Дело № 2-19/2017
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 мая 2017 года г. Канск
Канский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Аксютенко А.Н.,
при секретаре Козловой Е.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Маруда ЛН, Горпинич СЯ, Басалаевой НВ, Шабановой ВВ, Зубаковой ЕИ, Усачева ВП, Басалаевой НВ, Вараксина ПВ к ООО «Жилищно-эксплутационный комплекс», ОАО «Канская ТЭЦ», ООО «Сибирская теплосбытовая компания» о признании незаконным акта обследования на предмет установления (отсутствия) технической возможности установки общедомового прибора учета и взыскании излишне начисленной платы за отопление,
УСТАНОВИЛ:
Маруда Л.Н., Горпинич С.Я., Басалаева Н.В., Шабанова В.В., Зубакова Е.И., Усачев В.П., Басалаева Н.В., Вараксин П.В. обратились в суд с указанным заявлением, мотивировав свои требования тем, что являются собственниками квартир № № по адресу: <адрес>. Управление домом осуществляет ООО «ЖЭК». Дом сдан в эксплуатацию в 1958 году, капитальный ремонт дома не производился ни разу, в связи с чем технические условия для установки общедомового прибора учета по отоплению отсутствуют в соответствии с подпунктами а, б, в п. 2 приказа Министерства регионального развития РФ от 29 декабря 2011 года № 627 «Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения» критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета. Дом имеет вертикальную разводку внутридомовых инженерных систем отопления с верхней разводкой, поэтому в соответствии с п. 3 критериев технические условия для установки прибора учета тепловой энергии вообще отсутствуют. Несмотря на это, 30.04.2015 года представителем ОАО «Канская ТЭЦ» и директором ООО «ЖЭК» Брюзгиным С.В. составлен акт № 620 обследования на предмет установления (отсутствия) технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета, в п.7 которого указано, что техническая возможность установки прибора учета имеется. Поскольку акт обследования № 620 содержит сведения, не соответствующие действительности, данный акт является незаконным. В результате принятия незаконного акта истцам произведены начисления за отопление с учетом повышающих коэффициентов. В связи с чем истцы просят признать незаконными акт № 620 от 30 апреля 2015 года обследования на предмет установления (отсутствия) технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета в <адрес> края, и действия ответчиков по начислению платы за отопление с повышающим коэффициентом на основании указанного акта. Взыскать в пользу Маруда Л.Н. с ОАО «Канская ТЭЦ» и ООО «Жилищно-эксплуатационный комплекс» необоснованно начисленные расходы по оплате теплоснабжения в размере 10 248 руб. 99 коп., взыскать в пользу Горпинич С.Я. с ОАО «Канская ТЭЦ» и ООО «Жилищно-эксплуатационный комплекс» необоснованно начисленные расходы по оплате теплоснабжения в размере 13731 руб. 38 коп., в пользу Басалаевой Н.В. с ОАО «Канская ТЭЦ» и ООО «Жилищно-эксплуатационный комплекс» необоснованно начисленные расходы по оплате теплоснабжения в размере 13714 руб. 83 коп., в пользу Шабановой В.В. с ОАО «Канская ТЭЦ» и ООО «Жилищно-эксплуатационный комплекс» необоснованно начисленные расходы по оплате теплоснабжения в размере 14062 руб. 66 коп., в пользу Зубаковой Е.И. с ОАО «Канская ТЭЦ» и ООО «Жилищно-эксплуатационный комплекс» необоснованно начисленные расходы по оплате теплоснабжения в размере 15959 руб. 40 коп., в пользу Усачева В.П. с ОАО «Канская ТЭЦ» и ООО «Жилищно-эксплуатационный комплекс» необоснованно начисленные расходы по оплате теплоснабжения в размере 13632 руб. 33 коп., в пользу Басалаевой Н.В. с ОАО «Канская ТЭЦ» и ООО «Жилищно-эксплуатационный комплекс» необоснованно начисленные расходы по оплате теплоснабжения в размере 10034 руб. 48 коп., в пользу Вараксина П.В. «Канская ТЭЦ» и ООО «Жилищно-эксплуатационный комплекс» необоснованно начисленные расходы по оплате теплоснабжения в размере 10149 руб.98 коп. Просят взыскать в пользу каждого истца компенсацию морального вреда в размере 10000 рублей, штраф в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
В судебном заседании истец Басалаева Н.В. требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, дополнительно пояснив, что не согласна с выводами судебной экспертизы. Система отопления дома требует капитального ремонта, помещение теплового узла не отвечает предъявляемым требованиям, система разводки отопления не позволяет устанавливать общедомовой прибор учета.
В судебном заседании истцы Шабанова В.В., Зубакова Е.И., Усачев В.П. каждый в отдельности исковые требования поддержали, пояснив, что поддерживают позицию, изложенную Басалаевой Н.В.
В судебное заседание истец Маруда Л.Н., Горпинич С.Я., Басалаева Н.В., Вараксин П.В., представитель истца Вараксина П.В. – Вараксина И.В. не явились, уведомлены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Представитель ответчика АО «Канская ТЭЦ» Макаров С.И. исковые требования не признал, пояснив, что исковые требования не обоснованы, так как техническая возможность установки общедомового прибора учета имеется, следовательно, акт является законным и начисления произведены правильно.
Представитель ООО «Сибирская теплосбытовая компания» в судебное заседание не явился, направил отзыв, в соответствии с которым просил в удовлетворении иска отказать в полном объеме.
Представитель ответчика ООО «ЖЭК» Белякова С.Ю. исковые требования не признала, пояснив, что акт является законным, техническая возможность установки общедомового прибора учета тепловой энергии имеется, начисления произведены правильно, прав истцов не нарушено. Не оспаривает, что представленная истцами справка отражает вызовы аварийной службы в дом истцов.
Суд, с учетом мнения сторон, полагая возможным рассмотреть дел в отсутствие надлежащим образом уведомленных о времени и месте судебного заседания лиц, заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, полагает, что в удовлетворении исковых требований следует отказать по следующим основаниям.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ч. 1 ст. 157 ЖК РФ - размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации (ч.2 указанной статьи).
Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, которые определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию.
Нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченные органы) (п.3).
Нормативы потребления коммунальных услуг определяются в расчете на месяц потребления соответствующего коммунального ресурса (п.5).
Согласно п.7 указанных Правил - при выборе единицы измерения нормативов потребления коммунальных услуг используются следующие показатели: в отношении отопления - в жилых помещениях - Гкал на 1 кв. метр общей площади всех помещений в многоквартирном доме или жилого дома.
Пунктом 10 правил определено, что - нормативы потребления, в том числе, устанавливаются - в отношении коммунальных услуг, предоставляемых в жилых помещениях, а также коммунальных услуг, предоставляемых на общедомовые нужды, - по каждому виду предоставляемых коммунальных услуг, которые определяются степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома.
Постановлением Правительства Красноярского края от 9 декабря 2014 г. № 586-п «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых и нежилых помещениях в многоквартирных домах и жилых домов на территории муниципального образования Красноярского края город Канск на отопительный период» утверждены базовые нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению, при наличии технической возможности установки коллективных (общедомовых) приборов учета определен повышающий коэффициент 1,1 с 1 мая 2015 года по 30 июня 2015 года, 1,2 с 01 июля 2015 года по 31 декабря 2015 года, 1,4 с 01 января 2016 года по 30 июня 2016 года.
В силу части 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации" производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
В соответствии с частью 9 данной статьи организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения, которых имеющих непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
Положениями части 4 статьи 13 Федерального закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что до 1 января 2011 года собственники зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые введены в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона и при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы (в том числе временных объектов), за исключением объектов, указанных в частях 3, 5 и 6 настоящей статьи, обязаны завершить оснащение таких объектов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии (ч.5 указанной статьи).
Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 № 627 "Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения" утверждены критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета.
Согласно п. 1 Приказа, критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии, природного газа, тепловой энергии (далее - прибор учета соответствующего вида) устанавливаются в целях определения возможности использования приборов учета соответствующего вида при осуществлении расчета платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, отоплению.
Согласно п.2 Приказа техническая возможность установки прибора учета соответствующего вида в многоквартирном доме (жилом доме или помещении), за исключением многоквартирного дома (жилого дома или помещения), указанного в пункте 5 настоящего документа, отсутствует, если в ходе обследования будет выявлено наличие хотя бы одного из нижеуказанных критериев:
а) установка прибора учета соответствующего вида по проектным характеристикам многоквартирного дома (жилого дома или помещения) невозможна без реконструкции, капитального ремонта существующих внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования) и (или) без создания новых внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования);
б) при установке прибора учета соответствующего вида невозможно обеспечить соблюдение обязательных метрологических и технических требований к прибору учета соответствующего вида, в том числе к месту и порядку его установки, предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании;
в) в месте, в котором подлежит установке прибор учета соответствующего вида, невозможно обеспечить соблюдение предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании обязательных требований к условиям эксплуатации прибора учета соответствующего вида, которые необходимы для его надлежащего функционирования, в том числе из-за технического состояния и (или) режима работы внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования), температурного режима, влажности, электромагнитных помех, затопления помещений, и (или) невозможно обеспечить доступ для снятия показаний прибора учета соответствующего вида, его обслуживания, замены.
Как установлено в судебном заседании, истцы являются собственниками квартир в многоквартирном доме по адресу: <адрес>. Управление домом осуществляет ООО «ЖЭК». Указанные обстоятельства сторонами не оспариваются.
Согласно п.2.4 договора № 8666 от 01.10.2009г. на теплоснабжение, заключенному между ОАО «Енисейская ТГК (ТГК-13) и ООО «ЖЭК», предметом договора является подача ОАО «Енисейская ТГК (ТГК-13) тепловой энергии и химически очищенной воды до границы раздела с ОАО «Енисейская ТГК (ТГК-13) и оплата принятой ООО «ЖЭК» тепловой энергии и химически очищенной воды, учет количества отпущенной тепловой энергии и химически очищенной воды производится по коммерческим приборам учета, установленным на объектах ООО «ЖЭК». При отсутствии коммерческих приборов учета, количество тепловой энергии и химически очищенной воды определяется по приборам, установленным на теплоисточниках, с последующим распределением пропорционально максимальным часовым нагрузкам присоединенных потребителей.
Соглашением от 30.11.2012г. о замене стороны по договору на теплоснабжение №8666 от 01.09.2009г. ОАО «Енисейская ТГК (ТГК-13) передала ОАО «Красноярская теплотранспортная компания» с 01.01.2013г. в полном объеме права и обязанности теплоснабжающей организации по договору №8666 от 01.09.2009г.
Соглашением от 28.01.2015г. о замене стороны по договору на теплоснабжение №8666 от 01.09.2009г. ОАО «Красноярская теплотранспортная компания» передала в полном объеме ОАО «Канская ТЭЦ» права и обязанности теплоснабжающей организации по договору №8666 от 01.09.2009г.
01.04.2015г. между ОАО «Канская ТЭЦ» (принципал) и ООО «Сибирская теплосбытовая компания» (агент) был заключен агентский договор №СТК-2/15, согласно которому принципал поручил, а агент принял на себя обязательство совершать от имени и за счет принципала действия по заключению, изменению, расторжению договоров энергоснабжения, на поставку ресурсов…, а также по начислению, сбору денежных средств за поставленные ресурсы, а принципал обязался уплатить агенту вознаграждение за выполнение указанных действий.
30.04.2015г. ОАО «Канская ТЭЦ» в присутствии директора ООО «ЖЭК» Брюзгина С.В. проведено обследование путем осмотра на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки общедомового прибора учета тепловой энергии по адресу: <адрес>. Было установлено, что техническая возможность установки прибора учета имеется, о чем был составлен акт № 620 от 30.04.2015 года. В связи с наличием технической возможности установки общедомового прибора учета тепловой энергии, при расчете платы за потребленную тепловую энергию за спорный период применялись установленные Постановлением Правительства Красноярского края от 9 декабря 2014 г. № 586-п повышающие коэффициенты.
Наличие технической возможности установки прибора учета, кроме оспариваемого акта, подтверждена в судебном заседании и показаниями допрошенных в качестве специалистов инженера ООО «ЖЭК» Дерлам Д.Н. и руководителя технической группы ООО «Сибирская теплосбытовая компания» Подкорытова М.В., каждый из которых, будучи допрошенными в судебном заседании показали, что установка общедомового прибора учета тепловой энергии в <адрес> возможна, в соседних домах, имеющих аналогичную систему теплоснабжения, прибор учета установлен. Система теплоснабжения ежегодно проходит гидравлические испытания, которые успешно выдерживает.
