Дело № 2-2239/2013
РЕШЕНИЕ (на момент размещения в сети Интернет решение не вступило в законную силу)
Именем Российской Федерации
28 ноября 2013 года город Пермь
Пермский районный суд Пермского края в составе
председательствующего судьи Н.В. Гладких,
при секретаре Е.А. Городиловой,
с участием помощника прокурора Пермского района Пермского края – Чеботковой Е.В.,
представителя ответчика Администрации Пермского муниципального района – Кетова В.А., действующего на основании доверенности,
представителя третьего лица Комитета имущественных отношений Администрации Пермского муниципального района – Мишуринских Я.А., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заявление прокурора Пермского района Пермского края, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к ответчику Администрации Муниципального образования «Култаевское сельское поселение» Пермского района Пермского края и Администрации Пермского муниципального района Пермского края, третье лицо: Комитет имущественных отношений Администрации Пермского муниципального района, о возложении обязанности по обращению с заявлением о постановке на учёт дороги в качестве бесхозяйного имущества,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Пермского района Пермского края обратился в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к ответчикам Администрации Култаевского сельское поселение Пермского района Пермского края и Администрации Пермского муниципального района Пермского края с исковым заявлением:
о возложении на Администрацию Култаевского сельское поселение Пермского района Пермского края обязанности по обращению в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю с заявлением о постановке автомобильной дороги - <адрес> на учёт в качестве бесхозяйного имущества в срок до 01 июня 2014 года;
о возложении на Администрацию Пермского муниципального района Пермского края обязанности по обращению в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю с заявлением о постановке автомобильной дороги – <адрес>, на учёт в качестве бесхозяйного имущества в срок до 01 июня 2014 года.
В дальнейшем, 08 ноября 2013 года Прокурор Пермского района Пермского края представил в суд уточнённое исковое заявление, согласно которому предъявил требования:
о возложении на Администрацию Култаевского сельское поселение Пермского района Пермского края обязанности по обращению в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю с заявлением о постановке дороги <адрес>, на учёт в качестве бесхозяйного имущества в срок до 01 сентября 2014 года;
о возложении на Администрацию Пермского муниципального района Пермского края обязанности по обращению в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю с заявлением о постановке дороги – <адрес>, на учёт в качестве бесхозяйного имущества в срок до 01 сентября 2014 года (л.д.35-40).
В обоснование данных требований истец указал, что в соответствии с п.5 ч.1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно с п.5 ч.1 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. В силу ст. 50 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»: в собственности поселений могут находиться автомобильные дороги местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог (пункт 2 части 2); в собственности муниципальных районов могут находиться автомобильные дороги местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог (пункт 2 части 3).
В соответствии со ст. 6 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»:
автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц (часть 1);
к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог (часть 8);
к собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения поселений, частных автомобильных дорог (часть 10).
Согласно статьям 13 и 14 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения и осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. Орган местного самоуправления должен осуществлять планирование дорожной деятельности, устанавливать нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог и оценку транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог, долгосрочных целевых программ. В силу ч. 3 ст. 15 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления. Согласно ст. 34 указанного закона дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов.
В результате проверки установлено, что дорога, проходящая <адрес> находится в границах населённого пункта – деревня <данные изъяты> Култаевского сельского поселения, от границы населённого пункта – деревня <данные изъяты> до разворотного кольца, разворотное кольцо и дорога до конца улицы <данные изъяты> расположены за границами деревни. Следовательно, полномочия по осуществлению дорожной деятельности должны возлагаться на Култаевское сельское поселение и Пермский муниципальный район в части дорог, находящихся в собственности муниципальных образований. Право собственности Култаевского сельского поселения и Пермского муниципального района на указанные части дорог не зарегистрировано. Дорога общего пользования в границах населённого пункта – <адрес> является имуществом, необходимым для исполнения полномочий органами местного самоуправления Култаевского сельского поселения и Пермского муниципального района. При таком положении указанная дорога должна быть принята в собственность и включена в реестр муниципальной собственности. Согласно п. 3 ст. 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По смыслу закона орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учёт в качестве бесхозяйного, поэтому обязан совершать такие действия. В соответствии с п.5 Положения о принятии на учёт бесхозяйных недвижимых вещей принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества. К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался, а также документы, содержащие описание объекта недвижимого имущества, в том числе план объекта недвижимого имущества, удостоверенные соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества. Неисполнение Администрацией Култаевского сельского поселения действий по постановке на учёт автомобильной дороги в <адрес> как бесхозяйной и неисполнение Администрацией Пермского муниципального района действий по постановке на учёт бесхозяйной дороги <адрес> препятствуют надлежащему содержанию данных дорог, что нарушает права неопределённого круга лиц на беспрепятственное и безопасное движение по автомобильной дороге. Отсутствие зарегистрированного права собственности на указанную автомобильную дорогу влечёт за собой невозможность выделения денежных средств на её ремонт и содержание в нормативном состоянии, влияет на обеспечение её сохранности, осуществление дорожной деятельности органами местного самоуправления.
В судебном заседании помощник прокурора Пермского района Пермского края Чеботкова Е.В. просила удовлетворить уточнённые исковые требование по доводам, изложенным в иске.
Ответчик Администрация Муниципального образования «Култаевское сельское поселение» Пермского района Пермского края не направила представителя в судебное заседание, извещена о времени и месте судебного разбирательства, представила письменное заявление о рассмотрении дела без участия её представителя и отсутствии возражений на исковые требования.
В судебном заседании представитель ответчика Администрации Пермского муниципального района Кетов В.А. не согласился с иском, пояснил, что в суд не представлены доказательства нарушения законодательства Российской Федерации со стороны администрации Пермского муниципального района.
В судебном заседании представитель третьего лица Комитета имущественных отношений Администрации Пермского муниципального района Мишуринских Я.А. не согласилась с иском, пояснила, что границы Култаевского сельского поселения не определены, так как не утверждён генеральный план застройки данного поселения.
Суд, выслушав помощника прокурора Пермского района Пермского края, представителя ответчика администрации Пермского муниципального района Пермского края, представителя 3-го лиц, изучив гражданское дело, установил следующие обстоятельства.
В соответствии со ст. 20 Конституции РФ каждый имеет право на жизнь.
Согласно со ст. 3 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются:
приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности;
приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении;
соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения;
В силу ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу абзаца 7 ст. 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.
В ст. 130 Конституции Российской Федерации установлено, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 и п.5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения и муниципального района относятся:
дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ч. 1 и 2 ст. 41 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от имени муниципального образования приобретать и осуществлять имущественные и иные права и обязанности, выступать в суде без доверенности могут глава местной администрации, другие должностные лица местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования. Органы местного самоуправления, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными казенными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с федеральным законом.
На основании частей 1 статей 34 и 37 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в структуру органов местного самоуправления входит местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), Местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия.
В силу ч. 1 ст. 51 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии с п. 3 ч.1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.
В силу с п. 3 ч.1 ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.
Аналогичные положения содержатся в Уставе Муниципального образования «Култаевское сельское поселение» и Уставе Муниципального образования «Пермский муниципальный район», что подтверждается соответствующими Уставами, размещённым в общедоступном месте на сайтах соответствующих муниципальных образований в сети Интернет.
Администрация Култаевского сельского поселения и Администрация Пермского муниципального района являются организациями, что следует из Устава Муниципального образования «Култаевское сельское поселение» и Устава Муниципального образования «Пермский муниципальный район».
В соответствии со статьями 1, 2 и 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»:
данный закон регулирует отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации. Действие настоящего Федерального закона распространяется на все автомобильные дороги в Российской Федерации независимо от их форм собственности и значения;
целями Федерального закона являются осуществление дорожной деятельности в интересах пользователей автомобильными дорогами, собственников автомобильных дорог, государства, муниципальных образований; обеспечение сохранности и развития автомобильных дорог, улучшение их технического состояния;
автомобильная дорога – объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Исходя из указанных норм, следует, что закон закрепляет понятие дороги как единого объекта недвижимости независимо от места ее нахождения на территории муниципального образования.
В соответствии с Законом Пермского края от 07 июля 2008 года № 270-ПК «Об образовании нового муниципального образования Култаевское сельское поселение» и приложению № 2 к нему в составе Пермского муниципального района Пермского края образовано новое муниципальное образование – Култаевское сельское поселение в результате объединения двух граничащих между собой муниципальных образований – Култаевского сельского поселения и Нижнемуллинского сельского поселения; деревня <данные изъяты> входит в состав территории Култаевского сельского поселения.
Автомобильная дорога, расположенная <адрес> не является муниципальной собственностью Култаевского сельского поселения, ремонтные работы данной дороги не проводились с 2011 года, проводятся мероприятия по технической паспортизации дорог в поселении для их постановки на учёт как бесхозяйственных объектов, что следует из сообщения Администрации Култаевского сельского поселения (л.д.17).
