Судебный акт #1 () по делу № 33-1654/2022 от 22.03.2022

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

73RS0001-01-2021-011770-45

Судья Алексеева Е.В.                                                                     Дело № 33-1654/2022

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                 17 мая 2022 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.

судей Федоровой Л.Г., Карабанова А.С.

при секретаре Айзатулловой Ф.Ж.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-6007/2021 по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Ульяновской области на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 29 декабря 2021 года, с учетом определения того же суда от 15 февраля 2022 года об исправлении описок, по которому постановлено:

исковые требования прокурора  Кузоватовского района Ульяновской области   - удовлетворить. 

Обязать Министерство  здравоохранения   Ульяновской области обеспечить   Ч*** Д*** В***, ***2004  года рождения за счет средств бюджета Ульяновской области изделием медицинского назначения - ***  в количестве 5 штук в месяц (60 в год) до момента отмены применения *** по медицинским показаниям.

Заслушав доклад судьи Федоровой Л.Г., пояснения прокурора   Федечко Ф.И., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Прокурор Кузоватовского района Ульяновской  области, действуя в интересах несовершеннолетнего Ч*** Д.В., обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения  Ульяновской области о возложении обязанности обеспечить изделиями медицинского назначения.

Требования мотивированы тем, что в ходе проверки, проведенной по обращению Чичаевой Ю.Г. в интересах ребенка-*** Ч*** Д.В., ***.2004 года рождения, установлено нарушение ответчиком права на бесплатное обеспечение изделием медицинского  назначения - *** в количестве пяти штук в месяц (60 в год) до момента отмены применения *** по медицинским показаниям. 17.06.2021 по результатам медицинского обследования в ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр эндокринологии» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Ч*** Д.В. был   рекомендован  непрерывный  мониторинг ***, для этого он переведен на *** с использованием ***, которая имеет дополнительную функцию ***, показано проведение самоконтроля  *** не менее 6 раз в день. Для непрерывного мониторирования *** применяется *** в количестве 1 шт  на шесть дней и *** ( срок гарантийных обязательств  1 год). Однако до настоящего времени Ч*** Д.В. *** бесплатно не обеспечивался.

Просил суд обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области  организовать  бесплатное обеспечение Ч*** Д.В., ***.2004 года рождения за счет средств бюджета Ульяновской области изделием медицинского назначения - ***  в количестве 5 штук в месяц (60 в год) до момента отмены применения *** по медицинским показаниям.

Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, было привлечено Государственное учреждение «Ульяновская государственная аптека».

Рассмотрев данный спор, суд принял вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения  Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

В обоснование доводов жалобы указывает, что решение суда является незаконным, необоснованным, ссылаясь на то, что только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения лекарственными препаратами, медицинскими изделиями. Указывает, что согласно данным Региональной медицинской информационной системы Ч*** Д.В. обеспечивается по выписанным льготным рецептам лечащего врача препаратами *** Препараты и изделия сверх льготных перечней, установленных Правительством Российской Федерации, могут быть закуплены пациентами за свой счет. По информации главного внештатного детского эндокринолога Ульяновской области флеш-мониторинг не является диагностикой ***, закупка *** не исключает применения *** для определения уровня *** и не снизит суммы финансовых затрат на их приобретение. *** может использоваться как дополнение для удобства родителей, однако не заменяет *** и не является жизненно важной, что отражено в законодательстве, утвержденном Правительством Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации. Кроме того, полагает, что медицинские показания могут изменяться и Ч*** Д.В., возможно, будет обеспечиваться другими медицинскими изделиями. В обоснование доводов жалобы ссылается на судебную практику.

Дело рассмотрено в отсутствие сторон, извещенных о месте и времени судебного заседания своевременно и надлежащим образом.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

 

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции,  Ч*** Д.В., ***.2004 года рождения, имеет статус ребенок-*** по заболеванию ***, пользуется ***,  состоит на диспансерном учете с диагнозом ***  с августа 2012 года в ГУЗ «Кузоватовская РБ». С 2015 года ФГБУ МНИЦ эндокринологии г.Москва переведен на *** путем *** в рамках ВМП. В данной *** имеется дополнительная функция *** для контроля показателей ***.

В *** применяется *** – (1шт. на 6 дней), что следует из выписного эпикриза ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр эндокринологии», где Ч*** Д.В. находился на лечении с 16.06.2021 по 23.06.2021 (л.д.19-22).

По заключению эндокринолога Ч*** Д.В. рекомендована ***. Рекомендован самоконтроль *** не менее 6 раз в день (л.д.22).

Для непрерывного мониторирования  *** применяется *** в количестве 1 шт. на шесть дней и *** (срок гарантийных обязательств 1 год).

Ч*** Д.В. не обеспечен *** в количестве 5 штук в месяц (60 в год) до момента отмены применения *** по медицинским показаниям, применение которой рекомендовано ему ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр эндокринологии».

Прокурор Кузоватовского района Ульяновской области, полагая права ребенка-*** Ч*** Д.В. нарушенными, обратился в суд с данным иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил характер спорных правоотношений, закон, подлежащий применению, руководствуясь которым, пришел к верному выводу об удовлетворении требований прокурора.

Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.

Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).

Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 года №  323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее также - Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

В силу статьи 4 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.

Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится, в том числе, право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (часть 2 статьи 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Статьей 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга (ч. 1 ст. 38 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Согласно части 1 статьи 43 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.

Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (часть 2 статьи 43 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года № 715 утверждены Перечень социально значимых заболеваний и Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. В Перечень социально значимых заболеваний включен, в том числе, сахарный диабет (коды заболеваний по международной классификации болезней (МКБ-10) Е10-Е14).

В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2019 года № 2406-р в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, входят препараты для лечения сахарного диабета.

Пунктом 3 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся среди прочего разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования.

*** включена в Перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2018 года № 3053-р (позиция 207650).

Из приведенных нормативных положений федерального законодательства в их системной взаимосвязи следует, что одним из принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются, в том числе средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования.

К числу государственных гарантий в сфере охраны здоровья относится оказание гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, среди которых «сахарный диабет», бесплатной медицинской помощи, включая высокотехнологичную медицинскую помощь. К такому виду помощи, оказываемой лицам, страдающим заболеванием «сахарный диабет», за счет субвенции из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования, относится заместительная инсулиновая терапия системами постоянной подкожной инфузии - инсулиновая помпа с системой круглосуточного мониторинга гликемии. При этом использование по назначению такого медицинского изделия, как инсулиновая помпа, невозможно без расходных материалов к ней (инфузионной системы, резервуара и сенсоров), являющихся неотъемлемой частью системы инсулиновой помпы и требующих периодической замены. Бесплатное предоставление указанных расходных материалов к инсулиновой помпе входит в число гарантий, предоставляемых гражданам, которые имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. Вместе с тем, если гражданину по решению врачебной комиссии по жизненным показаниям бесплатно за счет субвенции из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджету территориального фонда обязательного медицинского страхования установлена инсулиновая помпа, то обеспечение его расходными материалами к инсулиновой помпе, без которых функционирование этой помпы и применение ее по назначению невозможно, также должно осуществляться бесплатно, за счет соответствующих бюджетных средств, в противном случае гражданин фактически лишается права на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи.

Разрешая спор, суд первой инстанции, правильно применив нормы материального права, пришел к обоснованному выводу о том, что расходные материалы к *** относятся к числу изделий медицинского назначения, которые должны быть предоставлены Ч*** Д.В. бесплатно. 

Медицинские расходные материалы, обязанность по обеспечению которых возложена на ответчика, необходимы Ч*** Д.В. для применения жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.

*** с системой *** была установлена Ч*** Д.В. в связи с необходимостью круглосуточного мониторинга уровня ***, *** являются расходными материалами, при таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы о том, что медицинские изделия для осуществления метода непрерывного мониторинга *** не включены в Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.12.2018 № 3053-р «Об утверждении перечней медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг») подлежат отклонению.

Не влечет отмену судебного решения и указание в апелляционной жалобе на то, что обеспечение граждан изделиями медицинского назначения Министерством здравоохранения Ульяновской области производится на основании выписанных врачом рецептов.

Судом исходя из представленных документов,  была установлена нуждаемость по жизненным показаниям Ч*** Д.В. в заявленных медицинских изделиях.

Исходя из этого, доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не состоятельны и не могут повлечь отмену судебного решения.

Приведенная в обоснование  доводов апелляционной жалобы иная судебная практика не может быть принята во внимание, так как обстоятельства по каждому конкретному делу устанавливаются непосредственно при его рассмотрении, и решение принимается судом в соответствии с представленными доказательствами с учетом норм права, регулирующих спорные правоотношения.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы  не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 29 декабря 2021 года, с учетом определения того же суда от 15 февраля 2022 года об исправлении описок оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г.Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Ленинский районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи        

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 18 мая 2022 года.

 

 

33-1654/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Чичаев Д.В.
Прокурор Кузоватовского района в инт. несовершеннолетнего Чичаева Д.В.
Ответчики
Министерство здравоохранения Ульяновской области
Другие
Чичаева Ю.Г.
ГУ Ульяновская государственная аптека
ГУЗ Кузоватовская районная больница
Суд
Ульяновский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud--uln.sudrf.ru
23.03.2022[Гр.] Передача дела судье
17.05.2022[Гр.] Судебное заседание
27.05.2022[Гр.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.06.2022[Гр.] Передано в экспедицию
Судебный акт #1 ()

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее