Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
08 февраля 2023 года г.о. Самара
Советский районный суд г. Самары в составе:
судьи Селезневой Е.И.,
при секретаре судебного заседания Мелкумян Л.Ж.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № по административному исковому заявлению МИФНС России №23 по Самарской области к Олехнович С.И. о взыскании задолженности по земельному налогу,
УСТАНОВИЛ:
МИФНС России №26 по Самарской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Олехнович С.И. о взыскании задолженности по земельному налогу, уточнив требования просит взыскать недоимку по обязательным платежам в размере 1 895,13руб., а именно по земельному налогу: за 2016г. пени в сумме 267,90 руб., ОКТМО 36618424; за 2016г. пени в сумме 27,49 руб., ОКТМО 36628163; за 2017г. пени в сумме 52,87 руб., ОКТМО 36618424; за 2019г. налог в размере 1 490,00 руб., пени в сумме 44,01 руб., ОКТМО 36618424; за 2019г. пени в сумме 12, 86 руб., ОКТМО 36628163.
В обоснование требований указано, что Олехнович С.И. является плательщиком земельного налога за 2016,2017,2019 гг. в связи с наличием объектов налогообложения, указанного в налоговом уведомлении № от 23.09.2017г., № от 29.08.2018г., № от 01.09.2020г.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, направил в адрес суда уточненное исковое заявление.
Административный ответчик Олехнович С.И. в судебном заседании требования не признала в полном объеме, согласно ее объяснениям, за последние 4 года выплачены все налоги. Общая сумма за 4 года составила 6 516 рублей.
Представитель заинтересованного лица - МИФНС России №22 по Самарской области в судебное заседание не явился, направил в адрес суда ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Исследовав материалы дела, выслушав административного ответчика, суд приходит к следующему.
Статьями 57 Конституции РФ, 3 НК РФ установлено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Как отмечено Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 17 декабря 1996 года N 20-П, налог является необходимым условием существования государства, поэтому обязанность платить налоги распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.
В соответствии с п.6 ст.3 НК РФ одним из основных начал законодательства о налогах и сборах является положение о том, что при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения.
Согласно п. 1 ст. 17 НК РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога.
Согласно п. 1 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах.
На основании п. 2 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
В силу ст. 45 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы.
Налоговым периодом имущественных налогов является календарный год (ст. 360, 393, 405 НК РФ).
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
Пунктом 2 статьи 45 НК РФ закреплено, что если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.
Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом (п. 6 ст. 45 НК РФ).
Согласно п.1 ст.23 НК РФ налогоплательщик обязан уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии с пунктом 2 ст. 52 НК РФ обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган. Не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление (абзац второй); налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления (абзац третий).
Налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (пункт 4 статьи 52 НК РФ).
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога, в котором помимо прочего указывается об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога, с указанием размера пеней, начисленных на момент направления требования.
Согласно ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неполученную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Законодатель также установил порядок взыскания недоимки, пеней в судебном порядке. В частности, в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, пеней, налоговый орган, направивший требование об уплате налога, пеней, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, пеней за счет имущества данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, пеней с учетом особенностей, установленных ст. 48 НК РФ.
Согласно подпунктам 9, 14 п. 1 ст. 31 НК РФ, налоговые органы вправе взыскивать недоимки, а также пени и штрафы в порядке, установленном Налоговым кодексом, предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суду иски: о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом.
В силу положений ст.48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
В соответствии с главой 31 НК РФ, Постановлением Самарской Городской Думы от 24.11.2005 № 188 «Об установлении земельного налога» должник является налогоплательщиком земельного налога.
Пунктом 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
На основании пункта 1 статьи 389 НК РФ объектом налогообложения по земельному налогу признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
Согласно п. 1 ст. 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
В силу п. 1 ст. 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. В отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на день внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого земельного участка.
Согласно ст. 19 НК РФ налогоплательщиками признаются физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги. К налогам, обязанность уплаты которых возложена на налогоплательщиков – физических лиц, относится транспортный налог, земельный налог, налог на имущество физических лиц.
Судом установлено, а также следует из материалов дела, что Олехнович С.И. является плательщиком земельного налога за 2016,2017,2019 гг. в связи с наличием объектов налогообложения.
