Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1947/2018 ~ М-1878/2018 от 23.10.2018

Решение

Именем Российской Федерации

20 ноября 2018 года Жигулевский городской суд Самарской области в составе:

председательствующего - судьи Перцевой Ю.В.,

с участием административного истца- Завьяловой Л.В.,

представителя административного ответчика УМВД РФ по Самарской области- Крюковской О.Н., по доверенности от 30.12.2016,

при секретаре Ермолаевой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-1947/2018 по административному исковому заявлению Завьяловой Л. В. к Главному Управлению Министерства внутренних дел РФ по Самарской области о признании незаконным решения об отказе в выдаче справки о реабилитации,

УСТАНОВИЛ:

Завьялова Л.В. обратилась в Жигулевский городской суд Самарской области с административным исковым заявлением к Главному Управлению Министерства внутренних дел РФ по Самарской области, требуя признать незаконным решение ГУ МВД России по Самарской области от 26.07.2018 об отказе в выдаче справки о реабилитации и обязать ГУ МВД России по Самарской области предоставить Завьяловой Л.В. указанную справку.

В обоснование заявленных требований Завьялова Л.В. указала, что ее мать Завьялова К. Р., на основании Постановления ВЦИК и СНК ССР от 01.02.1930 по политическим мотивам в административном порядке была выслана из <адрес> и находилась на спецпоселении в <адрес> в период с 1931 по 1948гг.

Согласно справке о реабилитации от 30.08.1994 Завьялова К.Р., ДД.ММ.ГГГГ.р., была реабилитирована.

Административный истец Завьялова Л.В. родилась ДД.ММ.ГГГГ по месту выселки матери на указанном спецпоселении. Что подтверждается свидетельством о рождении.

В июне 2018 Завьялова Л.В. обратилась в ГУ МВД России по Самарской области с заявлением о выдаче справки о реабилитации.

26.07.2018 административным ответчиком принято решение об отказе в выдаче Завьяловой Л.В. справки о реабилитации, поскольку Завьялова Л.В. родилась после снятия ее матери с учета спецпоселения.

Завьялова Л.В. с указанным решением не согласилась, поскольку в период ее рождения и после, ее мать Завьялова К.Р. находилась в условиях неполного снятия ограничений для репрессированных лиц, она была лишена возможности возвратиться в место своего жительства, продолжала находится на территории спецпоселения.

С учетом изложенного заявлены настоящие требования.

Завьялова Л.В. в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в административном исковом заявлении, настаивала на их удовлетворении в полном объеме.

Представитель административного ответчика- Крюковская О.Н., действующая на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования не признала и просила отказать в их удовлетворении на основании доводов, изложенных в представленном отзыве, а именно по следующим основаниям. 26.06.2018 Завьялова Л.В. обратилась в ГУ МВД России по Самарской области с заявлением о выдаче справки о реабилитации, как малолетнему ребенку, находившемуся вместе с репрессированными по политическим мотивам родителям на спецпоселении. Решением ГУ МВД России по Самарской области от 26.07.2018 Завьяловой Л.В. было отказано в предоставлении указанной справки, в связи с отсутствием правовых оснований. Решением Жигулевского городского народного суда Самарской области от 17.09.1993 установлен факт применения политической репрессии в отношении матери административного истца Завьяловой К.Р., находившейся на спецпоселении на <адрес> и с 1931 года в <адрес> с 1941 как член семьи кулака по 22.01.1948 года с ограничением прав и свобод. Соответственно, к матери Завьяловой Л.В. после указанной в решении суда даты (1948 года) не применялись различные меры принуждения, применяемые государством по политическим мотивам. Завьялова Л.В. родилась ДД.ММ.ГГГГ, то есть спустя более 6 лет после окончании репрессий в отношении ее матери, когда Завьялова К.Р. не была ограничена в правах и свободах. Считает, что отказ в выдаче Заьяловой Л.В. в выдаче справки о реабилитации является законным и обоснованным.

