Решение по делу № 2-125/2012 ~ М-114/2012 от 02.04.2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 мая 2012 г.                                                                          г. Заринск

    Заринский районный суд Алтайского края в составе:

Председательствующего      Чубуковой Л.М.

При секретаре                        Глушковой И.Н.

    Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску

Кайгородовой В.А. к администрации Гоношихинского сельсовета Заринского района Алтайского края о взыскании денежной суммы,

у с т а н о в и л :

    Кайгородова В.А. обратилась в суд с иском к администрации Гоношихинского сельсовета Заринского района, в котором просила взыскать с ответчика в ее пользу 116 415 руб., и 3 528 руб. 30 коп. - в счет возмещения затрат по уплате государственной пошлины.

    В обоснование иска ссылалась на то, что <дата изъята>, занимая должность <данные изъяты>, она оформила лично на себя, как на физическое лицо, кредит в банке, который потратила на приобретение строительных материалов с целью ремонта здания профилактория в <номер изъят>. Кроме этого 40 000 рублей она отдала за проведение сварочных работ <данные изъяты>

    В подтверждение наличия задолженности в администрации Гоношихинского сельсовета ей выдали справку на сумму 59 418,02, пояснив, что документы о наличии оставшейся задолженности еще не подготовлены.

      В судебном заседании истец Кайгородова В.А. исковые требования уменьшила до 107 318 рублей, поддержала иск с учетом уменьшения заявленной суммы, в судебных заседаниях пояснила, что последние 15 лет, до <дата изъята>, занимала должность <данные изъяты>

     В 2009 году администрация <данные изъяты> по договору передала в безвозмездное бессрочное пользование администрации Гоношихинского сельсовета здание профилактория. По условиям договора обязанность производить ремонт возлагалась на администрацию Гоношихинского сельсовета. По вине бухгалтера Гоношихинской администрации здание было поставлено на баланс лишь в январе 2012 года. Поскольку это здание занимали третьи лица и освободили его только после решения арбитражного суда и в связи с тем, что требовался ремонт, до ноября 2011 года использовать объект недвижимости было невозможно. Она неоднократно обращалась в администрацию <данные изъяты> с письменными заявками о выделении из бюджета района денежных сумм на ремонт, ей обещали, но деньги так и не выделили. На приеме у главы администрации района она поставила его в известность, что намерена оформить на себя лично кредит в банке, чтобы отремонтировать здание, на что он заявил : «начинай» и дал ей понять, что вернет потраченные ею личные средства.

    <дата изъята> она оформила кредит в банке и начала закупать строительные материалы. При этом деньги под отчет на приобретение стройматериалов в администрации Гоношихинского сельсовета она не брала, так как собственные средства в администрации отсутствовали, а бюджетные деньги, направленные на иные цели, она не имела права расходовать. Ремонт обошелся примерно в 550-560 тыс. руб., многие счета еще не оплачены. На ремонт она потратила личных денег: 40 000 руб., которые отдала <данные изъяты> за сварку отопления еще до составления с ним договора, оформив при этом расходный ордер от администрации; 67 000 рублей она потратила на приобретение стройматериалов. При наличии крупных затрат на строительные работы по закону необходимо проводить конкурс, но так как договоры ни с кем не заключались, она считает, что можно было обойтись без конкурса, путем списания денежных средств по представленным счетам. После ремонта администрация Гоношихинского сельсовета переехала в здание профилактория, а в отношении старого здания, которое занимала, она, истец, заключила договор приватизации жилого помещения со своим мужем Кайгородовым. Впоследствии муж его продал, по условиям договора купли-продажи за 316 000 рублей, а фактически получил 298 000 рублей. 298 860 руб. муж отдал лично ей, она их потратила на ремонт здания профилактория. Затем, чтобы провести деньги через бухгалтерию, оформила еще одну ссуду и перечислила 316 000 рублей от имени мужа на счет администрации Гоношихинского сельсовета. В последующие дни по нескольким расходным ордерам с указанием основания «Перерасход по подотчету» она забрала назад около 298 000 рублей, чтобы погасить свой кредит, использованный на ремонт здания профилактория.

    После приобретения стройматериалов на личные средства с целью оприходовать товар и вернуть свои деньги, она сдала в бухгалтерию Гоношихинского сельсовета авансовые отчеты, подписывая их как <данные изъяты>, также свою подпись ставила и бухгалтер.

     Уточнять иск какие суммы, когда и на приобретение какого товара потрачены она не желает. Ее вызывали в следственный комитет, но она не знает возбуждено ли уголовное дело.

     Представитель ответчика администрации Гоношихинского сельсовета

П. исковые требования не признала и пояснила, что средства на ремонт здания профилактория в бюджет Гоношихинского сельсоветы не были заложены, собственных денег на ремонт здания не имелось, истец не имела права за счет администрации Гоношихинского сельсовета производить ремонтные работы. Кроме того, при ремонте здания требовалось составить смету за подписью главы администрации Гоношихинского сельсовета и утвердить ее главой района. При планировании затрат свыше 90 000 необходимо провести конкурс. Этого не было сделано.

      Кроме того, представленный Кайгородовой В.А. в подтверждение задолженности расходный ордер не прошел регистрации в соответствующей бухгалтерской книге, к авансовым отчетам он не прилагался, поэтому не может подтверждать права истца на получение по нему денежных средств.

     При подготовке к рассмотрению дела она, представитель ответчика, в составе комиссии проверила фактическое наличие товароматериальных ценностей, за которые отчитывалась Кайгородова В.А. авансовыми отчетами, и выявила отсутствие некоторых материалов и имущества.

     В связи с тем, что Кайгородова ВА. не получала деньги под отчет, денежные средства на ремонт здания в бюджет не были заложены, в авансовых отчетах не имеется указаний на перерасход, бухгалтер не должна была выводить Кайгородовой В.А. кредиторскую задолженность, основываясь лишь на ее авансовых отчетах.

     Занимая должность <данные изъяты> в январе-феврале 2012 г. Кайгородова В.А. получила в администрации Гоношихинского сельсовета 341 719 руб., в качестве оснований указав «перерасход по авансовому отчету», а до этого, в январе 2012 г. по коду бюджетной классификации «Прочие неналоговые доходы бюджетов поселений» на счет администрации Гоношихинского сельсовета от мужа Кайгородовой поступило 316 642 руб.

( справка на л.д.26).

    Представитель ответчика администрации Гоношихинского сельсовета С. исковые требования не признал, подтвердил доводы изложенные П.

    Выслушав истца и представителей ответчиков, исследовав письменные доказательства, суд не находит правовых оснований для удовлетворения иска.

     Действительно в судебном заседании было установлено, что в период времени с <дата изъята> по <дата изъята> занимающая на тот момент должность <данные изъяты> Кайгородова В.А. ( распоряжения о вступлении в должность и об освобождении на л.д. 35,36) сдала в администрацию Гоношихинского сельсовета авансовые отчеты, с приложением к ним документов о приобретении товара, включая стройматериалы, сантехническое и электротехническое оборудование, двери, радиаторы отопления и др., а также о получении услуг по электроснабжению, услуг связи и др.:

    - авансовый отчет <номер изъят> от <дата изъята> - на сумму 2 153 руб., с указанием перерасхода 2 153 руб. ( л.д. 140-141);

- <номер изъят> от <дата изъята> - на сумму 212 270, 17 руб., без указания перерасхода

( л.д. 142-192);

    - <номер изъят> от <дата изъята>- на сумму 146 996,42, без указания перерасхода ( л.д. 242-254)

    - <номер изъят> от <дата изъята> - на сумму 14 778,50 руб., без указания перерасхода

( л.д.121-139);

    - <номер изъят> от <дата изъята> на сумму 8 050 руб., без указания перерасхода

( л.д.118-120);

А всего на сумму 384 248,09 руб.( л.д.41-48).

Согласно представленных ответчиком расходных кассовых ордеров в период с <дата изъята> по <дата изъята> Кайгородова В.А. получила 341 719 руб. в администрации Гоношихинского сельсовета с указанием основания «Перерасход по авансовому отчету» ( л.д. 193-197) :

    В подтверждение задолженности ответчика перед ней

Кайгородова В.А. представила расходный кассовый ордер от <дата изъята>, где указано, что руководитель организации Кайгородова В.А. выплатила <данные изъяты> аванс за ремонт отопления профилактория в размере 40 000 рублей. Ордер не имеет номера, печати, наименования организации, подписи главного бухгалтера ( л.д. 6), в связи с чем является недействительным.

     Кроме того. представила справку администрации Гоношихинского сельсовета от <дата изъята> за <номер изъят>, подписанную главным бухгалтером, о наличии перед Кайгородовой В.А. кредиторской задолженности в размере 59 418 руб. 02 коп. Справка выдана на основании журнала операций № 3 «Расчеты с подотчетными лицами за 2007-2012г.г.»( л.д.7)

      Как следует из Положения по учетной политике для целей бухгалтерского( бюджетного) и налогового учета на 2011г. и Положения по учетной политике для целей бухгалтерского( бюджетного) и налогового учета на 2012 г., утвержденных распоряжениями главы Гоношихинского сельсовета - в соответствии со статьями 5,6 Федерального закона от 21.11.1996г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» ответственность за организацию учета, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет руководитель учреждения Кайгородова В.А..

      Одной из основных задач бухгалтерского учета, указанных в Положениях 2011 и 2012 г.г. является обеспечение информации, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении учреждением хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами В Положении указано, что без подписи главного бухгалтера денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению. При оформлении и учете кассовых операций учреждение руководствуется Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, установленных Центральным банком Российской Федерации с учетом следующих особенностей. Прием в кассу наличных денежных средств производится по бланкам строгой отчетности - квитанциям, ПКО,ККТ. Выдача наличных денежных средств под отчет на хозяйственные нужды осуществляется на срок 10 дней в размере, не превышающем 60 000 рублей. В Приложениях № 7 к Положению отмечено, что авансовые отчеты сдаются в течение 10 дней после получения аванса на хоз.нужды. При расчетах с поставщиками предоставляются акты выполненных работ, счета-фактуры ( л.д. 63, 83-84, 76-77, 88, 58 - 59).

    Применение в организации учетной политики регламентируется ст. 6 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

      Согласно Указания по применению и заполнению унифицированной формы «Авансовый отчет» ( форма N АО-1), принятого Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от

<дата изъята> N 55, авансовый отчет указанной формы применяется для учета денежных средств, выданных подотчетным лицам на административно - хозяйственные расходы.

В бухгалтерии проверяются целевое расходование средств, наличие оправдательных документов, подтверждающих произведенные расходы, правильность их оформления и подсчета сумм, а также на оборотной стороне формы указываются суммы расходов, принятые к учету (графы 7 - 8), и счета (субсчета), которые дебетуются на эти суммы (графа 9).

Проверенный авансовый отчет утверждается руководителем или уполномоченным на это лицом и принимается к учету. Остаток неиспользованного аванса сдается подотчетным лицом в кассу организации по приходному кассовому ордеру в установленном порядке. Перерасход по авансовому отчету выдается подотчетному лицу по расходному кассовому ордеру.

На основании данных утвержденного авансового отчета бухгалтерией производится списание подотчетных денежных сумм в установленном порядке.

Письмом Центрального Банка России от 4 октября 1993 г. N 18 «Об утверждении «Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации» (в ред. письма ЦБ РФ от 26.02.96 N 247), действующего до 01.01.12, было предусмотрено, что выдача наличных денег под отчет производится из касс предприятий.

При временном отсутствии у предприятий кассы разрешается выдавать по согласованию с банком кассирам предприятий или лицам, их заменяющим, чеки на получение наличных денег непосредственно из кассы банка.

Предприятия выдают наличные деньги под отчет, в том числе и на хозяйственно-операционные расходы, в размерах и на сроки, определяемые руководителями предприятий.

Лица, получившие наличные деньги под отчет, обязаны отчитаться не позднее 3 рабочих дней по истечении срока, на который они выданы.

Выдача наличных денег под отчет производится при условии полного отчета конкретного подотчетного лица по ранее выданному ему авансу.

Кассовые операции оформляются типовыми межведомственными формами первичной учетной документации для предприятий и организаций, которые утверждаются Госкомстатом Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации.

     Выдача наличных денег из касс предприятий производится по расходным кассовым ордерам или надлежаще оформленным другим документам (платежным ведомостям (расчетно-платежным), заявлениям на выдачу денег, счетам и др.) с наложением на этих документах штампа с реквизитами расходного кассового ордера. Документы на выдачу денег должны быть подписаны руководителем, главным бухгалтером предприятия или лицами на это уполномоченными.

В тех случаях, когда на прилагаемых к расходным кассовым ордерам документах, заявлениях, счетах и др. имеется разрешительная надпись руководителя предприятия, подпись его на расходных кассовых ордерах не обязательна.

       Приходные и расходные кассовые ордера или заменяющие их документы до передачи в кассу регистрируются бухгалтерией в журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов.

     Все поступления и выдачи наличных денег предприятия учитывают в кассовой книге ( п.п. 10-15, 21-22).

    С принятием Центральным банком Российской Федерации 12 октября 2011 г. за N 373-П Положения о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации» вышеизложенные требования в целом не изменились.

     С учетом изложенного суд приходит к выводу, что оформление расходного кассового ордера на имя Ш., а также принятые бухгалтерией администрации авансовые отчеты противоречат нормативным актам, законодательству о бухгалтерском учете и учетной политике администрации Гоношихинского сельсовета.

       В силу положений ст. 980 Гражданского кодекса Российской Федерации действия без поручения, иного указания или заранее обещанного согласия заинтересованного лица в целях предотвращения вреда его личности или имуществу, исполнения его обязательства или в его иных непротивоправных интересах (действия в чужом интересе) должны совершаться исходя из очевидной выгоды или пользы и действительных или вероятных намерений заинтересованного лица и с необходимой по обстоятельствам дела заботливостью и осмотрительностью. Правила, предусмотренные настоящей главой, не применяются к действиям в интересе других лиц, совершаемым государственными и муниципальными органами, для которых такие действия являются одной из целей их деятельности.

    Согласно Реестру должностей муниципальной службы в Алтайском крае, утвержденному Законом Алтайского края от <дата изъята> к высшей должности муниципальной службы относится глава администрации муниципального образования.

       В подп. 1-3 ст. 12 Федерального закона от 02.03.2007 № 25 -ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» отмечено, что муниципальный служащий обязан соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, устав муниципального образования и иные муниципальные правовые акты и обеспечивать их исполнение; исполнять должностные обязанности в соответствии с должностной инструкцией; соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций.

    В силу своих должностных обязанностей, установленных ст. 29 Устава от принятого решением собрания депутатов Гоношихинского сельсовета <дата изъята> за <номер изъят>, глава сельсовета возглавляет администрацию сельсовета, руководит ее деятельностью на принципах единоначалия и несет полную ответственность за осуществление ее полномочий ( л.д. 220-221).

      Постановлением администрации Гоношихинского сельсовета <номер изъят> от <дата изъята> утверждены должностные обязанности главы сельсовета, где указано, что глава обеспечивает на территории администрации сельсовета исполнение Федеральных законов, актов, принятых Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, законов края и иных актов, принятых органами государственной власти края, решений органов местного самоуправления. Глава организует исполнение бюджета сельсовета, осуществляет функции главного распорядителя кредитов при исполнении бюджета ( л.д.115,116).

     Ст. 15 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998

№ 145-ФЗ предусмотрено, что каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет.

Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования.

Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается.

В местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для осуществления отдельных государственных полномочий.

В п.9 ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 № 141-ФЗ указано, что финансовое обеспечение деятельности органов местного самоуправления осуществляется исключительно за счет собственных доходов бюджетов соответствующих муниципальных образований.

Порядок муниципального заимствования регулируется ст. 64 Закона Муниципальные образования вправе осуществлять муниципальные заимствования, в том числе путем выпуска муниципальных ценных бумаг, в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и уставом муниципального образования и не предусматривает заимствование у физических лиц.

    С учетом вышеизложенных норм законодательства отсутствуют правовые основания полагать, что истец, как физическое лицо, действовала в чужом интересе либо предоставила администрации Гоношихинского сельсовета заемные средства в долг.

     Осуществляя ремонт здания, как должностное лицо органа местного самоуправления, истец понимала, что ее действия противоречат бюджетному законодательству, законодательству об органах местного самоуправления, Уставу муниципального образования и законодательству о бухгалтерском учете, чего она сама не отрицала в судебном заседании.

     Составленные с нарушением закона авансовые отчеты и справка о наличии кредиторской задолженности не могут подтверждать возникновения права Кайгородовой В.А. на получение денежных сумм.

      А при таких обстоятельствах ее требования не могут быть удовлетворены, поскольку защите подлежит лишь нарушенное право, предусмотренное законом. Такого права у истца не возникло.

    На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л :

    В удовлетворении исковых требований Кайгородовой В.А., заявленных к администрации Гоношихинского сельсовета Заринского района Алтайского края о взыскании денежной суммы, компенсации затрат по уплате госпошлины, отказать.

    Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Заринский районный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья                                                  Л.М. Чубукова

     

    

    

2-125/2012 ~ М-114/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Кайгородова Валентина Александровна
Ответчики
Администрация Гоношихинского сельсовета
Суд
Заринский районный суд Алтайского края
Судья
Чубукова Лариса Михайловна
Дело на странице суда
zarinsky--alt.sudrf.ru
02.04.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.04.2012Передача материалов судье
03.04.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.04.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.04.2012Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
18.04.2012Предварительное судебное заседание
17.05.2012Судебное заседание
18.05.2012Судебное заседание
18.05.2012Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.08.2012Дело оформлено
24.08.2012Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее