РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с.Ташла 15 июля 2015 года
Ташлинский районный суд Оренбургской области
в составе председательствующего судьи Катеринина В.В.,
при секретаре Масленниковой Р.З.,
с участием: помощника прокурора ..... Садчикова В.А., главы администрации МО Шестаковский сельсовет Найданова В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора ....., действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Шестаковский сельсовет Ташлинского района Оренбургской области о признании незаконным бездействия в ненадлежащей организации водоснабжения и возложении обязанности устранить нарушения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор ..... обратился в суд с иском к администрации МО Шестаковский сельсовет о признании незаконным бездействия в обеспечении населения питьевой водой надлежащего качества. В обоснование иска указано, что в ходе проведенной проверки организации питьевого водоснабжения и профилактике терроризма в населенных пунктах - адрес и адрес, расположенном на территории муниципального образования Шестаковский сельсовет установлено, что система питьевого водоснабжения имеет водопровод, скважину и башню Рожновского, техническая документация на которые отсутствует, право собственности на указанные объекты не установлено.
Указывает, что в нарушение требований Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» ответчиком не принимаются меры ни по организации очистки воды, ни по ограничению использования представляющего опасность для здоровья населения водного объекта и организации водоснабжения из другого источника.
Считает, что бездействие администрации сельского поселения выражается в ненадлежащей организации обеспечения граждан питьевой водой. Указанное бездействие не обеспечивает надлежащую организацию водоснабжения и защиту населения от проявлений терроризма.
Истец просил признать незаконным бездействие администрации Шестаковского сельского поселения в организации водоснабжения населения питьевой водой надлежащего качества, обязать ответчика в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу принять меры к устранению выявленных нарушений путем:
- планировки территории вокруг скважин хозяйственно-питьевого водоснабжения адрес и адрес для отвода поверхностного стока за ее пределы; обустройства дорожки к головным сооружениям скважин питьевой воды адрес и адрес из твердого покрытия и ограждения зона строгого режима (1 пояс зоны санитарной зоны) скважины радиусом 30 метров;
- оборудования скважины питьевой воды, расположенной в адрес аппаратурой для систематического контроля соответствия фактического дебита при эксплуатации водопровода проектной производительностью;
- получения санитарно-эпидемиологического заключения на источник хозяйственно-питьевого водоснабжения адрес и адрес;
- разработки программы производственного контроля качества питьевого водоснабжения, согласования её с Юго-Западным территориальным отделом правления Роспотребнадзора ....., ведения производственного контроля за качеством питьевой воды, подаваемой населению с привлечением аккредитованной лаборатории в установленном порядке.
Также просил возложить на ответчика обязанность принять меры к регистрации права собственности на водозаборную скважину и башню Рожновского в адрес, а также на водопровод в адрес и адрес в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании прокурор иск поддержал по основаниям, в нем изложенным, просил удовлетворить.
Представитель администрации МО Шестаковский сельсовет в судебном заседании с иском согласился, подтвердив, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой района, были выявлены указанные в иске нарушения и в настоящее время администрацией сельсовета принимаются меры к их устранению. В подтверждении частичного устранения нарушений представил в суд справки о принятии документов на государственную регистрацию объектов вдоснабжения.
Заслушав прокурора и изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация в границах поселения водоснабжения населения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, отнесена к вопросам местного значения поселения.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении» №-ФЗ от дата.
Статьей 6 указанного Закона определены полномочия органов местного самоуправления поселений по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующей территории, в которые в числе иных входит принятие мер по организации водоснабжения населения в случае невозможности исполнения специализированными организациями своих обязательств.
Согласно п. 2 ст. 23 названного Закона, органы местного самоуправления поселений, городских округов, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
В свою очередь в силу ст. 23 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении», органы местного самоуправления поселений, городских округов, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.
П. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации водоотведения относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В ч. 5 ст. 8 данного Закона указано, что в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети, к которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления поселения, городского округа передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
Из системного анализа перечисленных норм следует, что и организация водоснабжения населения в адрес и в адрес, которые расположены в пределах МО Шестаковский сельсовет и принятие мер по обеспечению качества питьевой воды в отсутствие специализированной организации в силу закона является прямой обязанностью администрации Шестаковского сельского поселения.
Гигиенические требования к качеству питьевой воды, правила контроля качества воды, производимой и подаваемой нецентрализованными системами питьевого водоснабжения населенных мест, установлены СанПиН.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» документом, удостоверяющим соответствие или несоответствие санитарным правилам факторов среды обитания, является санитарно-эпидемиологическое заключение, которое выдается федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
В судебном заседании установлено, что система питьевого водоснабжения имеет водопровод, скважину и башню Рожновского, техническая документация на которые отсутствует, право собственности на указанные объекты не зарегистрировано.
Установлено, что дата прокуратурой адрес проведена проверка исполнения требований законодательства о питьевом водоснабжении на территории Шестаковского сельсовета, по результатам которой установлено, что система питьевого водоснабжения адрес и адрес состоит из скважины и башни Рожновского, расположенных на западной окраине адрес и систем водопровода в указанных селах. Скважин и башня Рожновского не имеют дорожек из твердого покрытия, санитарных защитных зон, к площадкам водозаборов не подведены подъездные пути, у скважины территория не спланирована для отвода талых (сточных) вод, что может явиться причиной её загрязнения, отсутствуют приборы учета добычи и потребления воды, отсутствует программа производственного контроля качества подаваемой воды.
Исходя из того, что закон под бездействием понимает неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами), суд признает незаконным проявленное органом местного самоуправления бездействие в вопросе организации водоснабжения питьевой водой надлежащего качества населения Шестаковского сельского поселения.
Учитывая, что вода, как источник потребления, не обеспечена средствами защиты, указанное бездействие администрации не обеспечивает население МО Шестаковский сельсовет от проявления терроризма. Поэтому требования подлежат частичному удовлетворению, за исключением требования прокурора о возложении на МО Шестаковский сельсовет обязанности принять меры к регистрации права собственности на объекты водоснабжения в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, поскольку такие меры ответчиком приняты до вынесения судом решения по делу.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора ..... удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Шестаковский сельсовет Ташлинского района Оренбургской области, выразившееся в непринятии мер к обеспечению надлежащей организации водоснабжения и защите населения от проявлений терроризма.
Обязать администрацию муниципального образования Шестаковский сельсовет Ташлинского района Оренбургской области в месячный срок со дня вступления решения в законную силу принять меры к устранению выявленных нарушений путем:
планировки территории вокруг скважин хозяйственно-питьевого водоснабжения адрес и адрес для отвода поверхностного стока за ее пределы; обустройства дорожек к головным сооружениям скважин питьевой воды адрес и адрес из твердого покрытия и ограждения зоны строгого режима (1 пояс зоны санитарной зоны) скважины радиусом 30 метров;
оборудования скважин питьевой воды, расположенных в адрес аппаратурой для систематического контроля соответствия фактического дебита при эксплуатации водопровода проектной производительностью;
получения санитарно-эпидемиологического заключения на источники хозяйственно-питьевого водоснабжения адрес и адрес;
разработки программы производственного контроля качества питьевого водоснабжения, согласования её с Юго-Западным территориальным отделом правления Роспотребнадзора ....., ведения производственного контроля за качеством питьевой воды подаваемой населению с привлечением аккредитованной лаборатории в установленном порядке.
В удовлетворении остальной части исковых требований прокурора отказать.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ташлинский районный суд Оренбургской области в течение месяца со дня составления мотивированного текста решения суда в окончательной форме, которое составлено 17 июля 2015 года.
Судья В.В. Катеринин