Дело № 2-249/2017
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
29 июня 2017 года г. Кемь, РК
Кемский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Гордевич В.С.,
при секретаре Гавриловой Н.Б.,
с участием помощника прокурора Кемского района Демьяка Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кемского района в интересах Петихиной В.П. к Государственному казенному учреждению социальной защиты «Центр социальной работы г. Кеми и Кемского района» о признании права на получение меры социальной поддержки по бесплатному изготовлению и ремонту зубных протезов,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Кемского района обратился в суд с иском в интересах Петихиной В.П. к ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы г. Кеми и Кемского района» с названными требованиями по тем основаниям, что Петихина В.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвалидом по общему заболеванию <данные изъяты> бессрочно, одновременно Петихина В.П. является Ветераном труда. Петихина В.П. как Ветеран труда обратилась в ГКУ СЗ «Центр социальной работы г. Кеми и Кемского района» с заявлением о выдаче направления для получения услуги по бесплатному изготовлению и ремонту зубных протезов, однако письмом начальника Центра истцу отказано, отказ мотивирован получением истцом льгот как инвалидом. Полагает, что действия ГКУ СЗ «Центр социальной работы г. Кеми и Кемского района» незаконны, отказ Петихиной В.П. в выдаче направления для получения услуги по бесплатному изготовлению и ремонту зубных протезов является неправомерным.
Постановлением Правительства Республики Карелия от 17.02.2015 года № 45-П внесены изменения в Постановление Правительства Республики Карелия от 17.01.2005 № 1-П «Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, предусмотренных Законом Республики Карелия «О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия».
В соответствии с указанными изменениями, для получения мер социальной поддержки по бесплатному изготовлению и ремонту зубных протезов гражданин обращается в Центр по месту жительства с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки по бесплатному изготовлению и ремонту зубных протезов, Центр принимает решение о выдаче направления либо отказывает в выдаче направления в случае, если гражданин не относится к категориям граждан, указанным в пунктах 1-9 статьи 2 Закона. Иных оснований для отказа выдаче направления указанным актом не предусмотрено.
Петихиной В.П. установлена <данные изъяты> инвалидности по общему заболеванию, в связи с чем, истцу предоставляются меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты.
Согласно статьям 11, 11.1 Федерального Закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды имеют право на технические средства реабилитации в рамках индивидуальной программы реабилитации, куда включены специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида устройства.
В соответствии со статьей 11.1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 г. № 240 утверждены «Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно - ортопедическими изделиями».
Из наименования Правил видно, что обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации и протезами не предусматривает обеспечение ветеранов зубными протезами.
Технические средства реабилитации инвалидов не включают в себя зубные протезы, так как предоставляются инвалидам для жизнедеятельности в связи с имеющимся заболеванием, вследствие которого установлена инвалидность.
Таким образом, действующим законодательством гражданам, имеющим статус «инвалид», не предусмотрено право на бесплатное зубопротезирование.
Из изложенного следует, что зубопротезирование не является одной и той же мерой социальной защиты, на которую Петихина В.П. имеет право одновременно как инвалид, и как ветеран труда.
Так как право на бесплатное зубопротезирование имеют только ветераны по Закону Республики Карелия, то с учетом отсутствия данного права по Федеральному закону «О социальной защите инвалидов», Петихина В.П. имеет право на предоставление меры социальной поддержки - бесплатное зубопротезирование, как Ветеран труда.
В соответствии со ст. 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги: обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемые в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании (в ред. Федерального закона от 25.11.2006 № 195-ФЗ); бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
Таким образом, законом не отнесено зубопротезирование в услуги, которые заменены денежной выплатой.
Кроме того, технические средства реабилитации входят в реабилитацию инвалидов и не являются мерами социальной поддержки, согласно Федеральному Закону «О социальной защите инвалидов в РФ».
Прокурор просил: признать право Петихиной В.П. на получение меры социальной поддержки по бесплатному изготовлению и ремонту зубных протезов; обязать Государственное казенное учреждение социальной защиты «Центр социальной работы г. Кеми и района» выдать Петихиной В.П. направление на получение мер социальной поддержки по бесплатному изготовлению и ремонту зубных протезов в одно из государственных учреждений здравоохранения по выбору гражданина.
Истец Петихина В.П. в судебное заседание не явилась, в поступившей телефонограмме ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие, заявленные требования поддержала в полном объеме.
Прокурор Демьяк Д.В. в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме по изложенным в иске основаниям и пояснил, что истец Петихина В.П. является инвалидом и Ветераном труда и, как Ветеран труда, она имеет право на бесплатное зубопротезирование. То заболевание, которое ей было установлено – заболевание опорно-двигательной системы, не предусматривает установление ей зубных протезов.
Представитель ответчика ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы г. Кеми и Кемского района» по доверенности Блинов В.Л. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, пояснив, что программа реабилитации была выдана Петихиной В.П. в 2011 г. Возможно, на тот момент ей не требовалось зубопротезирование, а в настоящее время требуется. Петихина В.П. имеет право обратиться к лечащему врачу и ей выдадут новую программу реабилитации, в которой будут предусмотрены зубные протезы. То есть представленная программа реабилитации не доказывает, что Петихиной В.П. не могут быть установлены зубные протезы бесплатно, как инвалиду.
Блинов В.Л. также поддержал отзыв, представленный суду, в котором указано, что в федеральном законодательстве по вопросам социальной защиты граждан применяется общий принцип, согласно которому гражданину, имеющему право на меры социальной поддержки по нескольким основаниям, меры социальной поддержки предоставляются по одному основанию по выбору гражданина. Федеральный закон РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 года № 181-ФЗ в редакции, действовавшей до 10 ноября 2003 года, предусматривал меры социальной поддержки инвалидов по зубопротезированию. В части 4 ст. 28 было указано, что инвалиды имеют право на изготовление и ремонт протезно - ортопедических изделий и других видов протезных изделий (кроме зубных протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов, приравненных по стоимости к драгоценным металлам) за счет средств федерального бюджета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Федеральным законом от 23.10.2003 № 132-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам реабилитации инвалидов» часть 4 ст. 28 была исключена, но, в тоже время, этим же законом, была введена статья 11.1. «Технические и иные средства реабилитации инвалидов», в которой было указано, что за счет средств федерального бюджета осуществляется изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий (включая ортопедическую обувь и специальную одежду), а также иных протезных изделий (включая глазные протезы и слуховые аппараты), кроме зубных протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов, приравненных по стоимости к драгоценным металлам. Тем самым законодатель сохранил за гражданами, имеющими группу инвалидности, право на меру социальной защиты в виде бесплатного зубопротезирования.
Позже, Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ (более известный как Закон о монетизации льгот), слова «а также иных протезных изделий (включая глазные протезы и слуховые аппараты), кроме зубных протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов, приравненных по стоимости к драгоценным металлам» были исключены из статьи 11.1 Федерального закона РФ от 24.11.1995 года № 181-ФЗ. Тем самым с 01 января 2005 года, мера социальной защиты по зубопротезированию в натуральной форме заменена на денежную компенсацию в виде ЕДВ с предоставлением нового набора социальных услуг (санаторно-курортное, медицинское, лекарственное обеспечение и обеспечение проезда к месту отдыха и обратно). При этом часть 2 статьи 11.1 Федерального закона РФ от 24.11.1995 года № 181-ФЗ законодатель оставил без изменений, в ней указано, что техническими и иными средствами реабилитации инвалидов являются протезные изделия (включая протезно-ортопедические изделия, ортопедическую обувь и специальную одежду, глазные протезы и слуховые аппараты). Зубные протезы также являются протезными изделиями. Поэтому, помимо получения ЕДВ, истец может реализовать свое право на изготовление зубных протезов в рамках индивидуальной программы реабилитации.
Таким образом, из системного толкования смысла и содержания приведенных выше правовых норм следует, что меры социальной поддержки, независимо от того в какой форме они выражаются (в денежной, либо натуральной), предоставляются один раз по выбору гражданина, имеющего право на эти льготы. В настоящее время истец Петихина В.П. является одновременно инвалидом <данные изъяты> с 01 ноября 2011 года и ветераном труда с 15 мая 2002 года, таким образом, он имеет право на получение мер социальной поддержки как инвалид либо как ветеран, по своему выбору. Оформив получение ежемесячной денежной выплаты в отделении Пенсионного фонда РФ по Республике Карелия, истец, тем самым, изъявил желание на получение мер социальной поддержки населения по категории инвалид. Поэтому основания для предоставления истцу мер социальной поддержки по закону Республики Карелия от 17.12.2004 № 827-ЗРК отсутствуют. Центр не обязан выдавать направление на получение мер социальной поддержки по бесплатному изготовлению и ремонту зубных протезов, в случае, если гражданин уже реализовал, или может реализовать в будущем, свое право на меру социальной поддержи по бесплатному зубопротезированию по другому предусмотренному законодательством основанию.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Министерства социальной защиты, труда и занятости Республики Карелия в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, об отложении судебного заседания не просил, об уважительных причинах неявки суду не сообщил. Ранее от представителя третьего лица по доверенности Бабаковой Ю.А. поступил отзыв, в котором она просила рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица и отказать в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям:
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закон Республики Карелия от 17 декабря 2004 года № 827-ЗРК «О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия» социальная поддержка ветеранов труда осуществляется, в том числе в виде бесплатного изготовления и ремонта зубных протезов при наличии медицинских показаний.
В соответствии со статьей 4 вышеназванного закона Ветеранам труда, имеющим одновременно право на получение одной и той же меры социальной поддержки по нескольким предусмотренным законодательством основаниям, мера социальной поддержки предоставляется по одному из оснований.
Согласно статьям 10, 11, 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 года № 2347-р. Названный перечень не содержит ограничений по обеспечению инвалидов зубными протезами. Таким образом, при наличии медицинских показаний инвалиду технические средства реабилитации, в том числе протезы предоставляются в рамках индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида.
Полагают, что иск не подлежит удовлетворению ввиду отсутствия со стороны ответчика каких-либо действий, нарушающих или создающих условия для нарушения прав и законных интересов истца.
Суд на основании ст. 167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Суд, заслушав прокурора, представителя ответчика, изучив материалы дела, считает иск подлежащим удовлетворению.
Судом установлено, что истец Петихина В.П. является инвалидом <данные изъяты> бессрочно по общему заболеванию, что подтверждается Справкой серии МСЭ-2011 № 2933045, выданной 11.10.2011 г. руководителем бюро медико-социальной экспертизы по РК. Одновременно истец в соответствии с удостоверением серии В № 1844696, выданным 15 мая 2002 года является Ветераном труда. В соответствии с Индивидуальной программой реабилитации инвалида, выданной 11.10.2011 г. Петихиной В.П. установлена бессрочно 3 группа инвалидности по общему заболеванию. В соответствии с пунктами 9 и 10 программы индивидуальная программа реабилитации разработана повторно на срок: бессрочно, дата очередного освидетельствования не установлена. В числе мероприятий медицинской реабилитации программой установлены: реконструктивная хирургия в виде эндопротезирования правого тазобедренного сустава, протезирование и ортезирование – не установлены.
Истец Петихина В.П. в настоящее время получает меры социальной поддержки населения по категории «инвалид», оформив ежемесячную денежную выплату в Отделении пенсионного фонда РК в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и Федеральным законом от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
Истец Петихина В.П., как Ветеран труда, 04 апреля 2017 года обратилась в ГКУ СЗ «Центр социальной работы г. Кеми и Кемского района» с заявлением о выдаче направления для получения услуги по бесплатному изготовлению и ремонту зубных протезов. Начальник ГКУ СЗ «Центр социальной работы г. Кеми и Кемского района» письмом от 05 апреля 2017 года отказала Петихиной В.П. в выдаче требуемого направления, мотивировав отказ тем, что истец получает льготы, как инвалид, в связи с чем правом на получение льгот, как Ветеран труда, не обладает.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Из ст. 2 Закона Республики Карелия от 17.12.2004 № 827-ЗРК «О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия» следует, что указанный закон регулирует правоотношения по социальной поддержке определенной категории граждан, в том числе ветеранов труда.
Частью 1 ст. 3 названного закона № 827-ЗРК социальная поддержка ветеранов труда осуществляется, наряду с другими мерами, также в виде бесплатного изготовления и ремонта зубных протезов.
Постановлением Правительства Республики Карелия от 17.02.2015 года № 45-П внесены изменения в Постановление Правительства Республики Карелия от 17.01.2005 № 1-П «Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, предусмотренных Законом Республики Карелия «О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия».
В соответствии с указанными изменениями, для получения мер социальной поддержки по бесплатному изготовлению и ремонту зубных протезов гражданин обращается в Центр по месту жительства с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки по бесплатному изготовлению и ремонту зубных протезов, Центр принимает решение о выдаче направления либо отказывает в его выдаче.
Согласно статьям 10, 11, 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.
Названный перечень утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 года № 2347-р. и содержит такие реабилитационные мероприятия как: реконструктивная хирургия (п.2), протезирование и ортезирование (п. 4) и технические средства реабилитации, в том числе протезы и ортезы (п.8), то есть не содержит ограничений по обеспечению инвалидов зубными протезами.
В пункте 8-41 (номер вида технического средства реабилитации) Приказа Минтруда России от 24.05.2013 № 215н «Об утверждении сроков пользования техническими средствами реабилитации, протезами и протезно-ортопедическими изделиями до их замены» установлен срок пользования зубными протезами – не менее 2-х лет.
В пункте <3> названного Приказа Минтруда России от 24.05.2013 № 215н указано, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. № 240 "О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями" отдельные категории граждан из числа ветеранов, не являющихся инвалидами, зубными протезами не обеспечиваются.
Из приведенных норм права следует, что истец, как инвалид, может быть обеспечен зубными протезами только в рамках индивидуальной программы реабилитации инвалида при наличии к тому медицинских показаний. Однако, индивидуальная программа реабилитации истца не предусматривает изготовление и установку зубных протезов, из чего следует, что Петихина В.П., как инвалид, не имеет права на установку зубных протезов. Следовательно, требования прокурора подлежат удовлетворению, так как в настоящее время истец не имеет права на одну и ту же меру социальной защиты в виде бесплатного зубопротезирования по двум основаниям: как инвалид и как ветеран, поскольку не имеет такого права, как инвалид, но имеет его, как Ветеран труда.
Доводы представителя ответчика о том, что истец может получить новую программу реабилитации, в которой будет предусмотрено зубопротезирование, суд признает несостоятельными, поскольку индивидуальная программа реабилитации истцу установлена бессрочно. Кроме того, при отсутствии оснований для установления истцу инвалидности, связанной именно с необходимостью зубопротезирования, истец будет лишена возможности осуществить бесплатное зубопротезирование, то есть будет лишена той льготы, которой она уже обладает, как Ветеран труда.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194–199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Кемского района – удовлетворить.
Признать за Петихиной В.П., ДД.ММ.ГГГГ г.р. право на получение меры социальной поддержки по бесплатному изготовлению и ремонту зубных протезов.
Обязать Государственное казенное учреждение социальной защиты «Центр социальной работы г. Кеми и Кемского района» выдать Петихиной В.П. направление на получение мер социальной поддержки по бесплатному изготовлению и ремонту зубных протезов в одно из государственных учреждений здравоохранения Республики Карелия по выбору гражданина.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Кемский городской суд в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Председательствующий: В.С. Гордевич
Решение в окончательной форме вынесено 04 июля 2017 года.