Дело № 5-307/2017
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
16 октября 2017 г. г. Ишимбай
Ишимбайский городской суд Республики Башкортостан (адрес суда: РБ г. Ишимбай, ул. Губкина, д.52а) в составе председательствующего судьи Файзуллиной Р.Р.,
с участием представителей Управления по государственной охране объектов культурного наследия РБ Салиховой Л.Г., Фархиева А.Ф.,
представителей Акционерного общества «Сырьевая компания» Бахтигареева Т.Т., Головиной А.М.,
рассмотрев в судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном 7.14 КоАП РФ в отношении юридического лица – Акционерного общества «Сырьевая компания»,
установил:
Должностными лицами Управления по государственной охране объектов культурного наследия РБ (далее по тексту – Управление) с целью проверки обращений ГБУ Научно-производственный центр по охране и использованию недвижимых объектов культурного наследия РБ, отдельных, коллективных обращений граждан о производстве поисково-оценочных работ на г. Куштау, расположенной на терротории Ишимбайского района РБ 02.06.2017 г. на основании приказа Управления от 01.06.2017 г. № 51 осуществлен выезд для осмотра участка Куштауский в МР Ишимбайский район РБ земельного участка с кадастровым номером №. В ходе осмотра земельного участка, близ которого расположены объекты культурного наследия федерального значения «Селище Куш-Тау Южное», расположенного по адресу: <адрес>, и «Поселение Куш-Тау западное», расположенного по адресу: <адрес>, информация о проведении поисково-оценочных работ подтвердилась.
В ходе осмотра был обнаружен информационный стенд с размещением документов, согласно которым заказчиком поисково-оценочных работ на г. Куштау является АО «Сырьевая компания», которому Департаментом по недропользованию по Приволжскому федеральному округу выдана лицензия на пользование недрами №02213 ТП от 22.06.2016 г. с целевым назначением и видами работ для геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождения полезных ископаемых сроком до 20.07.2021 г. Работы проводит ООО «Башкиргеология», о котором также имеется информация на стенде. Размещены сведения о расположении участка недр (схема с обозначением угловых точек), титульный лист положительного экспертного заключения № 024-02-02/2017 от 15.02.2017 г. по проекту «Поиски и оценка известняков для химической промышленности на участке Куштауский в муниципальном районе Ишимбайский район РБ», выполненная ФБУ «Росгеологоэкспертиза» (<адрес>) и титульный лист Проекта «Поиски и оценка известняков для химической промышленности на участке Куштауский в муниципальном районе Ишимбайский район РБ» геологометодическая часть, Уфа-2016, утвержденного генеральным директором АО «Сырьевая компания» Шкурко А.В. от 27.02.2017 г. Работы проводятся на центральной части г.Куштау у восточного склона. К местам производства работ по поиску и разведки известняка ведет насыпная автодорога, пригодная для проезда спецтехники. Исходя из активности техники, проложенным дорогам, информационного стенда, район поиска и разведки известняка охватывает всю гору от подножия до вершины, работы сопровождаются обширными земляными работами. Удаление фиксируемых работ от памятников археологии «Селище Куш-Тау Южное» и «Поселение Куш-Тау западное» составляет <адрес> соответственно.
Управлением на основании приказа от 24.07.2017 г. № 83 в отношении АО «Сырьевая компания» была организована внеплановая документарная проверка для установления законности проведения поисково-оценочных работ на г. Куштау.
Установлено, что в нарушение взаимосвязанных положений пунктов 1 и 3 ст. 36, статей 28, 30, 31 пунктов 1,2 ст. 32 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее по тексту ФЗ №73), ст. 25 Лесного кодекса РФ, акт государственной историко-культурной экспертизы документации, содержащий результаты исследований, в соответствии с которыми определяется наличие или отсутствие объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, на земельных участках, подлежащих воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, работ по использованию лесов и иных работ по вышеуказанному объекту в Управление не поступал, за согласованием проведения работ по геологическому изучению недр, включающему поиск и оценку месторождения полезных ископаемых на участке Куштауский, которое необходимо в соответствии с требованиями законодательства в области государственной охраны объектов культурного наследия, АО «Сырьевая компания» не обращалось, Управление проведение вышеуказанных работ не согласовало.
5.05.2017 г. за исх. № 01-07/610 Управление направило письмо АО «Сырьевая Компания» о предоставлении информации о наличии в проектной документации акта государственной историко-культурной экспертизы земельных участков, на которых ведутся работы, на что Обществом был дан ответ о том, что оснований проведения историко-культурной экспертизы земельных участков, на которых проводятся работы по геологическому изучению нет.
Одновременно от АО «Сырьевая компания» в Управление поступил запрос (вх. 01-06/747 от 11.05.2017 г.) о предоставлении Перечня объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РБ, расположенных на территории муниципального района Ишимбайский район РБ, включенных в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, а также Перечень выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории Ишимбайского района РБ.
25.05.2017 г. за исх. № 01-07/821 Управление направил ответ на запрос, что сведениями об отсутствии на испрашиваемом участке объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия (в том числе, археологического) Управление не располагает.
Таким образом, проверкой установлено, что АО «Сырьевая компания», располагая достоверными сведениями об отсутствии у государственного органа охраны объектов культурного наследия сведений о наличии или отсутствии на рассматриваемом земельном участке объектов культурного наследия, выявленных объектов культурного наследия, объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, в нарушение положений ФЗ № 73 организовало проведение работ по геологическому изучению недр, включающему поиск и оценку месторождения полезных ископаемых на участке Куштауский в отсутствие решения уполномоченного органа в области государственной охраны объектов культурного наследия, выразившееся в проведении земляных и иных работ на вышеуказанном земельном участке.
В судебном заседании представители Управления Фархиев А.Ф., Салихова Л.Г. просили признать АО «Сырьевая компания» виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст.7.14 КоАП РФ с назначением административного наказания.
Представитель Салихова Л.Г. пояснила, что Управление является уполномоченным органом в области государственной охраны объектов культурного наследия в соответствии с Положением об Управлении № 4 от 16.01.2017 года, в полномочия которого входят государственная охрана объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории РБ, к полномочиям Управления относится выдача разрешения на организацию и проведение по геологическому изучению недр, включающему поиск и оценку месторождения полезных ископаемых на участках, где расположены объекты культурного наследия. На основании Приказа была проведена выездная внеплановая проверка АО «Сырьевая компания», в ходе которой были установлены нарушения требований действующего законодательства в области охраны объектов культурного наследия народов РФ, а именно, было установлено, что АО «Сырьевая компания», организовало проведение работ по геологическому изучению недр, включающему поиск и оценку месторождения полезных ископаемых на участке Куштауский в отсутствие решения уполномоченного органа в области государственной охраны объектов культурного наследия.
Представитель Фархиев А.Ф. пояснил, что фактически Обществом проводились земляные работы не только в отсутствии разрешения уполномоченного органа в области государственной охраны объектов культурного наследия, но и без историко-культурной экспертизы на земельном участке, на котором возможно находятся объекты историко-культурного наследия. Общество обратилось к неправомочному органу - отделу культуры администрации МР Ишимбайский район с запросом о наличии или отсутствии на территории геологического отвода объектов культурного наследия, отдел культуры обладает сведениями о памятниках культуры, но не уполномочен дать ответ на такой запрос, ответ может дать только Управление.
Представители АО «Сырьевая компания» Головина А.М., Бахтигареев Т.Т. вину юридического лица в совершении административного правонарушения не признали, мотивируя тем, что отсутствует факт совершения правонарушения, Управлением неверно трактуется закон, в протоколе нет ссылки на закон, который им нарушен, нет доказательств нарушения. Представили суду возражение на протокол по делу об административном правонарушении.
Представитель Головина А.М. пояснила, что объект подпадает под объект культурного наследия, под выявленный объект, когда включен в государственный реестр, но этот объект не включен. При получении лицензии им ответили, что особо охранные зоны отсутствуют. У них имеется геологический отвод, они проверили наличие на территории отвода объектов культурного наследия, выявленных объектов культурного наследия на объекте не установлено. На этом месте нет таких объектов, при проведении работ ими не были выявлены объекты, обладающие признаками культурного наследия.
Выслушав пояснения перечисленных лиц, исследовав материалы дела, суд считает, что факт совершения административного правонарушения и вина юридического лица АО «Сырьевая компания» доказаны.
Статьей 7.14 КоАП РФ установлена административная ответственность за организацию или проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия в случаях, если такое разрешение обязательно, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до ста тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до трехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до одного миллиона рублей.
В соответствии с п. 1 ст. 36 ФЗ № 73 проектирование и проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона, работ по использованию лесов и иных работ осуществляются при отсутствии на данной территории объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия или объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, либо при условии соблюдения техническим заказчиком (застройщиком) объекта капитального строительства, заказчиками других видов работ, лицом, проводящим указанные работы, требований настоящей статьи.
Согласно пункту 2 вышеназванной статьи изыскательские, проектные, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные работы, указанные в статье 30 настоящего Федерального закона работы по использованию лесов и иные работы в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, проводятся при условии соблюдения установленных статьей 5.1 настоящего Федерального закона требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, особого режима использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, и при условии реализации согласованных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным пунктом 2 статьи 45 настоящего Федерального закона, обязательных разделов об обеспечении сохранности указанных объектов культурного наследия в проектах проведения таких работ или проектов обеспечения сохранности указанных объектов культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанные объекты культурного наследия.
Строительные и иные работы на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия, проводятся при наличии в проектной документации разделов об обеспечении сохранности указанного объекта культурного наследия или о проведении спасательных археологических полевых работ или проекта обеспечения сохранности указанного объекта культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанный объект культурного наследия, согласованных с региональным органом охраны объектов культурного наследия (п. 3 ст. 36 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ).
Частью 1 ст. 45 Федерального закона N 73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в п. 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в п. 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
В случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, указанные работы проводятся также при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, предоставляемого в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, и при условии осуществления государственного строительного надзора за указанными работами и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия.
Согласно сведениям об объектах культурного наследия регионального значения, расположенных на территории РБ (по муниципальному району Ишимбайский район), включенных в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, «Селище Куш-Тау Южное» и «Поселение Куш-Тау западное» отнесены к объектам культурного наследия регионального значения.
Объекты приняты на государственную охрану Постановлением Совета Министров БАССР № 599 от 31.12.1970 года.
Таким образом, вопреки вышеприведенным требованиям закона, АО «Сырьевая компания» организовало проведение работ по геологическому изучению недр, включающему поиск и оценку месторождения полезных ископаемых на участке Куштауский, на котором расположены объекты культурного наследия регионального значения, в отсутствие надлежащим образом оформленного разрешения со стороны Управления по государственной охране объектов культурного наследия РБ.
Факт совершения административного правонарушения и вина юридического лица АО «Сырьевая компания» подтверждается совокупностью исследованных судом доказательств: протоколом по делу об административном правонарушении от 07.09.2017 года; актом осмотра объектов культурного наследия от 02.06.2017 г., фототаблицей к нему; письмом Управления № 01-07/610 от 05.05.2017 г. АО «Сырьевая компания» о предоставлении информации о наличии в проектной документации акта государственной историко-культурной экспертизы земельных участков на участке Куштауский в Ишимбайском районе, на которых ведутся изыскательские работы, о наличии или отсутствии объектов культурного наследия; ответом Общества 01-07/610 от 29.05.2017 г. Управлению об отсутствии оснований для проведения историко-культурной экспертизы земельных участков, на которых проводятся работы по геологическому изучению, со ссылкой на информацию об уничтожении селища «Куш-Тау Южное» близ д. Урняк из отдел культуры Ишимбайского района, не уполномоченного давать ответы о наличии или отсутствии объектов культурного наследия на территории земельного участка, где проводились поисково-оценочные работы; запросом генерального директора АО «Сырьевая компания» №15-19 от 20.04.2017 г. к главе администрации о предоставлении Перечня объектов культурного наследия на территории Ишимбайского района; ответом начальника отдела культуры МР Ишимбайский район от 15.05.2017 г. с приложением Перечня объектов культурного наследия; письмом Общества № 15-23 от 11.05.2017 г. Управлению о предоставлении Перечня объектов культурного наследия, выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории Ишимбайского района; письмом Управления № 01-07/82 от 25.05.2017 г. с приложением сведений об объектах культурного наследия, выявленных объектах культурного наследия федерального, регионального значения, в котором сообщается, что сведениями об отсутствии на испрашиваемом участке объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия (в том числе археологического) Управление не располагает, в связи с чем разъяснена необходимость обеспечения заказчиком работ проведения и финансирования историко-культурной экспертизы земельного участка, подлежащего воздействию земляных, строительных, хозяйственных и иных работ, путем археологической разведки, в порядке, предусмотренном ст. 45. 1 Федерального закона, представления документации, подготовленной на основе археологических полевых работ, содержащих результаты исследований, в соответствии с которыми определяется наличие или отсутствие объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия; письмом Управления № 01-07/926 от 05.06.2017 г., в котором сообщается, что отдел культуры МР Ишимбайский район РБ не является уполномоченным органом по предоставлению сведений об объектах культурного наследия, включенных в реестр; лицензией на пользование недрами от 22.07.2016 г.; выпиской об об объектах культурного наследия регионального значения, расположенных на территории РБ (по муниципальному району Ишимбайский район), включенных в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, другими письменными доказательствами, перечисленными в протоколе об административном правонарушении.
Действие и бездействие АО «Сырьевая компания» суд квалифицирует по ст.7.14 КоАП РФ, как Организация или проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия в случаях, если такое разрешение обязательно.
С учетом вышеизложенного суд считает доказанной вину юридического лица - АО «Сырьевая компания» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.7.14 КоАП РФ.
При назначении административного наказания юридическому лицу суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, отсутствие смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств, а также то, что ранее данное юридическое лицо к административной ответственности не привлекалось.
С учетом приведенных выше обстоятельств, суд считает необходимым назначить АО «Сырьевая компания» наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 руб.
Руководствуясь ст.29.10, 29.11 КоАП РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Признать юридическое лицо – Акционерное общество «Сырьевая компания» (ОГРН 1080268002209, ИНН/КПП 0261016750/026101001, почтовый адрес: РБ г. Стерлитамак, ул. Техническая, д.14, а/я 23, место нахождения: РБ Ишимбайский район, Карьер Шах-Тау, 1), виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.7.14 КоАП РФ, по которой назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 (сто пятьдесят тысяч) рублей.
Постановление может быть обжаловано в Верховный суд РБ в течение 10 суток со дня вручения или получения через Ишимбайский городской суд.
Судья Файзуллина Р.Р.