Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-764/2018 ~ М-711/2018 от 01.10.2018

Дело № 2-764/2018

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    04 декабря 2018 года                         г.Медвежьегорск

Медвежьегорский районный суд Республики Карелия

в составе председательствующего судьи Свинкиной М.Л.,

при секретаре Теребовой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рошко Д.М. к Администрации муниципального образования «Медвежьегорский муниципальный район» о предоставлении жилого помещения,

у с т а н о в и л :

Рошко Д.М. обратилась в суд по тем основаниям, что является лицом из числа детей-сирот. Состоит в Списках детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, однако до настоящего времени жилое помещение ей не предоставлено, жилое помещение, в котором она зарегистрирована, признано непригодным для проживания, жить ей негде, вынуждена снимать квартиру, в связи с чем просит обязать Администрацию муниципального образования «Медвежьегорский муниципальный район» обеспечить ее жильем по договору социального найма за счет средств бюджета г.Медвежьегорск вне очереди.

Истицей заявлено об увеличении исковых требований, в связи с рождением у нее ребенка просила предоставить жилое помещение на состав семьи из двух человек. Увеличение исковых требований судом принято.

В судебное заседание истица Рошко Д.М. не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.

Ответчик Администрация муниципального образования «Медвежьегорский муниципальный район» о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, представила отзыв о несогласии с заявленными требованиями, согласно которому истец состоит в соответствующих Списках под №30, денежные средства на приобретение жилых помещений из бюджета Республики Карелия не предоставляются, в специализированном жилом фонде муниципального образования «Медвежьегорский муниципальный район» свободные жилые помещения отсутствуют. Указывает, что сын Рошко Д.М., Р.А.А. ребенком-сиротой или ребенком, оставшимся без попечения родителей, не является, в связи с чем действие Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на него не распространяется. Просит отказать в удовлетворении заявленных требований. Заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Судом к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство социальной защиты Республики Карелия.

Третье лицо о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, представило отзыв, согласно которому истец состоит в соответствующих Списках под №28, объем бюджетных ассигнований на осуществление государственных полномочий, предусмотренных Законом Республики Карелия от 28.11.2005 №921 «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя» определен Законом Республики Карелия от 21.12.2017 №2205-ЗРК «О бюджете Республики Карелия на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов». Просит о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

С учетом положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассматривать данное дело в отсутствие неявившихся лиц.

Суд, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц, в том числе если жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации (подпункт 2 пункта 4 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»).

В соответствии со статьей 3.1. Закона Республики Карелия от 28.11.2005 №921-ЗРК «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно обеспечиваются благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном Правительством Республики Карелия. В соответствии с Законом Республики Карелия от 21 октября 2011 года №1537-ЗРК «О некоторых вопросах деятельности органов опеки и попечительства в Республике Карелия» органы местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) (далее - органы местного самоуправления) принимают участие в формировании и ведении уполномоченным органом списка в порядке, установленном настоящим Законом. Указанные в части 1 настоящей статьи дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, которые приобрели полную дееспособность до достижения ими возраста 18 лет, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет, если они не были включены в список в порядке, предусмотренном настоящей статьей, вправе обратиться с заявлением в орган местного самоуправления самостоятельно.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Рошко Д.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей-сирот. Мать, Рошко С.Я., умерла 24.12.2012. В связи с тем, что отец Рошко Д.М., Рошко М.П., надлежащим образом не осуществлял родительские обязанности в отношении дочери, Рошко Д.М. была определена в муниципальное казенное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Медвежьегорский детский дом» постановлением Администрации муниципального образования «Медвежьегорский муниципальный район» от 30.12.2013 №2107. Рошко М.П. умер 05.09.2014.

Постановлением Администрации Шуньгского сельского поселения от 15.04.2014 №17 за несовершеннолетней Рошко Д.М. было закреплено жилое помещение, расположенное по адресу <адрес>.

03.06.2015 постановлением Администрации муниципального образования «Медвежьегорский муниципальный район» №712 установлен факт невозможности проживания Рошко Д.М. в ранее занимаемом жилом помещении.

Рошко Д.М. включена в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жилым помещением по договорам социального найма за счет средств субвенций из бюджета Республики Карелия.

До настоящего времени жилым помещением в установленном порядке не обеспечена.

Федеральный законодатель не определил срок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение данной категории граждан, что не может толковаться иначе, как необходимость обеспечения возможности осуществления такого права непосредственно после его возникновения.

Установленный указанным выше Законом Республики Карелия порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц.

При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

Предоставление жилых помещений в соответствии с приведенными нормами законодательства носит обязательный характер. Действующее законодательство, регулирующее спорные правоотношения, не содержит условий об очередности предоставления жилых помещений, поэтому их предоставление лицам из категории детей-сирот должно осуществляться с момента возникновения соответствующего права, независимо от очередности и времени принятия на учет.

Исходя из требований статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда указанной категории граждан не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий.

Формирование списка льготной категории граждан служит целям предварительного планирования числа нуждающихся и призвано обеспечить предоставление жилых помещений незамедлительно по мере наступления основания для получения жилья, но не с целью формирования очередности по времени включения в список, создания задолженности по жилищному обеспечению и конкуренции льготников.

Расхождение в данных номера нахождения Рошко Д.М. в Списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением по Медвежьегорскому муниципальному району, (30 и 28) правового значения для разрешения настоящего дела не имеет.

Исходя из изложенного, истец подлежит обеспечению жилым помещением муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

При этом суд учитывает, что в силу части 2 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

В соответствии с частями 1, 6 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные учетные нормы.

В силу части 1 статьи 100 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем.

В договоре найма специализированного жилого помещения указываются члены семьи нанимателя (часть 6 статьи 100 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Несовершеннолетний ребенок Рошко Д.М., Р.А.А.., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является членом семьи Рошко Д.М., его место жительства определяется местом жительства его матери, в связи с чем требование Рошко Д.М. о предоставлении ей жилого помещения на состав семьи из двух человек суд полагает обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Заявляя требование к Администрации муниципального образования «Медвежьегорский муниципальный район», Рошко Д.М. просит предоставить ей жилое помещение за счет бюджета города Медвежьегорск.

Как указано выше, государственное полномочие Республики Карелия по принятию решения об однократном предоставлении благоустроенных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в части 1 статьи 3.1 Закона Республики Карелия от 28.11.2005 №921-ЗРК «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя», согласно статье 4 данного Закона Республики Карелия передано органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, реализуется за счет переданных на эти цели субвенций из бюджета Республики Карелия.

Таким образом, бюджет города Медвежьегорска в качестве источника осуществления государственного полномочия указан необоснованно.

Кроме того, Рошко Д.М. просит предоставить ей жилое помещение во внеочередном порядке, что не предусмотрено частями 1, 18 статьи 3.1 Закона Республики Карелия от 28.11.2005 №921-ЗРК «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя», согласно которым включение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, осуществляется в хронологической последовательности, по дате и времени поступления заявления (представления) в уполномоченный орган.

На основании изложенного, оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, учитывая обстоятельства дела, суд считает исковые требования истца подлежащими частичному удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

    Исковые требования Рошко Д.М. удовлетворить частично.

Обязать Администрацию муниципального образования «Медвежьегорский муниципальный район» предоставить Рошко Д.М. как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Медвежьегорского муниципального района благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта специализированное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения на состав семьи из двух человек по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Медвежьегорский районный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

    Судья                                    М.Л. Свинкина

2-764/2018 ~ М-711/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Рошко Диана Михайловна
Ответчики
Администрация МО "Медвежьегорский муниципальный район"
Другие
Министерство социальной защиты Республики Карелия
Суд
Медвежьегорский районный суд Республики Карелия
Судья
Свинкина Марина Львовна
Дело на странице суда
medvezhegorsky--kar.sudrf.ru
01.10.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.10.2018Передача материалов судье
04.10.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.10.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.10.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.10.2018Судебное заседание
16.10.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.10.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.11.2018Судебное заседание
15.11.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.11.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.12.2018Судебное заседание
04.12.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.12.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.03.2019Дело оформлено
04.04.2019Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее