П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
г. Самара 04 сентября 2020 года
Судья Октябрьского районного суда г. Самары Щеблютов Д.М., рассмотрел в открытом судебном заседании дело № 5-696/2020 об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.5 КоАП РФ, в отношении юридического лица – ООО «Управляющая компания Равновесие» №..., (юридический адрес: 443110 адрес офис 10, фактический адрес: 443011 адрес А,
У С Т А Н О В И Л:
Протоколом №... об административном правонарушении от 28.07.2020 года, составленным должностным лицом – Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по адрес – старшим специалистом первого разряда отдела надзора по коммунальной гигиене ФИО2 юридическому лицу – ООО «Управляющая компания Равновесие» вменено совершение административного правонарушения, предусмотренного по ст. 6.5 КоАП РФ при следующих обстоятельствах: в 10-00 ч. 13.07.2020 г. ООО «Управляющая компания Равновесие» (юридический адрес: 443110, адрес, Ново-Садовая улица, адрес,офис 10) нарушены санитарно-эпидемиологические требования к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению. В рамках рассмотрения обращения (вх. №.../ж-2020 от 25.06.2020г.) «неудовлетворительное качество горячей воды» в жилом адрес. Согласно представленным ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области» экспертным заключениям № 13037, 13050 от 15.07.2020г., отобранные (13.07.2020г.) пробы горячей воды на вводе в жилой дом (после теплообменника) и в распределительной сети жилого дома адрес (ООО «Управляющая компания Равновесие») по санитарно-химическим показателям не соответствуют требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения». По показателю «железо общее» при нормативном показателе 0,3 мг/куб. дм, фактически составил 0,43 +/- 0,09 (ввод в дом) и 0,56 +/- 0,11 (распределительная сеть - кв. №624); по показателю цветности: при нормативном показателе 20 градусов, фактически составил 30,6+/-6,1 (ввод в дом) и 34,0+/-6,8 (распределительная сеть - кв. №624); нарушены требования санитарного законодательства, выразившиеся в следующем: не проводится выполнение производственного контроля в соответствии с программой производственного контроля за качеством холодного и горячего водоснабжения в разводящей сети жилого адрес (на определение об истребовании сведений (материалов), необходимых для разрешения дела об административном правонарушении № 04-1/130 от «30» июня 2020 г. - не представлены результаты лабораторно-инструментальных исследований воды за 2020г.), что является нарушением: ст. 11, 19, 32 Федерального Закона РФ от 30.03.99 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; гл.4, ст.23, п.4 Федерального Закона РФ ФЗ-416 от 07.12.2011г. «О водоснабжении и водоотведении»; п. 3.4.1 (табл.2). п. 3.5 (табл.4) СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» (в редакции Постановления Главного Государственного санитарного врача РФ от 07.04.2009 г. № 20); 1.5. 4.1 СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно- противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (изм. СП 1.1.2193-07).
В судебном заседании представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области не явился, о дате и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении дела не заявляли.
Суд определил, рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.
Защитник ФИО3 (по доверенности) в интересах ООО «Управляющая компания Равновесие» просила производство по делу об административном правонарушении прекратить, ссылаясь на то, что должностным лицом были неверно определены обстоятельства дела.
Изучив представленные материалы дела, выслушав защитника ФИО3, прихожу к следующим выводам.
Под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" понимается такое состояние общественного здоровья и среды обитания людей, при котором отсутствует опасное и вредное влияние ее факторов на организм человека и обеспечиваются благоприятные условия для его жизнедеятельности.
Под факторами среды обитания понимаются биологические (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные), химические, физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловые, ионизирующие, неионизирующие и иные излучения), социальные (питание, водоснабжение, условия быта, труда, отдыха) и иные факторы среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) состояние здоровья будущих поколений.
Согласно ст. 11 Федерального Закона РФ от 30.03.1999 года за № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
Пунктами 1,2 статьи 19 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Как следует из ст. 32 указанного Федерального закона производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также условиями труда осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг.
В силу статьи 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до трех тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 26.09.2001 N 24 утверждены СанПиН 2.1.4.1074-01 питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы устанавливаются гигиенические требования к качеству питьевой воды, а также правила контроля качества воды, производимой и подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения населенных мест.
В соответствии с п. 1.5 СП 1.1.1058-01 (вместе с "СП 1.1.1058-01. 1.1. Общие вопросы. Организация и проведение производственного контроля за соблюдением Санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Санитарные правила", утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 10.07.2001) 1.5. Юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений должностных лиц органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного ст.6.5 КоАП РФ, выступают публично-правовые, а именно административные правоотношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Объективную сторону правонарушения по ст.6.5 КоАП РФ составляют противоправные действия или бездействие, выраженные в неисполнении или нарушении установленных требований к питьевой воде и питьевому водоснабжению.
В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие либо отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Должностным лицом установлено, что в 10-00 ч. 13.07.2020 г. ООО «Управляющая компания Равновесие» (юридический адрес: 443110, адрес, Ново-Садовая улица, адрес,офис 10) нарушены санитарно-эпидемиологические требования к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению. В рамках рассмотрения обращения (вх. №.../ж-2020 от 25.06.2020г.) «неудовлетворительное качество горячей воды» в жилом адрес. Согласно представленным ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области» экспертным заключениям №..., 13050 от 15.07.2020г., отобранные (13.07.2020г.) пробы горячей воды на вводе в жилой дом (после теплообменника) и в распределительной сети жилого дома адрес (ООО «Управляющая компания Равновесие») по санитарно-химическим показателям не соответствуют требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения». По показателю «железо общее» при нормативном показателе 0,3 мг/куб. дм, фактически составил 0,43 +/- 0,09 (ввод в дом) и 0,56 +/- 0,11 (распределительная сеть - кв. №624); по показателю цветности: при нормативном показателе 20 градусов, фактически составил 30,6+/-6,1 (ввод в дом) и 34,0+/-6,8 (распределительная сеть - кв. №624); нарушены требования санитарного законодательства, выразившиеся в следующем: не проводится выполнение производственного контроля в соответствии с программой производственного контроля за качеством холодного и горячего водоснабжения в разводящей сети жилого адрес (на определение об истребовании сведений (материалов), необходимых для разрешения дела об административном правонарушении №... от «30» июня 2020 г. - не представлены результаты лабораторно-инструментальных исследований воды за 2020г.).
Однако, с такими выводами должностного лица нельзя согласиться по следующим основаниям.
Так, порядок взятия проб и образцов при производстве по делам об административных правонарушениях регламентирован статьей 26.5 КоАП РФ, в силу которой о взятии проб и образцов составляется протокол, предусмотренный статьей 27.10 названного Кодекса (протокол составляется уполномоченным должностным лицом в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи, подписывается должностным лицом, его составившим, лицом, у которого изъяты вещи и документы, понятыми).
При составлении акта проверки, в соответствии с требованиями Федерального закона N 294-ФЗ, у административного органа отсутствует обязанность для применения в отношении учреждения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, регламентированных Кодексом РФ об административных правонарушениях, в том числе для оформления протокола осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся в них вещей, взятия проб и образцов (статьи 26.5, 27.10, 27.8 КоАП РФ), а так же для вынесения определения о назначении экспертизы (статья 26.4 КоАП РФ).
Однако отбор проб и образцов, а также их исследование в экспертном учреждении проводилось после возбуждения дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в связи с чем, административным органом был нарушен порядок отбора проб, установленный КоАП РФ, что повлекло использование доказательств, которые не могли быть использованы.
Кроме того, из материалов дела следует, что должностное лицо Управления Роспотребнадзора по Самарской области сам протокол о взятии проб, предусмотренный статьей 27.10 КоАП РФ, не составляло, к материалам административного дела не приложен, таким образом не представляется возможным проверить его законность.
Таким образом, допущено нарушение установленной процедуры, в связи с чем полученные на их основе результаты лабораторных исследований, положенные в основу выводов о виновности общества в совершении вмененного административного правонарушения, не могут быть признаны допустимыми доказательствами по делу.
В силу частей 1, 3 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Поскольку вина ООО «Управляющая компания Равновесие» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.5 КоАП РФ, не установлена, в его действиях отсутствует состав указанного административного правонарушения, в связи с чем производство по делу подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 29.9-29.11, ст. 6.5 КоАП РФ, судья
П О С Т А Н О В И Л:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренным ст. 6.5 КоАП РФ в отношении ООО «Управляющая компания Равновесие» прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, то есть за отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г. Самары в течение 10 дней со дня получения или вручения копии постановления.
Судья /подпись/ Д.М. Щеблютов
КОПИЯ ВЕРНА: Судья – Секретарь –