Решение по делу № 33а-1334/2020 от 05.03.2020

Судья: Кожевников Ю.А. Дело а-1334/2020

инст. 2а-1979/2019

Апелляционное определение

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Ахкямова Р.Р.

судей:                  Соловьева В.А., Машкиной Н.Ф.,

при секретаре Прозоровой К.В.,

с участием Мартьяновой О.П., представителя Администрации МО «Ягульское» Лирника И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании 18 мая 2020 года административное дело по апелляционной жалобе Администрации МО «Ягульское» на решение Завьяловского районного суд Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ, которым административное исковое заявление Мартьяновой О.П. к Администрации муниципального образования «Ягульское» <адрес> Удмуртской Республики о признании незаконным уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального строительства или садового дома параметров объекта индивидуального строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального строительства или садового дома на земельном участке и возложении обязанности удовлетворено.

Признано незаконным уведомление от ДД.ММ.ГГГГ о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке с кадастровым номером 18:08:, расположенном по адресу УР, <адрес>, д. Крестовоздвиженское.

Возложена на Администрацию Муниципального образования «Ягульское» <адрес> Удмуртской Республики обязанность выдать (направить) Мартьяновой О. П. уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке с кадастровым номером 18:1938, расположенном по адресу Удмуртская Республика, <адрес>, д. Крестовоздвиженское, в течение семи рабочих дней со дня вступления в законную силу настоящего решения.

Взыскано с Администрации муниципального образования «Ягульское» <адрес> Удмуртской Республики в пользу Мартьяновой О. П. 300 рублей в возмещение расходов на уплату государственной пошлины.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Соловьева В.А., судебная коллегия,

установила:

Мартьянова О.П. обратилась в суд с вышеуказанным административным иском к Администрации МО «Ягульское» в котором просила суд:

1) признать незаконным решение Администрации МО «Ягульское», оформленное уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства параметров установленным параметрам,

2) обязать ответчика выдать уведомление о соответствии параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером 18.

Исковые требования мотивированы тем, что административному истцу на праве собственности принадлежит земельный участок, относящийся к землям населенных пунктов с видом разрешенного использования, допускающим в качестве основного осуществление индивидуального жилищного строительства. ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился в Администрацию МО «Ягульское» с уведомлением о планируемом строительстве объекта индивидуального строительства. ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком административному истцу было направлено оспариваемое уведомление о несоответствии параметров объекта индивидуального жилищного строительства, указанных в уведомлении. Полагает, что направление заявителю данного уведомления Администрацией МО «Ягульское» является незаконным и нарушает права истца, создает препятствия к осуществлению им правомочий собственника земельного участка, поскольку категория и разрешенное использование земельного участка должны определяться на основании сведений единого государственного реестра недвижимости, земельный участок расположен в зоне жилой застройки.

Суд постановил вышеуказанное решение.

Не согласившись с решением суда, Администрация МО «Ягульское» обратилась с жалобой в Верховный Суд Удмуртской Республики, в которой просит решение суда отменить и принять новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме. Полагает, что суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, без доказательств установил обстоятельства, имеющие значение для дела, в результате сделал неправильные выводы, изложенные в решении, нарушил и неправильно применил нормы материального и процессуального права.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Администрации МО «Ягульское» Лирник И.В. доводы жалобы поддержал в полном объеме.

Мартьянова О.П. с жалобой не согласилась, полагая, что ее право было нарушено.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу положений части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица вправе оспорить в суде решения, действия (бездействия) должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

При рассмотрении данной категории дел суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении (часть 8 статьи 226 КАС РФ, однако не может по своему усмотрению изменять предмет заявленных требований и оценивать законность того действия или бездействия либо постановления, которое не оспаривается.

В соответствии с частями 9 и 11 статьи 226 КАС РФ на лицо, обратившееся в суд, возлагается обязанность доказывания обстоятельств:

- нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца;

- соблюдение сроков и обращения в суд.

Законность (полномочия, порядок принятия, основания, соответствие нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения) оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) доказывает административный ответчик (часть 11 статья 226 КАС РФ).

Согласно пункту 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет полностью или в части заявленные требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Исходя из названных положений, следует, что суд удовлетворяет заявленные требования при одновременном наличии двух условий: оспариваемое решение или действие (бездействие) принято либо совершено в нарушение требований закона, а также нарушает права и охраняемые законом интересы административного истца. В ином случае суд отказывает в удовлетворении заявления.

В силу части 1 статьи 219 КАС РФ, если не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Мартьянова О.П. обратилась в суд ДД.ММ.ГГГГ об оспаривании вынесенного Администрацией МО «Ягульское» уведомления от ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, предусмотренный трёхмесячный срок на обращение в суд по оспариванию названного уведомления административным истцом не пропущен.

Из материалов административного дела следует, что Мартьяновой О.П. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 181938, площадью 1102 +/- 12 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: индивидуальные жилые <адрес> этажа с приусадебными земельными участками с возможностью содержания домашнего скота и птицы, согласно установленным ограничениям (Ж - зона застройки индивидуальными жилыми домами), расположенный по адресу УР, <адрес>, д. Крестовоздвиженское.

12.04.2019    года Мартьянова О.П. обратилась в Администрацию МО «Ягульское» с уведомлением о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства на указанном земельном участке.

16.04.2019    года Администрация МО «Ягульекое» направила Мартьяновой О.П. уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального строительства или садового дома на земельном участке.

В качестве оснований принятого решения указано несоответствие планируемого строительства объекта индивидуального жилищного строительства, указанного в уведомлении на земельном участке с кадастровым номером :1938 по адресу УР, <адрес>, д. Крестовоздвиженское требованиям законодательства о градостроительной деятельности по следующим основаниям:

1)    определить предельные параметры разрешенного строительства, зону допустимого размещения объекта капитального строительства не представляется возможным в связи с отсутствием документации по планировке территории расположения земельного участка. В соответствии с частью 4 статьи 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации размещение объекта капитального строительства не допускается при отсутствии документации по планировке территории, получение разрешения на строительство такого объекта капитального строительства допускается только после утверждения такой документации по планировке территории. В соответствии с пунктами 2, 3, 5 части 3 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории в целях размещения объекта капительного строительства является обязательной.

2)    согласно действующему генеральному плану территории МО «Ягульское», утвержденному решением Совета депутатов МО «Ягульское» от ДД.ММ.ГГГГ , территория расположения земельного участка отнесена к зоне объектов сельскохозяйственного назначения. В соответствии с пунктом 4 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, расположенные на расстоянии не более тридцати километров от границ сельских населенных пунктов, не могут использоваться для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства, за исключением случаев размещения линейных объектов в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи.

Разрешая спор, оценив собранные по делу доказательства, суд пришел к выводу о том что, поскольку на земельном участке административного истца, исходя из сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, допускается    строительство индивидуального жилого дома, какие-либо ограничения (обременения), исключающие строительство на нем индивидуального жилого дома, не установлены, то Администрацией МО «Ягульское» неправомерно было направлено административному истцу оспариваемое уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке. Указанное в оспариваемом уведомлении основание в виде несоответствия параметров, указанных в уведомлении о планируемом строительстве, предельным параметрам разрешенного строительства, при рассмотрении настоящего дела административным ответчиком не доказано. Сам факт отсутствия документации по планировке территории не может указывать на несоответствие заявленных параметров строительства параметрам, определенным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным Градостроительным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве,

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Удмуртской Республики с выводами суда первой инстанции согласиться не может и считает их основанными на неправильном толковании норм материального права.

Как усматривается из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером :1938, равно как и остальные 131 земельный участок на территории МО «Ягульское» в районе <адрес> образованы при разделе земельного участка с кадастровым номером :80, ранее отнесенного к землям сельскохозяйственного назначения.

На территории расположения спорного земельного участка – Удмуртская Республика, <адрес>, д. Крестовоздвиженское отсутствуют элементы планировочной структуры, не определены территории общего пользования, не установлены границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства, отсутствует доступ земель общего пользования, а также отсутствуют какие-либо линейные объекты.

Согласно части 4 статьи 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами размещение объекта капитального строительства не допускается при отсутствии документации по планировке территории, выдача градостроительного плана земельного участка для архитектурно-строительного проектирования, получения разрешения на строительство такого объекта капитального строительства допускается только после утверждения такой документации по планировке территории.

Подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства (часть 1 статья 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

К элементам планировочной структуры относятся часть территории поселения, городского округа или межселенной территории муниципального района (квартал, микрорайон, район и иные подобные элементы (пункт 35 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Конкретные виды элементов планировочной структуры установлены приказом Министерств строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ /пр к которым помимо указанных выше элементов также относятся территория общего пользования и улично-дорожная сеть.

К случаям, когда в целях размещения объекта капитального строительства подготовка документации по планировке территории является обязательной часть 3 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации относит необходимость установления, изменения или отмены красных линий.

В пункте 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии определены как линии, которые обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории. К территории общего пользования отнесены территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары (пункт 12 статья 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 3.5 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, введенной в действие постановлением Государственного комитета российской Федерации по жилищной и строительной политике от ДД.ММ.ГГГГ «О принятии и введении в действие РДС 30-201-98 «Инструкция о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации» (далее по тексту – Инструкция РДС 30-201-98), которая применяется в части, не противоречащей Градостроительному кодексу Российской Федерации, осуществление проектирования зданий и сооружений и строительство на территориях поселений, не имеющих утвержденных в установленном порядке красных линий, не допускается. Красные линии являются основной для разбивки и установления на местности других линий градостроительного регулирования, в том числе и границ землепользования (пункт 3.6 Инструкции РДС 30-201-98).

Также подлежит применению утвержденный приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «СП 42.13330.2011. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП ДД.ММ.ГГГГ-89*» (далее по тексту – Свод правил СП 42.1330.2011), отдельные положения которого включены в утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

Согласно пункту 5.2 Свода правил СП 42.13330.2011 планировочную структуру жилых зон следует формировать в увязке с зонированием и планировочной структурой поселения в целом с учетом градостроительных и природных особенностей территории. При этом необходимо предусматривать взаимоувязанное размещение жилых домов, общественных зданий и сооружений, улично-дорожной сети, озелененных территорий общего пользования, а также других объектов, размещение которых допускается на территории жилых зон по санитарно-гигиеническим нормам и требованиям безопасности.

При проектировании городских и сельских поселений следует предусматривать единую систему транспорта и улично-дорожной сети в увязке с планировочной структурой поселения и прилегающей к нему территории, обеспечивающую удобные, быстрые и безопасные транспортные связи со всеми функциональными зонами, с другими поселениями системы расселения, объектами, расположенными в пригородной зоне, объектами внешнего транспорта и автомобильными дорогами общей сети (пункт 11.1 Свода правил СП 42.13330.2011).

Улично-дорожную сеть населенных пунктов следует проектировать в виде непрерывной системы с учетом функционального назначения улиц и дорог, интенсивности транспортного, велосипедного и пешеходного движения, архитектурно-планировочной организации территории и характера застройки. В составе улично-дорожной сети следует выделять улицы и дороги магистрального и местного значения, а также главные улицы (пункт 11.4 Свода правил СП 42.13330.2011).

Также в пунктах 11.5, 11.6 Свода правил СП 42.13330.2011 содержатся расчетные параметры улиц и дорог для сельских поселений, в том числе ширина полосы движения, пешеходной части тротуара улицы в жилой застройке, расстояние о края основной проезжей части улиц, местных или боковых проездов до линии застройки.

Из анализа указанных норм права и установленных судебной коллегией обстоятельств следует, что административным истцом подано уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома или уведомления об изменении параметров планируемого строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке с кадастровым номером 18:08:021001:1938, предназначенном под жилую застройку, фактически в целях образования элемента планировочной структуры населенного пункта в отсутствии утвержденного проекта планировки и соответственно установленных красных линий.

При таких обстоятельствах, учитывая что помимо указанного земельного участка, на данной территории был образован еще 131 земельный участок, судебная коллегия приходит к выводу о том, что уведомление Администрации МО «Ягульское» от ДД.ММ.ГГГГ о несоответствии указанным в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке с кадастровым номером 18:08:021001:1938, расположенном по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, д. Крестовоздвиженское, является законным и обоснованным, принято в пределах полномочий в соответствии с требованиями действующего законодательства, прав и законных интересов административного истца не нарушает.

Аналогичная правовая позиция отражена и в Кассационных определениях Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ-КА19-20, 43-КА19-30, 43-КА19-31, 43-КА19-8, 43-КА19-7, 43-КА19-6, 43-КА19-5, 43-КА19-28, 43-КА19-4, 43-КА19-11, 43-КА19-10.

Поскольку выводы суда первой инстанции противоречат фактическим обстоятельствам дела и нормам действующего законодательства, решение Завьяловского районного суда Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ является незаконным, подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку судом неправильно определены обстоятельства, имеющих значение для административного дела и неверно применены нормы материального права.

Руководствуясь статьей 309 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам,

определила:

решение Завьяловского районного суда Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления Мартьяновой О. П. к Администрации муниципального образования «Ягульское» <адрес> Удмуртской Республики о признании незаконным уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке недопустимости размещения объекта индивидуального строительства или садового дома на земельном участке, возложении обязанности отказать. Апелляционную жалобу Администрации МО «Ягульское» - удовлетворить.

Определение может быть обжаловано в 6 кассационный суд общей юрисдикции в течение 6 месяцев.

Председательствующий судья:             

судьи:

копия верна судья Ахкямов Р.Р.

33а-1334/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Мартьянова О.П.
Ответчики
Администрация МО Ягульское
Суд
Верховный Суд Удмуртской Республики
Судья
Соловьев Владимир Александрович
Дело на странице суда
vs.udm.sudrf.ru
06.04.2020Судебное заседание
18.05.2020Судебное заседание
28.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.05.2020Передано в экспедицию
18.05.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее