РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ Р. Ф.
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Ленинский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Фоминой И.А. при секретаре Логуновой И.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по заявлению Счетной палаты С. <адрес> об оспаривании решений, действий службы государственного финансового контроля С. <адрес>,
УСТАНОВИЛ:
Счетная палата С. <адрес> обратилась в суд с заявлением об оспаривании решений, действий службы государственного финансового контроля С. <адрес>, указав, что службой государственного финансового контроля С. <адрес> (далее – Г.) в соответствии с приказом от ДД.ММ.ГГГГ № в Счетной палате С. <адрес> (далее – Счетная палата) проводится плановая проверка, осуществляемая на основании плана проверок соблюдения законодательства о контрактной системе, проводимой службой государственного финансового контроля С. <адрес>, на второе полугодие 2015 года на основании подпункта «а» пункта 2 части 3 статьи 99 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ). По данной проверке истребованные указанным органом документы Счетной палатой представлены в полном объеме.
Между тем, в ходе этой проверки Г. были истребованы документы и информация, не относящиеся к предмету проверки, проводимой на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ № 6, поскольку Г. были затребованы документы и информация, относящиеся к предмету проверки в соответствии с частью 8 статьи 99 Федерального закона № 44-ФЗ.
ДД.ММ.ГГГГ Г. также издано распоряжение № 35, которым назначена плановая проверка соблюдения Счетной палатой С. <адрес> как государственным заказчиком законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с частью 8 статьи 99 Федерального закона № 44-ФЗ со сроком проведения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Однако, по мнению Счетной палаты, распоряжения, предписание, запросы, изданные Г. и его должностными лицами на основании ч.8 ст.99 ФЗ № 44-ФЗ, нарушают права и законные интересы Счетной палаты, поскольку приняты в нарушение установленного законом порядка, с нарушением процедуры проведения проверки, которая назначена и проводится без постановления С. Губернской Думы о назначении временной комиссии С. Губернской Думы, при этом на Счетную палату незаконно возложена обязанность предоставить документы, пояснения, сведения (информацию), за непредставление которых наступает административная ответственность юридических лиц и его должностных лиц. Кроме того, выданное предписание руководителя ревизионной группы Г. от ДД.ММ.ГГГГ № не соответствует принципам конкретности и правовой определенности, не отвечает критерию исполнимости, поскольку не содержит перечня действий, которые Счетная палата должна совершить или от совершения которых должна воздержаться, соответственно, является незаконным.
Также Счетная палата считает, что распоряжение Г. от ДД.ММ.ГГГГ № о проведении плановой проверки, распоряжение Г. от ДД.ММ.ГГГГ № о продлении плановой проверки, предписание от ДД.ММ.ГГГГ № не соответствуют закону и нарушают права Счетной палаты поскольку, перечисленные вопросы контроля в сфере закупок одновременно относятся к контролю за использованием бюджетных средств, т.к. государственные заказчики как получатели бюджетных средств принимают бюджетные обязательства путем заключения государственных контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (пункт 3 статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
На основании изложенного, Счетная палата с учетом уточнений просила суд признать незаконными действия Г. и его должностных лиц
по истребованию документов, подтверждающих правильность определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта; информации о применении мер ответственности и совершения иных действий, в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта; актов выполненных работ, иных документов, подтверждающих исполнение государственных контрактов (гражданско-праовых договоров), на основании уведомления о проведении плановой проверки от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты>, подписанного руководителем управления контрактного аудита Г. Ульченко Н.В., а также документов на основании запросов от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты>, от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты>, подписанных руководителем инспекции Митрофановым С.В.;
по требованию (письму) от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты>, подписанному руководителем инспекции Митрофановым С.В., о проведении осмотра бутилированной воды в рамках исполнения контракта № <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ с доступом во все помещения, в которых установлена (расположена) указанная вода;
фактическому осмотру поставленного товара, выразившемуся в проведении ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ визуального осмотра поставленной бутилированной воды по государственному контракту № <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ на предмет соответствия данного товара условиям контракта, проведенного в ходе проверки закупок на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ № 6;
составлению актов от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ визуального осмотра поставленной бутилированной воды по контракту № <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ на предмет соответствия данного товара условиям контракта.
Признать незаконными и недействительными со дня принятия
распоряжение службы государственного финансового контроля С. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О проведении плановой проверки соблюдения Счетной палатой С. <адрес>, как государственным заказчиком, законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с частью 8 статьи 99 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,
распоряжение службы государственного финансового контроля С. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О продлении периода осуществления контрольных действий плановой проверки соблюдения Счетной палатой С. <адрес> как государственным заказчиком законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с частью 8 статьи 99 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Признать недействительным со дня вынесения предписание от ДД.ММ.ГГГГ № о необходимости восстановления бюджетного (бухгалтерского) учета или устранении выявленных нарушений в бюджетном (бухгалтерском) учете либо устранении иных обстоятельств, делающих невозможным дальнейшее проведение контрольного мероприятия, вынесенное руководителем ревизионной группы службы государственного финансового контроля С. <адрес>.
В судебном заседании представители Счетной палаты С. <адрес> по доверенности Кочаненко Е.П., Андриянов С.В. поддержали заявленные требования по выше изложенным основаниям.
Представители Г. С. <адрес> по доверенности Пузиков Р.Н., Бородин С.С., Митрофанов С.В. заявленные требования не признали, просили суд в их удовлетворении отказать.
Представители С. Губернской Думы по доверенности Блинова М.С., Трошина М.В. не возражали против удовлетворения требований Счетной палаты С. <адрес>.
Представитель Счетной палаты Российской Федерации в судебное заседание не явился, представил отзыв, в котором просил суд удовлетворить заявление Счетной палаты С. <адрес>, рассмотреть дело в отсутствие представителя Счетной палаты Российской Федерации.
Изучив материалы дела с учетом доводов лиц, участвующих в деле, суд приходит к выводу о том, что требования Счетной палаты С. <адрес> являются обоснованными и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п.п. «а» п.2 ч.3 ст.99 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" контроль в сфере закупок, за исключением контроля, предусмотренного частями 5, 8 и 10 настоящей статьи, с учетом части 4 настоящей статьи осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, путем проведения плановых проверок в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений при осуществлении закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, в отношении специализированных организаций, выполняющих в соответствии с настоящим Федеральным законом отдельные полномочия в рамках осуществления закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации.
Частью 8 ст. 99 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предусмотрено, что органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи) в отношении:
1) соблюдения требований к обоснованию закупок, предусмотренных статьей 18 настоящего Федерального закона, и обоснованности закупок;
2) соблюдения правил нормирования в сфере закупок, предусмотренного статьей 19 настоящего Федерального закона;
3) обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график;
4) применения заказчиком мер ответственности и совершения иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
5) соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта;
6) своевременности, полноты и достоверности отражения в документах учета поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги;
7) соответствия использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки.
Исходя из требований ч.9 ст. 99 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", контроль в сфере закупок в соответствии с частью 8 настоящей статьи осуществляется в целях установления законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок, достоверности учета таких расходов и отчетности в соответствии с настоящим Федеральным законом, Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации:
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, в отношении закупок для обеспечения федеральных нужд;
органом государственного финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в отношении закупок для обеспечения нужд Российской Федерации;
органом муниципального финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) местной администрации, в отношении закупок для обеспечения муниципальных нужд.
В соответствии с п.1.1 Постановления Правительства С. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № "О формировании службы государственного финансового контроля С. <адрес> и реорганизации аппарата Правительства С. <адрес>" (вместе с "Положением о службе государственного финансового контроля С. <адрес>") служба государственного финансового контроля С. <адрес> является органом исполнительной власти С. <адрес>, сформированным Правительством С. <адрес> для осуществления внутреннего государственного финансового контроля и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Служба является органом внутреннего государственного финансового контроля и органом исполнительной власти С. <адрес>, уполномоченным на осуществление контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд С. <адрес>, а также в случаях, предусмотренных действующим законодательством, для обеспечения муниципальных нужд муниципальных образований в С. <адрес>.
На основании Приказа Службы государственного финансового контроля С. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 16-общ "Об утверждении Административного регламента исполнения государственной функции по осуществлению государственного финансового контроля" государственная функция исполняется службой государственного финансового контроля С. <адрес>, являющейся органом исполнительной власти С. <адрес>, сформированным Правительством С. <адрес> для осуществления внутреннего государственного финансового контроля, в рамках полномочий, установленных Положением о службе государственного финансового контроля С. <адрес>, утвержденным Постановлением Правительства С. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № "О формировании службы государственного финансового контроля С. <адрес> и реорганизации аппарата Правительства С. <адрес>" (п.1.2.).
Согласно ст.218 Кодекса административного судопроизводства (далее – КАС РФ), гражданин организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из материалов дела следует, что службой государственного финансового контроля С. <адрес> в соответствии с приказом от ДД.ММ.ГГГГ № в Счетной палате С. <адрес> проводится плановая проверка, срок проведения проверки с ДД.ММ.ГГГГ по 09.08.2015.
Данная проверка осуществляется на основании плана проверок соблюдения законодательства о контрактной системе, проводимой службой государственного финансового контроля С. <адрес>, на второе полугодие 2015 года, в котором указано, что основанием проведения проверки является подпункт «а» пункта 2 части 3 статьи 99 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ).
По данной проверке истребованные Г. документы Счетной палатой представлены в полном объеме.
В ходе указанной проверки не были представлены документы и информация, не относящиеся к предмету проверки, проводимой на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты>, поскольку Г. были затребованы документы и информация, относящиеся к предмету проверки в соответствии с частью 8 статьи 99 Федерального закона № 44-ФЗ, о чем Счетной палатой было указано в письмах от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты>, от ДД.ММ.ГГГГ №<данные изъяты>, направленных в Г..
ДД.ММ.ГГГГ Г. издано распоряжение № 35, которым назначена плановая проверка соблюдения Счетной палатой С. <адрес> как государственным заказчиком, законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с частью 8 статьи 99 Федерального закона № 44-ФЗ со сроком проведения с ДД.ММ.ГГГГ по 03.08.2015.
В распоряжении Г. от ДД.ММ.ГГГГ № указано, что проверка проводится в соответствии с частью 8 статьи 99 Федерального закона № 44-ФЗ, Порядком осуществления полномочий службой государственного финансового контроля С. <адрес> по внутреннему государственному финансовому контролю, утвержденным постановлением Правительства С. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 748.
Для проверки сформирована ревизионная группа в составе сотрудников Г.. В качестве основания принятия решения о проведении плановой проверки указан план работы Г. по проведению контрольных мероприятий на 2015 год.
Распоряжением Г. от ДД.ММ.ГГГГ № «О продлении периода осуществления контрольных действий плановой проверки соблюдения Счетной палатой С. <адрес> как государственным заказчиком законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с частью 8 статьи 99 Федерального закона № 44-ФЗ период осуществления контрольных действий при проведении вышеуказанной плановой проверки продлен до 14.08.2015.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № руководитель ревизионной группы Г. уведомил Счетную палату о том, что проведение вышеуказанной проверки приостановлено распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ № 35/2.
Судом установлено, что в ходе проверки Г. были запрашены в устном и письменном порядке (в том числе запросы от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты>, от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты>) документы, касающиеся фактического использования средств областного бюджета (копии актов на освидетельствование скрытых работ, ведомостей объемов работ, письменные пояснения о применении единичных расценок и др.), финансово-хозяйственной деятельности Счетной палаты (в том числе учетная политика Счетной палаты), а также предъявлены требования о проведении контрольных обмеров фактически выполненных ремонтных работ по государственным контрактам от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты> и от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты>.
Г. ДД.ММ.ГГГГ в связи с отказом в проведении контрольного обмера объемов работ, выполненных в рамках государственных контрактов от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты>, от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты>, в предоставлении документов (копий ведомостей объемов работ, накладных на материалы и оборудование, актов освидетельствования скрытых работ по вышеуказанным государственным контрактам) составлены и вручены Счетной палате акты по факту противодействия в проведении плановой проверки соблюдения Счетной палатой законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с частью 8 статьи 99 Федерального закона № 44-ФЗ.
Счетной палате также выдано предписание от ДД.ММ.ГГГГ № о необходимости восстановления бюджетного (бухгалтерского) учета или устранении выявленных нарушений в бюджетном (бухгалтерском) учете либо устранении иных обстоятельств, делающих невозможным дальнейшее проведение контрольного мероприятия.
Согласно предписанию от ДД.ММ.ГГГГ № 1, Счетной палатой не были представлены затребованные документы в соответствии с запросами от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты>, от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты>, а также было отказано в проведении контрольного обмера объемов работ в рамках государственных контрактов от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты>, от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты>. Счетной палате в соответствии с постановлением Правительства С. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении порядка осуществления полномочий службой государственного финансового контроля С. <адрес> по внутреннему государственному финансовому контролю» предписано «устранить вышеуказанные обстоятельства, делающие невозможным дальнейшее проведение контрольного мероприятия».
ДД.ММ.ГГГГ Г. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и проведении административного расследования (№ АД-<данные изъяты>).
Судом проверены доводы Счетной палаты об оспаривании решений, действий Г. по проведению проверки на основании ч.8 ст.99 ФЗ № 44-ФЗ.
Согласно п.1.3 Приказа Службы государственного финансового контроля С. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 16-общ "Об утверждении Административного регламента исполнения государственной функции по осуществлению государственного финансового контроля", государственная функция исполняется в соответствии со следующими нормативными правовыми актами: Конституцией Российской Федерации; Бюджетным кодексом Российской Федерации; Градостроительным кодексом Российской Федерации; Гражданским кодексом Российской Федерации; Земельным кодексом Российской Федерации; Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях; Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"; Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"; Уставом С. <адрес>; Законом С. <адрес> "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в С. <адрес>"; постановлением Правительства С. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № "О формировании службы государственного финансового контроля С. <адрес> и реорганизации аппарата Правительства С. <адрес>"; постановлением Правительства С. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № "Об утверждении Порядка осуществления полномочий службой государственного финансового контроля С. <адрес> по внутреннему государственному финансовому контролю".
В соответствии с п.1-4 ст.219 Бюджетного кодекса РФ исполнение бюджета по расходам осуществляется в порядке, установленном соответствующим финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом), с соблюдением требований настоящего Кодекса.
Исполнение бюджета по расходам предусматривает: принятие бюджетных обязательств; подтверждение денежных обязательств; санкционирование оплаты денежных обязательств; подтверждение исполнения денежных обязательств.
Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств.
Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.
Согласно п.4 ст.266.1 Бюджетного кодекса РФ проверка расходов Счетной палаты Российской Федерации за отчетный финансовый год осуществляется в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации".
В ч.3 ст. 41 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" указано, что контроль за использованием Счетной палатой средств федерального бюджета осуществляется на основании решений Президента Российской Федерации, постановлений Совета Федерации и (или) постановлений Государственной Думы.
В соответствии со ст.20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" финансовое обеспечение деятельности контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, финансовое обеспечение деятельности контрольно-счетного органа муниципального образования - за счет средств местного бюджета. Финансовое обеспечение деятельности контрольно - счетных органов предусматривается в объеме, позволяющем обеспечить возможность осуществления возложенных на них полномочий.
Контроль за использованием контрольно-счетными органами бюджетных средств, государственного или муниципального имущества осуществляется на основании постановлений (решений) законодательных (представительных) органов.
Каких-либо изъятий статья 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 6-ФЗ не содержит.
Аналогичная норма закреплена в ст.21 Закона С. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 86-ГД "О Счетной палате С. <адрес> и отдельных вопросах деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований, расположенных на территории С. <адрес>", согласно которой финансовое обеспечение деятельности Счетной палаты осуществляется за счет областного бюджета в объеме, позволяющем обеспечить возможность осуществления возложенных на нее полномочий.
Контроль за использованием Счетной палатой средств областного бюджета и имущества С. <адрес> осуществляется на основании постановления Думы.
Для проведения контроля за использованием Счетной палатой средств областного бюджета и имущества С. <адрес> Думой образуется временная комиссия в соответствии с Законом С. <адрес> "О С. Губернской Думе" и Регламентом Думы.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона С. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 86-ГД «О Счетной палате С. <адрес> и отдельных вопросах деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований, расположенных на территории С. <адрес>» Счетная палата является постоянно действующим органом внешнего государственного финансового контроля, образуемым С. Губернской Думой и подотчетным ей.
Между тем, Г. в С. Губернскую Думу в целях инициирования соответствующей проверки и создания временной комиссии не обращался, что подтвердили в судебном заседании представители С. Губернской Думы.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что проверочные мероприятия на основании ч.8 ст.99 Федерального закона № 44-ФЗ проведены Г. в нарушение требований ст. 20 Федерального закона № 6-ФЗ, ст.21 Закона С. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 86-ГД, соблюдение которых, по мнению суда, является обязательным для проведения контроля за использованием Счетной палатой средств областного бюджета и имущества С. <адрес>.
Данная гарантия призвана обеспечить реализацию принципа организационной и функциональной независимости Счетной палаты С. <адрес>, осуществляющей свою деятельность самостоятельно.
Доводы представителей Г. о том, что проверка на основании ч.8 ст.99 Федерального закона № 44-ФЗ проводится в отношении Счетной палаты, как заказчика в рамках осуществления закупок и заключения государственных контрактов, что проверяли исполнение государственных контрактов (факт поставки воды, количество поставленной воды, соответствие цели поставки), суд не принимает во внимание.
Частью 3 статьи 99 Федерального закона № 44-ФЗ определены общие положения об осуществлении контроля в сфере закупок уполномоченными на это федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Указанной нормой предусмотрено, что данными органами, уполномоченными на проведение контроля в сфере закупок, осуществляется контроль в сфере закупок путем проведения плановых проверок, за исключением контроля, предусмотренного частью 8 статьи 99 Федерального закона № 44-ФЗ.
Перечисленные в части 8 статьи 99 вопросы контроля в сфере закупок одновременно относятся к контролю за использованием бюджетных средств, поскольку государственные заказчики как получатели бюджетных средств принимают бюджетные обязательства путем заключения государственных контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (пункт 3 статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В силу части 9 статьи 99 Федерального закона № 44-ФЗ контроль в сфере закупок в соответствии с частью 8 статьи 99 Федерального закона № 44-ФЗ осуществляется в целях установления законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок, достоверности учета таких расходов и отчетности в соответствии с настоящим Федеральным законом, Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Таким образом, Федеральный закон № 44-ФЗ разделяет полномочия и направления контроля в сфере закупок, проводимого органом исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, путем проведения плановых проверок в отношении заказчиков и других лиц на основании п.п. «а» п.2 ч.3 ст.99 Федерального закона № –ФЗ, и органом внутреннего государственного финансового контроля путем проведения контрольных мероприятий (проверки) в целях установления законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок, достоверности учета таких расходов и отчетности, на основании ч.8 ст.99 Федерального закона № –ФЗ.
Счетная палата в силу статьи 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации относится к участникам бюджетного процесса, поскольку является получателем средств областного бюджета, и принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и осуществляет оплату соответствующих денежных обязательств.
В судебном заседании представитель Г. пояснил, расходование Счетной палатой бюджетных средств возможно путем выплаты заработной платы, уплаты налогов, заключения государственных контрактов, иных способов расходования бюджетных средств у Счетной палаты нет.
Учитывая изложенное, использование средств бюджета Счетной палатой означает принятие бюджетных обязательств посредством осуществления закупок товаров (работ, услуг) в порядке, установленном Федеральным законом № 44-ФЗ, подтверждение и оплату денежных обязательств, что в силу положений Бюджетного кодекса Российской Федерации является исполнением бюджета по расходам (статьи 6, 161, 162, 219, 221 БК РФ), в связи с чем проверка на основании ч.8 ст.99 Федерального закона № 44-ФЗ должна осуществляться с учетом требований ст.20 Федерального закона № 6-ФЗ и ст.21 Закона С. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 86-ГД.
Ссылка представителей Г. на письмо прокуратуры С. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ИсИНнд-<данные изъяты> доводы представителей Г. о соблюдении порядка проверки по ч.8 ст.99 Федерального закона № 44-ФЗ не подтверждает.
По запросу суда в гражданское дело представлен ответ прокуратуры области за подписью заместителя прокурора области Галузина А.Ф. на обращение заместителя председателя правительства С. <адрес> - Руководителя службы Г. Михеевой О.А. по вопросу участия прокуратуры области в проверке соблюдения законодательства о контрактной системе в Счетной палате С. <адрес>.
Из ответа прокуратуры области от ДД.ММ.ГГГГ следует, что осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд закреплены в сть72 Бюджетного кодекса РФ, осуществление закупок является одним их способов расходования бюджетных средств. При этом в ответе приведены положения ч.2 ст.20 Федерального закона № 6-ФЗ и ч.2 ст.21 Закона С. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты>.
В обоснование позиции Г. имеется лишь ссылка на постановление ФАС <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты> по делу № <данные изъяты>, принятого на основании Федерального закона № 94-ФЗ, утратившего силу с 01.01.2014, а также разъяснена возможность привлечения должностных лиц Счетной палаты к административной ответственности.
При таких обстоятельствах суд считает, что оспариваемыми решениями, действиями Г. нарушены права и законные интересы Счетной палаты, при проведении проверки на основании ч.8 ст.99 Федерального закона № 44-ФЗ не соблюдены требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия Г. на принятие оспариваемых решений и совершение оспариваемых действий, а также устанавливающих основания для принятия оспариваемых решений, совершения оспариваемых действий, в связи с чем требования Счетной палаты С. <адрес> являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, суд, руководствуясь ст.ст.177, 227 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Заявление Счетной палаты С. <адрес> об оспаривании решений, действий службы государственного финансового контроля С. <адрес> удовлетворить.
Признать незаконными действия службы государственного финансового контроля С. <адрес> и его должностных лиц по истребованию документов, подтверждающих правильность определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта; информации о применении мер ответственности и совершения иных действий, в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта; актов выполненных работ, иных документов, подтверждающих исполнение государственных контрактов (гражданско-правовых договоров), на основании уведомления о проведении плановой проверки от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты>, подписанного руководителем управления контрактного аудита Г. Ульченко Н.В., а также документов на основании запросов от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты>, от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты>, подписанных руководителем инспекции Митрофановым С.В.; по требованию (письму) от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты>, подписанному руководителем инспекции Митрофановым С.В., о проведении осмотра бутилированной воды в рамках исполнения контракта № <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ с доступом во все помещения, в которых установлена (расположена) указанная вода; фактическому осмотру поставленного товара, выразившемуся в проведении ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ визуального осмотра поставленной бутилированной воды по государственному контракту №<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ на предмет соответствия данного товара условиям контракта, проведенного в ходе проверки закупок на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ № 6; составлению актов от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ визуального осмотра поставленной бутилированной воды по контракту № <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ на предмет соответствия данного товара условиям контракта.
Признать незаконными и недействительными со дня принятия распоряжение службы государственного финансового контроля С. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О проведении плановой проверки соблюдения Счетной палатой С. <адрес>, как государственным заказчиком, законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с частью 8 статьи 99 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»; распоряжение службы государственного финансового контроля С. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О продлении периода осуществления контрольных действий плановой проверки соблюдения Счетной палатой С. <адрес> как государственным заказчиком законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с частью 8 статьи 99 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Признать недействительным со дня вынесения предписание от 20.08.2015 № 1 о необходимости восстановления бюджетного (бухгалтерского) учета или устранении выявленных нарушений в бюджетном (бухгалтерском) учете либо устранении иных обстоятельств, делающих невозможным дальнейшее проведение контрольного мероприятия, вынесенное руководителем ревизионной группы службы государственного финансового контроля Самарской области.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 30 сентября 2015 года.
Судья И.А.Фомина
.