Материал № 5-612/2021
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
27 апреля 2021 года г. Орск
Судья Октябрьского районного суда г. Орска Оренбургской области Шенцова Е.П.,
рассмотрев в порядке подготовки материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.12 КоАП РФ, в отношении
Конновой Олеси Викторовны, ДД.ММ.ГГГГг. рождения, уроженки <адрес>, не работающей, зарегистрированной и проживающей по <адрес>
у с т а н о в и л:
В Октябрьский районный суд г.Орска поступил административный материал о привлечении Коновой О.В. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.12 КоАП РФ.
При подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении суд приходит к выводу, что протокол и материалы дела об административном правонарушении подлежат возращению должностному лицу для устранения недостатков по следующим основаниям.
В силу ч. 1 ст. 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ.
В соответствии с ч.1 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
По смыслу ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ одним из источников сведений о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих наличие состава административного правонарушения, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, является заключение эксперта.
Частью 1 ст. 26.4 КоАП РФ установлено, что в случаях, если при производстве по делу об административном правонарушении возникает необходимость в использовании специальных познаний в науке, технике, искусстве или ремесле, судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, выносят определение о назначении экспертизы. Определение обязательно для исполнения экспертами или учреждениями, которым поручено проведение экспертизы.
Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце 3 пункта 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", при решении вопроса о назначении экспертизы по делу об административном правонарушении с учетом объема и содержания прав, предоставленных потерпевшему и лицу, в отношении которого ведется производство по делу (часть 1 статьи 25.1, часть 2 статьи 25.2, часть 4 статьи 26.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), необходимо выяснить у названных участников производства по делу их мнение о кандидатуре эксперта, экспертного учреждения и о вопросах, которые должны быть разрешены экспертом.
Нарушением, влекущим невозможность использования доказательств, может быть признано, в частности, существенное нарушение порядка назначения и проведения экспертизы.
В силу ч. 4 ст. 26.4 КоАП РФ до направления определения для исполнения должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, обязаны ознакомить с ним лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и потерпевшего, разъяснить им права, в том числе право заявлять отвод эксперту, право просить о привлечении в качестве эксперта указанных ими лиц, право ставить вопросы для дачи на них ответов в заключении эксперта.
Вместе с тем, не является нарушением порядка назначения и проведения экспертизы неисполнение обязанностей, изложенных в части 4 статьи 26.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, если лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, было надлежащим образом сообщено о времени и месте ознакомления с постановлением о назначении экспертизы и с заключением эксперта, разъяснены права, в том числе право заявить отвод эксперту, но оно в назначенный срок не явилось и не уведомило о причинах неявки, либо если названные лицом причины неявки были признаны неуважительными.
В представленных материалах дела об административном правонарушении отсутствую сведения о вручении/ получении лицом, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, определения о возбуждении дела, нет постановления о назначении экспертизы, а также сведений о том, что лицу, привлекаемому к ответственности, должностным лицом, проводившим административное расследование, надлежащим образом сообщено о времени и месте ознакомления с постановлением о назначении экспертизы и с заключением эксперта, но указанное лицо в назначенный срок не явилось и не уведомило о причинах своей неявки, либо если названные им причины неявки признаны неуважительными.
Указанные недостатки, допущенные при проведении административного расследования, суд признает существенными и препятствующими рассмотрению дела об административном правонарушении по имеющимся материалам.
Кроме того, в соответствии с п.1 ст.29.1 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняют, в том числе, относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.2 КоАП РФ, вправе составлять должностные лица органов внутренних дел (полиции).
Вместе с тем, в соответствии со ст. 23.49 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.2 КоАП РФ, рассматривает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей.
Однако протокол об административном правонарушении в отношении Конновой О.В. передан на рассмотрение должностным лицом органа внутренних дел в Октябрьский районный суд г. Орска.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ на стадии подготовки дела к рассмотрению протокол об административном правонарушении, составленный с нарушением требований ст. 28.2 названного Кодекса, подлежит возвращению составившему его должностному лицу для устранения недостатков.
Следовательно, материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.17 КоАП РФ, в отношении Конновой О.В. подлежат возвращению для устранения препятствий рассмотрения его судом.
Руководствуясь п. 4 ч.1 ст. 29.4 КоАП РФ, судья
о п р е д е л и л:
Протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.12 КоАП РФ, в отношении Конновой Олеси Викторовны, ДД.ММ.ГГГГг. рождения, уроженки <адрес>, не работающей, зарегистрированной и проживающей по пер. <адрес>, возвратить составившему его должностному лицу для устранения недостатков.
Судья . Е.П.Шенцова