Дело № 2-2362/2014 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«29» января 2015 года г. Орел
Заводской районный суд города Орла в составе:
председательствующего судьи Сандуляк С.В.,
с участием: представителей Орловской природоохранной межрайонной прокуратуры – начальника отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Орловской области. Марковой О.К., старшего прокурора по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Орловской области Лебедевой Ю.В., действующих по поручению по поручению прокурора Орловской области;
заместителя Орловского природоохранного межрайонного прокурора –Булгаковой И.П.,
ст. помощника Орловского природоохранного межрайонного прокурора Орловской области Талехиной М.В.,
представителя ответчика ОАО «Орелрастмасло» – Жуковой Л.А., действующей на основании доверенности от 16.06.2014 года № 55,
представителя третьего лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области – Новиковой Е.А., действующей на основании доверенности 12.01.2015 года № 1,
представителя третьего лица Администрации г. Орла – Андреевой Н.В., действующей на основании доверенности от 23.12.2014 года № 90-д,
представителя третьего лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Орловской области – Шепитько А.А., действующего на основании доверенности от 29 мая 2014 г.,
третьих лиц: Черкасова Д.В., Светличной Т.В., Соловьевой Л.В.,
при секретаре судебного заседания Лютиковой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Заводского районного суда г. Орла гражданское дело по иску
Орловского природоохранного межрайонного прокурора к Открытому акционерному обществу «Орелрастмасло» о приостановлении незаконной деятельности по выбросам вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредному физическому воздействию на него,
У С Т А Н О В И Л:
Орловский природоохранный межрайонный прокурор обратился в суд с иском в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Орелрастмасло» о приостановлении незаконной деятельности по выбросам вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредному физическому воздействию на него.
В обоснование иска указал, что в связи с многочисленными обращениями жителей города Орла Орловской природоохранной межрайонной прокуратурой в отношении ОАО «Орелрастмасло» была проведена проверка, в результате которой выявлены нарушения законодательства об охране атмосферного воздуха при осуществлении производственной деятельности, связанной с выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, создающие неблагоприятные условия проживания людей.
Проверкой установлено, что на протяжении многих лет производственная деятельность предприятия ОАО «Орелрастмасло» сопровождается выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, которые отличаются навязчивым дурнопахнущим запахом, свойственным производству растительных масел.
Ориентировочная санитарно-защитная зона предприятия ОАО «Орелрастмасло», отнесенного в соответствии с санитарной классификацией предприятий к 3-му классу опасности с санитарно-защитной зоной не менее 300 м., в южном направлении не выдержана. Ближайшая жилая застройка находится в 10, 25 метрах и 48 метрах от промышленной площадки ОАО «Орелрастмасло» и подвержена систематическому негативному воздействию производственной деятельности на среду обитания человека. Окончательная ч санитарно-защитная зона для предприятия до настоящего времени не установлена.
В мае текущего года на предприятии ОАО «Орелрастмасло» было установлено новое газоочистное оборудование на источниках выбросов, которое не позволило даже в минимальной степени снизить и устранить свойственные производству запахи в промышленных выбросах, провоцирующие постоянные жалобы населения на загрязнение атмосферного воздуха и ухудшение здоровья.
Основной причиной сложившейся ситуации является невыполнение ОАО «Орелрастмасло» возложенных законодательством обязанностей по выявлению, определению состава и количества вредных (загрязняющих) веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух и (или) их смесей, которые и вызывают запаховый эффект, порождающий жалобы населения.
Непроведение подобной работы, связанных с ней лабораторных исследований и испытаний, отсутствие у предприятия представления о том, какие именно вещества или их смеси являются источником возникновения запаха в промышленных выбросах не позволяет в дальнейшем решить основную проблему по их улавливанию и обезвреживанию, выбору наиболее эффективных очистных сооружений.
В свою очередь, действующее законодательство категорически запрещает эксплуатацию производств, в выбросах которых содержатся вещества с неустановленными экологическими и санитарными нормативами качества атмосферного воздуха.
В условиях отсутствия на федеральном уровне гигиенических нормативов по запаху предприятие ОАО «Орелрастмасло» должно самостоятельно определить состав и количество выбрасываемых вредных (загрязняющих) веществ и их смесей в атмосферный воздух с целью выявления веществ, образующих запахи в выбросах, свойственные производству растительных масел, их суммарных концентраций и соответствия полученных показателей установленным для них ПДК, если таковые установлены.
В противном случае суммарные выбросы вредных (загрязняющих) веществ от технологических производств в атмосферный воздух, для которых такие ПДК не установлены, регистрационные испытания которых и государственная регистрация не проведены, в будущем не смогут признаваться допустимыми.
Со своей стороны ОАО «Орелрастмасло» необходимые мероприятия по установлению причин появления зловонных запахов в промышленных выбросах не проводит, эффективные меры по их устранению не принимает, в связи с чем жители города на протяжении многих лет вынуждены страдать и задыхаться от запаха «жженых семечек».
Кроме того, производственная деятельность ОАО «Орелрастмасло» оказывает негативное физическое (шумовое) воздействие на атмосферный воздух, что подтверждается неоднократными измерениями уровня шума в зоне ближайшей к предприятию жилой застройки и негативно отражается на условиях проживания жителей города.
Ранее природоохранными контролирующими органами к ОАО «Орелрастмасло» неоднократно применялись меры административной ответственности, выдавались предписания об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, но принятые меры не позволили в целом решить основную проблему, связанную с улавливанием и обезвреживанием выбросов, дающих подобный запаховый эффект.
Такое бездействие ответчика нарушает гарантированное ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 29 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» право граждан Российской Федерации (неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую среду и благоприятные условия проживания, на её защиту от негативного воздействия хозяйственной деятельности, на достоверную информацию о состоянии атмосферного воздуха и источниках его загрязнения, на охрану здоровья.
Имея право на обращение в суд с заявлением в защиту охраняемых законом экологических прав граждан (неопределенного круга лиц), в силу ст. 45 ГПК РФ, Орловский природоохранный межрайонный прокурор просил суд признать бездействие ОАО «Орелрастмасло» по непринятию мер, направленных на установление и устранение причин зловонных и дурнопахнущих запахов в промышленных выбросах предприятия в атмосферный воздух, устранение негативного физического (шумового) воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду и здоровье человека, незаконным; обязать ОАО «Орелрастмасло» приостановить незаконную деятельность предприятия ОАО «Орелрастмасло» по выбросу в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ, образующих зловонные и дурнопахнущие запахи, и негативному физическому (шумовому) воздействию на атмосферный воздух до их устранения.
В ходе рассмотрения гражданского дела Орловским природоохранным межрайонным прокурором заявленные исковые требования в порядке ст. 39 ГПК РФ были уточнены.
После уточнения исковых требований Орловский природоохранный межрайонный прокурор по основаниям, на которых были основаны первоначально заявленные исковые требования, с учетом дополнительных доказательств, представленных в ходе судебного разбирательства по делу, просил суд возложить на ОАО «Орелрастмасло» обязанности по устранению нарушений законодательства в сфере охраны атмосферного воздуха и восстановлению нарушенных прав граждан на благоприятную окружающую среду, а именно: установить дополнительное очистное оборудование на источниках промышленных выбросов вредных (загрязняющих) веществ и их соединений в атмосферный воздух, предназначенное для очистки всех веществ и их соединений, образующих специфические запахи, свойственные производству растительных масел; обеспечить с привлечением специализированного научного экспертного учреждения последующий контроль эффективности работы установленного ОАО «Орелрастмасло» очистного оборудования по устранению специфических запахов в промышленных выбросах, свойственных производству растительных масел, в двухмесячный срок со дня ввода очистного оборудования в эксплуатацию.
Настаивая на заявленных требованиях, Орловский природоохранный межрайонный прокурор просил установить срок для исполнения ответчиком обязанностей по установке дополнительного очистного оборудования на источниках промышленных выбросов вредных (загрязняющих) веществ и их соединений в атмосферный воздух, предназначенного для очистки всех веществ и их соединений, образующих специфические запахи, свойственные производству растительных масел, до 01.06.2015 г., для обеспечения последующего контроля эффективности работы установленного ОАО «Орелрастмасло» очистного оборудования по устранению специфических запахов в промышленных выбросах, свойственных производству растительных масел – в двухмесячный срок со дня ввода очистного оборудования в эксплуатацию.
Представитель ответчика по доверенности Жукова Л.А. исковые требования признала, указав при этом, что ОАО «Орелрастмасло» готово установить дополнительное очистное оборудование на источниках промышленных выбросов вредных (загрязняющих) веществ и их соединений в атмосферный воздух, предназначенное для очистки веществ и их соединений, образующих специфические запахи, свойственные производству растительных масел, а также обеспечить с привлечением специализированного научного экспертного учреждения последующий контроль эффективности работы установленного очистного оборудования по устранению специфических запахов в промышленных выбросах, свойственных производству растительных масел. В настоящее время заключен контракт с AEROX (Нидерланды) на поставку дополнительного оборудования системы устранения запаха, исходящего от линии экстракции масла методом прессования, а именного прессового цеха ОАО «Орелрастмасло». По условиям контракта оборудование должно быть изготовлено в конце мая 2015 года. После изготовления оборудования необходимо будет время для его транспортировки в г. Орел с учетом процедуры его растамаживания, установки и производства пуско-наладочных работ.
Полагая недостаточным срока, в течение которого Орловский природоохранный межрайонный прокурор считает, что должны быть исполнены ОАО «Орелрастмасло» возложенные на него обязанности по устранению нарушений законодательства в сфере охраны атмосферного воздуха и восстановлению нарушенных прав граждан на благоприятную окружающую среду, а именно до 01.06.2015 года, просила с учетом необходимого времени для запуска специального оборудования установить срок исполнения обязанностей от 01.07.2015 года до 01.08.2015 года.
Представители третьих лиц – Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области – Новикова Е.А., Администрации г. Орла – Андреева Н.В., Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Орловской области – Шепитько А.А., а также третьи лица Черкасов Д.В., Светличная Т.В., Соловьева Л.В. заявленные прокурором требования полагали обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 ГПК РФ истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением.
Согласно ч. 2 ст. 39 ГПК РФ суд не принимает отказ истца от иска, признание иска ответчиком и не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает прав и законные интересы других лиц.
В силу ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом исковых требований.
Суд принимает во внимание, что по заявленным прокурором исковым требованиям представителем ответчика по доверенности Жуковой Л.А. исковые требования признаны.
Суд приходит к выводу о том, что признание иска представителем ответчика не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
В соответствии с положениями статей 3, 4 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности является, в том числе, атмосферный воздух.
В соответствии с п. 1 ст. 34 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
В силу положений пунктов 1, 2 статьи 39 Закона "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды; обеспечить соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды; проводить мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
Правовые основы охраны атмосферного воздуха как жизненно важного компонента окружающей среды, неотъемлемой части среды обитания человека, направленные на реализацию конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о её состоянии, установлены Федеральным законом «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ.
Согласно п. 1 ст. 16 ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" при эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности должно обеспечиваться непревышение нормативов качества атмосферного воздуха в соответствии с экологическими, санитарно-гигиеническими, а также со строительными нормами и правилами.
В силу п. 7 ст. 16 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" запрещается эксплуатация объектов хозяйственной и иной деятельности, которые не имеют предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха установок очистки газов и средств контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Часть 2 статьи 25 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" N 96-ФЗ от 04.05.1999 г. предусматривает, что юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух, должны осуществлять охрану атмосферного воздуха в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха.
Согласно ч. 7 ст. 15 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" запрещается выброс в атмосферный воздух веществ, степень опасности которых для жизни и здоровья человека и для окружающей среды не установлена.
На основании статьи 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется, в частности, путем присуждения к исполнению обязанности в натуре, пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, иными способами, предусмотренными законом.
При рассмотрении дела судом установлено, что Открытое акционерное общество «Орелрастмасло» является юридическим лицом, действует на основании Устава, утвержденного Протоколом общего собрания акционеров (номер обезличен) от (дата обезличена)
Согласно п. 3.3 Устава к основным видам деятельности ОАО «Орёлрастмасло» относятся в том числе производство и переработака семян масличных культур, фасовка масла растительного, производство олифы, красок и другой продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления, производство и переработка другой сельскохозяйственной продукции. (Т. 1 л.д. 136-138).
Согласно Выписке из Единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности ОАО «Орелрастмасло» является производство неочищенных растительных масел, дополнительным видом деятельности – производство растительных рафинированных масел и жиров. (Т. 1 л.д. 132-135).
На сегодняшний момент ОАО «Орелрастмасло» имеет действующий проект нормативов предельно-допустимых выбросов (ПДВ) в атмосферу, который прошел согласование в Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области. На проект выдано положительное санитарно - эпидемиологическое заключение № (номер обезличен) от (дата обезличена) (Т. 1 л.д. 54)
Кроме того, 11 ноября 2013 г. Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области выдано Открытому акционерному обществу «Орелрастмасло» Разрешение № 20/1 на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух сроком действия до 01 октября 2018 г. (Т. 1 л.д. 49).
Проект нормативов ПДВ разрабатывался на основе инвентаризации выбросов загрязняющих веществ. Проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу осуществлялось ОАО «Орелрастмасло» с привлечением специализированной организации, данная работа выполнялась с соблюдением требований, установленных Инструкцией по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, утвержденной Госкомприроды СССР, 1991 г.
По результатам проводимых инструментальных замеров, выполненных Орловским филиалом ЦЛАТИ, вредные (загрязняющие) вещества, выбрасываемые в атмосферу, на которые не установлены ПДК, в результате прямых инструментальных замеров выявлены не были.
Вместе с тем, как установлено судом, на протяжении уже многих лет производственная деятельность ОАО «Орелрастмасло» сопровождается выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, которые отличаются навязчивым дурнопахнущим запахом, свойственным производству растительных масел, что оказывает негативное воздействие на окружающую природную среду и жителей города Орла.
В мае 2014 года ОАО «Орелрастмасло» было введено в эксплуатацию оборудование – установка очистки газов «УОГ-Энерго», которое, как установлено, не позволило снизить и устранить свойственные производству запахи в промышленных выбросах, что, в свою очередь, повлекло многочисленные обращения граждан по вопросу нарушения их конституционного права на благоприятную окружающую среду к Орловскому природоохранному межрайонному прокурору.
При конкретных установленных судом обстоятельствах, с учетом возникшей необходимости в принятии всех исчерпывающих мер по исполнению требований федерального законодательства, направленных на снижение негативного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду, охрану здоровья, поддержание и восстановление благоприятной окружающей среды, соблюдение предусмотренного ст. 42 Конституции Российской Федерации права граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии, а также с учетом признания заявленных исковых требований ответчиком, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных прокурором требований.
В соответствии со статьей 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
С учетом приведенных положений закона, принимая во внимание пояснения представителя ответчика в судебном заседании о неразумных сроках, указываемых прокурором, разрешая спор, суд полагает, что указанный прокурором срок, в течение которого он просит обязать ответчика выполнить соответствующие действия, с учетом конкретных обстоятельств, установленных в ходе рассмотрения дела, объема мероприятий, проведение которых необходимо для установки дополнительного оборудования системы устранения запаха, исходящего от линии экстракции масла методом прессования в ОАО «Орёлрастмасло», не отвечают требованиям разумности, и считает необходимым установить срок, в течение которого ответчик обязан совершить действия, возложенные на него судебным решением, а именно установить дополнительное очистное оборудование на источниках промышленных выбросов вредных (загрязняющих) веществ и их соединений в атмосферный воздух, предназначенное для очистки всех веществ и их соединений, образующих специфические запахи, свойственные производству растительных масел, в срок до 01 июля 2015 года.
Указанный срок суд полагает разумным, исходя из существа обязанностей, возложенных на ответчика решением суда.
Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ госпошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Прокурор, обращающийся в суд в интересах неопределенного круга лиц, в силу закона (п.9 ч.1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ) освобожден от уплаты государственной пошлины, соответственно, согласно ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в бюджет муниципального образования «Город Орел» в размере 6 000 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск прокурора Орловского природоохранного межрайонного прокурора к ОАО «Орелрастмасло» о понуждении совершить действия – удовлетворить.
Обязать ОАО «Орелрастмасло» установить дополнительное очистное оборудование на источниках промышленных выбросов вредных (загрязняющих) веществ и их соединений в атмосферный воздух, предназначенное для очистки всех веществ и их соединений, образующих специфические запахи, свойственные производству растительных масел до 01 июля 2015 г.; обеспечить с привлечением специализированного научного экспертного учреждения последующий контроль эффективности работы установленного ОАО «Орелрастмасло» очистного оборудования по устранению специфических запахов в промышленных выбросах, свойственных производству растительных масел, в двухмесячный срок со дня ввода очистного оборудования в эксплуатацию.
Взыскать с ОАО «Орелрастмасло» в доход бюджета муниципального образования «Город Орел» государственную пошлину в размере 6 000 рублей 00 коп. (Шесть тысяч рублей 00 коп.).
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Заводской районный суд г. Орла в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 03 февраля 2015 г.
Судья С. В. Сандуляк