№ 21-132/2021
РЕШЕНИЕ
19 августа 2021 года г. Горно-Алтайск
Судья Верховного Суда Республики Алтай Антух Б.Е., рассмотрев в судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе Лопатина ВД на постановление руководителя Управления Федеральной налоговой службы по Республике Алтай Шмаковой О.Ю. от 16 марта 2021 года и решение судьи Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 03 июня 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ в отношении учредителя (участника) ООО «Алтайэлектромонтаж» Лопатина В.Д.,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением руководителя Управления Федеральной налоговой службы по Республике Алтай Шмаковой О.Ю. № от 16 марта 2021 года учредитель (участник) ООО «Алтайэлектромонтаж» Лопатин В.Д. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5000 рублей.
Решением судьи Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 03 июня 2021 года указанное постановление оставлено без изменения.
С указанным решением не согласился Лопатин В.Д., в жалобе направленной в Верховный Суд Республики Алтай просит постановление и должностного лица и решение судьи отменить, указывая на их незаконность и необоснованность. Жалоба мотивирована тем, что в действиях Лопатина В.Д. отсутствует состав административного правонарушения, поскольку Лопатин В.Д. не является субъектом вменяемого административного правонарушения. Лопатин В.Д. не является уполномоченным лицом на подачу документов о юридическом лице в регистрирующий орган. Должностным лицом, являющимся субъектом административного правонарушения является Глумов Е.Н., директор ООО «Алтайэлектромонтаж», имеющий право без доверенности действовать от имени юридического лица.
Лопатин В.Д., извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился, ходатайства об отложении рассмотрения дела в суд не направил, при таких обстоятельствах считаю возможным рассмотреть жалобу в его отсутствие.
Проверив материалы дела, доводы жалобы, прихожу к следующему.
В силу подпункта "в" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ) в едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения об адресе юридического лица в пределах его места нахождения.
Согласно пунктам 2, 3 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не установлено законом о государственной регистрации юридических лиц. В едином государственном реестре юридических лиц должен быть указан адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.
При этом пунктом 5 статьи 5 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ установлено, что, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, юридическое лицо и индивидуальный предприниматель в течение семи рабочих дней со дня изменения содержащихся в соответствующем государственном реестре сведений, предусмотренных пунктами 1 и 2 настоящей статьи, обязаны сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего соответственно нахождения или жительства путем представления соответствующих документов, предусмотренных настоящим Федеральным законом. В случае, если изменение указанных в пункте 1 настоящей статьи сведений произошло в связи с внесением изменений в учредительные документы, внесение изменений в единый государственный реестр юридических лиц осуществляется в порядке, предусмотренном главой VI настоящего Федерального закона.
В соответствии с п.6 ст. 11 Федеральный закон от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ, в случае, если по результатам проведения проверки достоверности сведений, включенных в единый государственный реестр юридических лиц, установлена недостоверность содержащихся в нем сведений о юридическом лице, предусмотренных подпунктами "в", "д" и (или) "л" пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, регистрирующий орган направляет юридическому лицу, недостоверность сведений о котором установлена, а также его учредителям (участникам) и лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени указанного юридического лица (в том числе по адресу электронной почты указанного юридического лица при наличии таких сведений в едином государственном реестре юридических лиц), уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений (далее - уведомление о недостоверности).
В течение тридцати дней с момента направления уведомления о недостоверности юридическое лицо обязано сообщить в регистрирующий орган в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, соответствующие сведения или представить документы, свидетельствующие о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности. В случае невыполнения юридическим лицом данной обязанности, а также в случае, если представленные юридическим лицом документы не свидетельствуют о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности, регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о недостоверности содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц сведений о юридическом лице.
Из анализа вышеприведенных норм следует, что за непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений заявители, юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 25 Федерального закона от 8 августа 2001г. N 129-ФЗ).
Частью 4 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность должностных лиц за непредставление или представление недостоверных сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в случаях, если такое представление предусмотрено законом.
Согласно данным ЕГРЮЛ юридическим адресом ООО «Алтайэлектромонтаж», ОГРН 1020400763503, ИНН 0411093121, КПП 041101001 является: 649006, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, ул. Алтайская, 26.
Из материалов дела об административном правонарушении следует и установлено судьей городского суда, что Управлением Федеральной государственной статистики по Алтайскому краю и Республике Алтай проведена проверка фактов нахождения организаций по заявленному ими юридическому адресу при проведении федеральных статистических наблюдений.
Управлением Федеральной налоговой службы по Республике Алтай 06 августа 2020 года № в качестве заинтересованного лица представлено Заявление о недостоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ по форме Р34002, в котором сообщает, что Управлением Федеральной государственной статистики по Алтайскому краю и Республике Алтай по результатам проведения федеральных статистических наблюдений сформирован перечень юридических лиц, необнаруженных по адресам из Единого государственного реестра юридических лиц, в котором в том числе указано на недостоверность сведений об адресе юридического лица - ООО «Алтайэлектромонтаж», 649006, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, ул. Алтайская, 26.
Таким образом, по результатам проведения проверки достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, установлена недостоверность содержащихся в нем сведений об адресе юридического лица.
Согласно данным ЕГРЮЛ учредителями (участниками) ООО «Алтайэлектромонтаж» являются Паршин П.С., Лопатин В.Д., Миллер Ю.М., Гладышев А.М., Чернышова В.С. и Глумов Е.Н., который является также директором ООО «Алтайэлектромонтаж», лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица.
17 августа 2020 года в адрес юридического лица, директора и учредителей (участников) ООО «Алтайэлектромонтаж» направлено уведомление от 14 августа 20220 года № о необходимости предоставления достоверных сведений об адресе юридического лица (список внутренних почтовых отправлений от 17 августа 2020 года №113).
Согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором № почтовое отправление, направленное Лопатину В.Д. по адресу: <адрес> получено адресатом 25 августа 2020 года.
Как установлено административным органом, Лопатин В.Д. в течение тридцати дней с момента направления уведомления о недостоверности не сообщил в регистрирующий орган в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, соответствующие сведения и не представил документы, свидетельствующие о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности.
По факту совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ в отношении Лопатина В.Д. составлен протокол об административном правонарушении № от 04 февраля 2020 года.
Постановлением руководителя УФНС России по Республике Алтай № от 16 марта 2021 года учредитель (участник) ООО «Алтайэлектромонтаж» Лопатин В.Д. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ.
Судья Горно-Алтайского городского суда, разрешая жалобу Лопатина В.И. на постановление должностного лица, пришел к выводу о правомерности постановления должностного лица, вынесенного в отношении учредителя (участника) ООО «Алтайэлектромонтаж», в связи с наличием в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ.
Вместе с тем, с данным выводом должностного лица и судьи городского суда согласится оснований не имеется, в виду следующего.
За совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо.
По смыслу ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, арбитражные управляющие, а также совершившие административные правонарушения, предусмотренные статей 14.25 КоАП РФ физические лица, являющиеся учредителями (участниками) юридических лиц, руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов организаций, являющихся учредителями юридических лиц, несут административную ответственность как должностные лица.
По смыслу ст. 2.4 КоАП РФ статус должностного лица распространяется на физических лиц, наделенных организационно-распорядительными или административно-хозяйственными функциями в юридическом лице независимо от формы собственности и подчиненности, а также на индивидуальных предпринимателей.
Как следует из представленных материалов дела и сведений ЕГРЮЛ лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица является директор ООО «Алтайэлектромонтаж» Глумов Е.Н.
Лопатин В.Д. является учредителем (участником) юридического лица ООО «Алтайэлектромонтаж» и он не наделен организационно-распорядительными или административно-хозяйственными функциями в юридическом лице, то есть в данном случае не является должностным лицом.
Сведений о том, что Лопатин В.И. наделен организационно-распорядительными или административно-хозяйственными функциями в юридическом лице – ООО «Алтайэлектромонтаж», что в данном случае он законом наделяется правами заявителя и на нем лежит обязанности по предоставлению достоверных сведений об адресе действующего юридического лица, материалы дела не содержат.
В соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" эта обязанность лежит на юридическом лице (ст.ст. 11, 25 закона N 129-ФЗ).
Таким образом, вывод о наличии в действиях Лопатина В.Д. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является неправильным.
При таком положении постановление должностного лица и решение судьи нельзя признать законными и обоснованными, они подлежит отмене, а производство по делу прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса в связи с отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ в действиях Лопатина В.Д.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.7 - 30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление руководителя Управления Федеральной налоговой службы по Республике Алтай Шмаковой О.Ю. № № от 16 марта 2021 года и решение судьи Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 03 июня 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ в отношении учредителя (участника) ООО «Алтайэлектромонтаж» Лопатина ВД отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ в отношении учредителя (участника) ООО «Алтайэлектромонтаж» Лопатина ВД прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса в связи с отсутствием в действиях Лопатина ВД состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ.
Судья Верховного Суда
Республики Алтай Б.Е. Антух