Дело № 2-1444/2021
23RS0037-01-2020-004657-49
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Новороссийск 18 мая 2021 г.
Октябрьский районный суд г. Новороссийска Краснодарского края в составе судьи Бойковой А.И.,
при секретаре Персиной О.Т.
с участием представителя истца Бибиковой Т.В. - Бибикова А.Н., действующего на основании доверенности,
представителя Администрации МО г. Новороссийск - Белялова А.Б., действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Бибиковой Тамары Владимировны к администрации муниципального образования город Новороссийск об обязании заключить соглашение о предоставлении бессрочного, бесплатного сервитута на земельный участок, взыскании морального вреда, взыскании судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
Бибикова Тамара Владимировна обратилась в суд к администрации муниципального образования город Новороссийск с исковым заявлением о возложении обязанности заключить соглашение о предоставлении бессрочного, бесплатного сервитута на весь земельный участок площадью 1500 кв.м. с кадастровым номером №, взыскании морального вреда в размере 100 000 (сто тысяч) руб., взыскании судебных расходов по уплате услуг представителя в сумме 10000 (десять тысяч) руб. и расходов по уплате государственной пошлины в сумме 300 руб.
В обосновании иска указано, что в 2008 г. на основании договора о долевом участии в строительстве, ФИО1 приобрела нежилое помещение № XVIII (магазин ИМПЕРИАЛ) по адресу: <адрес> и два земельных участка с кадастровыми номерами № общей площадью 100 кв.м. и № общей площадью 83 кв.м., перед магазином была проезжая часть.
В начале 2020 года администрация муниципального образования <адрес> перегородила с двух сторон проезжую часть шлагбаумом, сформировала земельный участок площадью 1500 кв.м. с кадастровым номером №, организовала на данной территории платную автостоянку, затруднив ФИО1 пользование нежилым помещением и земельными участками.
В начале февраля 2020 г. ФИО1 обратилась в администрацию муниципального образования <адрес> с просьбой заключить соглашение о предоставление бесплатного и бессрочного сервитута. Администрация муниципального образования <адрес> в своем письме от ДД.ММ.ГГГГ №-п/20/1757 отказала в предоставлении сервитута, сославшись на то, что сервитут может быть установлен только в случае отсутствия у собственника земельных участков иной возможности реализовать свое право пользования принадлежащим им участком.
В статье 39.26 Земельного кодекса РФ указан исчерпывающий список, на каких основаниях администрация муниципального образования <адрес> может отказать в заключении соглашения о сервитуте, статья не подлежит расширенному толкованию.
Администрация муниципального образования <адрес>, являясь доминирующим собственником земель злоупотребляет своим правом, затрудняя работу магазина, чем грубо нарушила ст. 10 ГК РФ.
С учетом уточнения истец просит обязать администрацию МО <адрес> заключить соглашение о предоставлении бессрочного, бесплатного сервитута на весь земельный участок площадью 1500 кв.м. с кадастровым номером №, взыскать моральный вреда в размере 100000 (сто тысяч) руб., взыскать судебные расходы по уплате услуг представителя в сумме 20000 (двадцать тысяч) руб. и расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 руб., расходы по уплате государственной пошлины за подачу частной жалобы, а так же 450 рублей за предоставление сведений из ЕГРН.
В судебное заседание истец ФИО1 не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения иска извещена надлежащим образом.
Представитель истца ФИО5 в судебном заседании настаивал на удовлетворении уточенных исковых требований, пояснил, что истица нуждается в беспрепятственном доступе к принадлежащим ей объектам как самостоятельно, так и третьими лицами, но бесплатно и без ограничения во времени. Считает, что повлиять на ситуацию возможно лишь с помощью сервитута, установленного на весь земельный участок, сформированный для организации парковки.
Представитель администрации муниципального образования <адрес> исковые требования не признал, просил суд отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы гражданского дела, суд находит иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что ФИО1 на праве собственности принадлежит нежилое помещение (магазин ИМПЕРИАЛ) по адресу: <адрес> и два земельных участка с кадастровыми номерами № общей площадью 100 кв.м. и № общей площадью 83 кв.м.
В 2020 году привычный режим подъезда к принадлежащим ей объектам недвижимости был изменен, подъезд был перегорожен шлагбаумом.
Как следует из ответа администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п/20/1757, для обеспечения погрузки/выгрузки товаров ФИО1 достаточно воспользоваться кнопкой для связи с диспетчером, поэтому нет необходимости в установлении сервитута на земельный участок в <адрес>, в районе <адрес>, используемый под платную парковку.
Из вышеуказанного ответа следует, что администрацией муниципального образования <адрес> регулярно проводится обследование состояния улично-дорожной сети города, в особенности проблемных участков, расположенных в центральной части города. По итогам обследований получены результаты, что примерно 80% всех припаркованных автомобилей используют для этого проезжую часть, 15% автомобилей осуществляют стоянку полностью на тротуаре. Особенно это относится к району Центрального торгового комплекса <адрес>.
На протяжении длительного периода времени в администрацию муниципального образования <адрес> поступали обращения и жалобы жителей города о невозможности проезда по <адрес> и <адрес> из причин обращений являлись заторовые ситуации на улицах, прилегающих к территории <адрес> торгового комплекса. Нарушение правил стоянки создавали препятствия для проезда других транспортных средств, в том числе транспортных средств экстренных служб, что привело к увеличению количеств ДТП, в том числе с участием пешеходов.
С целью оздоровления ситуации на улично-дорожной сети в <адрес>, обеспечения безопасности жизни и здоровья жителей и гостей города, снижения количества дорожно-транспортных происшествий, администрацией муниципального образования <адрес> было принято решение об упорядочении дорожного движения на участках <адрес> от <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ администрацией муниципального образования <адрес> совместно с представителями прокуратуры <адрес> был организован сход граждан с участием предпринимателей ТЦ «Центральный», по результатам которого было принято решение об организации платного парковочного пространства по <адрес> (от <адрес> до <адрес>).
Согласно ст. 7 Федерального закона № 443 –ФЗ от 29.12.2007 г. «Об организации дорожного движения в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов и городских поселений в области организации дорожного движения относятся: организация и мониторинг дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования местного значения; ведение реестра парковок общего пользования на автомобильных дорогах общего пользования местного значения; установка, замена, демонтаж и содержание технических средств организации дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования местного значения; осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом к полномочиям органов местного самоуправления.
В соответствии со ст. 13 ч.5 Федерального закона № 443 –ФЗ от 29.12.2007г. «Об организации дорожного движения в Российской Федерации» территория, на которой организована платная парковка, должна быть обозначена дорожными знаками и дорожной разметкой, оборудована автоматизированной системой оплаты в наличной или безналичной форме в соответствии с проектом организации дорожного движения.
Все парковки, организованные на территории муниципального образования, обустраиваются согласно разработанных схем организации дорожного движения, согласованных с контролирующими дорожными службами и утвержденными на комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения.
Основными задачами организации платных парковок являются: снижение количества нарушений правил парковки на улично-дорожной сети города; повышение скорости движения на улично-дорожной сети города; снижение заторовых ситуаций; увеличение оборачиваемости парковочных мест; увеличение финансовых поступлений в муниципальный дорожный фонд для улучшения качества дорог муниципалитета; снижение количества ДТП; обеспечение беспрепятственного проезда транспортных средств экстренных оперативных служб.
Администрацией муниципального образования <адрес> в целях обеспечения безопасности дорожного движения, жизни и здоровья граждан было принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ № «Об упорядочении и ограничении движения транспорта на участке <адрес>, организации платного парковочного пространства (парковки) на участке <адрес> муниципального образования <адрес>».
Для организации парковки сформирован земельный участок, площадью 1500 кв.м. с кадастровым номером №, разрешенным использованием «для автопарковки перехватывающие (на границе зоны), многоуровневые в т.ч. подземные, для туристических автобусов» по адресу: <адрес>, в районе <адрес> указанном участке установлены шлагбаумы.
Постановлением администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. № утвержден Порядок использования, в том числе на платной основе, парковки (парковочных мест), расположенной на участке <адрес>, въезда и выезда транспорта на участке <адрес>, где ограничено движение транспорта.
В соответствии с п. 1.4 раздела I Порядка использования, в том числе на платной основе, парковки (парковочных мест), расположенной на участке <адрес>, организации платного парковочного пространства (парковки) на участке <адрес>, где ограничено движение транспорта (далее порядок использования парковок), утвержденного постановлением администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №., парковки являются общедоступными, работают круглосуточно.
Согласно п. 3.9.1. п. 3.9. раздела 3 «использование парковки» того же Порядка использования парковок, утвержденного постановлением администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, размещение транспортных средств на машино-местах платных парковок является платным, за исключением бесплатного размещения транспортных средств индивидуальных предпринимателей для проезда к своим предприятиям для погрузки и выгрузки товара, подъездной путь к которым осуществляется только через платное парковочное пространство, - на любых машино-местах платной парковки, за исключением мест для парковки транспортных средств инвалидов, обозначенных соответствующими дорожными знаками и (или) разметкой, где размещение иных транспортных средств запрещено.
В постановление администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. № были внесены изменения постановлениями № от ДД.ММ.ГГГГ. и № от ДД.ММ.ГГГГ., последним утвержден новый порядок создания и использования парковок (парковочных мест).
Согласно новому порядку создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест), установлено, что парковки являются общедоступными, работают круглосуточно (п. 1.4. раздела 1 «общие положения»), резидент после заезда на платное парковочное пространство обязан в течение 15 минут заехать на свою дворовую территорию или покинуть платное парковочное пространство (п. 5.12.1 раздела 5 «использование парковок» приложения).
Все вышеперечисленные постановления администрации муниципального образования <адрес> были опубликованы в средствах массовой информации.
В соответствии с п. 1 ст. 274 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).
Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.
Согласно ч. 1 ст. 23 Земельного кодекса Российской Федерации, сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством, а в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с учетом особенностей, предусмотренных главой V настоящего Кодекса.
Сервитут может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков (публичный сервитут) (ч. 2 ст. 23 ЗК РФ).
Согласно ч. 3 ст. 23 Земельного кодекса Российской Федерации, публичный сервитут может устанавливаться для прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе; размещения на земельном участке межевых знаков, геодезических пунктов государственных геодезических сетей, гравиметрических пунктов, нивелирных пунктов и подъездов к ним; проведения дренажных и мелиоративных работ на земельном участке; забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя; прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок; сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям; использования земельного участка в целях охоты, рыболовства, аквакультуры (рыбоводства); использования земельного участка в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 39.23. Земельного кодекса Российской Федерации, соглашение об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается в случаях, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, и, в частности, в следующих случаях: размещение линейных объектов, сооружений связи, специальных информационных знаков и защитных сооружений, не препятствующих разрешенному использованию земельного участка; проведение изыскательских работ; ведение работ, связанных с пользованием недрами.
Согласно ст. 39.37. Земельного кодекса Российской Федерации, в порядке, предусмотренном настоящей главой, публичный сервитут устанавливается для использования земельных участков и (или) земель в следующих целях: размещение объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд (далее также - инженерные сооружения);складирование строительных и иных материалов, размещение временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы) и (или) строительной техники, которые необходимы для обеспечения строительства, реконструкции, ремонта объектов транспортной инфраструктуры федерального, регионального или местного значения, на срок указанных строительства, реконструкции, ремонта; устройство пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей с железнодорожными путями общего пользования на земельных участках, находящихся в государственной собственности, в границах полос отвода железных дорог, а также устройство пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей с автомобильными дорогами или примыканий автомобильных дорог к другим автомобильным дорогам на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в границах полосы отвода автомобильной дороги; размещение автомобильных дорог и железнодорожных путей в туннелях; проведение инженерных изысканий в целях подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов федерального, регионального или местного значения, проведение инженерных изысканий для строительства, реконструкции указанных объектов, а также сооружений, предусмотренных подпунктом 1 настоящей статьи.
Учитывая, что на земельном участке площадью 1500 кв.м. с кадастровым номером №, разрешенным использованием «для автопарковки перехватывающие (на границе зоны), многоуровневые в т.ч. подземные, для туристических автобусов» по адресу: <адрес>, в районе <адрес>, организована парковка, доступ к объектам недвижимости ФИО1 не ограничен, использование земельного участка ФИО1 осуществляется бесплатно, требование об установлении сервитута не обосновано.
Доводы истца о том, что ответчик причинил нравственные и физические страдания, суд находит несостоятельными, поскольку они не нашли подтверждения в ходе судебного заседания.
Истец воспользовалось гарантированным Конституцией РФ правом на судебную защиту. Отказ в иске, не может расцениваться как основание для компенсации морального вреда.
Моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях прямо предусмотренных законом (ст. 1099 п. 2 ГК РФ).
Согласно ст. 1099 ГК РФ, основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и статьей 151 настоящего Кодекса.
Моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.
Согласно ст. 1100 ГК РФ, компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда: вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности; вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ; вред причинен распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию; в иных случаях, предусмотренных законом.
В соответствии со ст. 1101 ГК РФ, компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
При отсутствии оснований к удовлетворению иска, согласно ст. 98 ГПК РФ, отсутствуют основания для взыскания судебных расходов.
Руководствуясь статями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░1 ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ 1500 ░░.░. ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 100000 (░░░ ░░░░░) ░░░., ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ 20000 (░░░░░░░░ ░░░░░) ░░░. ░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ 300 ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░: ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 25.05.2021 ░.