2-164/2021
Определение
01 февраля 2021 года пл. Ленина, д. 5,г.Щелково Московской области
Щелковский городской суд Московской области в составе
председательствующего федерального судьи Малинычевой Т.А.,
при секретаре судебного заседания Комаровой А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому Администрации городского округа Щёлково Московской области к Барановскому ФИО9, Голыгину ФИО10 о признании строения самовольной постройкой, сносе самовольной постройки,
Установил:
Администрация городского округа Щелково Московской области, уточнив требования, обратилась в Щелковский городской суд Московской области с иском к Барановскому П.А., Голыгину Я.С. о признании объекта капитального строительства самовольной постройкой, обязании осуществить снос строения. В обоснование исковых требований указали, что на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес> возведен объект капитального строительства с нарушением минимальных отступов от границ земельного участка (менее 1 м) и часть строения выходит за пределы границ земельного участка. Общедолевыми собственниками вышеуказанных земельных участков, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства являются Барановский П.А., Голыгин Я.С. (по ? доли в праве у каждого). ДД.ММ.ГГГГ Администрацией городского округа Щелково на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, было выдано уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, установленным параметрам допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения № № в соответствии со схемой планировочной организации отступы от границ земельного участка составляли 3,0 м. В настоящее время объект капитального строительства не соответствует градостроительным нормам, в связи с чем, ответчики, как собственники земельных участков, использующие участки без соблюдения требований градостроительных регламентов, несут все неблагоприятные последствия, в том числе по сносу строения. Просит суд признать объект капитального строительства, возведенный на земельных участках №, №, расположенный по адресу: <адрес>, самовольной постройкой. Обязать Барановского П.А. и Голыгина Я.С. в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу осуществить снос самовольной постройки.
Представитель Администрации городского округа Щелково Московской области Терехова О.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании иск Администрации г.о. Щелково поддержала, просила удовлетворить.
В судебное заседание Барановский П.А., Глыгин Я.С. не явились, извещены надлежащим образом, их представитель Швецова А.Л., действующая на основании доверенности, в удовлетворении иска просила отказать. Пояснила, что объект капитального строительства площадью 1482,3 кв.м. является индивидуальным жилым домом, предназначен для проживания семей Барановского П.А. и Голыгина Я.С., в жилом доме имеются помещения общего пользования: кухня, гостиная.
Представитель Голыгина Я.С. - Козлов С.О., действующий на основании доверенности, встречные исковые требования с учетом проведенной по делу судебной строительно-технической экспертизы, дополнительной судебной строительно-технической экспертизы поддержал, просил удовлетворить в полном объеме. Ответчики родственниками не являются, однако давно дружат, размер дома не превышает предельно допустимого значения. В удовлетворении первоначального искового требования просил отказать.
Выслушав объяснение сторон, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
В соответствии с абз 2 ст. 222 ГПК РФ суд оставляет заявление без рассмотрения в случае, если истцом не соблюден установленный федеральным законом для данной категории дел досудебный порядок урегулирования спора или заявленные требования подлежат рассмотрению в порядке приказного производства;
Так, согласно п. 3.1 ГК РФ решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями принимается судом либо в случаях, предусмотренных п. 4 настоящей статьи, органом местного самоуправления поселения, городского округа.
В силу пп. 1 п. 4 ст. 222 ГК РФ органы местного самоуправления принимают в порядке, установленном законом, решение о сносе самовольной постройки в случае, Органы местного самоуправления принимают в порядке, установленном законом решение о сносе самовольной постройки в случае, если самовольная постройка возведена или создана на земельном участке, в отношении которого отсутствуют правоустанавливающие документы и необходимость их наличия установлена в соответствии с законодательством на дату начала строительства такого объекта, либо самовольная постройка возведена или создана на земельном участке, вид разрешенного использования которого не допускает строительства на нем такого объекта и который расположен в границах территории общего пользования; решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями в случае, если самовольная постройка возведена или создана на земельном участке, вид разрешенного использования которого не допускает строительства на нем такого объекта, и данная постройка расположена в границах зоны с особыми условиями использования территории при условии, что режим указанной зоны не допускает строительства такого объекта, либо в случае, если в отношении самовольной постройки отсутствует разрешение на строительство, при условии, что границы указанной зоны, необходимость наличия этого разрешения установлены в соответствии с законодательством на дату начала строительства такого объекта. Срок для сноса самовольной постройки устанавливается с учетом характера самовольной постройки, но не может составлять менее чем три месяца и более чем двенадцать месяцев, срок для приведения самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями устанавливается с учетом характера самовольной постройки, но не может составлять менее чем шесть месяцев и более чем три года.
В тот же срок органы местного самоуправления обязаны обеспечить опубликование в установленном порядке сообщения о планируемом сносе самовольной постройки и размещение данной информации на официальном сайте уполномоченного органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и на информационном щите в границах земельного участка, на котором создана самовольная постройка, в случае если лицо, осуществившее самовольную постройку, не было выявлено; в этом случае снос самовольной постройки может быть организован органом местного самоуправления, принявшим соответствующее решение, не ранее чем по истечении двух месяцев после дня размещения сообщения о планируемом сносе такой постройки в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Приведенные положения пункта 4 статьи 222 ГК Российской Федерации создают дополнительные гарантии информирования лица, осуществившего самовольную постройку, позволяющие ему прибегнуть к средствам судебной защиты, а указание на двухмесячный срок дополнительно подтверждает волеизъявление федерального законодателя на то, что снос не должен следовать незамедлительно за принятием решения о нем, имея в виду возможность его оспаривания.
Таким образом, пунктом 4 статьи 222 ГК Российской Федерации закрепляется механизм принятия органами местного самоуправления решений о сносе зданий, строений или других сооружений, возведенных на земельных участках, не предоставленных в установленном порядке для этих целей, т.е. объектов, являющихся, согласно пункту 1 той же статьи, самовольными постройками, притом что земельные участки, на которых они возведены, расположены в зоне с особыми условиями использования территорий (за исключением зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), либо на территории общего пользования, либо в полосе отвода инженерных сетей, и тем самым существенным образом ухудшающих комфортную среду для проживания граждан, подвергающих опасности их жизнь и здоровье, создающих препятствия для надлежащего функционирования объектов, представляющих повышенную опасность, а также механизм самостоятельной реализации органами местного самоуправления указанных решений в отношении таких построек, если лицо, осуществившее самовольную постройку, не было выявлено. При отсутствии какого-либо из условий, указанных в пункте 1 и абзаце первом пункта 4 статьи 222 ГК Российской Федерации, решение о сносе в отношении зданий, строений или других сооружений органами местного самоуправления принято быть не может.
При этом само по себе существование государственной регистрации права на объекты недвижимости, которые в соответствии с пунктом 1 статьи 222 ГК Российской Федерации относятся к самовольным постройкам, не исключает возможности принятия уполномоченным органом решения об их сносе - притом что лицу, чье право зарегистрировано в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество, гарантирована возможность обжалования принятого решения в суде. В судебной практике также сложился единообразный подход, свидетельствующий о допустимости принятия судом решения о сносе самовольной постройки при наличии государственной регистрации права собственности на нее (пункт 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав").
Такой порядок принятия решения о сносе самовольных построек, указанных в пункте 4 статьи 222 ГК Российской Федерации, применяется, по смыслу содержащихся в нем положений, и к тем постройкам, которые были возведены до вступления в силу Федерального закона от 13 июля 2015 года N 258-ФЗ. Данное регулирование не может расцениваться как противоречащее Конституции Российской Федерации, поскольку не является изменением ранее установленного неблагоприятного последствия возведения самовольной постройки и до вступления указанного Федерального закона в силу влекло ее снос, а дата возведения самовольной постройки не меняет его природы как правонарушения.
Исходя из действующего гражданско-правового регулирования, разрешение вопроса об отнесении постройки (здания, строения или другого сооружения) к категории самовольных порождает возможность наступления юридических последствий, различных по своему характеру и содержанию. Соответственно, в случае спора признание постройки самовольной и проверка правомерности ее сноса осуществляется судом, в том числе в процедуре оспаривания решения о сносе самовольной постройки или в процедуре оспаривания действий по ее сносу (Определение Конституционного Суда РФ от 27.09.2016 N 1748-О "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса группы депутатов Государственной Думы о проверке конституционности пункта 4 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации").
Таким образом, поскольку истец не обращался к ответчику в досудебном порядке, не принимал решение и не опубликовал в установленном порядке сообщения о планируемом сносе самовольной постройки и размещение данной информации на официальном сайте уполномоченного органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет, суд приходит к выводу о несоблюдении истцом досудебного порядка урегулирования спора и оставлении иска без рассмотрения.
Руководствуясь ст. 222 ГПК РФ, суд
Определил:
Исковое заявление Администрации городского округа Щёлково Московской области к Барановскому ФИО11, Голыгину ФИО12 о признании строения самовольной постройкой, сносе самовольной постройки - оставить без рассмотрения.
На определение может быть подана частная жалоба в Московский областной суд в течение пятнадцати дней через Щелковский городской суд.
Судья Т.А. Малинычева.