Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-199/2015 ~ М-131/2015 от 19.03.2015

Дело №2-199/2014

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

п. Красный

Смоленской области 26 июня 2015 года

Краснинский районный суд Смоленской области

в составе:

председательствующего судьи Филенковой С.В.,

при секретаре Киргетовой В.Ю.,

с участием:

истицы Симоновой Э.В.,

её представителя Живуцкого С.Ю.,

представителя ответчика

администрации МО «Краснинский район» Малихова И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Симоновой <данные изъяты> к администрации муниципального образования «Краснинский район» Смоленской области, администрации муниципального образования Красновского сельского поселения Краснинского района Смоленской области, Департаменту Смоленской области по образованию, науке и делам молодёжи об обязании провести ремонт жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л:

Симонова Э.В. обратилась в Краснинский районный суд с иском к администрации МО «Краснинский район» Смоленской области, администрации МО Красновского сельского поселения Краснинского района Смоленской области, Департаменту Смоленской области по образованию, науке и делам молодёжи об обязании провести ремонт жилого помещения, закреплённого за ней как за сиротой за счёт субвенции, предоставляемой из областного бюджета как лицу, оставшемуся без попечения родителей.

В обоснование требований указала, что <данные изъяты> года решением Краснинского районного суда Смоленской области её мать <данные изъяты> лишена родительских прав в отношении неё. На основании постановления № <данные изъяты>. она была направлена в государственное учреждение с полным государственным обеспечением. Постановлением главы муниципального образования «Краснинский район» № <данные изъяты> г. «Об учреждении опеки над несовершеннолетней Мелоян Э.В.» за ней была закреплена жилая площадь, расположенная по адресу: <данные изъяты>, которая согласно договора о бесплатной передаче в собственность граждан занимаемых квартир (жилых домов) в государственном и муниципальном жилищном фонде № <данные изъяты>. находилась в совместной собственности у неё, её матери <данные изъяты> и её бабушки <данные изъяты> (отсутствующей по месту регистрации с 1997 года). Фактически собственником указанного помещения в настоящее время является она одна.

Сейчас она вынуждена проживать не по месту регистрации по причине того, что закреплённое за ней жилое помещение находится в технически неисправном состоянии, что подтверждается актами проверки сохранности закрепленного жилья за несовершеннолетним за <данные изъяты> г., подготовленными отделом образования администрации Краснинского района Смоленской области.

<данные изъяты>. на её запрос о проведении ремонта или предоставления жилья как сироте, администрация МО «Краснинский район» Смоленской области отказала по существу обращения, сославшись на то, что до достижения 23 летнего возраста она не являлась единоличным собственником жилого помещения и поэтому не может рассчитывать на проведения ремонта за счет субвенции, предоставляемой из областного бюджета.

Считает ссылку администрации муниципального образования «Краснинский район» Смоленской области на то, что согласно ст.1 Федерального закона № 195-ФЗ « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предельный возраст 23 года, по окончании которого, социальные льготы не распространяются, не состоятельной, так как согласно актов обследования жилого помещения необходимость капитального ремонта была зафиксирована еще в <данные изъяты> году, т.е. в тот период, когда ей исполнилось 18 лет.

В судебном заседании истица подтвердила доводы, указанные в исковом заявлении уточнив исковые требования: просит обязать Департамент Смоленской области по образованию, науке и делам молодёжи выделить администрации Красновского сельского поселения Краснинского района Смоленской области денежные средства на ремонт квартиры <данные изъяты> и обязать администрацию Красновского сельского поселения Краснинского района Смоленской области после выделения денег провести ремонт вышеуказанного жилья.

Представитель истицы в судебном заседании пояснил, что в нарушение ч.2 ст.8 ФЗ № 195-ФЗ « О дополнительных гарантия по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» фактически органы местного самоуправления контроль за техническим состоянием помещения, закреплённого за истицей, не осуществляли, не производился ни текущий, ни капитальный ремонт. Доводы ответчиков, что Симонова Э.В. не являлась единоличным собственником указанного жилья, поэтому на ремонт за счёт областной субвенции претендовать не может, являются не состоятельными, поскольку закон закрепляет право за детьми, оставшимися без попечения родителей, на проведение ремонта закрепленного жилого помещения, нуждающегося в ремонте и принадлежащего им на праве собственности за счет средств областного бюджета, которое может быть реализовано однократно за исключением случаев, когда данные жилые помещения находятся в собственности двух или более лиц (кроме лиц указанных категорий). В данном случае, жилое помещение, закреплённое за Симоновой Э.В., находилось в долевой собственности её самой, мамы, лишённой родительских прав, и бабушки пропавшей без вести 18 лет назад, то есть фактически, кроме неё, жильё принадлежало матери, которая умерла в ноябре 2014 года.

В судебном заседании от 17 июня 2015 года представитель администрации Красновского сельского поселения Краснинского района Смоленской области Костина И.А. не возражала против удовлетворения исковых требований в случае, если Департамент Смоленской области по образованию, науке и делам молодёжи выделит денежные средства на ремонт вышеуказанного жилья.

Департамент Смоленской области по образованию, науке и делам молодёжи просил рассмотреть дело без участия его представителя, в возражениях на исковые требования указал, что Симонова Э.В. не относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, поскольку не подпадает ни под одно из определений, указанных в Федеральном законе от 21.12.96 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Кроме того, Э.В. Симонова не является единоличным собственником вышеуказанного жилого помещения, следовательно, проведение ремонта жилого помещения за счет областной субвенции не представляется возможным. В связи с чем, просят в иске Э.В. Симоновой к Департаменту об обязании провести ремонт жилого помещения за счет субвенции, предоставляемой из областного бюджета, как лицу, оставшемуся без попечения родителей, отказать в полном объеме.

Представитель администрации МО «Краснинский район» Малихов И.А. возражал против удовлетворения исковых требований Симоновой Э.В., поскольку согласно областного закона от 15.07.2011 № 45-з «О наделении органов местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений Смоленской области государственными полномочиями по обеспечению проведения ремонта одного из жилых помещений, нуждающихся в ремонте и принадлежащих на праве собственности детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей» полномочиями по обеспечению проведения ремонта жилых помещений, нуждающихся в ремонте, наделены администрации городского и сельских поселений Краснинского района Смоленской области, администрация МО «Краснинский район» Смоленской области данных полномочий не имеет.

В соответствии со ст. 6.2 Областного закона № 89-з от 29.09.2005 г. «Об обеспечении дополнительных гарантий по социальной поддержке и установлении дополнительных видов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Смоленской области» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющие закрепленные жилые помещения, нуждающиеся в ремонте и принадлежащие им на праве собственности, за исключением случаев, когда данные жилые помещения находятся в собственности двух или более лиц (кроме лиц указанных категорий), имеют право на проведение ремонта указанных жилых помещений за счет средств областного бюджета, которое может быть реализовано однократно.

В связи с тем, что Симонова <данные изъяты> до достижения возраста 23 лет не являлась единоличным собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <данные изъяты>, (согласно договора о бесплатной передаче в собственность граждан занимаемых квартир (жилых домов) в государственном и муниципальном жилищном фонде <данные изъяты> года, вышеуказанное жилое помещение находилось в совместной собственности у <данные изъяты>, <данные изъяты> г.р., а также у <данные изъяты>.р., <данные изъяты> г.р., Симонова (<данные изъяты>) Э.В., на основании ст. 6.2 областного закона № 89-з от 29.09.2005 г. «Об обеспечении дополнительных гарантий по социальной поддержке и установлении дополнительных видов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Смоленской области» не может рассчитывать на проведение ремонта за счёт субвенции, предоставляемой из областного бюджета, как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

Кроме того, дополнительные гарантии прав на проведение ремонта, установленные Законом, распространяются на детей-сирот до достижения ими возраста 23 лет, рассчитывать на проведение ремонта жилого помещения, принадлежащего на праве собственности, граждане старше 23 лет могут только в том случае, если они не реализовали имеющееся право до наступления этого возраста.

Отдел образования МО «Краснинский район» Смоленской области явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, в возражениях на исковые требования указали те же основания, что и представители Департамента Смоленской области по образованию, науке и делам молодёжи и администрации МО «Краснинский район» Смоленской области.

Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В силу ч.2 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений.