Согласно сообщению Комитета имущественных отношений Администрации Пермского муниципального района дорога <адрес> не значится в реестре муниципальной собственности Пермского муниципального района.
Из сообщения Администрации Пермского муниципального района следует, что дорога <адрес> находится в границах населённого пункта деревня <данные изъяты> Култаевского сельского поселения, поэтому содержание и ремонт данной дороги относится к полномочиям Култаевского сельского поселения. С 01 января 2014 года подъездная дорога до населённого пункта – деревня <данные изъяты> будет содержаться и обслуживаться за счёт средств Пермского муниципального района.
Права на дорогу, расположенную по адресу: <адрес>), не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, что подтверждается уведомлением из указанного реестра (л.д.47).
В соответствии с постановлением Правительства РСФСР от 24 декабря 1991 года N 62 «Об утверждении перечней федеральных дорог в РСФСР», постановлением Правительства Пермского края от 17 февраля 2011 года № 84-п «Об утверждении Перечня автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Пермского края» указанные дороги не входят в перечень федеральных дорог и не являются собственностью Пермского края.
В соответствии со ст. 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
В силу ч. 3 ст. 9 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» к компетенции федерального органа в области государственной регистрации при проведении им государственной регистрации прав относится принятие на учет в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, бесхозяйных недвижимых вещей.
На основании пункта 2 Положения о принятии на учёт бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации № 580 от 17 сентября 2003 года, принятие на учет и снятие с учета объектов недвижимого имущества осуществляет территориальный орган Федеральной регистрационной службы - в отношении объектов недвижимого имущества, расположенных на территории регистрационного округа по месту нахождения недвижимого имущества.
В силу п.5 указанного Положения принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества. К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался, а также документы, содержащие описание объекта недвижимого имущества, в том числе план объекта недвижимого имущества, удостоверенные соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества.
Из положений ст. 50 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» следует, что:
в собственности поселений могут находиться автомобильные дороги местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог (пп.2 ч.2);
в собственности муниципальных районов могут находиться автомобильные дороги местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог (пп.2 ч.3).
Суд считает, что принятие автомобильной дороги в муниципальную собственность является обязанностью органов местного самоуправления, поскольку вопросы дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения относятся к ведению органов местного самоуправления.
В силу Положения о Комитете имущественных отношений Администрации Пермского муниципального района, утверждённого Решением Земского Собрания Пермского муниципального района от 23 августа 2007 года № 561, Комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального района является функциональным органом администрации Пермского муниципального района, осуществляющим управление и распоряжение объектами недвижимости и имуществом, находящимися в муниципальной собственности, в пределах своей компетенции; на Комитет не возложена обязанность по обращению в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, с заявлениями о постановке на учёт бесхозяйного имущества.
Таким образом, суд находит, что обязанность по собиранию соответствующих доказательств, подтверждающих бесхозяйность недвижимого имущества - дороги, и осуществление мероприятий по постановке указанных частей дороги на учет как бесхозяйных недвижимых вещей (что в свою очередь влечет за собой принятие мер и по их обслуживанию) является обязанностью Администрации Муниципального образования «Култаевское сельское поселение» Пермского района Пермского края и Администрации Пермского муниципального района Пермского края, а не их правом.
Анализируя доказательства, суд установил, что отсутствуют сведения о собственнике (владельце) следующего имущества:
дороги в <адрес>, проходящей в границах указанного населённого пункта;
дороги <адрес>
Часть спорной автомобильной дороги расположена в границах населённого пункта – деревня <данные изъяты> Култаевского сельского поселения, другая часть дороги находится вне границ данного населённого пункта в границах Пермского муниципального района и предназначена для дорожного движения, следовательно, обязанность по постановке на учет указанного недвижимого имущества как бесхозяйного является обязанностью органа местного самоуправления - Муниципального образования «Култаевское сельское поселение» в лице соответствующей Администрации и Муниципального образования «Пермский муниципальный район» в лице соответствующей Администрации.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые ссылается как на основания своих требований и возражений.
Ответчики Администрация Муниципального образования «Култаевское сельское поселение» Пермского района Пермского края и Администрация Пермского муниципального района не представили документы, подтверждающие направление заявления о постановке на учёт в качестве бесхозяйного имущества указанных частей автомобильной дороги в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, то есть исполнение обязанностей возложенных законом.
Доводы представителя ответчика администрации Пермского муниципального района о том, что не установлены границы Култаевского с/поселения и д. <данные изъяты>, поэтому не возможно определить, где расположена дорога <адрес> не состоятельны и опровергаются материалами дела.
Из схемы расположения дороги д. <данные изъяты>, указанного на публичной кадастровой карте, схемы расположения кадастрового квартала №, картографического материала по состоянию на 1991года, предоставленного администрацией Култаевского с/поселения, следует, что границы населенного пункта д. <данные изъяты> Култаевского с/поселения Пермского района идентичны и совпадают. На публичной карте прослеживается место расположение разворотного кольца на остановочном комплексе, которое расположено за границами д. <данные изъяты>, а также дорога, ведущая к данному разворотному кольцу от границ д. <данные изъяты>.
Доводы представителя ответчика администрации Пермского муниципального района о том, что границы д. <данные изъяты> с 1991 года могли изменяться, доказательствами не подтверждены.
Уклонение органов местного самоуправления от указанного обращения в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, противоречит содержанию местного самоуправления, обеспечивающему решение населением через органы местного самоуправления вопросов местного значения, и влечет нарушение прав неопределенного круга лиц, отсутствие собственника дороги влечет нарушение прав граждан, проживающих на территории соответствующих муниципальных образований.
Жители д. <данные изъяты> неоднократно подавали жалобы в прокуратуру Пермского района, Губернатору Пермского края, на ненадлежащее содержание вышеуказанной дороги, что подтверждается материалами дела.
Свидетель У.. в предварительном судебном заседании 08.11.2013г. пояснил, что составлял рапорт по запросу прокуратуры Пермского района об исследовании участка автодороги от региональной дороги «<данные изъяты>» до разворотного автобусного кольца. Им было выявлено, что дорога представляет собой проезжую часть с асфальтобетонным покрытием, состояние дороги не препятствует движению транспортных средств, однако отсутствует обочина дороги, горизонтальная разметка, пешеходные переходы, тротуар, знаки приоритетов на перекрестках. Данная дорога частично проходит за пределами д. <данные изъяты> и частично в пределах данного населенного пункта.
Суд считает, что отсутствие в бюджете указанных органов местного самоуправления средств на оформление документации в отношении данной автомобильной дороги, в том числе на постановку соответствующих частей автомобильной дороги на учёт в качестве бесхозяйного имущества, не освобождает органы местного самоуправления от исполнения обязанностей возложенных на них законом.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что исковые требования являются правомерными и подлежат удовлетворению.
Поскольку в представленных истцом документах не указано расположение улицы <данные изъяты> и нет доказательств нахождения данной дороги либо в д. <данные изъяты>, либо за ее пределами, требование истца в части возложения обязанности на Администрацию Пермского муниципального района Пермского края по обращению в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю с заявлением о постановке дороги от разворотного кольца на остановочном комплексе автобусного сообщения № «<данные изъяты>» до улицы <данные изъяты>, следует оставить без удовлетворения.
В соответствии со ст. 204 Гражданского процессуального кодекса РФ в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, обращает решение суда к немедленному исполнению или принимает меры по обеспечению его исполнения, на это указывается в резолютивной части решения суда.
Согласно ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
Суд находит, что срок до 01 сентября 2014 года, в течение которого ответчик должен исполнить обязанность по подаче заявления о постановке на учёт бесхозяйного недвижимого имущества – соответствующих частей автомобильной дороги в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, является разумным и достаточным для надлежащего исполнения данной обязанности.
Руководствуясь статьями 194-198, 199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Пермского района Пермского края, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, удовлетворить частично.
Возложить на Муниципальное образование «Култаевское сельское поселение» Пермского района Пермского края в лице администрации обязанность по обращению в срок до 01 сентября 2014 года в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю с заявлением о постановке на учёт дороги в деревне <данные изъяты> Култаевского сельского поселения по направлению к разворотному кольцу на остановочном комплексе автобусного сообщения № «<данные изъяты>», проходящей в границах указанного населённого пункта, как бесхозяйной.
Возложить на Муниципальное образование «Пермский муниципальный район Пермского края» в лице администрации обязанность по обращению в срок до 01 сентября 2014 года в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю с заявлением о постановке на учёт дороги от границ деревни <данные изъяты> Култаевского сельского поселения до разворотного кольца, разворотное кольцо на остановочном комплексе автобусного сообщения № «<данные изъяты>», как бесхозяйной.
Остальные требования прокурора Пермского района Пермского края оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца дней со дня принятия решения в окончательной форме в Пермский краевой суд через Пермский районный суд Пермского края.
Судья Пермского районного суда Н.В. Гладких
СПРАВКА
Решение принято в окончательной форме 03 декабря 2013 года
Судья Гладких Н.В.