.
.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Город Стрежевой Томской области 09 июля 2013 года.
Стрежевской городской суд Томской области в составе:
председательствующего судьи Забияка Н.И.,
при секретаре Черенцовой Т.А.,
с участием
- помощника прокурора города Стрежевого Пониматкина С.К.,
- представителя ответчика Общества с ограниченной ответственностью «Управление технологического транспорта №2» Черного А.Г., действующего по доверенности № 27/13 от 01.07.2013,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-517/2013 по иску прокурора города Стрежевого Томской области в интересах неопределённого круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Управление технологического транспорта №2» о понуждении к действию,
у с т а н о в и л:
03.06.2013 прокурор города Стрежевого Томской области обратился в Стрежевской городской суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «Управление технологического транспорта №2» (далее ООО «УТТ-2») о понуждении к действию, указав, что в результате проведённой прокуратурой г. Стрежевого Томской области по информации ОГКУ «Центр занятости населения» проверки по факту квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов, установлено, что в нарушение требований законодательства о социальной поддержке инвалидов ООО ««УТТ-2» зарезервировано 29 рабочих мест для трудоустройства инвалидов, из которых 27 мест относятся к рабочим местам с вредными для здоровья производственными факторами. Тем самым ответчик ненадлежащим образом исполнил обязанность по квотированию рабочих мест для трудоустройства инвалидов.
Невыполнение требований законодательства ответчиком нарушает конституционные права неопределённого круга лиц (инвалидов), которые могут обратиться в ООО «УТТ-2» для трудоустройства.
В судебном заседании помощник прокурора Пониматкин С.К., уточнив предмет иска, просил обязать ООО «УТТ-2» зарезервировать созданные и выделенные рабочие места для трудоустройства инвалидов в счёт установленной квоты, в соответствии с требованиями п. 4.2 Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18.05.2009 № 30 «Об утверждении СП 2.2.9.2510-09», установить ответчику срок для совершения указанных действий 1 месяц с момента вступления решения в законную силу.
Представитель ответчика ООО «УТТ-2» Черный А.Г. исковые требования не признал, указав, что Обществом выполнена обязанность по созданию согласно квоте 29 рабочих мест для трудоустройства инвалидов, из них 2 заняты инвалидами, 27 мест вакантно. Деятельность Общества связана с работами, предполагающими наличие вредных производственных факторов, а инвалиды обращаются за трудоустройством очень редко. Просил отказать прокурору в удовлетворении иска.
Заслушав стороны, изучив представленные доказательства, суд находит заявление прокурора г. Стрежевого обоснованным и подлежащим удовлетворению, исходя из следующего.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее ФЗ-181) предусмотрено предоставление инвалидам гарантий трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путём проведения специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда, в том числе установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приёма на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов.
Согласно ст. 21 ФЗ-181 организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, устанавливается квота для приёма на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).
В силу Закона Томской области от 10.09.2003 № 109-ОЗ «О социальной поддержке инвалидов в Томской области» квота для приёма инвалидов организациям, численность которых составляет более 100 человек, установлена в размере 2% к среднесписочной численности работников.
Установление квоты для приёма на работу инвалидов имеет целью обеспечение им дополнительных гарантий права на труд. Квота для приёма на работу инвалидов представляет собой минимальное количество рабочих мест для приёма на работу инвалидов в той или иной организации, включая рабочие места, на которых уже работали инвалиды.
Квотирование является одной из дополнительных гарантий занятости населения, что следует из ст. 13 Закона "О занятости населения в РФ", согласно которой государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путём создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая организации для труда инвалидов), установления квоты для приёма на работу инвалидов. В порядке ч. 1 ст. 25 этого Закона, работодатели содействуют проведению государственной политики занятости населения на основе соблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов.
В соответствии со ст. 24 ФЗ-181 на работодателей возлагается обязанность создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов; создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида; предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов. Согласно ст. 22 ФЗ-181 специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов - рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов. Статьей 23 ФЗ-181 предусмотрено, что инвалидам, занятым в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, создаются необходимые условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Квотирование по смыслу закона предполагает, что работодатель в соответствии с установленной квотой обязан принять меры по устройству трудовых мест, пригодных для выполнения трудовой функции работником-инвалидом. Действия работодателя в таком случае должны быть активными, включающими в себя целый комплекс мероприятий по адаптации основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения и обеспечение техническими приспособлениями с учётом личностных и физических характеристик инвалида.
Как следует из материалов дела, при проведении прокуратурой проверки соблюдения ответчиком законодательства Российской Федерации в сфере занятости населения в Российской Федерации, было установлено, что ответчиком не выполняются требования законодательства в части создания рабочих мест для инвалидов.
В ООО «УТТ-2» установлена квота на 29 рабочих мест для трудоустройства инвалидов по специальностям: моторист цементировочного агрегата 6 разряда (3 вакансии), водитель автомобиля категории ВСЕ 11 вакансий), машинист автокрана 6 разряда (7 вакансий), слесарь по ремонту автомобилей 5 разряда (6 вакансий).
Указанные профессии включены в перечень тяжёлых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, утверждённый постановлением Правительства Российской Федерации от 25.02.2000 № 163.
То, что на рабочих местах, на которые установлена квота для трудоустройства инвалидов в Обществе, существуют вредные условия труда, трудоустройство требует прохождение обязательного медицинского осмотра, не оспаривается ответчиком.
Тот факт, что в счёт квоты для приёма на работу инвалидов не выделяются рабочие места, связанные с выполнением тяжёлых работ, работ с вредными или опасными и иными особыми условиями труда, не освобождает работодателя от обязанности выделения рабочих мест в счёт квоты для приёма на работу инвалидов, количество которых исчисляется с учётом работающих в организации инвалидов и среднесписочной численности работников организации.
В соответствии со ст. 21-1 Закона Томской области от 10.09.2003 N 109-ОЗ "О социальной поддержке инвалидов в Томской области", ст. 21 ФЗ-181 от обязательного квотирования рабочих мест освобождаются только общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов. Оснований для освобождения иных организаций от обязательного квотирования рабочих мест закон не предусматривает.
Установление квот для инвалидов обусловлено тем, чтобы крупные организации, прибыль которых является достаточной, принимали на работу инвалидов в количестве 2 - 4% работников. При этом процент рабочих мест для инвалидов исчисляется исходя из общей среднесписочной численности работников организации, в том числе лиц, работающих по трудовым и по гражданско-правовым договорам.
Постановлением Администрации Томской области от 08.08.2011 № 241а «О резервировании рабочих мест для инвалидов» в соответствии со статьями 5 и 21-2 Закона Томской области от 10 сентября 2003 года N 109-ОЗ "О социальной поддержке инвалидов в Томской области" и в целях предоставления инвалидам гарантий трудовой занятости установлено, что организации, численность работников которых составляет более 100 человек, за исключением организаций, указанных в абзаце втором статьи 21-1 Закона Томской области от 10 сентября 2003 года N 109-ОЗ "О социальной поддержке инвалидов в Томской области":
1) осуществляют резервирование рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов, в случае невыполнения установленной квоты для приема на работу инвалидов;
2) создают условия труда для инвалидов в соответствии с требованиями индивидуальной программы реабилитации инвалидов;
3) обеспечивают ежемесячное, в срок до 10-го числа месяца, следующего за отчетным, представление в областные государственные учреждения службы занятости населения по месту нахождения организаций сведений о зарезервированных рабочих местах с указанием наименований профессий, количества и характеристик рабочих мест.
Согласно утверждённым Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2009 № 30 Санитарными правилами 2.2.9.2510-09 «Гигиенические требования к условиям труда инвалидов» (далее Санитарные правила), их целью является предотвращение или сведение к минимуму негативных последствий применения труда инвалидов в условиях производства, создание гигиенически безопасных условий труда с учётом анатомо-физиологических особенностей их организма, сохранение здоровья указанного контингента работников на основе комплексной санитарно-эпидемиологической оценки профессионального риска и вредных факторов производственной среды и трудового процесса (п.2.1). Санитарные правила основаны на принципе равенства возможностей инвалидов и работников в целом и регламентируют соблюдение равенства обращения и возможностей для трудящихся мужчин и женщин, являющихся инвалидами (п.2.2.). Работодатель организует и проводит производственный контроль за соблюдением санитарных правил в соответствии с санитарным законодательством (п.2.3). Профессиональный отбор инвалидов основывается на классификациях нарушений основных функций организма человека и основных категорий жизнедеятельности, устанавливаемых Правительством Российской Федерации (п.3.1).
По п. 3.5 Санитарных правил работодатель обеспечивает создание необходимых условий труда и режима работы в соответствии с действующим законодательством, общей и индивидуальной программами реабилитации инвалидов; подбор специальных технологических процессов и продукции с учётом применения труда инвалидов и их профессиональных навыков и состояния здоровья; разработку и использование различных средств малой механизации для облегчения труда, при необходимости оборудование рабочего места инвалида в индивидуальном порядке; трудоустройство инвалидов в соответствии с заключением медико-социальной экспертизы; организацию на производстве медицинского наблюдения за инвалидами и контроль за соблюдением санитарно-гигиенических условий в производственных и непроизводственных помещениях; составление графика и режима работы инвалидов с учётом их заболеваний и рекомендаций по продолжительности рабочего дня.
Кроме того, при трудоустройстве инвалидов работодатель обеспечивает соответствие требований характера и условий труда функциональным возможностям организма, квалификации, степени сохранности профессиональных навыков с предпочтительным сохранением профессии при облегченном режиме труда.
В соответствии с п. 4.2 Санитарных правил противопоказанными для трудоустройства инвалидов являются условия труда, характеризующиеся наличием вредных производственных факторов, превышающих гигиенические нормативы и оказывающих неблагоприятное воздействие на организм работающего и/или его потомство, и условия труда, воздействие которых в течение рабочей смены (или её части) создаёт угрозу для жизни, высокий риск возникновения тяжёлых форм острых профессиональных поражений, а именно:
- физические факторы (шум, вибрация, температура воздуха, влажность и подвижность воздуха, электромагнитные излучения, статическое электричество, освещённость и др.);
- химические факторы (запылённость, загазованность воздуха рабочей зоны);
- биологические факторы (патогенные микроорганизмы и продукты их жизнедеятельности);
- физические, динамические и статические нагрузки при подъёме и перемещении, удержании тяжестей, работе в неудобных вынужденных позах, длительной ходьбе;
- нервно-психические нагрузки (сенсорные, эмоциональные, интеллектуальные нагрузки, монотонность, работа в ночную смену, с удлиненным рабочим днем).
Пунктом 3 Постановления Минтруда РФ № 150 от 08.09.1993 установлено, что рабочие места инвалидов в учреждениях, на предприятиях и в организациях должны соответствовать специальным требованиям, предъявляемым к рабочим местам инвалидов в зависимости от вида инвалидности.
Формальный подход ответчика к обязанности квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов является нарушением их прав и не обеспечивает выполнения требований законодательства в области защиты прав лиц с ограниченными возможностями.
Доводы ответчика о редком обращении инвалидов о трудоустройстве в Общество «УТТ-2», а значит, и об отсутствии необходимости создания соответствующих условий труда квотированных и зарезервированных рабочих мест, суд находит несостоятельными, поскольку указанные обстоятельства не освобождают работодателя от обязанности исполнять действующее законодательство.
Из содержания представленных и исследованных судом документов подтверждается факт выделения и резервирования ответчиком 29 рабочих мест согласно квоте, однако анализ выделенных и зарезервированных рабочих мест приводит к выводу о несоответствии 27 из них гигиеническим требованиям к условиям труда инвалидов, то есть усматривается формализованное отношение ответчика к выполнению требований закона о защите прав, социальной поддержке и занятости инвалидов.
Удовлетворяя исковые требования, суд находит предложенный прокурором месячный срок для добровольного исполнения ответчиком судебного решения, разумным, учитывая, что обязанность квотирования и резервирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов существовала со времени принятия соответствующих федеральных законов, и подлежала добровольному исполнению.
В соответствии со ст. 103 ГПК Российской Федерации суд взыскивает с ответчика в доход местного бюджета государственную пошлину, от уплаты которой прокурор г. Стрежевого был освобожден, в размере 200 рублей.
На основании выше изложенного, и
руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление прокурора г. Стрежевого в защиту интересов неопределённого круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Управление технологического транпсорта-2» о понуждении к действию удовлетворить.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Управление технологического транспорта-2» зарезервировать созданные и выделенные рабочие места для трудоустройства инвалидов в счёт установленной квоты, в соответствии с требованиями п. 4.2 Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18.05.2009 № 30 «Об утверждении СП 2.2.9.2510-09», установить ответчику срок для совершения указанных действий 1 (один) месяц с момента вступления решения в законную силу.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Управление технологического транспорта-2» в бюджет муниципального образования «городской округ Стрежевой» государственную пошлину в размере 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд путём подачи жалобы через Стрежевской городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий судья: подпись Забияка Н.И.
КОПИЯ ВЕРНА. Судья: ______________Забияка Н.И.