Дело № 2-322/2013
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(мотивированное решение)
20 августа 2013 года Большемуртинский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего - судьи Демидовой С.Н.,
с участием заместителя прокурора Большемуртинского района Шмелева В.А.,
представителя Администрации поселка Большая Мурта Агеенко Н.Н.,
при секретаре Корольковой Л.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Большемуртинского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации поселка Большая Мурта Большемуртинского района Красноярского края по не организации сбора и вывоза мусора и бытовых отходов,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Большемуртинского района обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации поселка Большая Мурта Большемуртинского района Красноярского края по не организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с территории муниципального образования поселок Большая Мурта.
Свои требования обосновывает тем, что прокуратурой Большемуртинского района проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства в части обращения с отходами в муниципальном образовании поселок Большая Мурта Большемуртинского района.
Проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора администрацией поселка Большая Мурта исполняются не в полном объеме.
Так, в ходе проверки 24 июня 2013 года на территории поселка Большая Мурта Большемуртинского района установлено место несанкционированного складирования отходов, которое расположено около «старого» кладбища на расстоянии 50 м от дома <адрес> п. Большая Мурта Большемуртинского района Красноярского края. В указанном месте складированы в большом количестве мусор, различные бытовые и пищевые отходы.
В соответствии с действующим законодательством, а также Уставом поселка Большая Мурта Большемуртинского района Красноярского края к вопросам местного значения поселка относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Бездействие администрации поселка Большая Мурта в части не организации сбора и вывоза мусора и бытовых отходов является незаконным.
Невыполнение администрацией поселка Большая Мурта обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а также отсутствие регулярной очистки территории муниципального образования от отходов, негативно отражается на состоянии окружающей природной среды, здоровье населения, а также может повлечь за собой возникновение чрезвычайной ситуации. Указанные обстоятельства существенным образом нарушают конституционные права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Просит суд признать незаконным бездействие администрации поселка Большая Мурта Большемуртинского района в части не организации сбора и вывоза мусора и бытовых отходов с территории муниципального образования поселок Большая Мурта на участке местности, который расположен около «старого» кладбища на расстоянии 50 м от дома <адрес> п. Большая Мурта Большемуртинского района Красноярского края и обязать администрацию поселка Большая Мурта Большемуртинского района в течение одного месяца с момента вступления решения в законную силу организовать сбор и вывоз мусора и бытовых отходов с территории муниципального образования поселка Большая Мурта Большемуртинского района Красноярского края на участке местности около «старого» кладбища на расстоянии 50 м от дома <адрес> п. Большая Мурта Большемуртинского района Красноярского края.
В судебном заседании заместитель прокурора Шмелев В.А. поддержал заявленные требования, обосновывая их вышеизложенными обстоятельствами.
Представитель Администрации поселка Большая Мурта Агеенко Н.Н. в судебном заседании требования прокурора признал, пояснил, что администрация приняла меры к организации вывоза бытовых отходов и мусора с указанного участка. В настоящее время мусор вывезен, участок рекультивирован.
Выслушав заместителя прокурора Шмелева В.А., представителя администрации поселка Большая Мурта Агеенко Н.Н., исследовав письменные материалы дела, суд находит заявленные требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению в части.
Статья вторая Конституции Российской Федерации гарантирует, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Права граждан имеют приоритетное значение по отношению к другим социальным ценностям в государстве. Статьей 42 Конституции закреплено право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии с частями 1, 2 ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года № 7-ФЗ отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 № 52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ч. 5 ст. 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 № 89-ФЗ запрещается захоронение отходов на территориях городских и других поселений, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Согласно ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 № 89-ФЗ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.
Пунктом 18 части 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.
Из предоставленного акта проверки от 24 июня 2012 года следует, что в ходе проверки на территории поселка Большая Мурта Большемуртинского района установлено место несанкционированного складирования отходов, которое расположено около «старого» кладбища в 50 м от дома № <адрес> п. Большая Мурта Большемуртинского района Красноярского края. В ходе осмотра свалки установлено, что в указанном месте складированы в большом количестве мусор, различные строительные и бытовые отходы. В ходе осмотра несанкционированной свалки применялась фотосъемка, расположение свалки зафиксировано на схеме.
Представитель Администрации поселка Большая Мурта представил суду муниципальные контракты № 2 от 20 марта 2013 года и № 7 от 26 июля 2013 года, заключенные между Администрацией поселка Большая Мурта и ООО «ОКК» на выполнение работ по благоустройству поселка Большая Мурта, и фотографии вышеуказанного участка местности. Указанными доказательствами подтверждается, что до рассмотрения заявления судом, Администрация поселка Большая Мурта организовала вывоз мусора с вышеуказанного участка, в связи с чем требования о возложении обязанности по организации и вывозу мусора с указанного участка удовлетворению не подлежат, как исполненные добровольно.
Судом установлено, что ответчиком не исполнялись надлежащим образом обязанности по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора, что повлекло возникновение несанкционированной свалки, чем нарушены права и законные интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. Поскольку участок, на котором расположена свалка, находится на территории муниципального образования поселка Большая Мурта, в связи, с чем организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на этом участке относится к обязанности органов местного самоуправления, бездействие Администрации поселка Большая Мурта незаконно.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление прокурора Большемуртинского района Красноярского края удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации поселка Большая Мурта Большемуртинского района в части не организации сбора и вывоза мусора и бытовых отходов с территории муниципального образования поселок Большая Мурта на участке местност, расположенном около «старого» кладбища в 50 м от дома <адрес> п. Большая Мурта Большемуртинского района Красноярского края.
В удовлетворении остальной части требований прокурора Большемуртинского района отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Большемуртинский районный суд в апелляционном порядке в течение месяца.
Судья С.Н. Демидова
Решение изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.