Суд, выслушав пояснения административного истца, представителя административного ответчика - ГУ МВД России по Самарской области, исследовав письменные материалы административного дела, находит заявленные требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Статьей 218 КАС РФ установлено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Статьей 219 КАС РФ установлено, что административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

С настоящим административным исковым заявлением Завьялова Л.В. обратилась в суд23.10.2018 года, то есть в пределах установленного ст. 219 КАС РФ процессуального срока.

В соответствии со ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации от 18.10.1991 N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" политическими репрессиями признаются различные меры принуждения, применяемые государством по политическим мотивам, в виде лишения жизни или свободы, помещения на принудительное лечение в психиатрические лечебные учреждения, выдворения из страны и лишения гражданства, выселения групп населения из мест проживания, направления в ссылку, высылку и на спецпоселение, привлечения к принудительному труду в условиях ограничения свободы, а также иное лишение или ограничение прав и свобод лиц, признававшихся социально опасными для государства или политического строя по классовым, социальным, национальным, религиозным или иным признакам, осуществлявшееся по решениям судов и других органов, наделявшихся судебными функциями, либо в административном порядке органами исполнительной власти и должностными лицами и общественными организациями или их органами, наделявшимися административными полномочиями.

В силу статьи 1.1 подвергшимися политическим репрессиям и подлежащими реабилитации признаются: дети, находившиеся вместе с репрессированными по политическим мотивам родителями или лицами, их заменявшими, в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении; дети, оставшиеся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей или одного из них, необоснованно репрессированных по политическим мотивам.

Согласно статье 3 подлежат реабилитации лица, которые по политическим мотивам были:

а) осуждены за государственные и иные преступления;

б) подвергнуты уголовным репрессиям по решениям органов ВЧК, ГПУ - ОГПУ, УНКВД - НКВД, МГБ, МВД, прокуратуры и их коллегий, комиссий, "особых совещаний", "двоек", "троек" и иных органов, осуществлявших судебные функции;

в) подвергнуты в административном порядке ссылке, высылке, направлению на спецпоселение, привлечению к принудительному труду в условиях ограничения свободы, в том числе, в "рабочих колоннах НКВД", а также иным ограничениям прав и свобод;

г) необоснованно помещены по решениям судов, и несудебных органов в психиатрические учреждения на принудительное лечение;

д) необоснованно привлечены к уголовной ответственности и дела на них прекращены по нереабилитирующим основаниям;

е) признаны социально опасными по политическим мотивам и подвергнуты лишению свободы, ссылке, высылке по решениям судов и внесудебных органов без предъявления обвинения в совершении конкретного преступления.

Статьями 6 и 7 вышеназванного Закона предусмотрен порядок реабилитации: Заявления о реабилитации могут быть поданы самими репрессированными, а равно любыми лицами или общественными организациями. Заявления подаются по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о применении репрессий, либо по месту жительства заявителя, в отношении лиц, указанных в пункте "в" статьи 3 настоящего Закона, - в органы внутренних дел, в отношении прочих репрессированных - в органы прокуратуры. Срок рассмотрения заявлений о реабилитации не может превышать трех месяцев.

Органы внутренних дел по заявлениям заинтересованных лиц или общественных организаций устанавливают факт применения ссылки, высылки, направления на спецпоселение, привлечения к принудительному труду в условиях ограничения свободы и иных ограничений прав и свобод, установленных в административном порядке, и составляют заключение и выдают справку о реабилитации или сообщают об отказе в выдаче такой справки.

Решение органов внутренних дел об отказе в выдаче справки о реабилитации может быть обжаловано в суд в порядке, предусмотренном для обжалования неправомерных действий органов государственного управления и должностных лиц, ущемляющих права граждан.

Согласно статье 16 Закона реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 22 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о реабилитации жертв политических репрессий, утвержденного Приказом Министерства внутренних дел России от 23.11.2011 N 1165, основаниями для отказа в реабилитации - предоставлении государственной услуги по выдаче справки о реабилитации жертв политических репрессий являются отсутствие:

- правовых оснований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о реабилитации жертв политических репрессий (пункт 22.1);

- архивных документальных материалов, подтверждающих факт применения репрессии в административном порядке (пункт 22.2);

- политического мотива при принятии решения о применении репрессии к конкретному лицу (пункт 22.3).

Судом установлено, материалами дела подтверждается, что родителями административного истца Завьяловой Л.В., родившейся ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> являются Завьялов В. И. и Завьялова К. Р., что подтверждается повторным свидетельством о рождении серии II-ЕР , о чем ДД.ММ.ГГГГ Ширяевским сельским советом <адрес> составлена запись акта о рождении (л.д.13).

Согласно справке о реабилитации МВД от 30.08.1994 года Завьялова К.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка <адрес>, в 1931 году подвергнута репрессии по политическим мотивам в административном порядке. На основании пункта "в" статьи 3 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" от 18.10.1991 года Завьялова К.Р. реабилитирована (л.д. 27).

Согласно архивной справке исполнительного комитета Самарского областного Совета народных депутатов УВД от 30.08.1994 Завьялова К.Р., ДД.ММ.ГГГГ г.р., действительно находилась на спецпоселении в <адрес> с 1931 по 1948 год. Основание выдачи справки- решение Жигулевского народного суда от 17.09.1993 года (л.д.28 оборот).

Решением Жигулевского городского народного суда Самарской области от 17.09.1993 года установлен факт применения политической репрессии в отношении Завьяловой К.Р., родившейся ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, находившееся на спецпоселении на <адрес> с 1931 года и в <адрес> с 1941 года, как член семьи кулака, по 22.01.1948 год, с ограничением прав и свобод.

ГУ МВД РФ по Самарской области письмом от 26.07.2018 сообщило Завьяловой Л.В. о том, что ей отказано в реабилитации, поскольку на момент рождения Завьяловой Л.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., ее мать Завьялова К.Р. не состояла на учете спецпоселения. (л.д.9).

В соответствии с положениями Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий", согласно которым реабилитация означает восстановление реабилитированных лиц в утраченных ими в связи с репрессиями социально-политических и гражданских правах, устранение всех ограничений прав и свобод, которые к ним применялись, а также иных последствий произвола - если к лицу, формально освобожденному со спецпоселения, продолжали применяться те или иные ограничения прав и свобод, такое лицо фактически сохраняло статус репрессированного вплоть до окончательного устранения всех последствий произвола.

Рассматривая заявленные требования и изучив материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку административный истец Завьялова Л.В. родилась в ДД.ММ.ГГГГ году после снятия матери со спецучета (1948 год).

Доказательств того, что снятая со спецучета спецпоселения в 1948 году мать истца фактически сохраняла статус репрессированного лица и что в отношении нее продолжали применяться ограничения прав и свобод, в том числе в части запрета возвращения на Родину, и указанные ограничения имели распространение на административного истца Завьялову Л.В. после ее рождения, суду не представлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 218-228 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований Завьяловой Л. В. к Главному Управлению Министерства внутренних дел РФ по Самарской области о признании незаконным решения об отказе в выдаче справки о реабилитации, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течении месяца со дня изготовления решения в окончательной форме в Самарский областной суд через Жигулевский городской суд.

Мотивированное решение изготовлено 22.11.2018 года.

Судья Ю.В. Перцева

2а-1947/2018 ~ М-1878/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Завьялова Л.В.
Ответчики
ГУ МВД РФ по Самарской области
Суд
Жигулевский городской суд Самарской области
Судья
Перцева Ю.В.
Дело на странице суда
zhigulevsky--sam.sudrf.ru
23.10.2018Передача материалов судье
23.10.2018Регистрация административного искового заявления
24.10.2018Решение вопроса о принятии к производству
24.10.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.11.2018Подготовка дела (собеседование)
06.11.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.11.2018Судебное заседание
22.11.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.11.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.03.2019Дело оформлено
05.03.2019Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее