Дело № 12-27/2018
РЕШЕНИЕ
п. Чамзинка 24 октября 2018 г.
Судья Чамзинского районного суда Республики Мордовия Дубровина Е.Я., при секретаре судебного заседания Ивашкиной О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Тюляковой Е.Ю. на постановление заместителя главного государственного инспектора по охране природы по Республике Мордовия Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Мордовия №235-02/20 от 08 августа 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества «Мордовцемент»,
установил:
Постановлением заместителя главного государственного инспектора по охране природы по Республике Мордовия Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Мордовия №235-02/20 от 08 августа 2018 года акционерное общество «Мордовцемент» (далее – АО «Мордовцемент») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
Защитник АО «Мордовцемент» Тюлякова Е.Ю. обратилась в суд с жалобой на указанное постановление, в которой выражает несогласие в части размера назначенного административного наказания. Указывая на наличие исключительных обстоятельств в виде тяжелого имущественного и финансового положения АО «Мордовцемент», осуществляемого соответствующую деятельность в условиях экономического кризиса, имеющего значительные кредитные обязательства перед коммерческими банками, в отношении движимого и недвижимого имущества которого налоговыми органами приняты соответствующие обеспечительные меры ввиду доначисления сумм налогов в значительном размере, просит постановление изменить, назначить наказание в виде штрафа ниже минимального размера, предусмотренного статьей 8.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебном заседании Сатункин О.Б. доводы, изложенные в жалобе, поддержал, указав, что привлечение АО «Мордовцемент» к административной ответственности считает обоснованным и правомерным и вину в совершении юридическим лицом соответствующего административного правонарушения признает. С учетом обстоятельств, указанных в жалобе, просил назначенное наказание в виде штрафа изменить и назначить штраф менее минимального размера, предусмотренного санкцией соответствующей статьи.
Представители Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Мордовия Вовод С.Ю., Аляева М.С. пояснили, что соответствующие нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и природоохранных требований, допущенные АО «Мордовцемент», носят системный характер, в связи с чем считали, что оснований для применения положений статьи 4.1 КоАП Российской Федерации и назначения наказания в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи, не имеется. Вместе с тем не возражали против изменения постановления в части назначенного наказания и назначения наказания в виде штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи 8.2 КоАП Российской Федерации, пояснив, что по результатам проверки исполнения выданного предписания установлено устранение выявленного нарушения.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, судья приходит к следующим выводам.
Согласно статье 8.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с частью 2 статьи 11 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами, соблюдать требования по предупреждению аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации.
Согласно частям 2, 3, 4 статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» применительно к индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Лимиты на размещение отходов устанавливаются в соответствии с нормативами предельно допустимых воздействий на окружающую среду.
Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно частям 1, 2 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Запрещаются сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение отходов I - IV классов опасности и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.
Согласно пункту 3.7. СанПиН 2.1.7.1322-03. 2.1.7. Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 30.04.2003) при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия: временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке; поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.); поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.); по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями; поступление загрязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается.
Из материалов дела следует, что 18 июля 2018 г. Управлением Росприроднадзора по Республике Мордовия проведена плановая проверка акционерного общества «Мордовцемент», расположенного по адресу: Республика Мордовия, Чамзинский район, р.п. Комсомольский, в ходе которой выявлено несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами, а именно:
на территории локомотивного депо железнодорожного цеха на расстоянии 19,4 метров на северо-запад от угла кирпичного здания депо выявлено несанкционированное складирование отходов, содержащих нефтепродукты, на незащищенном почвенном грунте, относящихся к IV классу опасности (содержание нефтепродуктов 1,93%), площадь складирования составляет 7 х 3 метра;
на территории находящегося на консервации автотранспортного участка на асфальтированной поверхности выявлены металлические бочки объемом 200 литров в количестве 5 штук (3 – объемом 50 литров, 1 – объемом 30 литров), наполовину заполненные соответствующим веществом, на одной из которых находится отработанный масляный фильтр, при этом отход из емкости объемом 50 литров отнесен к III классу опасности;
на территории САЦЗ (участка бывшего карьероуправления) на открытом складе выявлено две металлические емкости по 2 метра кубических, переполненные отходами производства и потребления (металлолом, обрывки тканей, отходы пластмассы, бумага и картон), около которых в открытой металлической емкости объемом 30 литров находится смазка желтого цвета, при этом соответствующие отходы отнесены к III классу опасности.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения АО «Мордовцемент» постановлением заместителя главного государственного инспектора по охране природы по Республике Мордовия к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В подтверждение вины АО «Мордовцемент» в совершении указанного административного правонарушения в материалах дела имеются соответствующие письменные доказательства, а именно акт проверки №235 от 24 июля 2018 г., содержащий результаты отбора проб отходов (протокол отбора №68.286, №68.287), протокол об административном правонарушении №235/02-20 от 24 июля 2018 г.
Совокупность приведенных письменных доказательств по делу у судьи не вызывает сомнений, поскольку они последовательны, непротиворечивы и полностью согласуются как между собой, так и с пояснениями защитника Сатункина О.Б., не оспаривавшего факт совершения АО «Мордовцемент» соответствующего административного правонарушения и признавшего вину юридического лица в его совершении.
Указанные письменные доказательства судья находит относимыми, допустимыми, достоверными и достаточными, и, учитывая установленные обстоятельства несанкционированного складирования АО «Мордовцемент» отходов IV класса опасности в нарушение соответствующих СанПиН на незащищенном почвенном грунте, а также несоответствия места складирования соответствующих отходов действующему в АО «Мордовцемент» проекту нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, приходит к убеждению, что вывод должностного лица об установлении события административного правонарушения, а также о наличии в бездействии АО «Мордовцемент» состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП Российской Федерации, является обоснованным и правильным.
При этом судья учитывает, что административное дело рассмотрено уполномоченным должностным лицом с соблюдением правил родовой и территориальной подведомственности, постановление по административному делу отвечает требованиям, предъявляемым статьёй 29.10 КоАП Российской Федерации. Порядок привлечения к административной ответственности АО «Мордовцемент» и срок давности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП Российской Федерации, не нарушены.
При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств должностное лицо установило все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, правильно квалифицировав действия АО «Мордовцемент» по статье 8.2 КоАП Российской Федерации.
Обсуждая доводы жалобы защитника АО «Мордовцемент» о наличии соответствующих исключительных обстоятельств и необходимости снижения назначенного наказания ниже минимального размера, установленного статьей 8.2. КоАП Российской Федерации, судья приходит к следующим выводам.
Согласно статье 3.1. КоАП Российской Федерации административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
В соответствии с частями 1, 3 статьи 4.1. КоАП Российской Федерации административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Части 3.2., 3.3. статьи 4.1 КоАП Российской Федерации предусматривают, что при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
По смыслу приведенных правовых положений под исключительными обстоятельствами, связанными с имущественным и финансовым положением юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, следует понимать такие обстоятельства, при наличии которых назначение этому лицу штрафа в размере, предусмотренном санкцией соответствующей статьи, может повлечь неблагоприятные последствия, сопоставимые с фактическим прекращением деятельности юридического лица. Исполнение подобного рода административного наказания с учетом правовых позиций, изложенных в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2014 года № 4-П, следует рассматривать как чрезмерное вмешательство в экономическую деятельность хозяйствующего субъекта, несоразмерное административное принуждение.
Учитывая, что на протяжении производства по настоящему административному делу представитель юридического лица признавал вину, и на момент рассмотрения жалобы допущенные нарушения устранены, принимая во внимание отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств, в целях обеспечения баланса конституционно значимых ценностей и в интересах субъектов права, с учетом финансового положения юридического лица, имеющего долговые обязательства на общую сумму более восемнадцати миллиардов рублей, деятельность которого по итогам шести месяцев 2018 года являлась убыточной, с учетом обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, а также в целях исключения избыточного ограничения прав юридического лица, судья находит возможным снижение наказания ниже низшего предела, предусмотренного санкцией статьи 8.2. КоАП Российской Федерации, но до размера не менее половины минимального размера.
При таких обстоятельствах постановление административного органа от 08 августа 2018 года подлежит изменению в части назначения АО «Мордовцемент» административного наказания в виде административного штрафа со снижением суммы штрафа до 80 000 рублей, имея ввиду, что такое административное наказание наиболее адекватно общественной опасности совершенного правонарушения, его противоправной направленности, направлено на предупреждение совершения новых правонарушений и отвечает принципам соразмерности и справедливости.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.2-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░░░) ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ №235-02/20 ░░ 08 ░░░░░░░ 2018 ░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 8.2 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░░░) ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ №235-02/20 ░░ 08 ░░░░░░░ 2018 ░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 8.2 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 80 000 (░░░░░░░░░░░ ░░░░░) ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░