Дело № 2-1273/2012
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
4 июля 2012 года
Серпуховский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Фетисовой И.С., при секретаре судебного заседания Крюковой И.С.,
с участием:
истца Никитина В.А.,
представителя ответчика ГУ УПФ РФ № 11 по г.Москве и Московской области по доверенности – Поповой Л.А.,
представителя третьего лица МУЗ ЦРБ г.Серпухова по доверенности – Свизева А.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Никитина В.А. к ГУ УПФ РФ № 11 по г.Москве и Московской области о включении периодов работы в стаж и назначении пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Истец Никитин В.А. обратился в суд с иском к ответчику ГУ УПФ РФ № 11 по г. Москве и Московской области и просит включить в специальный трудовой стаж следующие периоды работы, дающие право на назначение досрочной пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения: с <дата> по <дата> в должности фельдшера Свердловской станции скорой помощи; с <дата> по <дата> в должности заведующего отделением радиационной гигиены Центра Госсанэпиднадзора по г.Орску; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата> в должности заведующего отделением коммунальной гигиены Центра санитарно-эпидемиологического надзора Орского линейного участка Оренбургского отделения Южно-Уральской железной дороги; с <дата> по <дата> в должности заведующего отделением ГСУ СО Орский дом-интернат для престарелых и инвалидов; с <дата> по <дата> в должности заместителя директора по медицинской части ГСУ СО Орский дом-интернат для престарелых и инвалидов; период учебы на курсах повышения квалификации с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата> в должности преподавателя медицинского училища г.Орска; с <дата> по <дата> в должности исполняющего обязанности директора медицинского училища г.Орска; с <дата> по <дата> в должности врача-эпидемиолога МЛПУ Городская больница № 1 г.Орска.
Свои требования мотивирует тем, что 19.12.2012г. обратился в Управление Пенсионного фонда №11 с заявлением о досрочном назначении пенсии за выслугу лет в связи с осуществлением лечебной деятельности. Специальный трудовой стаж истца, связанный с лечебной деятельностью, на момент обращения за назначением пенсии, составил более 30 лет. На заседании комиссии УПФ от 16.03.2012г. в назначении пенсии истцу было отказано в связи с тем, что на момент обращения страховой стаж составил 30 лет 00 месяцев 13 дней, специальный стаж - 14 лет 01 месяц 17 дней, не включены из расчёта 1 год как 1 год и 6 месяцев периоды работы:
с <дата>. по <дата>. в должности фельдшера Свердловской станции скорой помощи,
с <дата>. по <дата>. в должности преподавателя медицинского училища г.Орск,
с <дата>. по <дата>. в должности исполняющего директора медицинского училища г.Орск,
с <дата>. по <дата>. в должности заведующего отделением радиационной гигиены Центра Госсанэпиднадзора по г.Орску,
с <дата>. по <дата>. в должности заведующего отделением коммунальной гигиены Центра санитарно-эпидемиологического надзора Орского линейного участка Оренбургского отделения Южно-Уральской железной дороги,
с <дата>. по <дата>. в должности заведующего отделением коммунальной гигиены Центра санитарно-эпидемиологического надзора Орского линейного участка Оренбургского отделения Южно-Уральской железной дороги,
с <дата>. по <дата>. в должности заведующего отделением коммунальной гигиены Центра санитарно-эпидемиологического надзора Орского линейного участка Оренбургского отделения Южно-Уральской железной дороги,
с <дата>. по <дата>. в должности заведующего отделением коммунальной гигиены Центра санитарно-эпидемиологического надзора Орского линейного участка Оренбургского отделения Южно-Уральской железной дороги,
с <дата>. по <дата>. в должности заведующего отделением коммунальной гигиены Центра санитарно-эпидемиологического надзора Орского линейного участка Оренбургского отделения Южно-Уральской железной дороги,
с <дата>. по <дата>. в должности заведующего отделением коммунальной гигиены Центра санитарно-эпидемиологического надзора Орского линейного участка коммунальной гигиены Центра санитарно-эпидемиологического надзора Орского линейного участка Оренбургского отделения Южно-Уральской железной дороги,
с <дата> по <дата> года в должности заведующего отделением коммунальной гигиены Центра санитарно-эпидемиологического надзора Орского линейного участка Оренбургского отделения Южно-Уральской железной дороги,
с <дата> года по <дата> года в должности заведующего отделением коммунальной гигиены Центра санитарно-эпидемиологического надзора Орского линейного участка Оренбургского отделения Южно-Уральской железной дороги,
с <дата> по <дата> года - в должности заведующего отделением коммунальной гигиены Центра санитарно-эпидемиологического надзора Орского линейного участка Оренбургского отделения Южно-Уральской железной дороги;
с <дата>. по <дата>. - в должности заведующего отделением коммунальной гигиены Центра санитарно-эпидемиологического надзора Орского линейного участка Оренбургского отделения Южно-Уральской железной дороги,
с <дата>. по <дата>. - в должности заведующего отделением коммунальной гигиены Центра санитарно-эпидемиологического надзора Орского линейного участка Оренбургского отделения Южно-Уральской железной дороги,
с <дата>. по <дата>. в должности врача-эпидемиолога МЛПУ Городской больницы №1 г.Орск, с <дата> по <дата> в должности заведующего общим отделом ГСУ СО Орского дома-интерната для престарелых и инвалидов,
с <дата>. по <дата>. в должности заместителя директора по медицинской части ГСУ СО Орского дома-интерната для престарелых и инвалидов,
- периоды учёбы на курсах повышения квалификации с <дата>. по <дата>.
В судебном заседании истец уточнил, что ссылка на исчисление стажа в льготном исчислении в исковом заявлении является технической ошибкой, просит включить в стаж работы спорные периоды не в льготном исчислении. Истец пояснил, что в спорные периоды выполнял работу, связанную с лечебной деятельностью, в том числе когда исполнял обязанности в должности преподавателя медицинского училища г.Орск, поскольку он преподавал клинические дисциплины. Непрерывно работал с больными, проводя практические занятия со студентами, в том числе работал в отделении реанимации. Позднее, истец исполняя обязанности директора медицинского училища г.Орск, при этом также занимался врачебной деятельностью, фактически оказывая помощь больным, проводя практические занятия со студентами. Просил включить указанные периоды в специальный стаж, поскольку по ранее действовавшему законодательству предусматривалось суммирование стажа работы в должности преподавателя и врача, на что указано в Постановлении Совета Министров СССР № 1397 от 17 декабря 1959 года. Работая в должности главного врача больницы № 1 г.Орска истец исполнял обязанности врача, для него был установлен сокращенный рабочий день, однако начисление производилось исходя из 0,75 ставки, поскольку об этом была устная договоренность с главврачом.
При нахождении на курсах повышения квалификации истец проходил обучение без отрыва от основной деятельности. Повышение квалификации является обязательным для врачей.
При работе в должности заведующего отделением коммунальной гигиены Центра санитарно-эпидемиологического надзора Орского линейного участка коммунальной гигиены Центра санитарно-эпидемиологического надзора Орского линейного участка Оренбургского отделения Южно-Уральской железной дороги истец фактически являлся санитарным врачом.
Представитель третьего лица по делу - МУЗ Центральня районная больница г. Серпухова - Свизев А.А. поддержал заявленные исковые требования в полном объеме, полагая, что вся деятельность истца в спорные периоды была связана с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Представитель ответчика ГУ УПФ РФ № 11 по г. Москве и Московской области - Попова Л.А. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что в соответствии со Списками при досрочном назначении трудовой пенсии по старости обязательным условием является выполнение работы в определенных должностях и в определенных учреждениях, с учетом условий, предусмотренных в правилах.
Период работы истца с <дата> по <дата> в должности фельдшера Свердловской станции скорой помощи невозможно включить в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, т.к. разделом «Наименования учреждения» Списка не предусмотрено такое наименование учреждения как «станция скорой помощи». Периоды работы в медицинском училище г. Орска с <дата> по <дата> в должности преподавателя, и с <дата> по <дата> в должности исполняющего обязанности директора не могут быть приняты в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения т.к. разделом «Наименования учреждения» Списка не предусмотрено такое учреждение как «медицинское училище», а также раздел «наименование должностей» Списка не предусматривает такие должности как «преподаватели», «исполняющие обязанности директора». Данное учреждение относится к образовательным учреждениям, и не относится к учреждениям здравоохранения.
Согласно действующему до 01.10.1993 года регулированию (перечню учреждений, организаций и должностей, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года. № 1397) работа в учебных заведениях в должностях, предусмотренных Списком, включалась в стаж работы, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет. Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 464 был утвержден новый список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа в которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет. Данный список был введен в действие на территории РФ с 01.10.1993 г. и применялся при назначении пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровью населения.
В результате изменения законодательства трудовая деятельность в образовательных учреждениях не подлежала включению в стаж работы, дающий право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения. После принятия Постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 464 работникам указанной профессии стало известно, что их работа после 01.10.1993 года не будет включаться в стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения. Таким образом, обеспечивалась необходимая стабильность в правовом регулировании адаптироваться к изменившимся условиям их пенсионного обеспечения (определение конституционного суда РФ от 20.11.2008 г. № 868 – О – О ).
Периоды работы в должности заведующего отделением коммунальной гигиены Центра санитарно-эпидемиологического надзора Орского линейного участка Оренбургского отделения Южно-Уральской железной дороги с <дата>. по <дата>., с <дата>. по <дата>., с <дата>. по <дата>., с <дата>. по <дата>. с <дата>. по <дата>., с <дата>. по <дата>. с <дата> по <дата> г., с <дата> года по <дата> года, с <дата> по <дата> года, с <дата>. по <дата>., с <дата>. по <дата>.; в должности заведующего общим отделом ГСУ СО Орского дома-интерната для престарелых и инвалидов с <дата>. по <дата>.; в должности заместителя директора по медицинской части ГСУ СО Орского дома-интерната для престарелых и инвалидов с <дата> г. по <дата> г. невозможно включить в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, т.к. начиная с <дата> г. разделом « Наименование должностей Списка» предусмотрена должность врача- специалиста, в том числе врача-руководителя учреждения (их структурных подразделений), осуществляющих врачебную деятельность. Согласно документам, представленных истцом, он выполнял работу заведующего отделением без осуществления врачебной деятельности.
В период работы с <дата>. по <дата>. истец исполнял обязанности врача-эпидемиолога МЛПУ Городская больницы №1 г.Орска, при этом работал на 0, 75 ставки. Указанный период невозможно включить в специальный стаж для назначения пенсии в связи лечебной и иной деятельностью по охране здоровью населения, т.к. в соответствии с п. 4 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29. 10.2002 г. № 781 предусмотрено, что периоды работы с 01.11.1999 года засчитываются в стаж работы при условии ее выполнения в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренного трудовым законодательством, для соответствующих должностей.
У ГУ УПФ РФ № 11 по г.Москве и МО нет права самостоятельно расширить списки, утвержденные Постановлением Правительства РФ, а также оценивать такие факторы как характер или условия труда исход из аналогии.
Период нахождения истца на курсах повышения квалификации с отрывом от производства с <дата> г. по <дата> г. не может быт принят к зачету в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п. 4, 5 Правил исчисления периодов работы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516, поскольку в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а так же периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Учеба на курсах повышения квалификации, согласно глав 19 и 26 Трудового кодекса РФ, не относится к дополнительным отпускам, а так же не является выполнением работы, связанной с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, а только повышением своих профессиональных навыков и умения, что не предусмотрено действующим законодательством.
Выслушав стороны, представителя третьего лица, изучив письменные доказательства по делу, суд приходит к следующим выводам:
В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности и в иных случаях, установленных законом.
В соответствии со ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем: признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;…иными способами, предусмотренными законом.
Согласно пп. 20 п 1 ст.27 ФЗ от 17.12.2001 года № 173- ФЗ « О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста установленного ст. 7 Закона лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно п. 2 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 статьи 27, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 28 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 Федерального закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7-13 пункта 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы, деятельности и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.
В соответствии с п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. При применении настоящих Правил к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РФ приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 01.01.1991г.
Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии со ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в разделе «Наименование должностей» предусмотрены должности, в которых работал истец.
Из материалов дела усматривается, что 19.12.2011 года Никитин В.А. обратился в ГУ УПФ РФ № 11 по г. Москве и Московской области с заявлением о досрочном назначении пенсии. Решением комиссии в назначении пенсии было отказано (л.д. 16).
Спорными периодами являются:
1) с <дата> по <дата> в должности фельдшера Свердловской станции скорой помощи;
2) с <дата> по <дата> в должности заведующего отделением радиационной гигиены Центра Госсанэпиднадзора по г.Орску;
3) с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата> в должности заведующего отделением коммунальной гигиены Центра санитарно-эпидемиологического надзора Орского линейного участка Оренбургского отделения Южно-Уральской железной дороги;
4) с <дата> по <дата> в должности заведующего отделением ГСУ СО Орский дом-интернат для престарелых и инвалидов;
5) с <дата> по <дата> в должности заместителя директора по медицинской части ГСУ СО Орский дом-интернат для престарелых и инвалидов;
6) с <дата> по <дата> в должности преподавателя медицинского училища г.Орска;
7) с <дата> по <дата> в должности исполняющего обязанности директора медицинского училища г.Орска;
8) с <дата> по <дата> в должности врача-эпидемиолога МЛПУ Городская больница № 1 г.Орска.
9) период учебы на курсах повышения квалификации с <дата> по <дата>.
Ответчиком не включен в стаж работы истца период с <дата> по <дата>, когда истец работал в должности фельдшера Свердловской станции скорой помощи.
Из копии трудовой книжки истца усматривается, что <дата> он принят на работу в должности фельдшера в Свердловскую станцию скорой помощи (л.д.6)
Из предоставленной в материалы дела справки «Станции скорой медицинской помощи им. В.Ф. Капиноса» Управления Здравоохранения Администрации г. Екатеринбурга (прежнее название города - Свердловск) следует, что станция скорой медицинской помощи им В.Ф. Капиноса входила в состав Городской клинической больницы скорой медицинской помощи. С 01.04.1987 года на основании приказа Госздравотдела № 95 Муниципальное казенное учреждение «Станции скорой медицинской помощи им. В.Ф. Капиноса» стало самостоятельным учреждением (л.д. 75).
Согласно сведений Ведомственного архива управления здравоохранения Администрации г.Екатеринбурга станция скорой медицинской помощи г. Свердловска существует с 1923 года. С 01.01.1939 г. станция скорой медицинской помощи г. Свердловска выделена в самостоятельное учреждение. С 1950 г. в документах архива указанное учреждение значилось как «станция скорой медицинской помощи». В соответствии с Номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденной Постановлением Совета Министров СССР от 31.10.1949г. № 5036, Станция скорой медицинской помощи относится к лечебно- профилактическим учреждениям. На основании приказа Свердловского ГЗО от 29.07.1980 года № 265 Городская станция скорой медицинской помощи вошла в состав городской клинической больницы скорой медицинской помощи с 01.01.1981 года. На основании приказа Свердловского ГЗО от 01.04.1987 г. № 95 Городская станция скорой медицинской помощи (городская станция скорой медицинской помощи г. Свердловска) выделена из состава Городской клинической больницы скорой медицинской помощи в самостоятельное учреждение с 01.04.1987г. (л.д. 104).
Служебные обязанности истца в спорный период, когда он работал фельдшером «Свердловской станции скорой помощи» соответствовали необходимым признакам лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. Указанная работа в данной должности засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, поскольку в соответствии с должностной инструкцией фактически выполнял обязанности по оказанию скорой медицинской помощи. По характеру работы в указанный спорный период времени истец являлся фельдшером выездной бригады Станции скорой помощи, предусмотренной Списком, с занятостью в этой должности в течение полного рабочего дня. Данных о том, что истец в спорный период времени работал в условиях неполного рабочего дня, нет. При таких обстоятельствах требования истца подлежат удовлетворению в части включения периода работы с <дата> по <дата> в должности фельдшера Свердловской станции скорой помощи в специальный стаж. При включении указанного периода в стаж, суд не расширяет перечень учреждений и должностей, работа в которых дает право для льготного исчисления стажа и назначения пенсии за выслугу лет, а устанавливает фактические обстоятельства по конкретному спору.
В период с <дата> по <дата> истец работал в должности заведующего отделением радиационной гигиены Центра Госсанэпиднадзора по г.Орску.
Как усматривается из копии трудовой книжки истец принят <дата> на должность заведующего отделением радиационной гигиены 12 разряда ЕТС Центра Госсанэпиднадзора по г.Орску.
Из должностной инструкции заведующего отделением радиационной гигиены следует, что основной задачей заведующего отделением РГ является организация и осуществление государственного предупредительного и текущего санитарного надзора на подконтрольных объектах радиационной гигиены; в должностные обязанности истца входило осуществление санитарного надзора за строящимися и реконструируемыми объектами, участие в работе комиссий по отводу земельного участка под строительство с выдачей заключения, организация проведения текущего санитарного надзора и иные функции согласно должностной инструкции; контроль за сбором, удалением и захоронением РВ и ИИИ (л.д. 122-124). Таким образом, из материалов дела усматривается, что истец в спорный период осуществлял иною деятельность, по охране здоровья населения, что согласно Постановлению Правительства РФ от 29.10.02 № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» дает истцу право на досрочное назначение трудовой пенсии, поскольку им пользуются врачи - специалисты всех наименований (кроме врачей - (статистиков), в том числе врачи - руководители учреждений (их структурных подразделений), осуществляющие врачебнуюдеятельность.
В спорные периоды - с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата> <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата> истец работал в должности заведующего отделением коммунальной гигиены Центра санитарно-эпидемиологического надзора Орского линейного участка Оренбургского отделения Южно-Уральской железной дороги.
Согласно записи в трудовой книжке Никитин В.А. <дата> года принят на должность заведующего отделением коммунальной гигиены Центра санитарно-эпидемиологического надзора Орского линейного участка Оренбургского отделения Южно-Уральской железной дороги (л.д. 9).
Согласно должностной инструкции, предоставленной ФБУ Здравоохранения - «Центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту», в функции истца, в частности, входило: разработка проектов комплексных планов оздоровительных и санитарно-эпидемиологических мероприятий; проведение предупредительного и текущего санитарного надзора, рассмотрение жалоб, основной задачей истца являлось осуществление санитарного надзора за проведением мероприятий по охране окружающей среды…, анализ санитарно- эпидемиологической ситуации на участке обслуживания по питьевому водоснабжению, санитарной очистке населенных пунктов (л.д. 84- 87).
В спорные периоды с <дата> по <дата> истец работал в должности заведующего отделением ГСУ СО Орский дом-интернат для престарелых и инвалидов; и с <дата> по <дата> в должности заместителя директора по медицинской части ГСУ СО Орский дом-интернат для престарелых и инвалидов.
Как усматривается из должностной инструкции заместителя директора по медицинской части ГСУ СО Орский дом-интернат для престарелых и инвалидов в обязанности истца входило: осуществление систематического наблюдения за состоянием здоровья проживающих; оказание лечебно-профилактической помощи, проведение работы в приемно-карантинном отделении, принятие мер к госпитализации, проведение необходимых исследований по диагностированию, лечение больных, в том числе и врачебные манипуляции, участие в обходах больных (л.д. 99-103).
Согласно должностной инструкции заведующего отделением ГСУ СО Орский дом-интернат для престарелых и инвалидов в обязанности Никитина А.В, входило систематическое проведение обходов больных по отделению, оказание систематической помощи врача в отделении, предоставление историй болезни и эпикризов на больных (л.д. 105-106).
Таким образом, вышеуказанные спорные периоды подлежат включению в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, т.к. разделом «Наименование должностей» Списка предусмотрена должность врача - специалиста, в том числе врача - руководителя учреждения (их структурных подразделений) осуществляющих врачебную деятельность. Согласно письменных документов, представленных истцом, он выполнял работу непосредственно связанную с осуществлением лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.
В периоды с <дата> по <дата> истец работал в должности преподавателя медицинского училища г.Орска; а с <дата> по <дата> в должности исполняющего обязанности директора медицинского училища г.Орска.
Пенсионное обеспечение работников здравоохранения регулируется постановлением СМ СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» которое действовало до 30.09.1993 года. Данным постановлением были утверждены Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, а также Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения.
В соответствии с разделом II (пункт 1) Перечня учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (врачи и другие медицинские работники) право на пенсию за выслугу лет имеют лаборанты в учебных заведениях, перечисленных в разделе I настоящего перечня.
В разделе I (пункт 2) Перечня указаны техникумы и другие средние специальные учебные заведения (педагогические, медицинские, сельскохозяйственные и другие).
Правовая позиция о сохранении ранее действовавшего порядка назначения пенсии подтверждается Постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 года № 2-П, в котором указано, что принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение (в частности пенсионное обеспечение) предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Это необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты. Придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статьей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1) и 57 Конституции РФ, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесении произвольных изменений в действующую систему норм, а также – в случае необходимости – предоставлением гражданам возможности в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Аналогичная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда РФ от 14.06.2006г по делу № 87-В06-3.
Оценив представленные документы в обоснование требований о включении указанного период в стаж работы, связанный с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, суд находит не подлежащими включению в специальный стаж, поскольку, как усматривается из материалов дела, истец был принят в Орское медицинское училище на должность преподавателя с почасовой оплатой дисциплины анестезии и реанимации в соответствии приказом от <дата>, и в период с <дата> по <дата> в должности директора медицинского училища г.Орска не подлежит включению в стаж работы, дающий право на назначение пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, поскольку несмотря на то, что в соответствии с разделом I (пункт 2) Перечня учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет указаны техникумы и другие средние специальные учебные заведения (педагогические, медицинские, сельскохозяйственные и другие), должность истца не указана в Перечне учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной деятельностью в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР № 1397 от 17 декабря 1959г. «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства».
Доказательств, подтверждающих, что истец действительно кроме работы преподавателя и директора медицинского училища в спорный период выполнял работу врача, суду истцом не представлено. Поступившая в адрес суда справка № 249 от 19..06.2012г. за подписью директора Государственного автономного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Орский медицинский колледж» о том, что Никитин В.А. работая преподавателем «Орского медицинского училища» исполнял функции врача-клинициста, работая директором «ОМУ», исполнял функции руководителя медицинского учреждения, не подтверждаются соответствующими письменными доказательствами, а именно: записями в трудовой книжке, штатным расписанием, должностными (функциональными) обязанностями, ведомостями о начислении заработной платы, из которых бы следовало, что в спорные периоды истец в течение полного рабочего дня исполняя должностные обязанности осуществлением лечебной и иной деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Как усматривается из должностной инструкции директора в обязанности истца входило: организовывать подготовку специалистов в соответствии с требованиями ГОС и региональным компонентом, нести ответственность за состояние трудовой и производственной дисциплины в коллективе, создавать в коллективе нормальный психологический климат, организовывать своевременное выполнение всех видов отчетности, заботиться о развитии социальной сферы учебного заведения. (л.д.113-114)
Из должностной инструкции преподавателя усматривается, что Никитин А.В. в период занятия указанной должности обязан: проводить обучение учащихся и студентов на высоком научном и методическом уровне, формировать профессиональные умения и навыки, подготавливает к применению полученных знаний, участвует в разработке образовательных программ. (л.д.132 -133). Таким образом из предоставленных документов усматривается, что спорные периоды с <дата> по <дата> в должности преподавателя медицинского училища г.Орска; с <дата> по <дата> в должности исполняющего обязанности директора медицинского училища г.Орска не подлежат включению в специальный стаж, поскольку истец фактически не занимался лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, а осуществлял педагогическую деятельность при работе в качестве преподавателя. При работе в должности «исполняющие обязанности директора» медицинского училища выполнял организационно – распорядительную функцию, занимал руководящую должность, не связанную с осуществлением лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения. Доказательств тому, что проведение практических занятий со студентами фактически является врачебной деятельностью суду стороной истца не предоставлено.
Период работы истца с <дата> по <дата> в должности врача-эпидемиолога МЛПУ Городская больница № 1 г.Орска не подлежит включению в специальный стаж, поскольку, как усматривается из материалов дела, истец работал на 0,75 ставки. Утверждение истца о том, что фактически под 0,75 ставки подразумевался сокращенный рабочий день, материалами дела не подтверждается. Из представленных в дело доказательств усматривается, что Никитин В.А. принят на работу в должность врача-эпидемиолога Городской больнице № 1 г. Орска <дата>, <дата> уволен с указанной должности. Указанный период невозможно включить в специальный стаж для назначения пенсии в связи лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, т.к. в соответствии с п. 4 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29. 10.2002 г. № 781, Периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, начиная с 1 ноября 1999 г., а в качестве главной медицинской сестры - независимо от времени, когда выполнялась эта работа, засчитываются в стаж работы при условии ее выполнения в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством для соответствующих должностей. В случае, когда работа осуществлялась в нескольких указанных в списке должностях (учреждениях) в течение неполного рабочего времени, период ее выполнения засчитывается в стаж работы, если в результате суммирования занятости (объема работы) в этих должностях (учреждениях) выработана нормальная или сокращенная продолжительность рабочего времени в объеме полной ставки по одной из должностей.
Суд находит несостоятельной ссылку истца на положения Постановления Правительства РФ от 14.02.2003 N 101 (в ред. от 01.02.2005) «О продолжительности рабочего времени медицинских работников в зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности», которым установлена для медицинских работников следующая сокращенная продолжительность рабочего времени в зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности. Перечень должностей и (или) специальностей медицинских работников, организаций, а также отделений, палат, кабинетов и условий труда, работа в которых дает право на сокращенную продолжительность рабочего времени, предусматривает установление сокращенной продолжительности рабочего времени в определенных медицинских учреждениях в определенных должностях по характеру и условиям, предусмотренных указанным Перечнем.
В спорный период истец работал в учреждении здравоохранения, не предусмотренном Перечнем учреждений и должностей, работа в которых предусматривает сокращенную продолжительность рабочего времени. Доказательств выполнения работ в соответствии с Постановления Правительства РФ от 14.02.2003 N 101 (в ред. от 01.02.2005) «О продолжительности рабочего времени медицинских работников в зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности», истцом не предоставлено. Таким образом, суд не усматривает оснований для включения указанного периода в специальный стаж работы истца.
Рассматривая требования истца о включении в стаж период учебы на курсах повышения квалификации с <дата> по <дата>, суд находит данные требования подлежащими удовлтворению, поскольку в соответствии со ст.187 ТК РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы, и производятся выплаты, предусмотренные законодательством.
В соответствии со ст.166 Трудового Кодекса РФ служебная командировка – поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.
Суд считает ошибочной ссылку ответчика в обоснование своего отказа на пункт 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначении трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», поскольку данный пункт не предусматривает не включение периода нахождения работника в командировке в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии, а устанавливает, в каком порядке засчитываются периоды работы. Имеется оговорка, что включаются и периоды временной нетрудоспособности, периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, дополнительных отпусков. Отсутствие в данном перечне периода нахождения в командировке не свидетельствует о том, что этот период не включается в стаж для назначения пенсии, так как, находясь в командировке, работник выполняет поручение работодателя, т.е. работает.
Судом установлены обязательные условия для включения спорных периодов в стаж работы, дающий право на трудовую пенсию в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.
Таким образом, период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в связи с чем отказ во включении в стаж работы по специальности, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, периодов нахождения истца на курсах повышения квалификации нельзя признать соответствующим вышеназванным положениям закона.
С заявлением о назначении пенсии истец обратилась к ответчику 19.12.2011 года
Поскольку за вычетом спорных периодов работы истца с <дата> по <дата> в должности преподавателя медицинского училища г.Орска; с <дата> по <дата> в должности исполняющего обязанности директора медицинского училища г.Орска; с <дата> по <дата> в должности врача-эпидемиолога МЛПУ Городская больница № 1 г.Орска у истца отсутствует стаж, необходимый для назначения досрочной пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, не может быть удовлетворено и требование истца о назначении пенсии.
Руководствуясь ст. 8,12 ГК РФ, Законом РФ «О трудовых пенсиях в РФ», в соответствии со ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить частично.
Включить в специальный трудовой стаж Никитина В.А., дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, периоды работы:
- с <дата> по <дата> в должности фельдшера Свердловской станции скорой помощи;
- с <дата> по <дата> в должности заведующего отделением радиационной гигиены Центра Госсанэпиднадзора по г.Орску;
- с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата> в должности заведующего отделением коммунальной гигиены Центра санитарно-эпидемиологического надзора Орского линейного участка Оренбургского отделения Южно-Уральской железной дороги;
- с <дата> по <дата> в должности заведующего отделением ГСУ СО Орский дом-интернат для престарелых и инвалидов;
- с <дата> по <дата> в должности заместителя директора по медицинской части ГСУ СО Орский дом-интернат для престарелых и инвалидов;
- период учебы на курсах повышения квалификации с <дата> по <дата>.
В удовлетворении требований Никитина В.А. о включении в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, периоды работы с <дата> по <дата> в должности преподавателя медицинского училища г.Орска; с <дата> по <дата> в должности исполняющего обязанности директора медицинского училища г.Орска; с <дата> по <дата> в должности врача-эпидемиолога МЛПУ Городская больница № 1 г.Орска, и назначении досрочно трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения с 16 марта 2012 года – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Серпуховский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме
Председательствующий: И.С.Фетисова
Справка
Определением Судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 09 октября 2012 года:
Решение Серпуховского городского суда Московской области от 04 июля 2012 года в обжалуемой части – в части отказа от включения в специальный стаж периодов работы с <дата> по <дата> – в должности преподавателя медицинского училища г. Орска, с <дата> по <дата> – в должности исполняющего обязанности директора медицинского училища г. Орска, с <дата> по <дата> – в должности врача эпидемиолога МЛПУ Городская больница № 1 г. Орска – отменено, постановлено по делу новое решение, которым требования Никитина В.А. частично удовлетворены.
Обязать ГУ – Главное управление ПФР № 11 по г. Москве и Московской области включить в специальный стаж Никитина В.А. стаж периоды работы с <дата> по <дата> – в должности преподавателя медицинского училища г. Орска, с <дата> по <дата> – в должности исполняющего обязанности директора медицинского училища г. Орска, с <дата> по <дата> – в должности врача-эпидемиолога МЛПУ городская больница № 1 г. Орска.
В остальной обжалуемой части – в части зачета в специальный стаж истца периода работы с <дата> по <дата> в должности исполняющего обязанности директора медицинского училища г. Орска и назначении досрочной пенсии с <дата> решение суда оставлено без изменения, апелляционная жалоба Никитина В.А. – без удовлетворения.
Председательствующий: И.С.Фетисова