<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
Дело № 33а – 14335/2021
(№ 2а-256/2021)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
03 июня 2021 года г. Краснодар
Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Иваненко Е.С.,
судей Булата А.В., Кривцова А.С.,
по докладу судьи Иваненко Е.С.,
при ведении протокола
секретарем судебного заседания Вартанян Л.А.,
слушала в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Марьева Георгия Федоровича, Марьева Семена Федоровича, Марьева Петра Федоровича, Марьева Павла Лазаревича к администрации муниципального образования город-курорт Анапа, Управлению архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Анапа об обжаловании действий органа местного самоуправления, по апелляционной жалобе представителя администрации муниципального образования город-курорт Анапа по доверенности Беляк А.В. на решение Анапского городского суда Краснодарского края от 27 января 2021 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Марьев П.Л., Марьев Г.Ф., Марьев С.Ф., Марьев П.Ф. обратились в суд с административным иском к Администрации муниципального образования город-курорт Анапа, Управлению Архитектуры и градостроительства Администрации муниципального образования город-курорт Анапа о признании незаконными действий уполномоченных лиц, понуждении уполномоченных лиц администрации муниципального образования город-курорт Анапа рассмотреть повторно уведомление об окончании строительства, обязании уполномоченных лиц администрации муниципального образования город-курорт Анапа принять решение о выдаче соответствующего уведомления, недопущении выдачи аналогичного ответа.
В обоснование своих требований административные истцы ссылаются на то, что им на праве общей долевой собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером <...>, общей площадью 388 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. <...>
14 января 2020 года административные истцы обратились в Управление архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Анапа с уведомлением о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома и необходимым пакетом документов.
Уведомлением от 23 января 2020 года административные истцы получили ответ о соответствии представленных параметров объекта индивидуального жилищного строительства, установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.
29 сентября 2020 года Марьев П.Л., Марьев Г.Ф., Марьев С.Ф., Марьев П.Ф. обратились к административному ответчику с уведомлением об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома и приложенным пакетом документов, в целях дальнейшего получения права собственности на построенный индивидуальный жилой дом.
Письмом Управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Анапа от 06 октября 2020 года № 17-13-6096/2020 административным истцам возвращены вышеуказанные документы, в связи с тем, что схематичное изображение построенного или реконструированного объекта капитального строительства на земельном участке выполнено не на топографической основе.
Марьев П.Л., Марьев Г.Ф., Марьев С.Ф., Марьев П.Ф. полагают, что возврат документов, является незаконным и необоснованным, нарушает их права, в связи с чем, они обратилась в суд с вышеуказанными требованиями.
Обжалуемым решением Анапского городского суда Краснодарского края от 27 января 2021 года заявленные административные исковые требования Марьева П.Л., Марьева Г.Ф., Марьева С.Ф., Марьева П.Ф., удовлетворены частично.
С указанным решением суда не согласился административный ответчик, администрация муниципального образования город-курорт Анапа, подав апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда, полагая его незаконным и необоснованным.
В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что судом первой инстанции, при рассмотрении дела, неверно определены обстоятельства, имеющие значение для его правильного рассмотрения, нарушены нормы материального и процессуального права.
В судебном заседании судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда представитель администрации муниципального образования город-курорт Анапа и Управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Анапа по доверенности Бичахчан И.Х. поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, что подтверждается материалами дела. При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя административных ответчиков по делу на основании доверенности Бичахчан И.Х., судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, Марьеву П.Л., Марьеву Г.Ф., Марьеву С.Ф., Марьеву П.Ф. на праве общей долевой собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером <...> общей площадью 388 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, расположенный по адресу: <Адрес...>
Уведомлением от 14 января 2020 года административные истцы обратились в Управление архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Анапа, сообщив о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома и приложив необходимый пакет документов.
23 января 2020 года Марьеву П.Л., Марьеву Г.Ф., Марьеву С.Ф., Марьеву П.Ф., был направлен ответ от Управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Анапа о соответствии представленных параметров объекта индивидуального жилищного строительства, установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.
Административные истцы 29 сентября 2020 года обратились в Управление архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Анапа в соответствии с постановлением администрации муниципального образования город-курорт Анапа от 24 января 2020 года № 93 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Прием уведомлений об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома» администрацией муниципального образования город-курорт Анапа» с уведомлением об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома и приложенным пакетом документов, в целях дальнейшего получения права собственности на построенный индивидуальный жилой дом.
Письмом Управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Анапа от 06 октября 2020 года № 17-13-6096/2020 административным истцам возвращены вышеуказанные документы, в связи с тем, что схематичное изображение построенного или реконструированного объекта капитального строительства, расположенного на земельном участке по адресу: Краснодарский край, г. Анапа, с. Витязево, ул. Комсомольская, д. 2, выполнено не на топографической основе.
Согласно части 1 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка.
Согласно п.п. 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Таким образом, предусмотренное п.п. 2 пунктом 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации право собственника земельного участка возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием, ограничено необходимостью соблюдения требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Постановление Администрации муниципального образования город-курорт Анапа от 5 мая 2011 года № 1073 «Об утверждении Положения о порядке разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг на территории муниципального образования город-курорт Анапа и Порядка проведения экспертизы проектов административных регламентов предоставления муниципальных услуг на территории муниципального образования город-курорт Анапа» утверждено Положение о порядке разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг на территории муниципального образования город-курорт Анапа (далее - Положение).
В соответствии с п. 1.2. Положения Административный регламент устанавливает порядок и стандарт предоставления муниципальной услуги, определяет порядок взаимодействия отраслевых (функциональных) и территориальных органов администрации муниципального образования город-курорт Анапа, порядок взаимодействия с должностными лицами, а также с физическими и (или) юридическими лицами (далее - заявители), учреждениями и организациями при предоставлении муниципальной услуги.
В соответствии с п. 1.3. Положения Административные регламенты разрабатываются отраслевыми (функциональными), территориальными органами администрации муниципального образования город-курорт Анапа, к сфере деятельности которых относится предоставление муниципальной услуги (далее - орган, являющийся разработчиком административного регламента), на основе федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Краснодарского края и органов местного самоуправления, а также с учетом решений правительственных координационных органов, устанавливающих критерии, сроки и последовательность административных процедур, административных действий и (или) принятия решений и иных требований к порядку предоставления муниципальных услуг.
Пунктом 1.6. Положения предусмотрено, что отраслевые (функциональные) и территориальные органы администрации муниципального образования город-курорт Анапа не вправе устанавливать в административных регламентах ограничения в части реализации прав и свобод граждан, прав и законных интересов коммерческих и некоммерческих организаций, за исключением случаев, когда возможность и условия введения таких ограничений актами органов местного самоуправления прямо предусмотрена законодательством Российской Федерации.
Постановлением Администрации муниципального образования город-курорт Анапа № 93 от 24 января 2020 года утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Прием уведомлений об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома».
В пункте 2.6.4 вышеуказанного административного регламента
указано, что управление не вправе требовать от заявителя (представителя
заявителя): представления документов и информации или осуществления
действий, представление или осуществление которых не предусмотрено
нормативными правовыми актами, регулирующими отношения,
возникающие в связи с предоставлением муниципальной услуги.
В разделе 2.7. регламента указан исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для оказания услуг, а именно, в пункте 2.7.1. указано, что документы возвращаются без рассмотрения в случае, если с заявлением обратилось ненадлежащее лицо, а так же в случае, если к заявлению приложены документы, состав, форма или содержание которых не соответствуют требованиям земельного и градостроительного законодательства.
Пункт 2.6.1. административного регламента требует предоставления от заявителя уведомления об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее-уведомление). Схематичное изображение построенного или реконструированного объекта капитального строительства на земельном участке должно быть выполнено на топографической основе.
Вместе с тем, судом первой инстанции правомерно сделан вывод о том, что указанные правоотношения регулируются федеральным законодательством, которое имеет высшую юридическую силу по отношению к административному регламенту предоставления муниципальной услуги «Прием уведомлений об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома», который утвержден Постановлением Администрации муниципального образования город-курорт Анапа № 93 от 24 января 2020 года.
Основания для возврата документов без рассмотрения установлены частью 17 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ согласно которой, в случае отсутствия в уведомлении об окончании строительства сведений, предусмотренных абзацем первым части 16 настоящей статьи, или отсутствия документов, прилагаемых к нему и предусмотренных пунктами 1-3 части 16 настоящей статьи, а также в случае, если уведомление об окончании строительства поступило после истечения десяти лет со дня поступления уведомления о планируемом строительстве, в соответствии с которым осуществлялись строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, либо уведомление о планируемом строительстве таких объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома ранее не направлялось (в том числе было возвращено застройщику в соответствии с частью 6 статьи 51.1 настоящего Кодекса), уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение трех рабочих дней со дня поступления уведомления об окончании строительства возвращает застройщику уведомление об окончании строительства и прилагаемые к нему документы без рассмотрения с указанием причин возврата. В этом случае уведомление об окончании строительства считается ненаправленным.
В соответствии с частью 16 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации уведомление об окончании строительства должно содержать сведения, предусмотренные пунктами 1 - 5, 7 и 8 части 1 статьи 51.1 настоящего Кодекса, а также сведения о параметрах построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, об оплате государственной пошлины за осуществление государственной регистрации прав, о способе направления застройщику уведомления, предусмотренного пунктом 5 части 19 настоящей статьи.
К уведомлению об окончании строительства прилагаются документы, предусмотренные пунктами 2 и 3 части 3 статьи 51.1 настоящего Кодекса, к которым закон относит технический план объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома; заключенное между правообладателями земельного участка соглашение об определении их долей в праве общей долевой собственности на построенные или реконструированные объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом в случае, если земельный участок, на котором построен или реконструирован объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом, принадлежит двум и более гражданам на праве общей долевой собственности или на праве аренды со множественностью лиц на стороне арендатора.
Судом первой инстанции правомерно установлено, что уведомление об окончании строительства от 29 сентября 2020 года, направленное административными истцами в Управление Архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Анапа посредством почтового отправления (№35344149002362) содержит в себе сведения, предусмотренные пунктами 1 - 5, 7 и 8 части 1 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также сведения о параметрах построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, об оплате государственной пошлины за осуществление государственной регистрации прав, о способе направления застройщику уведомления, предусмотренного пунктом 5 части 19 статьи 55.
Уведомление об окончании строительства от 29 сентября 2020 года, направленное административными истцами в Управление Архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Анапа, содержит в себе схематичное изображение построенного объекта капитального строительства на земельном участке с указанием расстояния от построенного объекта до границ земельного участка.
К указанному уведомлению административными истцами приложены документы, указанные в пунктах 2 и 3 части 16 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а именно технический план объекта индивидуального жилищного строительства, а также заключенное между правообладателями соглашение об определении долей в праве общей долевой собственности.
Тем самым, административными истцами при направлении Уведомления были соблюдены все требования законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
В соответствии с частью 18 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации форма уведомления об окончании строительства утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 19 сентября 2018 года № 591/пр «Об утверждении форм уведомлений, необходимых для строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома» (Зарегистрировано в Минюсте России 27 сентября 2018 года № 52269) утверждена форма
уведомления об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома согласно Приложению № 5 к приказу.
Так, в соответствии с Приложением №5 к приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации
от 19 сентября 2018 года № 591/пр в разделе 4. «Схематичное изображение
построенного или реконструированного объекта капитального строительства
на земельном участке» отсутствует указание на необходимость подготовки
схематичного изображения объекта капитального строительства на топографической основе.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что пункт 2.6.1 административного регламента, утвержденного Постановлением Администрации муниципального образования город-курорт Анапа № 93 от 24 января 2020 года, который содержит требования о необходимости выполнения схематичного изображения построенного или реконструированного объекта капитального строительства на топографической основе, противоречит положениям Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров. Если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Согласно пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в случае признания судом решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований.
В связи с чем, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о частичном удовлетворении заявленных административных исковых требований Марьева П.Л., Марьева Г.Ф., Марьева С.Ф., Марьева П.Ф. к Администрации муниципального образования город-курорт Анапа, Управлению Архитектуры и градостроительства Администрации муниципального образования город-курорт Анапа о признании незаконными действий уполномоченных лиц, понуждении уполномоченных лиц администрации муниципального образования город-курорт Анапа рассмотреть повторно уведомление об окончании строительства, поскольку положения пункта 2.6.1 административного регламента, на которые ссылался административный истец, отказывая в рассмотрении уведомления и возвращая пакет документов, противоречит вышестоящему законодательству Российской Федерации.
Отказывая административным истцам в части обязания уполномоченных лиц администрации муниципального образования город-курорт Анапа принять решение о выдаче уведомления об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что фактически уведомление об окончании строительства административных истцов, поданное 29 сентября 2020 года Управлением архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования не рассмотрено, однако устранив допущенные нарушения, административный ответчик не может быть лишен права на рассмотрение указанного уведомления в установленный срок в административном порядке.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение городского суда, которым требования Марьева П.Л., Марьева Г.Ф., Марьева С.Ф., Марьева П.Ф. удовлетворены частично, следует признать законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты судом в качестве основания к отмене решения суда первой инстанции, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам и исследованным материалам дела, направлены на ошибочное толкование норм материального права, на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств и не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения суда первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения.
Согласно части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Однако, доводы жалобы не содержат доказательств, которым не была дана оценка судом первой инстанции и не опровергают выводы суда первой инстанции, которые не вызывают сомнений в своей правильности, в связи с чем, они не могут служить основанием к отмене решения суда.
Юридически значимые обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, судом первой инстанции определены верно.
С учетом изложенного, суд вышестоящей инстанции приходит к выводу о законности и обоснованности принятого судом первой инстанции решения и не находит оснований для его отмены или изменения.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Анапского городского суда Краснодарского края от 27 января 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования город-курорт Анапа - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения, может быть обжаловано через суд первой инстанции в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в течении шести месяцев.
Председательствующий Е.С. Иваненко
Судья А.В. Булат
Судья А.С. Кривцов