ИФИО1
с. Приволжье 22 февраля 2013 года
Приволжский районный суд Самарской области в составе:
председательствующего - судьи Садретдинова Ф.Н.,
при секретаре Неко Н.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Чибриковой ФИО11, Чибрикова ФИО12 к государственному учреждению - Управлению Пенсионного Фонда РФ в Приволжском районе Самарской области о назначении ежемесячной денежной выплаты, в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны,
УСТАНОВИЛ:
Чибрикова М.И., Чибриков Г.Ю. обратились в суд с иском к ГУ Управление Пенсионного фонда РФв Приволжском районе Самарской области о возложении обязанности назначить им, как родителям погибшего военнослужащего срочной службы при выполнении боевой задачи в районе боевых действий в Республике Дагестан, ежемесячную денежную выплату в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны, начиная с 01.01.2005 года с учетом индексации в установленном законом порядке.
В судебном заседании истица Чибрикова М.И. в своих интересах и в интересахЧибрикова Г.Ю. пояснила, что их сын Чибриков ФИО13, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, призванный в Вооруженные силы Российской Федерации военным комиссариатом <адрес>. Проходил военную службу в с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Погиб трагически ДД.ММ.ГГГГ при выполнении боевых задач на территории Республики <адрес>. Захоронен на кладбище <адрес>. Всвязи с гибелью сына Военным комиссариатом <адрес> им была выдана справка о праве на льготы от ДД.ММ.ГГГГ, предусмотренные законодательством, и установлены льготы для родителей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы как для участников Великой Отечественной войны, предусмотренные Законом СССР от 01.08 1989г. № «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения». Федеральным законом № 122-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ льготы в натуральном виде были заменены ежемесячной денежной компенсацией, размер которой установлен в соответствии с пп.4 п.4 ст.23.1 ФЗ «О ветеранах» по категории члену семьи погибшего ветерана боевых действий в размере 600 рублей, (в настоящее время с учетом индексации 927 руб.), а пп.2 п.4 ст.23.1 этого же Закона, для участников Великой Отечественной войны, установлен в сумме 1050 рублей (в настоящее время с учетом индексации 2316 рублей). Согласно Перечню граждан, имеющих право на получение ежемесячной денежной выплаты, определенного законодательством РФ, им была назначена ЕДВ с ДД.ММ.ГГГГ - бессрочно по категории член семьи военнослужащего, погибшего при исполнении служебных обязанностей, в размере 600 рублей, (в настоящее время с учетом индексации 927 руб.). Федеральный Закон от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах», предусматривающий льготы и социальную защиту различным категориям льготников, в том числе по ст.21 членам семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны, участников ВОВ и ветеранов боевых действий не отменял ранее действующий Закон СССР № от ДД.ММ.ГГГГ «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения». И по Федеральному Закону от ДД.ММ.ГГГГ №:ФЗ «О ветеранах» ст.23.1. п.2 и п.З она имеет право выбора того или иного федерального закона или нормативного акта, который предусматривает более высокий размер выплат. При этом, военнослужащим срочной военной службы при призыве на действительную военную службу не был установлен статус «ветеран боевых действий». Следовательно, на момент гибели его правовым статусом был статус «военнослужащий, погибший при исполнении служебных обязанностей», а не «Ветеран боевых действий». Ст. 7 Закона СССР № от ДД.ММ.ГГГГ «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» предусматривает распространение на родителей и жен военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо в следствии заболевания, связанного с пребыванием на фронте, льготы, установленные для участников ВОВ из числа военнослужащих, кем их сын и являлся. В соответствии с Определением Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-О-П ежемесячная денежная выплата, устанавливаемая женам военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, у которых до ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с Закон СССР «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» возникло ибыло реализовано право пользования льготами, предусмотренными для участников ВОВ из числа военнослужащих, не может быть ниже размера данной выплаты назначаемой в настоящее время в соответствии с пп.2 п.4 ст.23.1 ФЗ «О ветеранах» участник ВОВ.ЕДВ представляет собой неотъемлемую составляющую часть социальной поддержки ветеранов ичленов их семей, по своей правовой природе она направлена на восполнение потерь дляграждан, ранее являвшихся получателями натуральных льгот и гарантий. При обращении в УПФ РФв <адрес> о назначении им ежемесячной выплаты, приравненной к выплатамучастников ВОВ, истцам былоотказано в связи с тем, что смерть их сына наступила после ДД.ММ.ГГГГ и«правовых оснований для осуществления ежемесячной денежной выплаты в размере, предусмотренном для участников Великой Отечественной войны, согласно Определения Конституционного Суда от 04.04.2007г. №-О-П» у них не имеется. Считает данный отказ необоснованным,в связи с чем, просит исковые требования удовлетворить.
Представитель ответчика Быкова В.А., действующий на основании доверенности, в судебномзаседании исковые требования не признал и пояснила, что сын истцов погиб ДД.ММ.ГГГГ, уже после вступления в действие Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №5-ФЗ «О ветеранах». Данный закон устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов РФ в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, актуальную деятельность, почет и уважение в обществе. Льготы, предусмотренные данным законом для отдельных категорий граждан, предоставляются дифференцированно с учетом их заслуг перед Отечеством. С ДД.ММ.ГГГГ у истцов возникло право на льготы, предусмотренные для членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий. Определение Конституционного Суда от ДД.ММ.ГГГГ №-О-П касается родителей и жен военнослужащих погибших при исполнении обязанностей военной службы, у которых до ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Законом СССР «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» возникло и было реализовано право пользования льготами, предусмотренными для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, поэтому истцы право на ежемесячную денежную выплату в размере, предусмотренном для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих не имеет. Считает, что правовых оснований для установления ежемесячной денежной выплаты в размер предусмотренном для участников Великой Отечественной войны, согласно ОКС №-О-П не имеется, в связи с чем, просит в удовлетворении исковых требований отказать.
Суд, выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, считает, что исковые требования Чибриковой М.И. и Чибрикова Г.Ю. подлежат частичному удовлетворению.
Ст. 7 Закона СССР № от ДД.ММ.ГГГГ «О неотложных мерах поулучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» предусматривает распространение на родителей и жен военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, льготы, установленные для участников ВОВ из числа военнослужащих.
Судом установлено, что сын истцов Чибриков ФИО14, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, призванный в Вооруженные силы Российской Федерации военным комиссариатом <адрес>. Проходил военную службу в с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Погиб трагически ДД.ММ.ГГГГ при выполнении боевых задач на территории Республики <адрес>. Захоронен на кладбище <адрес>. Извещение о смерти сына было выдано за исходящим номером 2/450 от ДД.ММ.ГГГГ Истцам было выдано удостоверение о праве на льготы, установленные законодательством для родителей и жен погибших военнослужащих и свидетельство о смерти от ДД.ММ.ГГГГ Таким образом, право на льготы у истцов возникло ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается также справкой от ДД.ММ.ГГГГ выданной военным комиссариатом, выданной Военным комиссариатом <адрес> по Безенчукскому, Приволжскому и <адрес>м.
До вступления в действие Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ истцы пользовались льготами наравне с участниками Великой Отечественной войны, а именно: 50% оплаты жилья и коммунальных услуг, 50% оплаты газа и электроэнергии, 50% оплаты за телефон, бесплатное получение лекарств, бесплатный проезд на всех видах городского пассажирского транспорта, на автомобильном транспорте общего пользования пригородных и междугородных маршрутов, бесплатное санаторно-курортное лечение.
В соответствии со статьей 7 Закона СССР № 313-1 от 01.08.1989г. «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» на истцов распространялись льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны.
В связи с принятием Федерального закона от 22.08.2004г. № 122-ФЗ «О ветеранах» натуральные льготы были заменены ежемесячной денежной компенсацией.
Истцам была установлена ежемесячная денежная выплата 600 рублей (в настоящее время в связи с индексацией 927 рублей) по категории член семьи погибшего военнослужащего.
Закон СССР «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения», распространив льготы установленные для участников ВОВ из числа военнослужащих, на родителей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, признал тем самым их особый правовой статус и соответствующий этому статусу уровень социальной защиты, которые впоследствии, в том числе в связи с принятием ФЗ «О ветеранах», не пересматривали и подвергались сомнению компетентными государственными органами, что основывалось, в частности, на предписаниях п.З ст. 11названного Федерального Закона (в редакции, действовавшей до 01.01.2005 г.), согласно которому права и льготы, а также другие меры социальной защиты ветеранов и членов их семей, ранее установленные законодательством СССР и законодательством РФ, не могут быть отменены без равноценной замены. Признание данной нормы абзацем 2 п.6 ст.44 ФЗ от 22.08.2004г. № 122-ФЗ утратившей силу не означает, что законодатель отказался от ранее принятой обязанности обеспечивать для отдельных категорий граждан определенный прежним правовым регулированием уровень социальной защиты, и не может рассматриваться как допускающая снижение объема мер социальной защиты родителей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, которыми они пользовались до 01.01.2005 г. с учетом приобретенного ими в соответствии с союзным законодательством правового статуса. Иное означало бы произвольную отмену ряда ранее установленных для данной категории граждан прав, льгот и гарантий, отказ государства от принятых на себя публично-правовых обязательств перед ними без предоставления равноценной компенсации.
Федеральный закон от 22.08.2004г. № 122-ФЗ принят, согласно его преамбуле в целях защиты прав и свобод граждан РФ, а также решения задач по обеспечению конституционногопринципа равенства прав и свобод человека и гражданина, повышению материального благосостояния граждан, обеспечению экономической безопасности государства и приведению системы социальной защиты граждан, которые пользуются льготами и социальными гарантиями и которым предоставляются компенсации, в соответствие с принципами правового государства с социально ориентированной рыночной экономикой, нормы данного закона должны реализовываться в соответствии с положениями, закрепленными в его преамбуле, и не могут использоваться для умаления прав и законных интересов человека и гражданина.
Кроме того, согласно п.З ст. 11 ФЗ «О ветеранах», установленные ранее для ветеранов и членов их семей законодательством СССР и законодательством РФ права и льготы и другие меры социальной защиты не могут быть отменены без их равноценной замены.
По смыслу ст.23.1 ФЗ «О ветеранах» (в редакции ФЗ от 22.08.2004г. № 122. с принятием которого система мер социальной защиты ветеранов была преобразована в систему социальной поддержки), ежемесячная денежная выплата представляет собой неотъемлемую составляющую часть социальной поддержки ветеранов и членов их семей, по своей правовой природе она направлена на восполнение потерь для граждан, ранее являвшихся получателями натуральных льгот и гарантий, и, таким образом, на обеспечение гарантирования стабильности их юридического статуса.
Поэтому, предусмотренный взамен части ранее установленных в натуральной форме социальных гарантий компенсаторный механизм покрытия соответствующих потерь (в денежном выражении) должен обеспечивать лицам, признанным законодателем обладателями особого правового статуса, реальные возможности располагать социальными благами, включая денежные компенсации, в объеме, сопоставимом с объемом ранее предоставлявшейся им социальной защиты в натуральной форме.
Согласно Определению Конституционного суда РФ от 04.04.2007г. № 331-О-П, взаимосвязанные положения ст.23.1 Федерального закона РФ «О ветеранах» и п.19 ст.44 Федерального закона РФ от 22.08.2004г. № 122-ФЗ не допускают в рамках длящихся правоотношений установление женам военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, у которых до 01.01.2005г. в соответствии с Законом СССР «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального, обслуживания населения» возникло и было реализовано право пользования льготами, предусмотренными для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, ежемесячной денежной выплаты в размере ниже размера данной выплаты, назначаемой в настоящее время в соответствии с подпунктом 2 пункта 4 ст.23.1 Федерального закона РФ «О ветеранах» участникам Великой Отечественной войны.
Следовательно, взаимосвязанные положения ст.23.1 ФЗ «О ветеранах» (в редакции ФЗ oт 22.08.2004 г. № 122-ФЗ) и пункта 19 ст.44 ФЗ от 22.08.2004г. № 122-ФЗ не могут рассматриваться, как позволяющие устанавливать ежемесячную денежную выплату родителям военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, без учета ранее приобретенного ими правового статуса и обусловленного им объема льгот, которым они пользовались до 01. 01 2005г. в соответствии с предписаниями ФЗ «О ветеранах» и Закона СССР «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального, обслуживания населения» (ст.7), то есть данная социальная выплата для этой категории граждан подлёжит назначению в размере не ниже установленного для участников Великой Отечественной войны.
Ответчик обосновывает свою позицию тем, что поскольку смерть ЧибриковаА.Г. наступила после вступления в силу Федерального закона РФ от 12.01.1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах», у истцов не возникло и не было реализовано право на льготы наравне с участниками Великой Отечественной войны, на момент действия Закона СССР от 01.08.1989г. № 313-1 истец не могла воспользоваться льготами, установленными для участников Великой Отечественной войны, поэтому Чибрикова М.И. и Чибриков Г.Ю. не имеют права на установление ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) с учетом Определения Конституционного Суда РФ от 04.04.2007г. № 331-О-П.
Суд считает спорным толкование ответчиком Определения Конституционного суда РФ от 04.04.2007г. № 331-О-П по следующим основаниям.
Право на льготы у истца возникло 16.08.1999 г., с момента гибели их сына, то есть до 01.01.2005г.
Право на льготы было реализовано до 01.01.2005г., что подтверждается документами, следовательно, согласно Определению Конституционного суда РФ от 04.04.2007г. № 331-О-П, все правоприменительные решения в отношении истцов в истолковании, расходящимся с их конституционно-правовым смыслом, выявленным в указанном Определении, подлежат пересмотру в установленном порядке.
В связи с тем, что объем льгот, получаемых истцами как членами семьи погибшего военнослужащего, до 01.01.2005 г. соответствовал объему льгот участников ВОВ, следовательно, компенсация этих льгот в денежной форме (927 рублей) не может считаться равноценной.
При таких обстоятельствах, когда установлено, что сын истцов погиб при исполнении обязанностей военной службы, а также истцы пользовались ранее льготами, предусмотренными для участников Великой Отечественной войны, то им должна быть предоставлена ежемесячная денежная выплата в размере, установленной для участников ВОВ.
То обстоятельство, что Чибриков А. Г. погиб после введения в действие Федерального закона «О ветеранах», само по себе не лишает его родителей прав на льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, согласно Закону СССР № от 01.08.1989г. «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения».
Вместе с тем суд полагает, что перерасчет ЕДВ необходимо произвести с 01.01.2005 года с учетом применения срока исковой давности, поскольку данные выплаты по своей природе являются пенсионными выплатами и производятся пенсионными органами, а вины ответчика в выплате ЕДВ в размере 927 рублей не имеется, поскольку данные обстоятельства обусловлены разночтениями в применении законодательства, регулирующего данные вопросы, подтверждением чему является позиция Конституционного Суда РФ, изложенная в более поздних определениях от 19.03.2009г. и от 16.04.2009г.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Чибриковой ФИО15, Чибрикова ФИО16 удовлетворить частично.
Признать за Чибриковой ФИО17, Чибрикова ФИО18 право на ежемесячные денежные выплаты в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> произвести расчет и выплату в пользу Чибриковой ФИО19, Чибрикову ФИО20 ежемесячных денежных выплат, установленных для участников Великой Отечественной войны, начиная с 12.02.2010 года с учетом индексации в установленном законом порядке.
В остальной части иска Чибриковой М.И.иЧибрикову Г.Ю. отказать.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляции, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, в Самарский областной суд через Приволжский районный суд.
Судья Ф.Н.Садретдинов