(дело № (1)- 420\2015)
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
Козельский районный суд Калужской области, в составе председательствующего судьи Борзова И.А.,
при секретаре Беловой Ю.И.,
с участием представителя истца Шаниной В.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале Козельского районного суда г. Козельска
08 сентября 2015 года
дело по иску Антоновой Г.Ф. к Министерству обороны Российской Федерации, ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, войсковой части 61683, ликвидационной комиссии войсковой части 54055 о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
У С Т А Н О В И Л:
Истец Антонова Г.Ф. обратилась с иском в суд к ответчикам, в котором просит признать право собственности на отдельную трехкомнатную квартиру № общей площадью 57,5 кв.метров, расположенную в <адрес>, в порядке приватизации.
Истец Антонова Г.Ф. в судебное заседание не явилась, представила заявление, согласно которого просит рассмотреть дело без своего участия, с участием своего представителя Шаниной В.П.
Представитель истца Шанина В.П. исковые требования поддержала в полном объеме и показала следующее. Мужу Антоновой Г.Ф. в 1985 году, как военнослужащему, было предоставлено жилое помещение по адресу: <адрес>. После смерти мужа в квартире Антонова Г.Ф. проживала одна. В 2006 году в квартире был зарегистрирован муж Христенко А.Д. 15.07.2010 года с Антоновой был заключен социального найма на указанное жилое помещение. 28 марта 2015 года Антонова обратилась в МО РФ, ФГКУ «Специальное ТУИО» МО РФ, Департамент жилищного обеспечения МР Ф с просьбой передать ей в собственность, в порядке приватизации вышеуказанное жилое помещение. Заявление Антоновой не было удовлетворено по той причине, что в МО РФ отсутствует механизм передачи жилых помещений в собственность в порядке приватизации. Спорная квартира не относится к перечисленным в законодательстве жилым помещения, не подлежащим приватизации. Она не имеет доказательств того, что квартира не находится на территории закрытого военного городка. Учитывая, что Антонова и её муж участия в приватизации не принимала, поэтому на основании ст. 11 Закона РФ «О Приватизации жилищного фонда в РФ, просит признать право собственности на указанную квартиру.
Представители ответчика Министерство обороны РФ, ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, Департамента жилищного обеспечения МО РФ, войсковой части 61683 в судебное заседание не явились, о дне и времени судебного заседания были извещены надлежащим образом.
Представитель ответчика - ликвидационной комиссии войсковой части 54055 в судебное заседание не явился, путем телефонограммы просил суд рассмотреть дело без своего участия, возражал против исковых требований.
Представитель третьих лиц Администрации ГП «Город Козельск» в судебное заседание не явился, представил заявление, согласно которого просит рассмотреть дело без своего участия.
Представитель ФКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ в судебное заседание не явился, путем телефонограммы просил суд рассмотреть дело без своего участия, возражала против исковых требований.
Третье лицо Христенко А.Д. в судебное заседание не явился, представил заявление, согласно которого просит рассмотреть дело без своего участия, исковые требования поддерживает.
Выслушав представителя истца и ознакомившись с материалами дела, суд приходит к выводу о следующем.
Согласно договора № социального найма жилого помещения № в <адрес>, заключенного 15.06.2010 года, договор заключен между войсковой частью 61683, действующей от имени собственника жилого помещения - РФ и Антоновой Г.Ф., в качестве члена семьи указан муж Христенко А.Д. В договоре также указан адрес нахождения наймодателя: войсковая часть 61683, 249720, Калужская область, г. Козельск-5.
Согласно копии лицевого счета на указанную квартиру, дата взъезда в квартиру Антоновой Г.Ф. 29.09.1985 года на основании ордера № от 29.09.1985 года.
Согласно свидетельства о заключении брака, Христенко А.Д. заключил брак с Антоновой Г.Ф., 30.06.2001 года.
Согласно письма Федерального Агентства по управлению государственным имуществом от 22.07.2015 года следует, что по состоянию на 22.07.2015 года в реестре федерального имущества на электроном носителе АСУФИ, сформированном в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 16.07.2007 года №477 «О совершенствовании учета федерального имущества», учтены сведения об объекте недвижимого имущества «Жилой дом» расположенного по адресу: <адрес>. Данный объект учтен как имущество, закрепленное на праве оперативного управления за Федеральным государственными казенным учреждением «Центральное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ.
Согласно ответа ФГКУ «Центральное ТУИО» МО РФ от 31.07.2015 года следует, что Учреждение не располагает информацией, находится ли дом по адресу: <адрес> в закрытом военном городке.
Согласно ответа ТУ Росимущества в Калужской области от 17.08.2015 года, следует, что информация об объекте недвижимости - дом, расположенный по адресу: <адрес> в реестре федерального имущества, ведение которого осуществляется ТУ, ведение которого осуществляется Территориальным управлением в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.07.2007 года №, отсутствует.
Согласно справки, выданной 25.08.2015 года командиром войсковой части 54055, жилой дом, находящийся по адресу: <адрес> находится на территории закрытого военного городка Козельск-5 ( Распоряжением Правительства РФ от 01.07.2000 года №752-р жилой фонд Козельского гарнизона включен в перечень закрытых военных городков МО РФ).
Согласно уведомления МНС №1 по Калужской области ФГКЭУ «58 ЭТК» войсковая часть 61683 прекратила деятельность 27.02.2015 года.
Согласно перечня недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за федеральным государственным учреждением «Центральное территориальное управлением имущественным отношений МО РФ, вынесенного на основании приказа Министра обороны РФ № от 06.07.2012 года, жилой <адрес> находится на балансе ФГУ «Центральное территориальное управлением имущественным отношений МО РФ» ( п.28).
Согласно выписки из реестра федерального имущества ТУ по Калужской области по состоянию на 22.12.2006 года, за войсковой частью 61683, расположенной по адресу: г. Козельск-5 числится имущество…… жилой дом : <адрес>…
В силу ст. 2 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" - граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса Российской Федерации решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (части 3 и 4 статьи 57, статья 63 Жилищного кодекса Российской Федерации). Указанное решение может быть принято и иным уполномоченным органом в случаях, предусмотренных федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (пункт 6 статьи 12, пункт 5 статьи 13, части 3, 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно ст. 4 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 30.03.2012 N 9-П часть вторая статьи 4 признана не противоречащей Конституции РФ, поскольку данное нормативное положение - по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования - не предполагает издание субъектами РФ нормативных правовых актов, непосредственно регулирующих право собственника муниципального жилищного фонда принимать решения о приватизации входящих в него служебных жилых помещений, в том числе устанавливающих основания и условия ее осуществления, и не препятствует собственнику муниципального жилищного фонда при реализации данного права по основаниям, на условиях и в порядке, установленных федеральным законодательством, издавать нормативные правовые акты, касающиеся принятия решений о приватизации отдельных служебных жилых помещений, при том что такие решения принимаются в порядке исключения и позволяют сохранять массив служебных жилых помещений.
Таким образом, законодатель, определяя круг объектов, не подлежащих приватизации, в качестве общего правила ввел запрет на приватизацию жилых помещений в том числе и в закрытых военных городках.
Жилой дом по адресу: <адрес>, закреплен на праве оперативного управления за Федеральным государственными казенным учреждением «Центральное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, ранее до 2012 года числился в перечня имущества, входящего в Козельск-5, согласно сообщения командира Козельского гарнизона, в настоящий момент также числится в имуществе Козельск-5, как закрытый городок.
Перечень закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации, имеющих жилищный фонд, определен распоряжением Правительства Российской Федерации от 01 июня 2000 года N 752-р, согласно которому военный городок Козельск-5, Калужской области имеет статус закрытого военного городка.
По смыслу статей 59 и 71 (пункт "т") Конституции Российской Федерации, военная служба представляет собой особый вид федеральной государственной службы, что обусловливает и особый правовой статус военнослужащих, выражающийся, в частности, в порядке их жилищного обеспечения, которое осуществляется на основе специального законодательства и по специальным правилам.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Одновременно названный Федеральный закон закрепил предоставление служебного жилого помещения в качестве приоритетной формы обеспечения жильем на весь срок военной службы для военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей (абзацы 4 - 7 п. 1 ст. 15).
Согласно абз. 8 п. 1. ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" служебные жилые помещения предоставляются на весь срок военной службы в закрытых военных городках военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей.
Действительно, п. 6 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" предусматривает право военнослужащих, а также лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках.
Аналогичный запрет на приватизацию жилых помещений в домах закрытых военных городков, а также служебных жилых помещений установлен ст. 4 Закона РФ от 04.07.1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".
Таким образом, по смыслу вышеприведенных положений действующего законодательства, жилая площадь закрытых военных городков предназначена для обеспечения жильем военнослужащих и других лиц, состоящих в связи с Вооруженными Силами Российской Федерации, исключительно на период их службы или работы, а следовательно, такая жилая площадь не может быть использована в целях обеспечения военнослужащих жильем как социальной поддержки со стороны государства. Жилые помещения, находящиеся на территории военного городка, исходя из их назначения и правового режима, имеют статус служебных.
При этом утрата военным городком, в котором находятся жилые помещения, статуса закрытого, не влечет прекращение статуса служебного жилого помещения.
Как установлено ч. 2 ст. 92 Жилищного кодекса РФ, исключение жилого помещения из специализированного жилищного фонда осуществляется на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Разрешая настоящий спор, суд учитывает, что жилищный фонд Вооруженных Сил Российской Федерации, в частности спорная квартира, относится к федеральной собственности, что следует из постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 года N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (Приложение N 1).
Уполномоченным органом по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, является Министерство обороны Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от 16.08.2004 года N 1082 "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 года N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерству обороны Российской Федерации переданы полномочия по принятию решений о включении и исключении жилых помещений из специализированного жилищного фонда, относящегося к имуществу Вооруженных Сил Российской Федерации (подп. "м" п. 2).
Исходя из вышеприведенных положений действующего законодательства, изменение статуса жилого помещения относится к исключительной компетенции собственника и является его правом, а не обязанностью. Статус служебного жилого помещения может быть прекращен лишь по решению органа, осуществляющего управление жилищным фондом, которым в отношении имущества Вооруженных Сил Российской Федерации является Министерство обороны Российской Федерации в лице уполномоченных органов.
Таким образом, исключение военного городка из перечня закрытых военных городков не влечет прекращения статуса служебных жилых помещений до принятия соответствующего решения уполномоченным органом, а военнослужащий, которому оно было предоставлено на период службы по основаниям, предусмотренным ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", не приобретает право на получение его в собственность.
В настоящем деле сведений о том, что решением Министерства обороны Российской Федерации жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, исключено из числа служебных, в материалах дела не имеется. Потому оснований считать, что квартира, где проживает истец, утратила статус служебного жилья, и не находится на территории закрытого военного городка нет.
Требование истца о признании права собственности в порядке приватизации на занимаемое жилое помещение удовлетворению не подлежит, поскольку спорное жилое помещение предоставлялось мужу Антоновой Г.Ф. и членам его семьи в качестве служебного, в момент прохождения военной службы и не утратило данного статуса до настоящего времени.
При этом адрес наймодателя жилого помещения, с которым заключила истец Антонова договор найма жилого помещения указан как Козельск-5, то есть военный городок, указанный в распоряжении Правительства Российской Федерации от 01 июня 2000 года N 752-р.
Определение статуса жилого помещения, исключение его из числа специализированного фонда, относится к компетенции собственника жилого фонда.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Сведений о том, что спорное жилое помещение было исключено из состава специализированного жилищного фонда и имеет иной правовой статус, материалы дела не содержат, поэтому в иске следует отказать.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 198, 199 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ : __________________________