По ходатайству истцов Вараксина П.В., Басалаевой Н.В. была проведена судебная экспертиза на предмет наличия (отсутствия) технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в многоквартирном <адрес> с учетом критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также фактического состояния внутридомовых инженерных сетей и разводки отопления. Согласно заключению АНО «Судебная экспертиза» №2-2838/2016 от 27.03.2017г., в доме имеется техническая возможность установки коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, с учетом критериев наличия (отсутствия) такой технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, утвержденных Приказом № 627 от 29.12.2011 года Минрегиона России, а также с учетом фактического состояния внутридомовых инженерных сетей и разводки отопления. Установка узла учета тепловой энергии со счетчиком не потребует проведения реконструкции разводки системы теплоснабжения жилого дома. Трубопроводы системы отопления жилого дома не находится в аварийном состоянии: отсутствуют повреждения трубопровода (нарушения его герметичности) или повреждения без нарушения герметичности, которые могут спровоцировать аварию. Для целей установки прибора учета не потребуется проведение капитального ремонта, то есть не потребуется проведение таких работ в процессе установки прибора учета, при которых возникнет необходимость замены или восстановление изношенных частей (узлов, деталей) системы теплоснабжения жилого дома. В рассматриваемом случае капитальный ремонт системы отопления должен проводиться установленным порядком вне зависимости от установки прибора учета тепловой энергии на вводе в дом. В настоящее время имеется возможность обеспечения обязательных метрологических и технических требований к прибору учета, в том числе к месту и порядку его установки, как на этапе проектирования узла учета тепловой энергии, так и на этапе ввода его в эксплуатацию и в период его работы. Также на основании результатов осмотра системы теплоснабжения жилого дома, можно сделать вывод, что в настоящее время имеется возможность соблюдения предъявляемых обязательных требований к условиям эксплуатации прибора в месте его установки.
Исследованное в судебном заседании заключение эксперта №2-2838/2016 от 27.03.2017г. каких-либо противоречий не содержит, сторонами доказательств ошибочности выводов экспертов суду не представлено. Поставленные на разрешение экспертов вопросы обсуждены в судебном заседании, и кандидатура экспертного учреждения определена с учетом мнения истцов. Эксперты предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, каждый из экспертов имеет необходимую квалификацию и значительный стаж работы. Поскольку сомневаться в компетенции экспертов, полноте исследования и правильности сделанных выводов не имеется, суд принимает данное заключение, как достоверное.
Представленные в судебном заседании истцом Усачевым В.П. фотографии частей системы теплоснабждения, имеющих локальные дефекты, утверждение о том, что тепловой узел подвергался затоплению канализационными стоками, выпиской из журнала вызова аварийной службы за период с 01.01.2017 года по 27.03.2017 года по заявкам: лопнула труба ГВС в подвале, подмес, прочистка канализации, залив из вышерасположенной квартиры, не опровергают выводов о наличии технической возможности установки прибора учета, а капитальный ремонт системы отопления должен проводиться установленным порядком вне зависимости от установки прибора учета тепловой энергии на вводе в дом.
Поскольку в суде достоверно установлено, что в доме по адресу: <адрес> имеется техническая возможность установки коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, с учетом критериев наличия (отсутствия) такой технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, утвержденных Приказом № 627 от 29.12.2011 года Минрегиона России, а также с учетом фактического состояния внутридомовых инженерных сетей и разводки отопления, то требования истцов о признании акта № 620 от 30.04.2015 года обследования на предмет установления (отсутствия) технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета в <адрес>, начисления платы за отопление с повышающим коэффициентом на основании указанного акта, являются не обоснованными. Оснований для взыскания с ответчиков суммы, оплаченной истцами за отопление с применением повышающего коэффициенты к нормативу потребления, не имеется. При этом правильность расчета при начислении платы и применения соответствующего коэффициента истцы не оспаривают. При таких обстоятельствах требования истцов удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований Маруда ЛП, Горпинич СЯ, Басалаевой НВ, Шабановой ВВ, Зубаковой ЕИ, Усачева ВП, Басалаевой НВ, Вараксина ПВ к ООО «Жилищно-эксплутационный комплекс», ОАО «Канская ТЭЦ», ООО «Сибирская теплосбытовая компания» о признании незаконным акта обследования на предмет установления (отсутствия) технической возможности установки общедомового прибора учета и взыскании излишне начисленной платы за отопление – отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Канский городской суд в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья А.Н. Аксютенко
Мотивированное решение изготовлено 21.05.2017 года.