Дело №2а-984/2023
УИД 63RS0044-01-2023-000320-97
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 февраля 2023 года г. Самара
Железнодорожный районный суд г.о. Самары в составе:
председательствующего судьи Чирковой Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №а-984/2023 по административному исковому заявлению Куйбышевского транспортного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Самарской области, Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций о признании информации, распространяемой посредствам информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено,
УСТАНОВИЛ:
Куйбышевский транспортный прокурор обратился в Железнодорожный районный суд г. Самары в защиту интересов неопределенного круга лиц с административным иском о признании информации, размещенной на Интернет-сайтах <данные изъяты><данные изъяты>
В обоснование заявленных требований указав, что во исполнение п.2.1.2 Приказа Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 13.12.2021 года №744 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних, соблюдением их прав и законных интересов» прокуратурой проведена соблюдения законодательства при размещении в свободном доступе информации, способной нанести вред здоровью и развитию несовершеннолетних. В ходе просмотров видеороликов установлено, что целью их распространения является отрицание норм общественного поведения, побуждение граждан, в том числе несовершеннолетних, к движению на поездах и электропоездах путем «зацепинга», пропаганда «зацепинга», а также информация о способах незаконного передвижения на поездах. Нахождение в открытом доступе в сети «Интернет» подобной информации нарушает права Российской Федерации и права неопределенного круга лиц, в том числе, право граждан на гарантированную Конституцией РФ жизнь в правовом государстве.
В ходе досудебной подготовки к участию в рассмотрении административного дела в качестве заинтересованного лица привлечена Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Информация о времени и месте рассмотрения дела в соответствии со ст.ст. 14 и 16 Федерального закона от 22.12.2008 года N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" размещена на интернет-сайте суда.
В судебном заседании помощник Куйбышевского транспортного прокурора Гиниятова Д.Ф. заявленные требования уточнила, поскольку доступ к интернет-странице <адрес> в настоящее время заблокирован, в связи с чем, просил признать информацию, размещенную на сайтах с адресами: <данные изъяты>
Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Самарской области, надлежаще извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие, позицию изложил письменно. Согласно письменным объяснениям, видеоролики на заявленных интернет-ресурсах недоступны, интернет-страницы в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено не внесены. Сведениями о владельцах, администраторах, местах фактической регистрации интернет-ресурсов Управление не располагает.
Представитель заинтересованного лица Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания извещен надлежащим образом.
Учитывая требования ст.ст. 96, 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ), п. 1 ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, положения ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, исследовав представленные в материалы дела доказательства и проверив обоснованность заявленных требований, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 27.07.2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Часть 6 указанной статьи запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» на территории Российской Федерации использование информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, указанного Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации. В соответствии с частью 5 указанной статьи передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
В целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено".
Полномочия по созданию, формированию и ведению единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее по тексту – Единый реестр) осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (п.п. 5.1.7 п. 5 постановления Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 года №228 «О Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций».
В соответствии п. 1 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2010 года № 436-Ф3 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» к информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация: побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству, либо жизни и (или) здоровью иных лиц, либо направленная на склонение или иное вовлечение детей в совершение таких действий.
На основании материалов проверки судом установлено, что 13.12.2022 года в ходе проведения мониторинга информации, размещенной на Интернет ресурсах, помощником Куйбышевского транспортного прокурора на электронных адресах https://www.youtube.com/shorts/AasqgivqeO0?feature=share, https://www.youtube.com/shorts/6UOwJ8_PyPY?feature=share, https://www.youtube.com/watch?v=OEQe1xfwzbE, выявлен факт размещения информации, способной нанести вред здоровью и развитию несовершеннолетних. В ходе просмотров видеороликов установлено, что целью их распространения является отрицание норм общественного поведения, побуждения граждан, в том числе несовершеннолетних, к движению на поездах и электропоездах путем «зацепинга», пропаганда «зацепинга», а также информация о способах незаконного передвижения на поездах, что подтверждается справкой по результатам проверки и скрин-шотами с интернет-страниц.
За несоблюдение навил нахождения на железнодорожном транспорте ч. 1 ст. 11.17 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за посадку или высадку граждан на ходу поезда либо проезд на подножках, крышах вагонов или в других, не приспособленных для проезда пассажиров местах, а равно самовольная без надобности остановка поезда либо самовольный проезд в грузовом поезде.
Кроме того, в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики Российской Федерации в интересах детей являются содействие интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры; защита детей от факторов, негативно влияющих на их интеллектуальное, нравственное развитие.
Пунктом 5 части 2 статьи 5 Федерального закона от 29.12. 2010 года № 436-Ф3 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» информация, оправдывающая противоправное поведение, отнесена к информации, запрещенной для распространения среди детей.
Таким образом, перечисленными выше правовыми нормами в их взаимосвязи предусмотрен запрет на распространение информации, содержащей сведения с пропагандой отрицания норм общественного поведения, побуждающая граждан, в том числе несовершеннолетних, к движению на поездах и электропоездах путем «зацепинга», а также информация о способах незаконного передвижения на поездах.
«Зацепинг» - проезд снаружи поездов, также именуемый трейнсёрфинг, трейнхоппинг, трейнхоп - способ передвижения, заключающийся в проезде на поездах и иных рельсовых транспортных средствах с их внешней стороны. Включает в себя проезд на крышах, открытых переходных и тормозных кузовах (в вагонах открытого типа), либо боковых или торцевых сторон вагонов или в подвагонном пространстве на элементах наружной арматуры подвижного состава.
Признание тех или иных информационных материалов, запрещенными для распространения, означает констатацию того факта, что они нарушают запреты, установленные федеральным законодательством, и уже в силу этого представляют реальную угрозу для неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних.
По делам о признании информации размещенной в сети Интернет, запрещенной к распространению в Российской Федерации юридически значимым обстоятельством является сам факт распространения на сайте в сети Интернет запрещенной информации.
Таким образом, информация с пропагандой отрицания норм общественного поведения, побуждающая граждан, в том числе несовершеннолетних, к движению на поездах и электропоездах путем «зацепинга», а также информация о способах незаконного передвижения на поездах, размещенной на сайтах, открыта для общего доступа, способствует совершению вышеуказанного правонарушения, нарушает законодательство об охране здоровья граждан, а также правила нахождения граждан на железнодорожном транспорте, поскольку ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан.
Из материалов проверки следует, что вход на сайт свободный, предварительной регистрации, ввода логина и пароля не требует, ограничений на ознакомление с размещенной информацией и копирование информации не установлено, распространение информации на Интернет ресурсе осуществлено на бесплатной основе, определенного срока пользования не имеет.
Согласно ответу Управления Роскомнадзора по Самарской области от 07.02.2023 года №исх. 2250-07/63, заявленные интернет-ресурсы в Единый реестр доменных имен не внесены, доступ к видеороликам отсутствует. При этом, из представленной информации следует, что указанные электронные адреса в установленном законном порядке не зарегистрированы, сведения об их владельцах, администраторах, местах фактической регистрации сайтов отсутствуют, в связи с чем, у суда не имеется достаточных оснований полагать, что отсутствие доступа к интернет-ресурсам носит постоянный характер и не будет возобновлен вновь.
Между тем, судом в ходе проведения досудебной подготовки по делу приняты меры предварительной защиты в виде ограничения доступа к информации, размещенной на сайтах с электронными адресами: https://www.youtube.com/shorts/AasqgivqeO0?feature=share, https://www.youtube.com/shorts/6UOwJ8_PyPY?feature=share, https://www.youtube.com/watch?v=OEQe1xfwzbE, что свидетельствует о том, ранее заявленные интернет-ресурсы функционировали в полном объеме, препятствий к приведенным на них сведениям не имелось.
Таким образом, размещенная на вышеуказанных страницах сайтов информация носит противоправный характер, не соответствует вышеприведенным нормам законодательства и требует запрета к её распространению.
С учётом положений п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона от 29.12.2012 года № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", ч.ч. 3 и 4 ст. 265.5 КАС РФ суд направляет решение для немедленного исполнения в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи.
В целях защиты прав неопределенного круга лиц, пресечения возможного нарушения прав граждан, у суда имеются основания для удовлетворения заявленного прокурором административного иска.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 150, 175-180, 265.5 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Куйбышевского транспортного прокурора удовлетворить.
Признать информацию, размещенную на интернет-сайтах с адресами: https://www.youtube.com/shorts/AasqgivqeO0?feature=share, https://www.youtube.com/shorts/6UOwJ8_PyPY?feature=share, https://www.youtube.com/watch?v=OEQe1xfwzbE, информацией, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Решение обратить к немедленному исполнению, направив его копию в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Самарской области для включения интернет-сайтов в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда в месячный срок со дня составления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 28.02.2023 года.
Председательствующий судья Е.А. Чиркова