Судья Черединова И.В. Дело № 12-275/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Судья Верховного Суда Удмуртской Республики Ахкямов Р.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ижевске 13 сентября 2017 года жалобу защитника ООО «Управляющая компания «АСПЭК – Мастер» Зараева П.А.
на постановление судьи Устиновского районного суда г.Ижевска УР от 8 августа 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ в отношении ООО «Управляющая компания «АСПЭК – Мастер»,
У С Т А Н О В И Л:
постановлением судьи Устиновского районного суда г.Ижевска УР от 8 августа 2017 года Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «АСПЭК – Мастер» (далее – ООО «УК «АСПЭК – Мастер», Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 85 000 рублей.
Не согласившись с постановлением судьи, защитник Общества обратился в Верховный Суд УР с жалобой, в которой просит отменить постановление судьи. Полагает неверными доводы о том, что датой совершения административного правонарушения является 19.06.2017г., поскольку на указанную дату у Общества имелся заключенный со специализированной организацией договор на сбор, вывоз и утилизацию опасных отходов, самостоятельно Общество сбор таких отходов не проводило, таким образом, не является доказанным совершение Обществом объективной стороны вменяемого правонарушения. Указывает, что Общество относится к субъектам малого предпринимательства (микропредприятие), вследствие чего возможно применение нормы ст. 4.1.1 КоАП РФ с вынесением предупреждения.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав прокурора Борзенкову Т.А., полагавшей постановление судьи районного суда законным и обоснованным, прихожу к следующим выводам.
В силу статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) юридического лица, за которое настоящим Кодексом установлена административная ответственность
Согласно ч.1 ст.19.20 КоАП РФ административным правонарушением признается осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
Из представленных административным органом материалов следует, что 19 июля 2017 года Прокурором Устиновского района г. Ижевска в отношении Общества вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренного ч.1 ст.19.20 КоАП РФ, в связи с поступлением обращения гражданина с доводами о нарушении Обществом требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами I класса опасности, а именно, с доводами о ненадлежащей организации места для сбора отработанных ртутьсодержащих ламп.
По указанному основанию прокуратурой проведена проверка с привлечением специалиста Управления Росприроднадзора по Удмуртской Республике.
В ходе проверки осуществлен осмотр домов, расположенных по адресу: <адрес> близлежащая территория. Указанные дома находятся в управлении Общества.
В ходе осмотра территорий и помещений, общедоступных мест для сбора ртутьсодержащих ламп не обнаружено. Информация о месте сбора для сбора и способе сбора ртутьсодержащих ламп на информационных стендах в домах не размещена.
Установлено, что Общество договор на сбор отработанных ртутьсодержащих ламп с организацией, имеющей лицензию на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I-IV класса опасности, не заключило, лицензию для самостоятельного осуществления указанной деятельности не получило.
В ходе проверки представителем Общества было указано на помещение, расположенное по адресу: <адрес>, закрытом от доступа посторонних лиц, в котором Обществом осуществляется сбор ртутных ламп I класса опасности. Данное помещение находится во владении и пользовании ООО «УК «Океания» на основании договора аренды нежилого помещения № от 29.12.2015г.
Между тем установлено, что самим Обществом лицензия на сбор отходов I класса опасности не получена, что является нарушением требований действующего законодательства.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ Общество является юридическим лицом.
Из сведений, поступивших из территориального отдела Росдравнадзора по УР, Общество не имеет лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности (л.д. 4 – 7).
Также установлено, что деятельность по сбору отходов I класса опасности (ртутьсодержащих ламп), осуществляемая Обществом, не связана с извлечением прибыли.
Указанные обстоятельства установлены судьей районного суда на основании полного и всестороннего изучения материалов дела об административном правонарушении.
В соответствии с п.1 ст.51 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В силу п.1 ст.3 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее – ФЗ №89) к основным принципам государственной политики в области обращения с отходами относится, в том числе, охрана здоровья человека.
Согласно п.1 ст.9 ФЗ №89, п.30 ч.1 ст.11 Федерального закона от 04.05.2011г. №99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности подлежит лицензированию.
В силу п. 8.1 Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.09.2010 г. №, сбор и размещение отработанных ртутьсодержащих ламп обеспечивают лица, осуществляющие управление многоквартирными домами на основании заключенного с собственниками помещений многоквартирных домов договора управления или договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в таких домах.
В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 18.07.2014 г. №445, ртутьсодержащие лампы имеют код ФККО – 4 71 101 01 52 1 и относятся к I классу опасности.
Согласно ст. 4.1 ФЗ №89 отходы I класса опасности являются чрезвычайно опасными отходами.В силу ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.
В соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 29.12.2015 г. № 404-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I-IV классов опасности, обязаны получить лицензию на её осуществление до 1 июля 2016 года. После 1 июля 2016 года осуществление данной деятельности без лицензии не допускается.
Совокупность представленных по делу доказательств, установленных в ходе рассмотрения данного дела, свидетельствует о совершении Обществом объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.20 КоАП РФ.
Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 19.07.2017г. соответствует требованиям ст.28.2 КоАП РФ.
При рассмотрении дела достоверно установлено, что Общество осуществляет деятельность по сбору отходов потребления I класса опасности, в том числе, ртутьсодержащих ламп, принимаемых и поступающих от жителей многоквартирных домов, находящихся под управлением Общества. При этом, Общество не имеет лицензии на сбор отходов I класса опасности (ртутьсодержащих ламп), что является нарушением требований действующего законодательства о лицензировании, природоохранного законодательства, законодательства об отходах производства и потребления.
Довод защитника о том, что у Общества имелся заключенный со специализированной организацией договор на сбор, вывоз и утилизацию опасных отходов, самостоятельно Общество сбор таких отходов не проводило, таким образом не является доказанным совершение Обществом объективной стороны вменяемого правонарушения подлежит отклонению как не основанный на материалах дела.
Так, из акта проверки от 19.06.2017г. следует, что проверка проводилась в присутствии представителя Общества Мокрушиной Л.Ю., полномочия которой подтверждались соответствующей доверенностью (л.д. 8-9).
В соответствии с объяснениями Мокрушиной Л.Ю. от 26.06.2017г. сбор отходов I класса опасности, а именно ртутьсодержащих ламп, осуществляется Обществом по адресу: <адрес>, в домоуправлении. Ртутьсодержащие лампы по указанному адресу принимает диспетчер Головизина Т.И. Свидетельство, подтверждающее прохождение Головизиной Т.И. обучения в области обращения с отходами I класса опасности, отсутсвует, указанное лицо обучения не проходило. Журнал учета принятых отходов I класса опасности, не ведется. Лицензия на сбор отходов I класса опасности у Общества отсутствует (л.д. 10 – на обороте).
В своих пояснениях начальник юридического отдела - представитель Общества по доверенности Зараев П.А. с доводами постановления прокурора Устиновского района г.Ижевска о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.20 КоАП РФ согласился (л.д. 27 – на обороте).
Вышеизложенное позволяет отнестись к позиции защитника критически, квалифицировав ее как защитную и выработанную в целях избежания административной ответственности.
Оценивая довод жалобы о возможности применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ отмечаю следующее.
Согласно части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В силу части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Вместе с тем, прихожу к выводу, что прием отходов I класса опасности - ртутьсодержащих ламп, не исключает вероятности возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, в связи с чем применение нормы ч.1 ст.4.1.1 КоАП РФ в данном конкретном случае не является возможным.
В свою очередь, само по себе включение Общества в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, не является безусловным основанием для применения к нему положений вышеуказанной статьи.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.
В силу требований статьи 26.1 КоАП РФ установлены наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее административное правонарушение, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Постановление о привлечении Общества к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено Обществу ниже низшего предела, установленного санкцией ч.1 ст.19.20 КоАП РФ, в соответствии с положениями ст. 4.1 КоАП РФ, не согласиться с чем возможности не имею.
При указанных обстоятельствах, отсутствуют основания для отмены вынесенного судьей по делу постановления о назначении административного наказания.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.7 - 30.9 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
постановление судьи Устиновского районного суда г.Ижевска УР от 8 августа 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «АСПЭК – Мастер» оставить без изменения, жалобу защитника - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Удмуртской Республики Р.Р. Ахкямов