Дело № 2а-2567/2020
УИД 36RS0004-01-2020-002464-98
3.192 - Гл. 32 КАС РФ -> О взыскании налогов и сборов
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 сентября 2020 года г. Воронеж
Ленинский районный суд города Воронежа в составе:
председательствующего судьи Яковлева А.С.,
при секретаре Быстрянцевой В.В.,
с участием представителя административного истца по доверенности Мананниковой А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному иску Инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г. Воронежа к Свиридовой Елене Александровне о взыскании недоимки за 2016-2017 г.г. по налогу на имущество физических лиц в размере 4 537,00 руб.,
УСТАНОВИЛ:
ИФНС России по <адрес> обратилась в суд с административным исковым заявлением к Свиридовой Е.А. о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2016-2017 г.г. в сумме 4 537,00 руб.
Мотивировав заявленные требования, указывали в административном иске, что в соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации, п. 1 ст. 23 Налогового Кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Порядок исчисления и уплаты налога на имущество физических лиц регламентируется нормами главы 32 НК РФ.
Налог на имущество физических лиц является местным, конкретные размеры налоговых ставок определяются органами власти на местах, на уровне муниципалитета устанавливается порядок расчета налога на имущество физических лиц, определяются налоговые ставки, сроки уплаты и налоговые льготы.
Налоговая ставка по основным объектам недвижимости физлиц не превышает 0,1 %. Но для объектов, включенных в перечень, установленный уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ставка может быть повышена до 2%. Прежде всего это относится к административно-деловым, офисным и торговым центрам, а также торговым комплексам, принадлежащим физическим лицам и помещениям в названных объектах.
Налоговый период - календарный год (ст. 405 НК РФ).
Налоговая база определяется исходя из представленной в налоговый орган кадастровой стоимости объекта, указанной в ЕГРН по состоянию на 1 января года, за который уплачивается налог, а если объект новый (образован в течение года) - на дату его регистрации (п. 1 ст. 403 НК РФ).
Порядок исчисления налога на имущество физических лиц, исходя из кадастровой стоимости, установлен с ДД.ММ.ГГГГ (гл. 32 НК РФ). В свою очередь указанный порядок определения налоговой базы вводится на соответствующей территории нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований после утверждения субъектом РФ результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества (п. 4 ст. 12, абз. 2 п. 1 ст. 402 НК РФ).
Расчет суммы налога на имущество физических лиц осуществляется в соответствии со ст. 408 НК РФ, сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы (инвентаризационная стоимость *налоговая ставка % * доля в праве).
Сумма налога рассчитывается по формуле (п. 8 ст. 408 НК РФ):
Н = (Н1 - Н2) х К + Н2,
где Н - сумма налога, подлежащая уплате.
HI - сумма налога, исчисленная в порядке, предусмотренном пунктом 1 статьи 408, исходя из налоговой базы, определенной в соответствии со статьей 403 Налогового Кодекса, без учета положений пунктов 4-6 статьи 408;
Н2 - сумма налога, исчисленная исходя из соответствующей инвентаризационной стоимости объекта налогообложения (сумма налога за 2015 г.).
К - коэффициент, равный:
0,2 - применительно к первому налоговому периоду;
0,4 - применительно ко второму налоговому периоду;
0,6 - применительно к третьему налоговому периоду.
0,8 - применительно к четвертому налоговому периоду.
Свиридова Елена Александровна в 2016 - 2017 г.г. являлась собственником следующего имущества:
- квартира, <адрес> кадастровый №, площадь 130,50 кв.м., дата регистрации права собственности ДД.ММ.ГГГГ, дата снятия с регистрации факта владения на объект собственности ДД.ММ.ГГГГ.
Налоговым органом произведен расчет налога на имущество физических лиц за 2016 г. в отношении указанного объекта имущества на сумму 2 276,00 руб.
Кадастровая стоимость 4 492 142,00 руб.
Налоговая ставка в размере 0.30 %.
Доля в праве ?.
Количество месяцев владения в 2016 г. - 12/12.
Коэффициент к налоговому периоду - 0.2.
Размер налога на имущество за 2015 г. - 1161, 00 руб. (исходя из инвентаризационной стоимости).
Размер налога: (4 492 142 * 1/2 * 0.30 % - 1161) * 0.2 + 1161 = 2 276, 00 руб.
Налоговым органом произведен расчет налога на имущество физических лиц за 2017 г. в отношении вышеуказанного объекта имущества на сумму 2 261,00 руб.
Кадастровая стоимость 4 492 142,00 руб.
Налоговая ставка в размере 0.30 %.
Доля в праве 1/2.
Количество месяцев владения в 2017 г. - 8/12.
Коэффициент к налоговому периоду - 0.4.
Размер налога на имущество за 2015 г. - 1161,00 руб. (исходя из инвентаризационной стоимости).
Размер налога: ((4 492 142*1/2*0.30%*-1161)*0.4+1161)):12*8 = 2 261 руб.
Должнику были направлены налоговые уведомления:
от ДД.ММ.ГГГГ № (список заказной корреспонденции № от
г.), в котором налогоплательщику было предложено уплатить сумму задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2016 г. в размере 2 276,00 руб. в установленный законодательством срок, не позднее ДД.ММ.ГГГГ;
от ДД.ММ.ГГГГ № (список заказной корреспонденции № от
г.), в котором налогоплательщику было предложено уплатить сумму задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2017 г. в размере 2 261,00 руб. в установленный законодательством срок, не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с п. 1, 2 ст. 69 НК РФ налогоплательщику налоговым органом было направлено требование, в котором содержатся сведения о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок задолженность по налогу наимущество физических лиц:
требование № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (список заказной корреспонденции от ДД.ММ.ГГГГ №) срок уплаты налога до ДД.ММ.ГГГГ;
требование № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (список заказной корреспонденции от ДД.ММ.ГГГГ №) срок уплаты налога до ДД.ММ.ГГГГ;
До настоящего времени сумма задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2016 - 2017 г.г. в бюджет не поступила, административный ответчик действия налогового органа не обжаловала.
В отношении Свиридовой Е.А. ДД.ММ.ГГГГ мировой судья судебного участка № в Ленинском судебном районе <адрес> вынес судебный приказ №а-4555/2019 о взыскании в пользу ИФНС России по <адрес> задолженности по оплате налога на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов за 2016, 2017 г.г. в размере 4537 руб. Возражения относительно исполнения судебного приказа налогоплательщиком были направлены в адрес судебного участка № в Ленинском судебном районе <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, посредством почты России и поступили ДД.ММ.ГГГГ, согласно штампу входящей корреспонденции. Срок на подачу возражений налогоплательщиком соблюден, в связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ №а-4555/2019 был отменен, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ объявлен перерыв до ДД.ММ.ГГГГ
Административный ответчик о времени и месте проведения судебного заседания судом надлежащим образом извещена, что подтверждается имеющимися в материалах дела сведениями, после перерыва в судебное заседание не явилась.
В соответствии с положениями ч. 2 ст. 280 КАС РФ суд извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
С учетом положений ст.ст. 150, 152, ч. 2 ст. 289 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие административного ответчика.
Представитель административного истца по доверенности Мананникова А.Ю., в судебном заседании исковые требования поддержала, просила их удовлетворить в полном объеме.
Выслушав объяснения представителя административного истца, изучив материалы настоящего административного дела, материалы судебного приказа судебного участка № в Ленинском судебном районе <адрес> №а-4555/2019, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии со ст. 59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
В силу ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
С учетом требований ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
В силу ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Согласно ч. 4 и ч. 6 ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и сборы.
В силу п. 1 ст. 399 НК РФ налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Согласно статье 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 названного Кодекса, подпунктами 1- 6 пункта 1 которой предусмотрены: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
Налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется в порядке ст.ст. 402, 403 НК РФ.
Согласно п. 1 и п. 2 ст. 403 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
В отношении объекта налогообложения, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на день внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого объекта.
В силу ст. 404 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до ДД.ММ.ГГГГ.
Налоговым периодом признается календарный год (ст. 405 НК РФ).
Максимальные ставки налога и порядок их установления указаны в ст. 406 НК РФ.
Решением Воронежской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №-V «О налоге на имущество физических лиц» в соответствии с главой 32 НК РФ, <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «Об установлении единой даты начала применения на территории <адрес> порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения», на основании статьи 29 Устава городского округа <адрес> установлены налоговые ставки.
В соответствии с положениями ст. 409 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.
Льготы по налогу на имущество физических лиц установлены ст. 407 НК РФ, решением Воронежской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №-IV "О налоге на имущество физических лиц".
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что административный ответчик является плательщиком налога на имущество физических лиц, в связи с тем, что ей на праве собственности принадлежит квартира, по адресу: 394018, <адрес> кадастровый №, площадью 130,50 кв.м., дата регистрации права собственности ДД.ММ.ГГГГ, дата снятия с регистрации факта владения на объект собственности ДД.ММ.ГГГГ.
Должнику были направлены налоговые уведомления:
от ДД.ММ.ГГГГ № (список заказной корреспонденции № от
г.), в котором налогоплательщику было предложено уплатить сумму задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2016 г. в размере 2 276,00 руб. в установленный законодательством срок, не позднее ДД.ММ.ГГГГ;
от ДД.ММ.ГГГГ № (список заказной корреспонденции № от
г.), в котором налогоплательщику было предложено уплатить сумму задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2017 г. в размере 2 261,00 руб. в установленный законодательством срок, не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
В дальнейшем налогоплательщику налоговым органом были направлены требование № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ срок уплаты налога до ДД.ММ.ГГГГ; требование № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (список заказной корреспонденции от ДД.ММ.ГГГГ №) срок уплаты налога до ДД.ММ.ГГГГ.
В установленный срок уведомление и требование не были исполнены.
Частью 2 ст. 286 КАС РФ регламентировано, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Из анализа положений пунктов 1 - 3 статьи 48 НК РФ следует, что срок, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов, ограничен - шесть месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.
Таким образом, статьей 48 НК РФ установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании в порядке приказного производства и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Согласно ч. 2 ст. 48 НК РФ, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, пеней, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Данная позиция подтверждена разъяснениями, изложенными в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части 1 Налогового кодекса Российской Федерации", согласно которым при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 2 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.
Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-О-О).
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от ДД.ММ.ГГГГ. №-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
Установление в законе срока для защиты нарушенных интересов лица, начала его течения и последствий пропуска такого срока обусловлено необходимостью обеспечить стабильность отношений участников спорных правоотношений.
При этом, в обязанность суда входит проверка соблюдения налоговым органом срока обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом (ч. 6 ст. 289 КАС Российской Федерации).
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-О об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Ефимова П.П. на нарушение его конституционных прав пунктом 3 статьи 48 НК РФ, указанный пункт не предполагает возможности обращения налогового органа в суд за пределами срока, установленного НК РФ, за исключением случаев, когда такой срок восстановлен судом по ходатайству налогового органа; при этом при принудительном взыскании суммы налога с налогоплательщика налоговым органом должны быть соблюдены все последовательные сроки, установленные статьей 48 НК РФ как для обращения с заявлением о выдаче судебного приказа, так и для последующего обращения в суд в случае его отмены.
Как установлено материалами дела, общая сумма недоимки превысила сумму в размере 3 000 руб. при выставлении требования № от ДД.ММ.ГГГГ со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, с заявлением о вынесении судебного приказа по вышеуказанным двум требованиям, налоговый орган был вправе обратиться в суд в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из материалов дела №а-4555/2019, с заявлением о вынесении судебного приказа Инспекция обратилась ДД.ММ.ГГГГ, то есть с нарушением установленного шестимесячного срока, в связи с чем, срок принудительного взыскания по данному требованию истек.
В соответствии с ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Частью 5 ст. 180 КАС РФ установлено, что в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
ИФНС России по <адрес> является профессиональным участником налоговых правоотношений, специализированным государственным органом, призванным осуществлять контроль за сбором налогов и своевременностью их взимания, в связи с чем, ему должны быть известны правила обращения в суд с заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций.
Мотивированное ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока представителем административного истца заявлено не было, доказательств наличия уважительных причин пропуска срока обращения в суд, объективно препятствовавших обращению в суд в установленный законом срок, не усматривается и в материалах дела не содержится. В связи с чем, суд приходит к выводу об отсутствии уважительных причин для восстановления налоговому органу пропущенного процессуального срока и полагает, что у административного истца не имелось объективных препятствий для своевременного обращения к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа.
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что на дату обращения с настоящим исковым заявлением в суд, ИФНС России по <адрес> утратила право на принудительное взыскание с ответчика образовавшейся задолженности.
С учетом изложенного, суд не находит правовых и процессуальных оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г. Воронежа отказать в удовлетворении административных исковых требований к Свиридовой Елене Александровне о взыскании недоимки за 2016-2017 г.г. по налогу на имущество физических лиц в размере 4 537,00 руб.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья А.С. Яковлев
Решение суда в окончательной форме изготовлено в установленные десять рабочих дней 23 сентября 2020 года.
Дело № 2а-2567/2020
УИД 36RS0004-01-2020-002464-98
3.192 - Гл. 32 КАС РФ -> О взыскании налогов и сборов
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 сентября 2020 года г. Воронеж
Ленинский районный суд города Воронежа в составе:
председательствующего судьи Яковлева А.С.,
при секретаре Быстрянцевой В.В.,
с участием представителя административного истца по доверенности Мананниковой А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному иску Инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г. Воронежа к Свиридовой Елене Александровне о взыскании недоимки за 2016-2017 г.г. по налогу на имущество физических лиц в размере 4 537,00 руб.,
УСТАНОВИЛ:
ИФНС России по <адрес> обратилась в суд с административным исковым заявлением к Свиридовой Е.А. о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2016-2017 г.г. в сумме 4 537,00 руб.
Мотивировав заявленные требования, указывали в административном иске, что в соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации, п. 1 ст. 23 Налогового Кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Порядок исчисления и уплаты налога на имущество физических лиц регламентируется нормами главы 32 НК РФ.
Налог на имущество физических лиц является местным, конкретные размеры налоговых ставок определяются органами власти на местах, на уровне муниципалитета устанавливается порядок расчета налога на имущество физических лиц, определяются налоговые ставки, сроки уплаты и налоговые льготы.
Налоговая ставка по основным объектам недвижимости физлиц не превышает 0,1 %. Но для объектов, включенных в перечень, установленный уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ставка может быть повышена до 2%. Прежде всего это относится к административно-деловым, офисным и торговым центрам, а также торговым комплексам, принадлежащим физическим лицам и помещениям в названных объектах.
Налоговый период - календарный год (ст. 405 НК РФ).
Налоговая база определяется исходя из представленной в налоговый орган кадастровой стоимости объекта, указанной в ЕГРН по состоянию на 1 января года, за который уплачивается налог, а если объект новый (образован в течение года) - на дату его регистрации (п. 1 ст. 403 НК РФ).
Порядок исчисления налога на имущество физических лиц, исходя из кадастровой стоимости, установлен с ДД.ММ.ГГГГ (гл. 32 НК РФ). В свою очередь указанный порядок определения налоговой базы вводится на соответствующей территории нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований после утверждения субъектом РФ результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества (п. 4 ст. 12, абз. 2 п. 1 ст. 402 НК РФ).
Расчет суммы налога на имущество физических лиц осуществляется в соответствии со ст. 408 НК РФ, сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы (инвентаризационная стоимость *налоговая ставка % * доля в праве).
Сумма налога рассчитывается по формуле (п. 8 ст. 408 НК РФ):
Н = (Н1 - Н2) х К + Н2,
где Н - сумма налога, подлежащая уплате.
HI - сумма налога, исчисленная в порядке, предусмотренном пунктом 1 статьи 408, исходя из налоговой базы, определенной в соответствии со статьей 403 Налогового Кодекса, без учета положений пунктов 4-6 статьи 408;
Н2 - сумма налога, исчисленная исходя из соответствующей инвентаризационной стоимости объекта налогообложения (сумма налога за 2015 г.).
К - коэффициент, равный:
0,2 - применительно к первому налоговому периоду;
0,4 - применительно ко второму налоговому периоду;
0,6 - применительно к третьему налоговому периоду.
0,8 - применительно к четвертому налоговому периоду.
Свиридова Елена Александровна в 2016 - 2017 г.г. являлась собственником следующего имущества:
- квартира, <адрес> кадастровый №, площадь 130,50 кв.м., дата регистрации права собственности ДД.ММ.ГГГГ, дата снятия с регистрации факта владения на объект собственности ДД.ММ.ГГГГ.
Налоговым органом произведен расчет налога на имущество физических лиц за 2016 г. в отношении указанного объекта имущества на сумму 2 276,00 руб.
Кадастровая стоимость 4 492 142,00 руб.
Налоговая ставка в размере 0.30 %.
Доля в праве ?.
Количество месяцев владения в 2016 г. - 12/12.
Коэффициент к налоговому периоду - 0.2.
Размер налога на имущество за 2015 г. - 1161, 00 руб. (исходя из инвентаризационной стоимости).
Размер налога: (4 492 142 * 1/2 * 0.30 % - 1161) * 0.2 + 1161 = 2 276, 00 руб.
Налоговым органом произведен расчет налога на имущество физических лиц за 2017 г. в отношении вышеуказанного объекта имущества на сумму 2 261,00 руб.
Кадастровая стоимость 4 492 142,00 руб.
Налоговая ставка в размере 0.30 %.
Доля в праве 1/2.
Количество месяцев владения в 2017 г. - 8/12.
Коэффициент к налоговому периоду - 0.4.
Размер налога на имущество за 2015 г. - 1161,00 руб. (исходя из инвентаризационной стоимости).
Размер налога: ((4 492 142*1/2*0.30%*-1161)*0.4+1161)):12*8 = 2 261 руб.
Должнику были направлены налоговые уведомления:
от ДД.ММ.ГГГГ № (список заказной корреспонденции № от
г.), в котором налогоплательщику было предложено уплатить сумму задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2016 г. в размере 2 276,00 руб. в установленный законодательством срок, не позднее ДД.ММ.ГГГГ;
от ДД.ММ.ГГГГ № (список заказной корреспонденции № от
г.), в котором налогоплательщику было предложено уплатить сумму задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2017 г. в размере 2 261,00 руб. в установленный законодательством срок, не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с п. 1, 2 ст. 69 НК РФ налогоплательщику налоговым органом было направлено требование, в котором содержатся сведения о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок задолженность по налогу наимущество физических лиц:
требование № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (список заказной корреспонденции от ДД.ММ.ГГГГ №) срок уплаты налога до ДД.ММ.ГГГГ;
требование № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (список заказной корреспонденции от ДД.ММ.ГГГГ №) срок уплаты налога до ДД.ММ.ГГГГ;
До настоящего времени сумма задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2016 - 2017 г.г. в бюджет не поступила, административный ответчик действия налогового органа не обжаловала.
В отношении Свиридовой Е.А. ДД.ММ.ГГГГ мировой судья судебного участка № в Ленинском судебном районе <адрес> вынес судебный приказ №а-4555/2019 о взыскании в пользу ИФНС России по <адрес> задолженности по оплате налога на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов за 2016, 2017 г.г. в размере 4537 руб. Возражения относительно исполнения судебного приказа налогоплательщиком были направлены в адрес судебного участка № в Ленинском судебном районе <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, посредством почты России и поступили ДД.ММ.ГГГГ, согласно штампу входящей корреспонденции. Срок на подачу возражений налогоплательщиком соблюден, в связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ №а-4555/2019 был отменен, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ объявлен перерыв до ДД.ММ.ГГГГ
Административный ответчик о времени и месте проведения судебного заседания судом надлежащим образом извещена, что подтверждается имеющимися в материалах дела сведениями, после перерыва в судебное заседание не явилась.
В соответствии с положениями ч. 2 ст. 280 КАС РФ суд извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
С учетом положений ст.ст. 150, 152, ч. 2 ст. 289 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие административного ответчика.
Представитель административного истца по доверенности Мананникова А.Ю., в судебном заседании исковые требования поддержала, просила их удовлетворить в полном объеме.
Выслушав объяснения представителя административного истца, изучив материалы настоящего административного дела, материалы судебного приказа судебного участка № в Ленинском судебном районе <адрес> №а-4555/2019, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии со ст. 59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
В силу ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
С учетом требований ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
В силу ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Согласно ч. 4 и ч. 6 ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и сборы.
В силу п. 1 ст. 399 НК РФ налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Согласно статье 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 названного Кодекса, подпунктами 1- 6 пункта 1 которой предусмотрены: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
Налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется в порядке ст.ст. 402, 403 НК РФ.
Согласно п. 1 и п. 2 ст. 403 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
В отношении объекта налогообложения, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на день внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого объекта.
В силу ст. 404 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до ДД.ММ.ГГГГ.
Налоговым периодом признается календарный год (ст. 405 НК РФ).
Максимальные ставки налога и порядок их установления указаны в ст. 406 НК РФ.
Решением Воронежской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №-V «О налоге на имущество физических лиц» в соответствии с главой 32 НК РФ, <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «Об установлении единой даты начала применения на территории <адрес> порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения», на основании статьи 29 Устава городского округа <адрес> установлены налоговые ставки.
В соответствии с положениями ст. 409 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.
Льготы по налогу на имущество физических лиц установлены ст. 407 НК РФ, решением Воронежской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №-IV "О налоге на имущество физических лиц".
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что административный ответчик является плательщиком налога на имущество физических лиц, в связи с тем, что ей на праве собственности принадлежит квартира, по адресу: 394018, <адрес> кадастровый №, площадью 130,50 кв.м., дата регистрации права собственности ДД.ММ.ГГГГ, дата снятия с регистрации факта владения на объект собственности ДД.ММ.ГГГГ.
Должнику были направлены налоговые уведомления:
от ДД.ММ.ГГГГ № (список заказной корреспонденции № от
г.), в котором налогоплательщику было предложено уплатить сумму задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2016 г. в размере 2 276,00 руб. в установленный законодательством срок, не позднее ДД.ММ.ГГГГ;
от ДД.ММ.ГГГГ № (список заказной корреспонденции № от
г.), в котором налогоплательщику было предложено уплатить сумму задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2017 г. в размере 2 261,00 руб. в установленный законодательством срок, не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
В дальнейшем налогоплательщику налоговым органом были направлены требование № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ срок уплаты налога до ДД.ММ.ГГГГ; требование № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (список заказной корреспонденции от ДД.ММ.ГГГГ №) срок уплаты налога до ДД.ММ.ГГГГ.
В установленный срок уведомление и требование не были исполнены.
Частью 2 ст. 286 КАС РФ регламентировано, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Из анализа положений пунктов 1 - 3 статьи 48 НК РФ следует, что срок, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов, ограничен - шесть месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.
Таким образом, статьей 48 НК РФ установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании в порядке приказного производства и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Согласно ч. 2 ст. 48 НК РФ, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, пеней, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Данная позиция подтверждена разъяснениями, изложенными в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части 1 Налогового кодекса Российской Федерации", согласно которым при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 2 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.
Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-О-О).
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от ДД.ММ.ГГГГ. №-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
Установление в законе срока для защиты нарушенных интересов лица, начала его течения и последствий пропуска такого срока обусловлено необходимостью обеспечить стабильность отношений участников спорных правоотношений.
При этом, в обязанность суда входит проверка соблюдения налоговым органом срока обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом (ч. 6 ст. 289 КАС Российской Федерации).
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-О об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Ефимова П.П. на нарушение его конституционных прав пунктом 3 статьи 48 НК РФ, указанный пункт не предполагает возможности обращения налогового органа в суд за пределами срока, установленного НК РФ, за исключением случаев, когда такой срок восстановлен судом по ходатайству налогового органа; при этом при принудительном взыскании суммы налога с налогоплательщика налоговым органом должны быть соблюдены все последовательные сроки, установленные статьей 48 НК РФ как для обращения с заявлением о выдаче судебного приказа, так и для последующего обращения в суд в случае его отмены.
Как установлено материалами дела, общая сумма недоимки превысила сумму в размере 3 000 руб. при выставлении требования № от ДД.ММ.ГГГГ со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, с заявлением о вынесении судебного приказа по вышеуказанным двум требованиям, налоговый орган был вправе обратиться в суд в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из материалов дела №а-4555/2019, с заявлением о вынесении судебного приказа Инспекция обратилась ДД.ММ.ГГГГ, то есть с нарушением установленного шестимесячного срока, в связи с чем, срок принудительного взыскания по данному требованию истек.
В соответствии с ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Частью 5 ст. 180 КАС РФ установлено, что в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
ИФНС России по <адрес> является профессиональным участником налоговых правоотношений, специализированным государственным органом, призванным осуществлять контроль за сбором налогов и своевременностью их взимания, в связи с чем, ему должны быть известны правила обращения в суд с заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций.
Мотивированное ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока представителем административного истца заявлено не было, доказательств наличия уважительных причин пропуска срока обращения в суд, объективно препятствовавших обращению в суд в установленный законом срок, не усматривается и в материалах дела не содержится. В связи с чем, суд приходит к выводу об отсутствии уважительных причин для восстановления налоговому органу пропущенного процессуального срока и полагает, что у административного истца не имелось объективных препятствий для своевременного обращения к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа.
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что на дату обращения с настоящим исковым заявлением в суд, ИФНС России по <адрес> утратила право на принудительное взыскание с ответчика образовавшейся задолженности.
С учетом изложенного, суд не находит правовых и процессуальных оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г. Воронежа отказать в удовлетворении административных исковых требований к Свиридовой Елене Александровне о взыскании недоимки за 2016-2017 г.г. по налогу на имущество физических лиц в размере 4 537,00 руб.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья А.С. Яковлев
Решение суда в окончательной форме изготовлено в установленные десять рабочих дней 23 сентября 2020 года.