РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
31 августа 2021 г. г. Ульяновск
Ульяновский гарнизонный военный суд в составе председательствующего Каева А.В., при секретаре судебного заседания ФИО2, с участием представителя ответчика Куварина ФИО10 – адвоката ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению Министерства обороны Российской Федерации к бывшему военнослужащему войсковой части № <данные изъяты> <данные изъяты> Куварину ФИО11 о взыскании с него в порядке регресса причиненного им материального ущерба,
УСТАНОВИЛ:
Представитель Министерства обороны Российской Федерации по доверенности ФИО4 обратился в Ульяновский гарнизонный военный суд с исковым заявлением к бывшему военнослужащему войсковой части № <данные изъяты> Куварину ФИО13. о взыскании с него в пользу Министерства обороны Российской Федерации в порядке регресса денежных средств в счет возмещения ущерба в сумме № рублей, причиненного действиями Куварина ФИО12 Министерству обороны Российской Федерации.
Надлежащим образом уведомленный о времени и месте судебного разбирательства дела представитель вышеназванного истца в суд не прибыл, но в своем письменном заявлении в военном суд просил о рассмотрении дела без его участия, а в обоснование своих требований указывал в своем исковом заявлении, поданном в военный суд к ответчику – бывшему военнослужащему, проходящему военную службу по контракту в войсковой части №, <данные изъяты> Куварину ФИО14., что он, Куварин ФИО15., приговором <адрес> гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ был осужден за совершение преступления, предусмотренного № УК Российской Федерации, к наказанию в виде <данные изъяты>. Решением <адрес> районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ были частично удовлетворены исковые требования потерпевшей ФИО5 к Федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование <адрес> военного округа» о взыскании компенсации морального вреда в связи со смертью ее сына - военнослужащего войсковой части № <данные изъяты> ФИО6, наступившей в результате огнестрельного ранения, причиненного ему осужденным Кувариным ФИО16 Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам <адрес> областного суда от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанное решение районного суда было отменено, и судебная коллегия по гражданским делам <адрес> областного суда своим определением постановила взыскать с Министерства обороны Российской Федерации в пользу потерпевшей ФИО5 компенсацию морального вреда в размере № рублей. Министерство обороны Российской Федерации полностью исполнило данное судебное решение путем перечисления ДД.ММ.ГГГГ указанных денежных средств в размере № рублей на счет потерпевшей ФИО5, а поэтому эта сумма в порядке регресса и должна быть взыскана с осужденного Куварина ФИО29., причинившего материальный ущерб Министерству обороны Российской Федерации в размере № рублей.
В свою очередь, представитель ответчика Куварина ФИО31. – адвокат ФИО3 в судебном заседании вышеназванный иск Министерства обороны Российской Федерации к бывшему военнослужащему войсковой части № <данные изъяты> Куварину ФИО30. о взыскании с него в пользу Министерства обороны Российской Федерации в сумме № рублей в порядке регресса денежных средств в счет возмещения ущерба, причиненного действиями Куварина ФИО17. – не признала и просила в его удовлетворении отказать.
Исследовав материалы дела, суд приходит к нижеследующим выводам.
Из приговора <адрес> гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ, вступившего в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, следует, что ДД.ММ.ГГГГ военнослужащий войсковой части № <данные изъяты> Куварин ФИО18., получив для несения воинской службы в составе суточного наряда автомат №, нарушил правила обращения с оружием, и по неосторожности причинил смерть военнослужащему этой же войсковой части рядовому ФИО7, в связи с чем он и был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного № УК РФ, и ему было назначено наказание в виде <данные изъяты>
Согласно решению <адрес> районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ были частично удовлетворены исковые требования потерпевшей ФИО5 к Федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование <адрес> военного округа» о взыскании компенсации морального вреда в связи со смертью ее сына - военнослужащего войсковой части №, и суд постановил взыскать с Федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование <адрес> военного округа» в пользу потерпевшей ФИО5 компенсацию ей морального вреда в размере № рублей. Согласно апелляционному определению судебной коллегии по гражданским делам <адрес> областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, вышеуказанное решение <адрес> районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ было отменено, и судебная коллегия по гражданским делам <адрес> областного суда своим определением постановила взыскать с Министерства обороны Российской Федерации в пользу потерпевшей ФИО5 компенсацию ей морального вреда в размере № рублей.
В соответствии с платежным поручением № от ДД.ММ.ГГГГ, на расчетный счет ФИО5 истцом - Министерством обороны Российской Федерации было перечислено № рублей.
В силу п. 1 ст. 1064 ГК Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
По общим правилам, предусмотренным ст. 1068 ГК Российской Федерации, действия работника юридического лица при исполнении им трудовых (служебных, должностных) обязанностей, причинившие вред третьим лицам, считаются действиями самого юридического лица. После возмещения потерпевшему причиненного вреда юридическое лицо приобретает право обратного требования (регресса) к работнику, причинившему этот вред в размере выплаченного возмещения, что предусмотрено ч. 1 ст. 1081 ГК Российской Федерации.
Между тем, право Министерства обороны Российской Федерации требовать в регрессном порядке возмещенный им ущерб, который причинен военнослужащим, прямо предусмотрено ст. 10 Федерального закона «О материальной ответственности военнослужащих» (далее Федерального закона), согласно которой военнослужащие, причинившие ущерб третьим лицам, который в соответствии с законодательством Российской Федерации был возмещен воинской частью, возмещают воинской части причиненный ущерб в порядке и размерах, предусмотренных данным Федеральным законом.
Соответственно, возмещение военнослужащим причиненного им ущерба в рамках обратного требования регулируется специальными нормами.
В ст. 1 данного Федерального закона указано, что он устанавливает условия и размеры материальной ответственности военнослужащих за ущерб, причиненный ими при исполнении обязанностей военной службы имуществу, находящемуся в федеральной собственности, и закрепленному за воинскими частями, а также определяет порядок возмещения причиненного ущерба. Как видно из п. 1 ст. 3 указанного Федерального закона, военнослужащие несут материальную ответственность только за причиненный по их вине реальный ущерб. Согласно ст. 2 названного Федерального закона под имуществом воинской части понимаются все виды вооружения, военной техники, боеприпасы, горюче-смазочные материалы, топливо, продовольствие, вещевое имущество и иные виды военного имущества, здания, сооружения, деньги и ценные бумаги, другие материальные средства, являющиеся федеральной собственностью и закрепленные за воинской частью. Под реальным ущербом понимаются утрата или повреждение имущества воинской части, расходы, которые воинская часть произвела либо должна произвести для восстановления, приобретения утраченного или поврежденного имущества, а также излишние денежные выплаты, произведенные воинской частью.
Исходя из правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 8 ноября 2016 г. № 22-П «По делу о проверке конституционности абзаца третьего статьи 5 и пункта 5 статьи 8 Федерального закона «О материальной ответственности военнослужащих» в связи с жалобой гражданина ФИО8», привлечение военнослужащего, действиями (бездействием) которого был причинен ущерб имуществу, находящемуся в федеральной собственности и закрепленному за воинскими частями, к полной материальной ответственности по основанию, предусмотренному абзацем третьим ст. 5 Федерального закона «О материальной ответственности военнослужащих», предполагает наличие вступившего в законную силу приговора суда, которым в совершенном военнослужащим деянии установлены признаки состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 2 ст. 9 Федерального закона в случае, когда причинивший ущерб военнослужащий уволен с военной службы и не был привлечен к материальной ответственности, взыскание с него ущерба производится судом по иску, предъявленному командиром (начальником) воинской части, в размере, установленном настоящим Федеральным законом.
Из анализа указанного Федерального закона очевидно, что решение вопросов привлечения к материальной ответственности бывшего военнослужащего производится посредством подачи командиром воинской части иска в суд и лишь при одновременном наличии реального ущерба, вины в его причинении, противоправности поведения, причинной связи между действием (бездействием) и ущербом.
На основании изложенного выше суд приходит к выводу, что поскольку вступившим в законную силу приговором <адрес> гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ было установлено, что в результате нарушения правил обращения с оружием при исполнении служебных обязанностей младший сержант Куварин ФИО19. лишил жизни своего сослуживца <данные изъяты> ФИО6, в связи с чем <данные изъяты> ФИО1 и был признан виновным в совершении им преступления, предусмотренного № УК Российской Федерации, а по апелляционному определению судебной коллегии по гражданским делам <адрес> областного суда от ДД.ММ.ГГГГ с Министерства обороны Российской Федерации в пользу потерпевшей ФИО5 были взысканы денежные средства в качестве компенсации ей морального вреда в размере № рублей, которые и были перечислены истцом потерпевшему, - то данные излишние денежные выплаты в размере № рублей и возникли в результате виновных преступных действий ответчика Куварина ФИО20., находящихся в прямой причинной связи с им содеянным деянием.
Таким образом, военный суд полагает, что исковые требования представителя Министерства обороны Российской Федерации ФИО21. к бывшему военнослужащему войсковой части № <данные изъяты> Куварину ФИО22 о взыскании с него в порядке регресса денежных средств в счет возмещения причиненного им ущерба в размере № рублей обоснованы и подлежат полному удовлетворению.
В соответствии с п. п. 1 п. 1 ст. 333.19 НК Российской Федерации истцом по делу должна была быть уплачена государственная пошлина в размере № рублей. Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, - взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае государственная пошлина зачисляется в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Поскольку истец - Министерство обороны Российской Федерации по закону освобождено от уплаты государственной пошлины, а военный суд полностью удовлетворяет требования истца к ответчику, то, на основании ст. 103 ГПК Российской Федерации, суд считает необходимым взыскать с ответчика Куварина ФИО23. в доход бюджета муниципального образования «<адрес>» судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины за обращение в суд в размере 11 200 рублей. В то же время, издержки в размере № рублей, связанные с оплатой услуг представителя ответчика Куварина ФИО24. - адвоката ФИО3, участвовавшей в гражданском деле по назначению суда, военный суд считает необходимым возместить за счет средств федерального бюджета.
Руководствуясь ст. ст. 103, 193 - 199 ГПК Российской Федерации, Ульяновский гарнизонный военный суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Министерства обороны Российской Федерации к бывшему военнослужащему войсковой части № <данные изъяты> Куварину ФИО25 о взыскании с него в порядке регресса денежных средств в счет возмещения причиненного им материального ущерба - удовлетворить.
Взыскать с Куварина ФИО26 в пользу Министерства обороны Российской Федерации №) рублей.
Взыскать с Куварина ФИО27 в доход бюджета муниципального образования «<адрес>» судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины в сумме № рублей.
Издержки в размере № рублей, связанные с оплатой услуг представителя ответчика Куварина ФИО28. - адвоката ФИО3, участвовавшей в гражданском деле по назначению суда, - возместить за счет средств федерального бюджета.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Центральный окружной военный суд через Ульяновский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательно форме – ДД.ММ.ГГГГ
Председательствующий по делу Каев А.В.