Дело № 2 – 762 / 2013
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Томск 11 апреля 2013 года
Октябрьский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего судьи Дорохиной И.М.,
секретаря Аносовой А.В.,
представителей истцов Цыреновой М.Э.-Ж., Короткова М.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Цыреновой Ю.С., Цыреновой Т.С. к Министерству обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
у с т а н о в и л:
Цыренова Т.С. и Цыренова Ю.С. обратились в суд с иском к Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения», ФГУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, в котором просят признать в порядке приватизации право собственности на квартиру № ..., общей площадью 48,5 кв.м, расположенную по адресу: ....
В обоснование заявленных требований указали, что с 28.06.2010 года ФГУ «Кемеровская квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны РФ (правопреемником которого выступает ФГУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ) на основании договора социального найма жилого помещения ... от ... передало истцам в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, состоящее из двух комнат в двухкомнатной квартире общей площадью 48.5 кв.м., расположенной по адресу: .... Нанимателями по указанному договору являются Цыренова Т.С. и её сестра Цыренова Ю.С.. Собственником указанного жилого помещения является Российская Федерация. Уполномоченным собственником лицом, согласно выписке ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним от 08.11.2012 года, является Федеральное государственное учреждение «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ.
Реализуя свое право на приватизацию, в соответствии с требованиями ст. ст. 2, 6, 7 и 11 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04.07.1991 года истцы обратились с заявлением в ФГУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» МО РФ и в ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения», которые наделены полномочиями и оказывают услуги по приватизации государственного (федерального) жилищного фонда и, в частности, жилья. ФГУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» МО РФ и ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения», ссылаясь на отсутствие нормативных актов, регламентирующих порядок предоставления жилых помещений, находящихся в оперативном управлении подразделений Министерства обороны Российской Федерации в собственность граждан в порядке приватизации, письмами № 141/5/715193 от 27.12.2012 года и № 14-юр-12/1211 от 06.02.2013 года отказали в разрешении на приватизацию квартиры. На их обращения в ФГУ «Территориальное управление имущественных отношений» МО РФ и в Департамент жилищного обеспечения МО РФ до настоящего времени ответы от указанных организаций не поступили.
В судебное заседание истцы Цыренова Т.С. и Цыренова Ю.С. не явились, их интересы в судебном заседании представляют представители Цыренова М.Э.-Ж., Коротков М.Г.
Суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истцов.
Представители истцов Цыренова М.Э.-Ж. и Коротков М.Г. в ходе судебного разбирательства от иска к ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения», ФГУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации отказались. По ходатайству указанных представителей судом была произведена замена ответчика - Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации на Министерство обороны Российской Федерации.
Представители истцов в судебном заседании иск к указанному ответчику поддержали по основаниям, изложенным в исковом заявлении и в письменных пояснениях к иску.
Представитель ответчика Министерство обороны Российской Федерации, а также представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» МО РФ и ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ в судебное заседание не явились, хотя о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили, возражения на иск не представили, об отложении судебного заседания не ходатайствовали.
Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Заслушав объяснения представителей истцов, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению, исходя из следующего.
В силу положений Конституции РФ, Российская Федерация как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч. 1 ст. 7), призвана гарантировать реализацию прав и свобод человека и гражданина в этой сфере, в частности права каждого на жилище (ч. 1 ст. 40), признаваемого международным сообществом в качестве элемента права на достойный жизненный уровень (ст. 25 Всеобщей декларации прав человека, ст. 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах).
В соответствии с пунктами 1 и 2 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам.
Согласно ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
На основании ст. 2 Закона РФ № 1541-1 от 14.07.1991 года «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами РФ и субъектов РФ. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
Приказом Министерства обороны № 1550 от 18.11.2010 года «Об организации в Министерстве обороны Российской Федерации деятельности по обеспечению военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилыми помещениями» утверждена «Инструкция об организации деятельности центральных органов военного управления по обеспечению военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилыми помещениями». Пункт 2.2 Инструкции указывает, что Департамент имущественных отношений организует передачу жилых помещений, в отношении которых заключены с военнослужащими договоры социального найма, из федеральной собственности в муниципальную собственность.
Как установлено в судебном заседании, Цыренова Т.С. и Цыренова Ю.С. являются дочерьми Цыренова С.Н., который действительно проходил военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ с 01.11.1983 года. Согласно выписке из приказа начальника штаба Войсковой части № 14129 г. Краснознаменска от 14.07.2010 года Цыренов С.Н. был уволен с военной службы в запас 14.07.2010 года на основании подп. «а» п. 1 ст. 51 ФЗ РФ по достижению предельного возраста пребывания на военной службе. На день увольнения общая продолжительность его военной службы в календарном исчислении составляет 15 лет 10 месяцев, а в льготном – 6 лет 11 месяцев, общая выслуга – 25 лет 4 месяца, что подтверждается также выпиской из послужного списка личного дела майора запаса Цыренова С.Н.
Согласно упомянутой выписке из послужного списка, Цыренов С.Н. проходил действительную военную службу в Вооруженных силах в период с 01.11.1983 года по 01.11.1985 года в в/ч. 03423 ЗабВО, в период с 01.08.1996 года по 09.09.2009 года - в в/ч. 14129, с 09.09.2009 года по 14.07.2010 года зачислен в распоряжение ком. в/ч. 14129.
Согласно абз. 12 п. 1 ст. 23 Федерального закона № 76-ФЗ от 27.05.1998 года «О статусе военнослужащих» военнослужащим-гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными помещениями и признанными нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса РФ, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст. 15.1 настоящего Федерального закона.
Суду представлен договор ... от ... социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: ..., заключенный между ФГУ «Кемеровская квартирно-эксплуатационная часть района» МО РФ в лице начальника Портнова Ю.Н., действующего на основании Устава, и Цыреновой Т.С., 1989 года рождения, в лице Цыренова Сергея Николаевича. Согласно данному договору нанимателем указанного в нём жилого помещения является Цыренова Т.С., членом семьи нанимателя является Цыренова Ю.С., 1991 года рождения. Договор заключен на основании решения о предоставлении жилого помещения от ... ....
Как следует из выписки из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним от ... ..., ..., расположенная по адресу: ..., кадастровый номер объекта ..., является федеральной собственностью (номер и дата госрегистрации: ... от ...), находится в оперативном управлении ФГУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, ограничений (обременений) права не зарегистрировано.
В сведениях, содержащихся в техническом и кадастровом паспортах от 17.12.2012 года спорного жилого помещения, также не содержится каких-либо ограничений (обременений) названного права.
Согласно п. 6 ст. 15 Федерального закона № 76-ФЗ от 27.05.1998 года «О статусе военнослужащих» военнослужащие-граждане, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках.
Согласно уведомлениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия № 01/176/2010-734 от 09.08.2010 года и № 01/176/2010-736 от 09.08.2010 года, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о правах Цыреновой Т.С. и Цыреновой Ю.С. на имеющиеся у них объекты недвижимого имущества по Республике Бурятия.
Согласно справкам паспортного стола ООО «Управляющая компания» от 0.03.2013 года и 02.09.2010 года, Цыренова Т.С. и Цыренова Ю.С. зарегистрированы в неприватизированной квартире по адресу: ....
Из уведомлений Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области № 0/015/2013-49 и № 0/015/2013-498 от 22.03.2013 года, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о правах Цыреновой Т.С. и Цыреновой Ю.С. на имеющиеся у неё объекты недвижимого имущества.
Из справки паспортного стола ООО «УК «Дом» и копий паспортов истцов Цыреновой Т.С. и Цыреновой Ю.С. следует, что последние зарегистрированы по адресу: ....
Согласно справкам ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» Филиал по Республике Бурятия № 11475 от 14.06.2007 года и № 6398 № 13.12.2010 года истцы не являются собственниками жилых строений, помещений на территории г. Улан-Удэ.
Как видно из сообщения ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» № 141/5/715193 от 07.12.2012 года, на запрос Цыреновой Ю.С. и Цыреновой Т.С. о передаче квартиры, расположенной по адресу: ..., в собственность, в удовлетворении указанной просьбы им отказано со ссылкой на отсутствие нормативных актов, в том числе ведомственных, регламентирующих порядок приватизации жилых помещений, находящихся в оперативном управлении структурных подразделений Министерства обороны РФ. В ответе указано, что полномочия по передаче в собственность граждан жилых помещений начальник ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России Министром обороны не делегирован, в связи с чем, заключить договор передачи в собственность указанного жилого помещения или дать разрешение на приватизацию не представляется возможным.
В соответствии с п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 8 от 24.08.1993 года «О некоторых вопросах применения судами закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи и проживающих с ними несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в общую собственность (долевую или совместную).
Таким образом, на основании приведенных выше норм действующего законодательства истцы Цыренова Т.С. и Цыренова Ю.С. имеют право безвозмездно получить в собственность занимаемое ими спорное жилое помещение.
Пунктом 1 постановления Правительства РФ № 1053 от 29.12.2008 года «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» предусмотрено, что Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил РФ на праве хозяйственного ведения или оперативного управления земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ, созданных в результате приватизации находящихся в ведении Министерства обороны РФ федеральных государственных унитарных предприятий, акции которых находятся в федеральной собственности (далее – имущество Вооруженных Сил РФ и подведомственных Министерству обороны РФ организаций).
Министерство обороны РФ в целях управления имуществом Вооруженных Сил РФ и подведомственных Министерству обороны РФ организаций осуществляет в порядке, установленном законодательством РФ контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью находящегося в федеральной собственности имущества Вооруженных Сил РФ и подведомственных Министерству обороны РФ организаций, в том числе переданного в установленном порядке иным лицам, и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством РФ меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности (подп. «б» п.2 названного постановления).
В силу положений ч. 1 ст. 92 ЖК РФ служебные жилые помещения относятся к специализированному жилищному фонду, тогда как в соответствии с ч. 2 ст. 92 ЖК РФ использование жилого помещения в качестве такового допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Соответствующего решения уполномоченного органа ответчиком суду не представлено.
В соответствии с п. 2.2 Инструкции об организации деятельности центральных органов военного управления по обеспечению военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилыми помещениями, утвержденной приказом Министра обороны от 18.11.2010 года № 1550, Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации организует закрепление приобретенных (построенных) жилых помещений на праве оперативного управления; организует передачу жилых помещений, в отношении которых заключены с военнослужащими договоры социального найма, из федеральной собственности в муниципальную собственность; ведет реестр жилых помещений Министерство обороны.
До настоящего времени спорная квартира в муниципальную собственность не передана, что подтверждается изученными выше доказательствами. Следовательно, Министерство обороны РФ является надлежащим ответчиком по данному иску. ФГУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны РФ» и ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ не наделены полномочиями по передаче жилья в собственность граждан.
С учетом изложенного, принимая во внимание вышеприведенные положения закона, исходя из того, что квартира, расположенная по адресу: ..., не имеет статуса служебного и не находится в закрытом военном городке, Цыренова Т.С. и Цыренова Ю.С. являются дочерьми военнослужащего, имеющего общую продолжительность военной службы более 15 лет, препятствий для передачи истцам в собственность занимаемого по договору социального найма жилого помещения в судебном заседании не установлено, суд находит требования истцов обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Иск Цыреновой Ю.С. и Цыреновой Т.С. к Министерству обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации удовлетворить.
Признать за Цыреновой Т.С. и Цыреновой Ю.С. право общей долевой собственности в порядке приватизации на ..., общей площадью 48,5 кв.м, расположенную по адресу: ..., в равных долях – по 1/2 доле каждому.
Решение является основанием для прекращения записи в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним о регистрации права собственности Российской Федерации на ..., общей площадью 48,5 кв.м., расположенную по адресу: ..., кадастровый ....
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления судом мотивированного текста решения путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Томска.
Председательствующий судья И.М. Дорохина
Мотивированный текст решения изготовлен 16.04.2013 года.