Дело № 2-3916/12
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 ноября 2012г. г.Смоленск
Ленинский районный суд города Смоленска
Под председательством судьи Куделиной И.А.
При секретаре Козловой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гончарова А.Е. к Администрации г.Смоленска о признании незаконным постановления об исключении из списка очереди граждан, нуждающихся в жилых помещениях, признании права на включении в список на получение жилого помещения и получение государственного жилищного сертификата,
УСТАНОВИЛ:
Гончаров А.Е. обратился в суд с иском к Администрации г.Смоленска о признании незаконным постановления об исключении из списка очереди граждан, нуждающихся в жилых помещениях, признании права на включении в список на получение жилого помещения и получение государственного жилищного сертификата, указав в обосновании исковых требований следующее.
Гончаров А.Е. как инвалид вследствие заболевания, полученного при исполнении обязанностей военной службы при ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, имеет право на обеспечение жилой площадью. Истец состоял на учете граждан, нуждающихся в получении жилого помещения в г.Смоленске и в списках участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы. Исходящим от ДД.ММ.ГГГГ истец был уведомлен о том, что постановлением Администрации г.Смоленска от 26.04.2012 № 695-адм он исключен из списков очереди граждан, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях и из состава участников подпрограммы с семьей из двух человек как обеспеченный жилым помещением по адресу: г.Смоленск, ул.Урожайная, д.16, кв.3.
С данным постановлением не согласен, полагает, что необоснованно исключен из списков очереди, поскольку проверка его жилищных условий не проводилась. Ответчиком не было принято во внимание, что дом, в котором проживает истец и его семья, не пригоден для проживания.
Просит суд признать незаконным постановление Администрации г.Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ №-адм; признать за Гончаровым А.Е. право на включение в список нуждающихся в получении жилого помещения в г.Смоленске и на включение в списки участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы в составе семьи из двух человек; обязать Администрацию г.Смоленска включить его в соответствующие списки.
В судебном заседании представитель Гончарова А.Е. Новиков И.Е. поддержал исковые требования. Пояснил суду, что на момент издания оспариваемого постановления истец состоял в сводном списке участников подпрограммы по<адрес>, мог получить квартиру в 2012 году. На момент постановки его на учет в качестве нуждающегося истец проживал с супругой в жилом помещении по адресу: <адрес> на основании договора социального найма. Состав его семьи и жилищные условия не изменились. Дом не обустроен системой канализации, горячего водоснабжения, непригоден для проживания. Возможно, является аварийным. Перед принятием оспариваемого постановления ответчик проверку жилищных условий не провел. Решение принято по формальным основаниям.
Как представитель третьего лица Гончаровой Г.А. просил суд удовлетворить исковые требования.
Представитель Администрации г.Смоленска Трегубова М.Ю. иск не признала. Пояснила суду, что Гончаров А.Е. был поставлен на учет нуждающихся в жилых помещениях с семьей из трех человек (он сам, супруга, сын) ДД.ММ.ГГГГ. На тот момент они проживали по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ сын истца исключен из состава семьи. ДД.ММ.ГГГГ истец включен в состав участников подпрограммы. ДД.ММ.ГГГГ исключен из списка очереди, так как проживает в жилом помещении общей площадью 44 кв.м, то есть обеспечен свыше учетной нормы жилой площади. Дом аварийным не признавался.
Третье лицо Департамент Смоленской области по социальному развитию, будучи надлежащим образом извещенным о месте и времени рассмотрения дела, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, о причинах его неявки суд не известил, не просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
В соответствии с ч.3 ст.167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело по существу в отсутствии представителя третьего лица.
Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим убеждениям.
Постановлением Правительства РФ № 1050 от 17.12.2010г. принята федеральная целевая программа «Жилище» на 2011 - 2015 годы, в рамках которой также осуществляется подпрограмма «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством».
Целью подпрограммы является обеспечение жилыми помещениями граждан Российской Федерации, перед которыми государство имеет обязательства в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Задачами подпрограммы являются финансовая поддержка граждан Российской Федерации, перед которыми государство имеет обязательства по обеспечению жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации, путем предоставления им социальных выплат на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета.
Гражданами - участниками подпрограммы являются граждане, имеющие право на получение социальной выплаты и принявшие решение участвовать в подпрограмме, предоставление социальной выплаты которым осуществляется федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Граждане - участники подпрограммы могут реализовать свое право на улучшение жилищных условий за счет средств, предоставляемых на эти цели из федерального бюджета, только один раз.
Участие в подпрограмме добровольное.
Подразделения федеральных органов исполнительной власти и органы местного самоуправления, в которых граждане состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, информируют граждан, принимающих решение об участии в подпрограмме, об условиях ее реализации, а указанные граждане дают письменное согласие на участие в ней.
Право на улучшение жилищных условий в рамках подпрограммы имеют граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий;
Распределение годового объема финансирования между категориями граждан - участников подпрограммы осуществляется пропорционально общим объемам финансирования в отношении указанных категорий в соответствии с разделом IV настоящей подпрограммы.
В соответствии с положениями ст.3 Закона Смоленской области от 13.03.2006г. № 6-з "О порядке ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, на территории Смоленской области" ведение учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в том числе принятие на данный учет и снятие с данного учета, осуществляется органом местного самоуправления муниципального образования Смоленской области (сельского поселения, городского поселения, городского округа) в соответствии с полномочиями, определенными уставом соответствующего муниципального образования Смоленской области (далее - орган, осуществляющий ведение учета).
Согласно ч.2 ст.56 ЖК РФ решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.
В судебном заседании установлено, что в 1998г Гончарову А.Е. установлена третья группа инвалидности вследствие увечья, полученного при исполнении иных обязанностей военной службы, связанных с аварией на ЧАЭС.
ДД.ММ.ГГГГ Гончарову А.Е. выдано удостоверение серия Б №, подтверждающее его статус гражданина, подвергшегося воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-адм Гончаров А.Е. исключен из списков очереди граждан, состоящих при Администрации г.Смоленска на учете нуждающихся в жилых помещениях, и из состава участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы с семьей из двух человек как обеспче5ннного жилым помещением по адресу: <адрес>.
Согласно ч.1 ст.249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Из материалов учетного дела Гончарова А.Е. следует, что постановлением мэра г.Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ № Гончаров А.Е. с семьей из трех человек (он сам, жена, сын) принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по списку общей очереди № и первоочередного предоставления жилой площади № по Промышленному району.
На момент принятия указанного решения Гончаров А.Е. проживал с семьей по адресу: <адрес>.
Постановлением главы администрации г.Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ № Гончаров А.Е. с супругой принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по списку очереди граждан, получивших инвалидность или перенесших лучевую болезнь вследствие аварии на ЧАЭС, по<адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ Гончарову А.Е. выдан ордер № на занятие жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 44 кв.м, жилой площадью 23,8 кв.м, на семью из двух человек. Квартира без коммунальных удобств, с центральным отоплением.
Постановлением главы г.Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ № из состава семьи граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, исключен сын Гончарова А.Е. ФИО6
Постановлением Главы города от ДД.ММ.ГГГГ № Гончаров А.Е. с семьей из двух человек включен в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы.
Постановлением Администрации г.Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ №-адм Гончаров А.Е. с семьей из двух человек включен в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.
Оценивая правомерность принятия постановления Администрации г.Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ №-адм, суд исходит из следующего.
Федеральным Законом от 29.12.2004г. № 189-ФЗ с 01.03.2005г. на территории РФ введен в действие Жилищный Кодекс РФ.
В соответствии с ч.2 ст.6 названного закона граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.
Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
Согласно ст.32 ЖК РСФСР, действовавшего на момент постановки истца на учет, право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий сохраняется за гражданами до получения жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи.
Граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случаях: 1) улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения; 2) выезда на другое постоянное место жительства; 3) выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий, послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет; 4) прекращения трудовых отношений с предприятием, учреждением, организацией, если они состоят на учете по месту работы, и никто из членов их семей не работает на этом предприятии, в учреждении, организации, кроме случаев увольнения в связи с уходом на пенсию или переходом на выборную должность.
Действующий в настоящее время Жилищный кодекс РФ, а именно п.2 ч.1 ст.56 ЖК РФ, предусматривает снятие граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Одним из таких оснований по смыслу п.1 ч.1 ст.51 ЖК РФ является наличие у граждан по установленным нормам жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма либо находящихся в их собственности.
Согласно ч.2 ст.56 ЖК РФ решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.
Принимая оспариваемое решение, Администрация г.Смоленска исходила из того, что Гончаров А.Е., проживающий в жилом помещении по адресу: г.Смоленск, ул.Урожайная, д.16, кв.3, общей площадью 44 кв.м, жилой площадью 23,8 кв.м, вдвоем с супругой обеспечен жилой площадью свыше учетной нормы.
В соответствии с п.2 с.1 ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в частности, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В силу ч.4 ст.50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Постановлением Главы г.Смоленска от 03.05.05 N 1087 "Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения в городе Смоленске" учетная норма площади жилого помещения в г.Смоленске составляет 10,5 кв.м общей площади жилого помещения на одного человека.
Вместе с тем, судом бесспорно установлено, что указанное жилое помещение было предоставлено истцу еще в 2001 году на состав семьи из двух человек, однако он продолжал состоять на учете как лицо, нуждающееся в улучшении жилищных условий.
При этом с 2001 года и до момента принятия оспариваемого решения семейное положение истца не изменилось, право пользования иными жилыми помещениями ни он, ни его супруга не приобрели.
Основанием для признания гражданина нуждающимся в жилых помещениях, в силу п.3 ч.1 ст.51 ЖК РФ является также проживание в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Из акта проверки жилищных условий Гончарова А.Е. по адресу: <адрес> следует, что квартира без коммунальных удобств с печным отоплением.
Квартира, расположенная по адресу: <адрес>, оборудована центральным отоплением, но также без удобств.
Согласно ч.2 ст.15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
Правительство РФ Постановлением от 28.01.2006 N 47 утвердило Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, согласно которому оценку соответствия жилых домов (жилых помещений) установленным требованиям проводит межведомственная комиссия, которая по результатам своей работы принимает решение в виде заключения о признании жилых домов (жилых помещений) пригодными, либо непригодными для проживания, либо пригодными для проживания после проведения капитального ремонта.
Согласно п.12 названного Положения жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных.
Следовательно, предоставленное в ДД.ММ.ГГГГ году истцу жилое помещение, не отвечает установленным требованиям применительно к условиям муниципального образования г.Смоленска.
Таким образом, требования закона о предоставлении истцу жилого помещения соответствующего уровня благоустроенности жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов выполнены не были, в связи с чем он продолжал состоять на учете как нуждающихся в жилом помещении.
Анализируя исследованные доказательства в совокупности, суд приходит к убеждению, что основания, дающие Гончарову А.Е. право состоять на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, до настоящего времени не утрачены.
Судом бесспорно установлено, что в Гончаров А.Е. был принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как участник ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, в настоящее время имеет право на обеспечение его жилым помещением за счет средств федерального бюджета в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.
Поскольку Гончаров А.Е. был неправомерно исключен из очереди, его права подлежат восстановлению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Гончарова А.Е. удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление Главы Администрации города Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ № №.
Обязать Администрацию города Смоленска восстановить Гончарова А.Е. в списках очереди граждан, состоящих при Администрации города Смоленска на учете нуждающихся в жилых помещениях (в списках общей очереди по г.Смоленску, очереди граждан, пользующихся правом первоочередного предоставления жилого помещения по г.Смоленску, очереди граждан, получивших инвалидность или перенесших лучевую болезнь вследствие Чернобыльской катастрофы по г.Смоленску) по состоянию на 26.04.2012; а также в составе участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы с семьей из двух человек (он и супруга ФИО11).
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение месяца.
Судья И.А.Куделина
Мотивированное решение изготовлено 23 ноября 2012.