Свои требования помощник прокурора обосновывает требованием закона, который прямо предусматривает данное и, что не исполняет ответчик.
В судебном заседании представитель истца - помощник прокурор Х исковые требования поддержала в полном объеме.Представитель ответчика - ООО «Z в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, по адресу, указанному в иске и указному самим ответчиком в своих письмах в адрес прокурора Х Красноярска. Ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявил.
Согласно ст. 233 ГПК РФ, в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.
Учитывая мнение представителя истца, суд приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие не явившегося ответчика, в порядке заочного производства.
Выслушав помощника прокурора, исследовав материалы дела, суд полагает требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации каждый человек и гражданин имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, определяет Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", который обязывает работодателей в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов создавать или выделять рабочие места для их трудоустройства.
В соответствии со ст. 21. ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).
Статья 24 вышеназванного ФЗ, предусматривает, что работодатели вправе запрашивать и получать информацию, необходимую при создании специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов. Работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны: 1) создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов и принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о данных рабочих местах; 2) создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида; 3) предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.
При этом, статья 22 вышеуказанного ФЗ, предусматривает, что специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов - рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов. Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов.
Согласно статьи 1 Закона Красноярского края «О квотировании рабочих мест для инвалидов в организациях края», квота - минимальное количество рабочих мест (в процентах от среднесписочной численности работников организаций) для трудоустройства инвалидов, которые работодатель обязан создать или выделить за счет собственных средств, включая количество рабочих мест, на которых уже работают инвалиды. Квотирование рабочих мест - выделение рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой. Статья 4, того же закона устанавливает, что 1. Квота для инвалидов устанавливается в процентах от среднесписочной численности работников без учета численности лиц, работающих по совместительству. 2. Размер квот составляет для организаций численностью: от 101 до 2000 человек - 3 процента от среднесписочной численности работников, но не менее 4 рабочих мест для инвалидов; свыше 2000 человек - 2 процента от среднесписочной численности работников, но не менее 60 рабочих мест для инвалидов. При определении размера квот учитываются рабочие места инвалидов, ранее принятых на работу.
Основным принципом государственной политики в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации является недискриминационный подход к осуществлению прав инвалидов и равенство прав инвалидов с другими категориями граждан Российской Федерации, в том числе в сфере реализации права на труд.
Как видно из материалов дела, среднесписочная численность работников ООО «Z составляет более Z человек за период с 00.00.0000 г. по 00.00.0000 г. год. Данное следует из справки ответчика. Из данной же справки суд установил, что сам ответчик указывает о несоблюдении им требований закона, в части предоставления информации Центру занятости населения о наличии вакантных мест, и выполнении квоты для приема на работу инвалидов.
Таким образом, обладая функциями работодателя и имея численность работников более Z человек, ответчик обязан создать или выделить рабочие места для инвалидов в соответствии с установленной квотой.
Анализ фактических обстоятельств дела и доказательств, имеющихся в деле, свидетельствует о несоблюдении ответчиком прав инвалидов, отсутствии создания необходимых условий для их трудоустройства.
Установленное количество квот – Z%, для инвалидов не предоставлялось в центр занятости населения, информация о количестве вакантных мест, выполнении квоты для приема на работу инвалидов, в службу занятости населения не направлялось. Доказательств обратного, ответчик не предоставил.
Доказательства того, что с учетом рода деятельности ответчика невозможно создать или выделить места для инвалидов в пределах установленной законом квоты, ответчиком в суд представлены не были.
Таким образом, оценив все доказательства в их совокупности, суд полагает, что, не исполнение возложенной на ООО «Z», обязанности по предоставлению в Центр Занятости населения Z сведений за период с 00.00.0000 г. года по 00.00.0000 г. года о наличии вакантных мест, о не выделении квоты для трудоустройства инвалидов, не законно.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198, 233-235 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Х в интересах неопределенного круга, к обществу с ограниченной ответственностью «Z» о признании бездействия, выраженного в не предоставлении сведений о наличии вакантных мест для трудоустройства за период 00.00.0000 г. в адрес Центра занятости населения Х, в не выделении квоты для трудоустройства инвалидов в данным период времени, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие общества с ограниченной ответственностью Z», в части не предоставлении сведений о наличии вакантных мест для трудоустройства инвалидов, за период 00.00.0000 г. в адрес Центра занятости населения Х, в не выделении квоты для трудоустройства инвалидов в данный период времени,
Обязать ООО «Z» выделить минимальное количество рабочих мест - квоту, для трудоустройства инвалидов, в предусмотренном законом размере. Обязать ООО «Z» с 00.00.0000 г. предоставлять в КГТУ «Z Х» информацию о наличии вакантных мест для трудоустройства инвалидов, выделении минимального количества рабочих мест - квоты, для трудоустройства инвалидов.
Сторона, не присутствовавшая в судебном заседании, вправе подать в суд, вынесший заочное решение, заявление об его отмене в течение 7 дней со дня вручения копии указанного решения.Заочное решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Красноярска в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене заочного решения.
Председательствующий: П.А. Майко