» представители в судебное заседание не явились. Судом принимались меры о надлежащем уведомлении третьих лиц, что подтверждается почтовыми отправлениями от 28.02.2018 г.
Выслушав явившихся участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
11.06.2016 г. между Борисовым Г.А. и Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Одинцовского муниципального района Московской области заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 1869+/-12 кв.м., расположенного по адресу: АДРЕС /л.д.27-31/.
На спорном земельном участке расположен жилой дом, назначение-жилой дом, 1-этажный, площадью 116,5 кв.м по адресу: АДРЕС, что подтверждается выпиской из ЕГРН.
Согласно ст. 1 ЗК РФ земельное законодательство основывается на принципах единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому, все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами; платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации; сочетания интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.
На основании ч. 2 ст. 15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В соответствии со ст. 2.2 ст. 3 ФЗ «О введение в действие ЗК РФ» собственники зданий, строений, сооружений вправе приобрести в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки независимо от того, когда был заключен договор аренды этих земельных участков - до или после дня вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 39.20 ЗК РФ исключительное право на приобретение земельных участков в собственность имеют граждане, являющегося собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Рассмотрение заявления собственника объекта недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
В тех случаях, когда собственник здания, строения, сооружения обращается с заявлением о приобретении права на земельный участок, а соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления не направляет заявителю проект договора, собственник объекта недвижимости может обратиться в суд с заявлением по правилам о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными в порядке, установленном главой 24 Кодекса. Рассматривая такие дела, суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте либо запретом приватизации. Названные обстоятельства должны приниматься судами во внимание также при разрешении споров по искам собственников недвижимости о понуждении к заключению договора. При этом следует учитывать, что ответчиком по такому иску является собственник земельного участка (Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование) в лице его уполномоченного органа. В случае признания действия (бездействия) исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления незаконным суд обязывает соответствующий орган подготовить проект договора и направить его в определенный срок собственнику недвижимости. При рассмотрении споров, связанных с понуждением к заключению договора купли-продажи земельного участка, следует учитывать, что такой договор заключается в порядке, предусмотренном статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации (пункт 4 Постановления от 24.03.2005 N 11).
Таким образом, в случае нарушения исключительного права, предусмотренного статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, собственник объекта недвижимости вправе обратиться в суд с заявлением по правилам главы 24 Кодекса, либо избрать способ защиты, предусмотренный статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации (по правилам искового производства).
Согласно ч. 1 ст. 39.20. ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В соответствии с п. 2. ч. 1 ст. 39.1. ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
Продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса, осуществляется без проведения торгов (ч. 2 ст. 39.3. ЗК РФ).
Как следует из заключения Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области ограничения по оборотоспособности спорного земельного участка отсутствуют. Более того, в настоящее время Решением Совета депутатов Одинцовского муниципального района № 16/35 от 14.12.2017 г. утверждены Правила землепользования и застройки с/п Назарьевского Одинцовского муниципального района. Как установлено, согласно представленной выкопировки из генерального плана, спорный участок находится в зоне индивидуальной жилой застройки.
В судебном заседании установлено, что оснований к отказу в предоставлении земельного участка в собственность, предусмотренных ч. 4 ст. 28 ЗК РФ, из материалов настоящего дела не усматривается.
При изложенных выше обстоятельствах, принимая во внимание имеющиеся в деле доказательства, а так же основываясь на вышеуказанных нормах права, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст. ст. 12,194-199ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Борисова Геннадия Александровича удовлетворить.
Признать незаконным решение Администрации Одинцовского муниципального района Московской области от 15.09.2017г. №№ об отказе в предоставлении земельного участка в собственность за плату.
Обязать Администрацию Одинцовского муниципального района Московской области в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Одинцовского муниципального района Московской области заключить с Борисовым Геннадием Александровичем договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 1869+/-12 кв.м., расположенного по адресу: АДРЕС, путем подготовки и направления Борисову Геннадию Александровичу проекта договора купли-продажи земельного участка.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Одинцовский городской суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Судья: