РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 января 2015 года город Курск
Ленинский районный суд города Курска в составе:
Председательствующего судьи Великих А.А.,
с участием истца – Артемьевой Г.С.,
представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрации Курской области – Гололобовой Е.И.,
представителя третьего лица Комитета социального обеспечения <адрес> – Бербенцевой Е.А.,
при секретаре – Савельевой Е.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Артемьевой <данные изъяты> к ООО «УК ДОМКОМ» об оспаривании действий, связанных с непредоставлением мер социальной поддержки, понуждении в производстве перерасчета за коммунальные услуги, внесения сведений о льготах в платежный документ, взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Артемьева Г.С. обратилась в Ленинский районный суд <адрес> с иском к ООО «УК ДОМКОМ» о признании действий по начислению ей полной 100% оплаты коммунальных услуг без учета 50-% льготной скидки незаконными в период с августа 2011 года по август 2014 года включительно по лицевому счету № по жилому помещению, расположенному по адресу: <адрес>; понуждении в производстве перерасчета по коммунальным платежам за указанный период по данному жилому помещению с учетом 50% льготной скидки.
В обоснование заявленного иска Артемьева Г.С. указала о том, что проживает в <адрес>, является ветераном труда с 1996 года, пенсионером с ДД.ММ.ГГГГ года. Жилой дом находится в управлении ООО «УК ДОМКОМ» с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с договором № Л13 от ДД.ММ.ГГГГ года. Полагает, что как ветеран труда в соответствии с положениями федерального закона «О ветеранах» от 12.01.1995 года №5-ФЗ, постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №14, Постановления Администрации Курской области от ДД.ММ.ГГГГ № имеет право на предоставление скидки в натуральной форме в размере 50% оплаты жилищно-коммунальных услуг. Каких-либо заявлений о предоставлении денежной компенсации взамен предоставления скидки в натуральной формы она не подавала, а потому считает себя не обязанной оплачивать коммунальные платежи в размере 100%. Ее заявления в адрес ответчика о включении в квитанцию об оплате коммунальных платежей суммы оплаты за коммунальные услуги по льготам в виде скидки в натуральной форме в размере 50%, производстве перерасчета начислений коммунальных услуг в соответствии с п. 3.3.3 Договора управления, не были удовлетворены. Полагает, что ее право как ветерана, предусмотренное федеральным законодательством на предоставление льготы на оплату жилищно-коммунальных услуг в виде 50% скидки в натуральной форме, не может быть отменено каким-либо законом субъекта РФ и ЖК РФ, введенным в действие после приобретения ею указанного права, следовательно ответчик не имеет право начислять и выставлять ей оплату за коммунальные услуги в объеме 100%.
В ходе судебного разбирательства истец в соответствии с ч. 1 ст. 39 ГПК РФ уточнила заявленные требования (заявление от ДД.ММ.ГГГГ года), дополнив ранее заявленный иск требованием о взыскании с ответчика в пользу Артемьевой Г.С. задолженности по предоставлению льготы по коммунальным услугам за период с августа 2011 года по август 2014 года, с учетом индексации с применением индекса роста потребительских цен по состоянию на ноябрь 2014 года в размере 13983,68 руб., сохранив указанную сумму на лицевом счете истца № в качестве предоплаты на последующие ежемесячные платежи за жилищно-коммунальные услуги в 2015 году; понуждении ответчика внести в действующую в ООО «УК ДОМКОМ» форму платежного документа для начисления платы за потребляемые жилищно-коммунальные услуги графу «льготы, руб.»; взыскании с ответчика в ее пользу судебных расходов. С учетом поступающих в адрес жильцов дома угроз от ООО «Курская ТСК», ОАО «АтомЭнергоСбыт» наличии долгов у ООО «УК ДОМКОМ» по оплате коммунальных услуг, инфляционных процессов, приводящих к значительному фактическому обесцениванию взыскиваемой суммы для истца, невозможностью исполнения решения суда, в целях исключения необходимости взыскивать с ответчика проценты за пользование чужими денежными средствами за прошедшие и будущие периоды, просит решение суда обратить к немедленному исполнению, взыскав и направив сумму 13983,68 руб. на ее пенсионный расчетный счет. От требований, изложенных в п. 2 заявления об уточнении требований от ДД.ММ.ГГГГ (о понуждении в производстве перерасчета) просит исключить и по существу не рассматривать.
В судебном заседании истец поддержала заявленные требования с учетом уточнений, настаивала на полном удовлетворении иска по основаниям, приведенным в иске и уточнениях к нему, и в соответствии с представленными доказательствами.
Представитель ответчика, третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ОКУ «Центр социальных выплат» в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом в соответствии с требованиями гл 10 ГПК РФ. С учетом мнения лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседания, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика и представителя ОКУ «Центр социальных выплат» по имеющимся материалам.
Представители привлеченных к участию в деле по инициативе суда в соответствии со ст. 43 ГПК РФ третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Комитета социального обеспечения <адрес> по доверенности Бербенцева Е.А. и администрации <адрес> по доверенности Гололобова Е.И. заявленные исковые требования полагали необоснованными и не подлежащими удовлетворению. В обоснование возражений на иск представили отзывы в письменном виде и пояснили о том, что право Артемьевой Г.С. на получение мер социальной поддержки как ветераном труда, связанных с оплатой жилищно-коммунальных услуг, не нарушено, а реализуется в соответствии с положениями Федерального закона «О ветеранах», федерального закона №122-ФЗ от 22.08.2004 года, закона Курской области от 01.12.2004 года №58-ЗКО, постановлением Администрации Курской области № от ДД.ММ.ГГГГ года, посредством получения истцом компенсационных выплат. Полагали о том, что внесение в действующее законодательство изменений, касающихся формы предоставления мер социальной поддержки вместо предоставления скидки на предоставление компенсационных выплат, не нарушило прав истца, поскольку не уменьшен объем льгот и выплат, а условия предоставления не были ухудшены. При этом пояснили о том, что действующее законодательство, регулирующее спорные правоотношения (п. 12 Постановления Администрации Курской области № от ДД.ММ.ГГГГ года) не требует обязательной подачи ветераном труда, получавшим меры социальной поддержки и пользовавшимся такими правами до ДД.ММ.ГГГГ года, с указанной даты документов, указанных в п. 7 Постановления, в том числе заявления.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.
Как установлено судом, истец Артемьева Г.С. (Семенихина) является ветераном труда с ДД.ММ.ГГГГ года, пенсионером и получателем трудовой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ года. Ей на праве собственности принадлежит жилое помещение - двухкомнатная <адрес> в соответствии с договором приватизации от ДД.ММ.ГГГГ года, зарегистрированным в БТИ <адрес> ДД.ММ.ГГГГ года.
Многоквартирный жилой <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с договором управления № от ДД.ММ.ГГГГ и на основании решения общего собрания собственников дома от ДД.ММ.ГГГГ находится в управлении ООО «УК ДОМКОМ», в обязанности которого также входит содержание и ремонт общего имущества дома, представление и отстаивание интересов собственников дома в бесперебойном предоставлении им коммунальных услуг требуемого качества, осуществление иной деятельности по содержанию и эксплуатации многоквартирного дома в интересах его собственников (п. 2.1).
В соответствии с п.п. 3.1.9, ДД.ММ.ГГГГ Договора управления «Управляющая организация» обязуется производить начисления платежей, установленных п. 4.1 Договора (коммунальные услуги, содержание общего имущества многоквартирного дома, текущий ремонт общего имущества, иные расходы, утвержденные общим собранием собственников дома), обеспечивая выставление счета в сток до 27-го числа текущего месяца за текущий месяц, за исключением форс-мажорных обстоятельств; производить сбор установленных п. 4 Договора платежей.
Согласно п. 3.3.1 Договора собственник обязуется своевременно и в установленные срок и порядке оплачивать предоставленные по Договору услуги. При внесении соответствующих платежей руководствоваться утвержденным Управляющей организацией порядком и условиями Договора.
Согласно п.п. 4.5, 4.7 Договора размер платы за коммунальные услуги рассчитывается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации; льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг предоставляются в соответствии с действующим законодательством.
В своем иске, предъявленном к управляющей организации ООО «УК ДОМКОМ», истец Артемьева Г.С. полагает нарушенным ответчиком ее право на предоставление льготы, предусмотренной для ветеранов труда, в виде 50% льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг, поскольку, несмотря на ее неоднократные обращения о начислении коммунальных услуг исходя из 50% стоимости, ответчик производит начисление указанных платежей в 100% размере.
Суд полагает, что заявленный иск является необоснованным, подлежащим отклонению в связи с неверным системным толкованием истцом норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
В соответствии с ч. 1 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (деле – ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Согласно п. 5 ч. 2 указанной статьи обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
Согласно ч. 1 ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе.
В соответствии с ч. 2 указанной статьи плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании:
1) платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива;
2) информации о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, размещенной в системе или в иных информационных системах, позволяющих внести плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Информацией о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг являются сведения о начислениях в системе, сведения, содержащиеся в представленном платежном документе по адресу электронной почты потребителя услуг или в полученном посредством информационных терминалов платежном документе.
Из материалов дела усматривается, что управляющей компанией ответчиком истцу Артемьевой Г.С. за спорный период (с августа 2011 года по август 2014 года) направлялись квитанции об оплате жилищно-коммунальных услуг исходя из 100% начисленной платы. За спорный период Артемьева Г.С. неоднократно, а именно: ДД.ММ.ГГГГ года, ДД.ММ.ГГГГ года, ДД.ММ.ГГГГ года, обращалась с заявлениями о необходимости начисления коммунальных услуг за указанное жилое помещение исходя из наличия у нее как у ветерана труда меры социальной поддержки в размере 50% от фактического размера коммунальной услуги с применением льготы в натуральной форме. В удовлетворении указанных заявлений Артемьевой Г.С. было отказано.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона «О ветеранах» от 12.01.1995 года № 5-ФЗ в редакции Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, действующей на момент возникновения спорных правоотношений, меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Как следует из положений Постановления Правительства Курской области от 14.03.2005 года №4 «О форме предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, а также мер, определенных Законом Курской области «О социальной поддержке реабилитированных лиц и лиц, пострадавших от политических репрессий» на период с 2005 года по 2009 годы были сохранены форма предоставления гражданам мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Курской области по перечню согласно приложению (в том числе ветераны), а также меры социальной поддержки, предусмотренные Законом Курской области "О социальной поддержке реабилитированных лиц и лиц, пострадавших от политических репрессий", действовавшие по состоянию на 31 декабря 2004 года.
Постановлением Администрации Курской области от ДД.ММ.ГГГГ N 118 были внесены изменения в вышеприведенное постановление, установлено предоставление гражданам мер социальной поддержки, указанные в п. 1 постановления, с января 2010 года предоставляются в денежной форме.
Пунктом 3 Правил предоставления отдельным категориям граждан компенсационных выплат в связи с расходами по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Курской области от ДД.ММ.ГГГГ № 58, (далее – Правила) установлено компенсационные выплаты предоставляются гражданам для возмещения части затрат в связи с расходами по оплате жилого помещения и коммунальных услуг на одно жилое помещение по месту жительства.
Согласно п. 7 Правил начисление компенсационных выплат гражданам, имеющим право на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с нормативными правовыми актами, указанными в пункте 2 настоящих Правил, в том числе ветераны, производится независимо от вида жилищного фонда.
В соответствии с п. 19 Правил получатели компенсационных выплат осуществляют плату за жилое помещение и коммунальные услуги в полном объеме и в сроки, установленные статьей 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 23 Правил начисление компенсационной выплаты гражданам, пользовавшимся правом на меры социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг до ДД.ММ.ГГГГ, производится с ДД.ММ.ГГГГ без представления ими документов, указанных в пункте 9 настоящих Правил, на основании сведений, содержащихся в автоматизированной базе данных органов социальной защиты населения.
Указанное нормативно-правовое регулирование в области обязательства собственника нести расходы по оплате коммунальных услуг и применения мер социальной поддержки действовало на момент возникновения правоотношений между истцом и ООО «УК ДОМКОМ».
В ходе судебного разбирательства в соответствии с ч. 2 ст. 68 ГПК РФ установлено, что Артемьева Г.С. является получателем меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг как ветеран труда в виде соответствующих компенсационных выплат. О фактическом предоставлении данной меры социальной поддержки заявили в судебном заседании представители третьих лиц.
Данное обстоятельство признано в судебном заседании стороной истца, не отрицавшей факт получения компенсационных выплат на оплату коммунальных услуг, в том числе в 2014 году, которые Артемьева Г.С. считает неполными, несвоевременными и не компенсирующими в полной мере предоставленную ей федеральным законодательством льготу, предоставляемыми ей без соответствующего волеизъявления.
Доводы истца о распространении в спорных правоотношениях в отношении нее положений Федерального закона «О ветеранах», в редакции, действовавшей на момент приобретения Артемьевой Г.С. права на льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг, т.е. на ДД.ММ.ГГГГ года, (п.п. 7 п. 2 ст. 22) и предусматривающих предоставление льготы при оплате в размере 50 процентов коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления) независимо от вида жилищного фонда, суд считает необоснованными в связи с неверным толкованием норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Вышеприведенные законоположения об установлении размера, условий и порядка возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг подлежали применению до принятия соответствующих законодательных актов субъектами Российской Федерации, но не позднее чем до ДД.ММ.ГГГГ, с учетом ст. 6 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг» от 06.05.2003 N 52-ФЗ. А впоследствии были заменены актами субъектов Российской Федерации, уполномоченными определенной свободой усмотрения при определении мер социальной защиты и вправе избирать и изменять формы их предоставления.
Такое правовое регулирование было введено Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № а в дальнейшем получило развитие в Постановлении <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №
На момент заключения договора управления между ООО «УК ДОМКОМ» и собственниками жилых помещений многоквартирного жилого <адрес> нормами действовавшего законодательства не была возложена обязанность по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг на управляющие организации, а затраты на предоставление указанных мер социальной поддержки относится к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации – <адрес>.
Ни заключенный договор управления, ни иные акты не возлагают на ответчика обязанность по предоставлению истцу, обладающей статусом «ветеран труда», мер социальной поддержки при оплате жилищно-коммунальных услуг в виде предоставления скидки в натуральной форме в размере 50% от общего размера начисленной коммунальной услуги. Доказательств, свидетельствующих о нарушении ответчиком прав истца, связанных с реализацией мер социальной поддержки, Артемьевой Г.С. в нарушение ч. 1 ст. 56 ГПК РФ не представлено.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о необоснованности заявленного иска в целом, в связи с чем принимает решение об отказе в его удовлетворении.
Руководствуясь ст. ст. 194, 198, 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░ «░░ ░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░.