Сведениями Управления Росреестра по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что на праве общедолевой собственности (1/2 доля) Олехнович С.И. принадлежит жилое помещение, расположенное по адресу: ФИО2 <адрес>55, площадью 58,1 к.м, дата государственной регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, дата государственной регистрации прекращении права ДД.ММ.ГГГГ; на праве собственности земельный участок, расположенный по адресу: ФИО2 <адрес>, площадью 1 500 кв.м, дата государственной регистрации права ДД.ММ.ГГГГ; жилое помещение по адресу: <адрес>, дата государственной регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, дата государственной регистрации прекращении права ДД.ММ.ГГГГ; жилое помещение по адресу: <адрес>, дата государственной регистрации права ДД.ММ.ГГГГ; на праве общедолевой собственности нежилое здание по адресу: ФИО2 <адрес>, во дворе <адрес>, дата государственной регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, дата государственной регистрации прекращении права ДД.ММ.ГГГГ; в собственности земельный участок, вид разрешенного использования под садоводство, расположенное по адресу: ФИО2 <адрес>, массив Водинский, СТ «Водинское-Металлист» ул.13 уч.18, дата государственной регистрации права ДД.ММ.ГГГГ.
Из материалов дела следует, что налоговым органом выставлены административному ответчику налоговые уведомления № от 23.09.2017г., № от 29.08.2018г., № от 01.09.2020г. со сроком уплаты не позднее, установленного законодательством о налогах и сборах.
В связи с непоступлением оплаты налога в установленный законом срок МИФНС №23 по Самарской области в адрес административного ответчика направлено требование № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ сроком оплаты не позднее ДД.ММ.ГГГГ, № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ сроком оплаты не позднее ДД.ММ.ГГГГ, № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ сроком оплаты не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с тем, что в добровольном порядке начисленная сумма налога административным ответчиком в установленный срок уплачена не была, по заявлению МИФНС №23 по ФИО2 <адрес> и.о.мирового судьи судебного участка № Советского судебного района <адрес> ФИО2 <адрес> ДД.ММ.ГГГГ вынесен судебный приказ №А-1043/2022 о взыскании с Олехнович С.И. обязательных платежей за 2016-2019 год в размере 2330 рублей 13 копеек.
Поскольку от должника Олехнович С.И. поступили возражения относительно исполнения судебного приказа, определением мирового суда судебного участка №52 Советского судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ № от ДД.ММ.ГГГГ по административному делу № по заявлению МИФНС №23 по Самарской области о взыскании обязательных платежей с ФИО1 (ИНН 631800365826) отменен.
Согласно представленному требованию № налог подлежал уплате в срок до 26.11.2021г., то есть срок, установленный ст. 48 НК РФ, для обращения к мировому судье истекал 26.06.2022г.
Определение о вынесении судебного приказа вынесено 18.04.2022г., то есть с соблюдением срока, установленного ст.48 НК РФ, для обращения налогового органа в суд.
Административный истец обратился в суд с вышеуказанным административным иском после отмены судебного приказа 31.10.2022г., то есть с соблюдением срока, установленного ч.3 ст.48 НК РФ, для обращения налогового органа в суд.
В материалах дела имеется подтверждение отправления налогового требования в адрес административного ответчика, в связи с чем, суд полагает административные исковые требования налогового органа подлежат удовлетворению частично.
Не подлежат удовлетворению требования в части взыскания пеней за 2016 год в сумме 27,49 рублей, поскольку срок взыскания по ним пропущен.
В соответствии с требованиями ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Таким образом, в доход федерального бюджета с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-177 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление МИФНС России №23 по Самарской области к Олехнович С.И. о взыскании задолженности по земельному налогу -удовлетворить частично.
Взыскать с Олехнович С.И. в пользу МИФНС России №23 по Самарской области недоимку по обязательным платежам в размере 1 867,64 руб., а именно по земельному налогу за 2016г. пени в сумме 267,90 руб., ОКТМО 36618424; за 2017г. пени в сумме 52,87 руб., ОКТМО 36618424; за 2019г. налог в размере 1 490,00 руб., пени в сумме 44,01 руб., ОКТМО 36618424; за 2019г. пени в сумме 12, 86 руб., ОКТМО 36628163.
Взыскать с Олехнович С.И. в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 400 рублей.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Советский районный суд г.Самары в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 22.02.2023 года.
Судья Е.И. Селезнева