Дело № 2-847/2017
РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации
г. Енисейск 15 ноября 2017 г.
Енисейский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Ефимова А.А.,
при секретаре Пилипенко Ю.Ш.,
с участием представителя истца Кирлашева С.Л. – Алишевского С.М., представителя ответчика администрации Енисейского района Жарковской Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кирлашева Сергея Леонтьевича к администрации Енисейского района Красноярского края о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Кирлашев С.Л. обратился в суд с иском к администрации Енисейского района Красноярского края о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма.
Свои требования мотивировал тем, что относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей. Решением Енисейского районного суда от 16 июня 1993 г. его мать ФИО1 была лишена родительских прав. С 1984 г. до 9 класса он воспитывался в детском доме <адрес>. После выхода из детского дома он поступил учиться в ПТУ-2 (речное училище), где учился 3 года. По окончании училища он работал на Красноярском судоремонтном заводе. В период с 1998 г. по 2000 г. он проходил службу в армии. В <адрес>, когда его забирали в детский дом, у его родителей была квартира. О том, что ему как сироте положена жилплощадь, он не знал. Ссылаясь на положения Жилищного кодекса РФ (ч. 2 ст. 57), и ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (ст. 8), истец считает, что имеет право на внеочередное обеспечение его жилым помещением на условиях договора социального найма. По изложенным основаниями Кирлашев С.Л. просит обязать ответчика предоставить ему жилое помещение на условиях договора социального найма не ниже установленных социальных норм.
Истец Кирлашев С.Л. о времени и месте судебного заседания был извещен надлежащим образом, в суд не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель истца Алишевский С.М. в судебном заседании поддержал исковые требования в полном объеме по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика администрации Енисейского района Жарковская Ю.В. возражала против удовлетворения исковых требований, ссылаясь на то, что истец на территории Енисейского района не проживает длительное время, как сирота был выявлен на территории Тасеевского района. Жилое помещение на территории Енисейского района за ним не закреплялось, в администрацию Енисейского района с заявлением о постановке на учет нуждающегося в предоставлении жилого помещения истец не обращался.
Третьи лица администрация Подгорновского сельсовета Енисейского района Красноярского края, Министерство образования Красноярского края о времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом, представители в суд не явились, о причинах неявки не сообщили.
С учетом положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее – ГПК РФ), суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения участников процесса, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя.
Согласно ст. 1 названного Федерального закона лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В соответствии с п. 1 ст. 8 приведенного Федерального закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме указанных лиц, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Пункт 9 ст. 8 данного Федерального закона предусматривает, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции, действовавшей до 01 января 2013 г.), дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечивались органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В силу ст. 4 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие положений ст. 8Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Жилищного кодекса РФ (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (01 января 2013 г.).
Исходя из положений вышеприведенного Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей 8, распространяется на лиц указанной категории, не достигших возраста 23 лет либо вставших на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения до достижения указанного возраста.
По смыслу положений ч. 2 ст. 52 Жилищного кодекса РФ вопрос о принятии на учет нуждающихся в жилье носит заявительный характер, поэтому предусмотрено, что если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям, то по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
В соответствии с правовой позицией Верховного Суда РФ, изложенной в «Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями», утвержденным Президиумом Верховного Суда РФ 20 ноября 2013 г., предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Таким образом, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа, в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.При этом порядок получения жилого помещения как меры социальной поддержки носит заявительный характер и распространяется на лиц, подавших заявление о предоставлении жилья до 23 летнего возраста, то есть лица, обратившиеся своевременно, вправе требовать предоставления жилья до его фактического исполнения.
По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» меры социальной поддержки, так как они утрачивают право на льготное обеспечение жилым помещением, в связи с тем, что перестают относиться к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.
Как установлено в судебном заседании, истец Кирлашев С.Л., ДД.ММ.ГГГГ рождения, в несовершеннолетнем возрасте остался без попечения родителей. Решением Енисейского районного суда от 16 июня 1993 г. его мать ФИО1 лишена родительских прав, умерла ДД.ММ.ГГГГ Отец ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ
Оставшись без попечения родителей, Кирлашев С.Л. был определен в КГКУ «Минусинский детский дом», где пребывал с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ В дальнейшем с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ пребывал в КГБОУ «Тасеевский детский дом им. М.И. Крастелева» на полном государственном обеспечении. После выпуска из детского дома истец в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил обучение в Профтехучилище № 2 (речников) г. Красноярска. Впоследствии был трудоустроен, затем проходил службу в армии, после чего опять был трудоустроен.
С 1982 г. по настоящее время истец на территории г. Енисейска и Енисейского района не проживал и не проживает, что подтвердил его представитель Алишевский С.М. в судебном заседании. До 28 февраля 2003 г. истец состоял на регистрационном учете по месту жительства в г. Красноярске. С 05 марта 2003 г. по 17 февраля 2006 г. был зарегистрирован по месту жительства по адресу: Красноярский край, г. Сосновоборск, ул. <адрес> С 20 ноября 2009 г. по 07 июля 2012 г. состоял на регистрационном учете по месту жительства по адресу: Красноярский край, г. Сосновоборск, ул. <адрес>. По настоящее время регистрации по месту жительства не имеет, фактически проживает по последнему адресу. Какого-либо жилого помещения в собственности не имеет.
Доказательств того, что Кирлашев С.Л. до достижения возраста 23 лет обратился с заявлением о постановке на учет нуждающихся в получении жилых помещений (либо был поставлен на такой учет), не представлено.
Так, согласно информации администрации Енисейского района Кирлашев С.Л. является выявленным ребенком на территории Тасеевского района, на учете в Органе опеки и попечительства администрации Енисейского района не числился и не числится, в администрацию с заявлением о предоставлении жилого помещения не обращался.
В соответствии с информацией администрации Подгорновского сельсовета Енисейского района с заявлениемо постановке на учет нуждающихся в обеспечении жилым помещением Кирлашев С.Л. не обращался.
Из информации, предоставленной Управлением образования администрации Тасеевского района Красноярского края, усматривается, что Кирлашев С.Л. с заявлением о включении в краевой список для предоставления жилого помещения не обращался. Жилое помещение за Кирлашевым С.Л. не закреплялось и по договору социального найма ему не предоставлялось. Кирлашев С.Л. с заявлением о постановке его на учет как нуждающегося в обеспечении жилым помещением не обращался.
Согласно информации Министерства образования Красноярского края документы Кирлашева С.Л. для включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в адрес Министерства не поступали, вопрос о включении Кирлашева С.Л. в указанный список Министерством не рассматривался.
В судебном заседании представитель истца пояснил, что до обращения в суд с настоящим иском Кирлашев С.Л. в органы местного самоуправления по месту жительства либо в Министерство образования Красноярского края с заявлением о постановке его на учет как нуждающегося в обеспечении жилым помещением не обращался.
Данных о закреплении за Кирлашевым С.Л. жилого помещения на территории Енисейского района, в частности в с. Подгорное, где он состоял на регистрационном учете по месту жительства с 19 июля 1977 г. по 1982 г., не имеется.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд исходит из того, что в рассматриваемом случае порядок получения жилого помещения, как меры социальной поддержки, носит заявительный характер и распространяется на лиц, подавших заявление на предоставление жилья до 23 летнего возраста. При этом Кирлашев С.Л., достигший на момент обращения с настоящим иском в суд возраста 40 лет, до достижения возраста 23 лет с заявлением о постановке на учет нуждающихся в обеспечении жилым помещением во внеочередном порядке как лицо, оставшееся без попечения родителей, в администрацию по месту жительства либо в Министерство образования Красноярского края не обращался, не был признан нуждающимся в жилом помещении и не был поставлен на учет, тогда как, в случае бездействия должностных лиц детского дома, в период обучения или, окончив 01 августа 1997 г. Профтехучилище № 2 (речников) г. Красноярска в возрасте 20 лет, истец имел возможность обратиться с указанным выше заявлением. Каких-либо доказательств уважительности причин, в силу которых он своевременно не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, равно как и доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, объективно препятствующих ему обратиться с заявлением о постановке на учет до достижения возраста 23 лет, истец не представил. Доводы представителя истца о незнании истцом свои прав к таким доказательствам отнесены быть не могут.
Таким образом, поскольку в предусмотренный законом срок - до достижения 23-летнего возраста Кирлашев С.Л. не принял мер к реализации права на получение государственной социальной поддержки, не представил в органы местного самоуправления либо в Министерство образования Красноярского края заявление и необходимые документы для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, суд считает, что истец утратил право на льготное обеспечение жильем в соответствии с положениями ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в связи с чем оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Кирлашева Сергея Леонтьевича к администрации Енисейского района Красноярского края о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма – отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, через Енисейский районный суд Красноярского края.
Судья А.А. Ефимов
Мотивированное решение составлено 01 декабря 2017 г.
Судья А.А. Ефимов