Согласно ст. 6.2 Закон Смоленской области от 29 сентября 2005 г. N 89-з "Об обеспечении дополнительных гарантий по социальной поддержке и установлении дополнительных видов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Смоленской области" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющие жилые помещения, нуждающиеся в ремонте и принадлежащие им на праве собственности, за исключением случаев, когда данные жилые помещения находятся в собственности двух или более лиц (кроме лиц указанных категорий), имеют право на проведение ремонта одного из указанных жилых помещений за счет средств областного бюджета, которое может быть реализовано однократно, при этом выбор данного жилого помещения для проведения его ремонта осуществляется самостоятельно лицами указанных категорий (ч.1). Порядок обеспечения проведения ремонта одного из жилых помещений, нуждающихся в ремонте и принадлежащих на праве собственности детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за исключением случаев, когда данные жилые помещения находятся в собственности двух или более лиц (кроме лиц указанных категорий), в том числе отнесения одного из жилых помещений, принадлежащих на праве собственности лицам указанных категорий, к жилым помещениям, нуждающимся в ремонте, устанавливается нормативным правовым актом Администрации Смоленской области ( ч.2).

Согласно договора о бесплатной передаче в собственность граждан занимаемых квартир (жилых домов) в государственном и муниципальном жилищном фонде № <данные изъяты> г. квартира по адресу: <данные изъяты>, была передана в совместную собственность истицы, её матери <данные изъяты>, и её бабушки <данные изъяты>.

Судом установлено, что Симонова Э.В. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, её мать <данные изъяты> решением Краснинского районного суда Смоленской области от 13.03.2006 года лишена родительских прав в отношении неё. На основании постановления <данные изъяты> г. Смонова Э.В. ( <данные изъяты>.) была направлена в государственное учреждение с полным государственным обеспечением. Постановлением главы муниципального образования Красновского сельского поселения № 38 от 18.08.2006 г. за Мелоян Э.В. была закреплена жилая площадь, расположенная по адресу: <данные изъяты>. Названным постановлением Красновское сельское поселение обязано обеспечить сохранность указанной жилой площади, контроль должен осуществляться главой муниципального образования Красновского сельского поселения.

Из постановления об отказе в возбуждении уголовного дела от <данные изъяты> года ОП по Краснинскому району МО МВД России «Руднянский» следует, что в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий, было установлено, что <данные изъяты> в 1997 году (точное время не установлено) ушла в лес за грибами и не вернулась. Местными жителями проводились поиски в течение нескольких дней, но безуспешно. Проведёнными мероприятиями местонахождение разыскиваемой не установлено.

Из указанного следует, что мать истицы с 1997 года не предприняла никаких мер для надлежащего розыска пропавшей <данные изъяты>., документального оформления факта её смерти, а также оформления своих наследственных прав или прав своей несовершеннолетней дочери в отношении наследственного имущества- доли в праве собственности на указанное жилое помещение.

При закреплении за несовершеннолетней Мелоян Э.В. жилого помещения администрации Красновского сельского поселения, администрации муниципального образования Краснинский район Смоленской области и органу опеки и попечительства были известны указанные обстоятельства, однако ни в тот момент, ни в последующем орган опеки и попечительства, наделённый в силу закона обязанностью защищать интересы несовершеннолетних детей, оставшихся без попечения родителей, данный вопрос не разрешил.

<данные изъяты> умерла <данные изъяты> года, что подтверждается свидетельством о смерти от <данные изъяты> года.

В связи с чем, суд считает несостоятельными доводы ответчиков о том, что данное помещение находится в собственности двух и более лиц (кроме лиц указанных категорий).

Из справки ОГБОУ СПО «<данные изъяты>» № <данные изъяты> года, №<данные изъяты> г. усматривается, что Мелоян Э.В. с <данные изъяты> года проходила обучение в указанном учебном заведении и проживала в общежитии, из справки ОГБОУ СПО «<данные изъяты><данные изъяты> следует, что она с <данные изъяты> год проходила обучение в указанном учебном заведении и проживала в общежитии.

В суд представлены акты проверки сохранности закреплённого жилья за несовершеннолетней Мелоян Э.В. от <данные изъяты> года, из которых усматривается, что жилое помещение требует капитального ремонта, ремонта печного отопления, согласно последнего акта в кухне отсутствуют полы, окно затянуто плёнкой, нет стенки, отсутствует входная дверь, разломано крыльцо, требуется косметический ремонт.

Следовательно, на момент, когда истица достигла совершеннолетия (14.01.2009 года), а также окончила курс обучения в первом учебном заведении ( 26.06.2008 г.) закреплённая за ней жилая площадь находилась в нежилом состоянии. Из чего следует, что органом опеки и попечительства, не был осуществлён надлежащий контроль по сохранности закрепленного за истицей жилого помещения.

Кроме того, в закрепленном за истицей жилье, проживала её мать, лишённая в отношении истицы родительских прав.

Суд приходит к выводу, что администрация Красновского сельского поселения Краснинского района Смоленской области не выполнила требование п.2 постановления от 18.08.2006 года №38, а именно не обеспечила сохранность жилой площади, закреплённой за несовершеннолетней Мелоян Элеоноры Владимировны.

Норма, предоставляющая право на проведение ремонта детям -сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих жилые помещения, нуждающиеся в ремонте и принадлежащие им на праве собственности впервые появилась в Законе Смоленской области от 29 сентября 2005 г. N 89-з "Об обеспечении дополнительных гарантий по социальной поддержке и установлении дополнительных видов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Смоленской области" в редакции от 15.07.2011 года.

Постановлением Администрации Смоленской области от 27 октября 2011 г. N 686 утверждён Порядок осуществления органами местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений Смоленской области государственных полномочий по обеспечению проведения ремонта одного из жилых помещений, нуждающихся в ремонте и принадлежащих на праве собственности детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за исключением случаев, когда данные жилые помещения находятся в собственности двух или более лиц (кроме лиц указанных категорий).

    Указанным порядком определено, что ремонт жилых помещений осуществляется однократно по заявлению детей-сирот (их законных представителей)( ст. 2). Выбор жилого помещения, нуждающегося в ремонте, осуществляется детьми-сиротами (их законными представителями) самостоятельно (ст.2.1). Органы местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий определяют в соответствии с уставом соответствующего городского округа, городского и сельского поселения Смоленской области орган, уполномоченный осуществлять государственные полномочия (далее - уполномоченный орган) ( ст. 3).

Уполномоченный орган формирует реестр детей-сирот, за которыми сохранены жилые помещения; создает комиссию по обследованию жилых помещений (далее - комиссия) ( ст.4).

Ответчиками не представлено в суд доказательств того, что истица была включена в реестр детей-сирот, за которыми сохранены жилые помещения.

Из ответа главы Администрации Красновского сельского поселения Краснинского района Смоленской области от <данные изъяты> года следует, что начальник отдела образования администрации МО «Краснинский район» запрашивал информацию в администрации Красновского сельского поселения Краснинского района Смоленской области о возможности выделения денежных средств на ремонт жилого помещения, закреплённого за истицей, на что получил ответ о том, что данный вопрос будет рассмотрен на Совете депутатов Красновского сельского поселения при выполнении следующих условий: при возвращении Мелоян Э.В. непосредственно по адресу: <данные изъяты> для постоянного места жительства, при предоставлении отделом образования сметы на ремонт жилого помещения, закрепленного за Мелоян Э.В. При этом, учитывая, что согласно актов проверки сохранности закреплённого жилья, жилое помещение находилось в нежилом состоянии (жилое помещение требует капитального ремонта, отсутствие полов на кухне, окна затянуты пленкой, нет стекла, отсутствие входной двери, разломано крыльцо), возвращение Мелоян Э.В. как того требовала глава администрации в письме от 02.04.2012 года в качестве условия для разрешения вопроса о выделении денежных средств на ремонт указанного жилого помещения представляется неразумным и невозможным, доказательств же того, что истица была извещена об условиях, необходимых для проведения ремонта закреплённого за ней жилого помещения, суду не представлено.

Суд находит не состоятельными доводы о том, что истица имеет в собственности другое жилое помещение, в связи с чем, ей не положена социальная льгота в виде ремонта жилого помещения, поскольку указанные выше нормы не ставят в зависимость получение льготы в виде проведения ремонта жилого помещения за счёт средств областного бюджета, от наличия другого помещения в собственности у указанных выше категорий лиц.

Суд признаёт пропуск срока обращения истицы с заявлением о проведении ремонта принадлежащего ей жилого помещения уважительным, в виду того, что о существовании социальной льготы в виде ремонта жилого помещения она узнала случайно и сразу, после консультации с юристом обратилась в администрацию МО «Краснинский район» Смоленской области, при этом на момент обращения на 01.12.2014 года ею пропущен срок около 10 месяцев, в указанный период времени с конца 2013 года ( то есть когда истице ещё не исполнилось 23 лет) по момент обращения в суд она находилась в тяжёлой жизненной ситуации: <данные изъяты> года расторгнут брак с <данные изъяты>, на её иждивении находится малолетний ребёнок <данные изъяты> <данные изъяты> года рождения, поскольку жить было негде, в закреплённое за ней жилое помещение вернуться не могла, так как оно не пригодно для проживания, кроме того, там проживала её мать, лишённая родительских прав в отношении неё, а бывший супруг грозился определить место проживания ребёнка с ним в виду отсутствия у неё жилья, она приобрела в собственность жилую комнату площадью <данные изъяты> кв.м. на средства кредита, который в настоящее время выплачивать не в состоянии, имеется задолженность.

В соответствии с ч.ч.1,2 ст.2 Закона Смоленской области от 15 июля 2011 г. N 45-з "О наделении органов местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений Смоленской области государственными полномочиями по обеспечению проведения ремонта одного из жилых помещений, нуждающихся в ремонте и принадлежащих на праве собственности детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" органы местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий по обеспечению проведения ремонта жилых помещений вправе получать финансовое обеспечение осуществления государственных полномочий по обеспечению проведения ремонта жилых помещений за счет субвенции, предоставляемой из областного бюджета; получать материальное обеспечение осуществления государственных полномочий по обеспечению проведения ремонта жилых помещений. Органы местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий по обеспечению проведения ремонта жилых помещений обязаны: осуществлять государственные полномочия по обеспечению проведения ремонта жилых помещений в соответствии с требованиями федерального и областного законодательства; использовать по целевому назначению финансовые и материальные средства, переданные для осуществления государственных полномочий по обеспечению проведения ремонта жилых помещений; определить в соответствии с уставом соответствующего городского округа, городского и сельского поселения Смоленской области орган, уполномоченный осуществлять государственные полномочия по обеспечению проведения ремонта жилых помещений; представлять органам государственной власти Смоленской области по их запросам документы, информацию и материалы по вопросам, связанным с осуществлением государственных полномочий по обеспечению проведения ремонта жилых помещений.

В силу ч.3 ст. 3 названного Закона уполномоченный орган в пределах компетенции, установленной областным законодательством, обязан обеспечивать органы местного самоуправления финансовыми и материальными ресурсами для осуществления государственных полномочий по обеспечению проведения ремонта жилых помещений.

В связи с изложенным, суд возлагает на Департамент Смоленской области по образованию, науке и делам молодёжи, как уполномоченный орган, являющийся главным распорядителем средств (субвенций), выделяемых из областного бюджета на соответствующие цели, обязанность осуществить финансирование исполнения администрацией Красновского сельского поселения Краснинского района Смоленской области государственных полномочий по обеспечению проведения ремонта жилого помещения истца.

Руководствуясь ст.ст. 194-197 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Симоновой Э.В. удовлетворить.

Обязать Департамент Смоленской области по образованию, науке и делам молодежи осуществить финансирование за счет средств областного бюджета исполнение администрацией Красновского сельского поселения Краснинского района Смоленской области государственных полномочий по обеспечению проведения ремонта жилого помещения по адресу: <данные изъяты>

Обязать администрацию Красновского сельского поселения Краснинского района Смоленской области после получения денежных средств из Департамент Смоленской области по образованию, науке и делам молодежи провести ремонт жилого помещения по адресу: <данные изъяты>

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Краснинский районный суд Смоленской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья С.В.Филенкова

2-199/2015 ~ М-131/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Симонова Элеонора Владимировна
Ответчики
Департамент Смоленской области по образованию, науке и делам молодежи
Администрация МО "Краснинский район"
Другие
Отдел образования МО "Краснинский район"
Суд
Краснинский районный суд Смоленской области
Судья
Филенкова С.В.
Дело на странице суда
krasny--sml.sudrf.ru
19.03.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.03.2015Передача материалов судье
20.03.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.03.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.04.2015Подготовка дела (собеседование)
22.04.2015Подготовка дела (собеседование)
22.04.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.05.2015Судебное заседание
18.05.2015Судебное заседание
05.06.2015Судебное заседание
17.06.2015Судебное заседание
25.06.2015Судебное заседание
26.06.2015Судебное заседание
02.07.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.07.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.09.2015Дело оформлено
30.09.2015Дело передано в архив
24.11.2016Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее