Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1843/2018 ~ М-835/2018 от 01.03.2018

Дело № 2-1843/18

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 марта 2018 года

Ленинский районный суд города Смоленска

в составе:

председательствующего (судьи) Макаровой К.М.

при секретаре Дурыниной А.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кузьмина Василия Васильевича к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Смоленска о назначении досрочной страховой пенсии по старости,

установил:

    Кузьмин В.В. обратился в суд с иском к ГУ - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Смоленска о назначении досрочной страховой пенсии по старости.

В обоснование иска Кузьмин В.В. указал, что ответчиком необоснованно не включены в его специальный стаж работы, дающий право на досрочную страховую пенсию в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, периоды его нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также период службы по призыву в Вооруженных силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Истец Кузьмин В.В. в судебном заседании заявленные исковые требования уточнил, просил периоды его нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включить в специальный стаж в льготном исчислении 1 год как 1 год 3 месяца в связи с работой в сельской местности, назначить досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ – с момента возникновения права на досрочную трудовую пенсию.

Представитель ответчика ГУ - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Смоленска Ждановский М.С. в судебном заседании исковые требования не признал, указав, что в соответствии с действующим законодательством спорные периоды не подлежат включению в специальный стаж истца.

    Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается досрочная пенсия, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

В соответствии с п.п. 3, 4 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

    Судом установлено, что истец ДД.ММ.ГГГГ обратился в ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Смоленска с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.

    Решением ГУ – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ Кузьмину В.В. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого 30-летнего специального стажа работы. Согласно решению ответчика специальный стаж истца на ДД.ММ.ГГГГ обращения составляет <данные изъяты> (л.д. 6-7).

Учреждением пенсионного обеспечения в специальный стаж работы истца не были включены периоды его нахождения на курсах повышения квалификации и период службы по призыву в Вооруженных силах СССР.

    Из материалов дела усматривается, что Кузьмин В.В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал в должности врача-интерна по неврологии в <данные изъяты> клинической больнице, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время осуществляет трудовую деятельность в должности врача-невролога ОГБУЗ <данные изъяты>». Периоды его работы в указанных должностях, за исключением спорных периодов нахождения на курсах повышения квалификации, засчитаны ответчиком в специальный стаж истца, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, в льготном исчислении 1 год как 1 год и 3 месяца.

    Судом установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец направлялся для прохождения курсов повышения квалификации (л.д. 20-21).

Решение ответчика о невключении в специальный стаж работы истца периодов ее нахождения на курсах по повышению квалификации с сохранением средней заработной платы является необоснованным.

Из материалов дела усматривается, что в период нахождения истца на курсах по повышению квалификации за ним работодателем сохранялась средняя заработная плата, что не отрицалось ответчиком.

С учетом особенностей условий труда отдельных категорий граждан, которым страховая пенсия по старости назначается досрочно в соответствии с вышеуказанной статьей, порядок исчисления периодов их работы устанавливается отдельными правилами, утверждаемыми Правительством РФ.

    Некоторые вопросы исчисления стажа на соответствующих видах работ регулируются также Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516.

    В силу п. 4 данных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

    Частью 4 статьи 196 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.

Трудовым законодательством (ст. 187 Трудового кодекса РФ) установлено, что в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.

Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение своей квалификации в силу ст. 21 ТК РФ относится к одним из трудовых обязанностей работника и соответственно время обучения на курсах повышения квалификации входит в рабочее время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка организации и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, как иные периоды времени.

    Следуя содержанию приведенных норм, периоды нахождения на курсах усовершенствования (повышения квалификации) являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Поэтому такие периоды времени подлежат включению в специальный стаж для назначения страховой пенсии по старости.

При таких обстоятельствах периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ следует включить в специальный стаж истца в льготном исчислении (1 год как 1 год и 3 месяца).

Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», которые не предусматривают включение в специальный трудовой стаж периодов прохождения службы по призыву, сверхсрочной военной службы.

Вместе с тем, в соответствии с действующим пенсионным законодательством периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

Из материалов дела усматривается, что в период прохождения истцом военной службы по призыву в рядах Вооруженных Сил СССР с 20 июня 1988 года по 11 августа 1989 года до 01 октября 1993 года действовало Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», которым было утверждено Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения.

В соответствии с пп. «г» п. 1 указанного Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совмина СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, в стаж работы учителей и других работников просвещения по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.

На основании п. 4 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совмина СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, служба в составе Вооруженных Сил СССР засчитывалась в стаж работы по специальности в том случае, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, проходило в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на получение пенсии за выслугу лет.

Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № N 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» утратило силу с 01 октября 1993 года.

Впоследствии нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», а также действующим в настоящее время законодательством в сфере пенсионного обеспечения, возможность включения в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, периода служба в составе Вооруженных Сил СССР не была предусмотрена.

Вместе с тем, Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29 января 2004 года № 2-П изложил правовую позицию, согласно которой часть вторая статьи 6, часть четвертая статьи 15, часть первая статьи 17, статьи 18, 19 и часть первая статьи 55 Конституции Российской Федерации, по своему смыслу, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Аналогичная позиция содержится в абзаце 7 пункта 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», согласно которой при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14 июля 1956 года «О государственных пенсиях», Закон СССР от 15 мая 1990 года «О пенсионном обеспечении граждан в СССР», Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).

Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» также допускает сохранение и конвертацию ранее приобретенных прав по пенсионному обеспечению.

На основании изложенного, суд считает возможным применить к спорному периоду (периоду прохождения военной службы по призыву в рядах Вооруженных Сил СССР) положения Постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397.

Из материалов дела усматривается, что стаж работы истца в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает работникам просвещения право на получение пенсии за выслугу лет, у истца на момент обращения к ответчику составляет более необходимых 2/3 стажа (<данные изъяты>), которые включены в специальный стаж ответчиком в добровольном порядке.

    Требования Положения о необходимости наличия не менее 2/3 специального стажа для включения в него периода прохождения военной службы по призыву в рядах Вооруженных Сил СССР на момент оценки пенсионных прав истца соблюдены.

Таким образом, период прохождения истцом военной службы по призыву в рядах Вооруженных Сил СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит включению в его специальный стаж.

Согласно справке ОГБУЗ <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ истец Кузьмин В.В. действительно работает в указанном учреждении в должности врача-невролога <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.

При суммировании периодов работы истца (включая спорные периоды и дополнительный период после обращения истца с заявлением в учреждение пенсионного обеспечения) продолжительность специального стажа работы истца по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет не менее 30 лет, в связи с чем за истцом следует признать право на назначение досрочной страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ – со дня возникновения права на страховую пенсию.

С учетом включенных судом спорных периодов, специальный стаж работы истца по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет не менее 30 лет, в связи с чем за истцом следует признать право на назначение досрочной страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ – со дня возникновения права на досрочную трудовую пенсию.

В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ в пользу истца с ответчика подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей 00 копеек за подачу иска в суд.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Кузьмина Василия Васильевича к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Смоленска о назначении досрочной страховой пенсии по старости удовлетворить.

Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Смоленска включить в специальный стаж работы Кузьмина Василия Васильевича, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в льготном исчислении (1 год как 1 год и 3 месяца), период службы по призыву в Вооруженных силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и назначить ему досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ – со дня возникновения права на досрочную трудовую пенсию.

Взыскать с Государственное учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Смоленска в пользу Кузьмина Василия Васильевича 300 рублей 00 копеек в возврат уплаченной государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г. Смоленска в течение одного месяца.

Председательствующий                     К.М. Макарова

2-1843/2018 ~ М-835/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Кузьмин Василий Васильевич
Ответчики
ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г. Смоленска
Суд
Ленинский районный суд г. Смоленска
Судья
Макарова К.М.
Дело на странице суда
leninsky--sml.sudrf.ru
01.03.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.03.2018Передача материалов судье
05.03.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.03.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.03.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.03.2018Судебное заседание
21.03.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.03.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.07.2018Дело оформлено
06.07.2018Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее