Решение по делу № 2-59/2014 (2-1616/2013;) ~ М-1609/2013 от 12.12.2013

Дело № 2-59/2014 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 января 2014 года Лысьвенский городской суд Пермского края в составе судьи Шадриной Т.В., при секретаре Аксёновой А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Лысьве гражданское дело по Администрации <адрес> к отделу ССП по <адрес> УФССП по <адрес> об освобождении от взыскания исполнительского сбора,

установил:

Администрации <адрес> обратилась в суд с иском к отделу ССП по <адрес> УФССП по <адрес> об освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление Федеральной Службы судебных приставов по <адрес>, в качестве 3/лица – ФИО2

В исковом заявлении представитель Администрации <адрес> указал, что решением Лысьвенского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ на Администрацию <адрес> возложена обязанность за счет средств, выделяемых <адрес>, предоставить ФИО2 во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, пригодное для проживания, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее установленной нормы предоставления в 33 кв.м. в черте <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес администрации <адрес> поступило Постановление судебного пристава-исполнителя ОСП <адрес> УФССП по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ б/н о взыскании исполнительского сбора в размере <данные изъяты> рублей, в связи неисполнением решения суда в 5-дневный срок с момента получения постановления о возбуждении исполнительного производства не исполнен без уважительных причин. Считает, что оснований для признания причин неисполнения решения суда неуважительными не имеется, поскольку все действия по предоставлению жилых площадей указанным категориям граждан осуществляются органами местного самоуправления после получения денежных средств из бюджета <адрес>. Распоряжениями <адрес> ежеквартально производится распределение средств бюджета <адрес> на приобретение жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с соглашением от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении субвенций из регионального фонда компенсаций на выполнение государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями Комитет имущественных отношений администрации <адрес> является главным распорядителем денежных средств на выполнение отдельных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и имеющих право на обеспечение жилым помещением путем предоставления детям-сиротам жилого помещения по договору социального найма либо выплат на приобретение жилого помещения. С момента вынесения судебного решения от ДД.ММ.ГГГГ Администрация <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ проводила открытые аукционы на приобретение в муниципальную собственность квартир, выходила с предложениями в агентства недвижимости о готовности приобретения жилых помещений (квартир) для детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, однако каких-либо предложений не поступало. Основная масса квартир на территории <адрес>, порядка 90%, «хрущевской» планировки, имеющих площадь 29-31 кв.м. Квартиры площадью не менее 33 кв.м встречаются в домах «улучшенной планировки» либо в очень старых двухэтажных домах с примерной стоимостью квартиры 850 000 - 1 000 000 рублей. Субвенции на приобретение жилого помещения для ФИО2 в Комитет имущественных отношений в сумме 762 597 рублей поступили из регионального фонда компенсаций на выполнение государственных полномочий по обеспечению детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, ДД.ММ.ГГГГ Администрация <адрес> как должник не уклоняется от исполнения и объективно не может в пятидневный срок исполнить требование исполнительного документа о предоставлении жилого помещения, поскольку предоставление жилья осуществляется по договорам социального найма, приобретение жилья осуществляется за счет средств краевого бюджета. Процедура выделения денежных средств на приобретение жилья и приобретение жилья регламентируется нормативно-правовыми актами, имеющими определенный порядок исполнения, который не может быть реализован в течение пяти дней. Поскольку одним из оснований для взыскания исполнительского сбора является отсутствие у должника уважительных причин для такого неисполнения, соответственно при наличии уважительных причин должник не может быть подвергнут взысканию. Считает, что длительный порядок предоставления жилого помещения является уважительной причиной и не зависит от должника. В настоящее время жилое помещение для ФИО2 приобретено, ДД.ММ.ГГГГ с ним заключен договор социального найма. В связи с чем, просят освободить администрацию <адрес> от взыскания исполнительского сбора в размере <данные изъяты> рублей.

В судебное заседание представитель администрации <адрес> не явился, просили о рассмотрении дела в их отсутствие, на заявленных требованиях настаивают.

Судебный пристав-исполнитель отдела ССП по <адрес> УФССП по <адрес> ФИО4 в судебное заседание не явилась. В отзыве просила о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Представитель Управления Федеральной Службы судебных приставов по <адрес> в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Третье лицо ФИО2 в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения извещен по последнему известному месту жительства.

Исследовав материалы дела, суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.

В соответствии с частями 2 и 3 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Неисполнение судебного постановления, а равно иное проявление неуважения к суду влечет за собой ответственность, предусмотренную федеральным законом.

В соответствии со ст. 112 Федерального закона РФ от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина устанавливается в размере пятисот рублей, с должника-организации - пяти тысяч рублей.

Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи.

При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

В соответствии с ч. 1 ст. 401 ГК РФ, лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

В Жилищном кодексе РФ отсутствуют нормы, предусматривающие ответственность за нарушение обязательства по предоставлению жилых помещений гражданам по договору социального найма.

По смыслу ст. 7 ЖК РФ, в случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, применяются нормы гражданского или иного законодательства, прямо регулирующие такие отношения.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года N 13-П "По делу о проверке конституционности положений подпункта 7 пункта 1 статьи 7, пункта 1 статьи 77 и пункта 1 статьи 81 Федерального закона "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства, которые представляют собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

В том же Постановлении Конституционный Суд РФ указал, что должнику должна быть обеспечена возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа может быть вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности.

Из материалов дела следует, что решением Лысьвенского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ на Администрацию <адрес> возложена обязанность за счет средств, выделяемых Правительством <адрес> и предусмотренных на эти цели в бюджете <адрес>, предоставить ФИО2 во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, пригодное для проживания, отвечающее санитарным и техническим требованиям общей площадью не менее установленной нормы предоставления в 33 кв.м. в черте <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ Лысьвенским судом выдан исполнительный лист для исполнения данного решения. ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем возбуждено исполнительное производство в отношении должника – администрации <адрес>. Должнику в лице администрации <адрес> предоставлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа с момента получения постановления, должник предупрежден о том, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере не менее <данные изъяты> рублей.

Согласно постановлению судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора от 17.06.2013г. с должника – администрации муниципального образования <адрес> взыскан исполнительский сбор в размере <данные изъяты> рублей за неисполнение без уважительных причин исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения. Копия постановления получена должником 01.08.2013 года (л.д.5).

Принимая решение об удовлетворении требований об освобождении от взыскания исполнительского сбора, суд учитывает наличие доказательств, свидетельствующих об отсутствии вины администрации <адрес> в неисполнении требований исполнительного документа и о наличии таких причин неисполнения, которые предоставляют истцу основания для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что при своевременном получении постановления о возбуждении исполнительного производства, содержащего требование об исполнении требований исполнительного документа, и наличии информации о сроке исполнения обязательства должник в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, не имел реальной возможности исполнить требования, содержащиеся в исполнительном документе.

Судом установлено, что денежные средства на приобретение жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в силу ст. 85 Бюджетного кодекса РФ и п. 14.2 ч.2 ст. 26.3 Федерального закона РФ от 06.09.1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" перечисляются в виде субвенций из бюджета <адрес> органам местного самоуправления.

При этом из содержания статей 5 и 6 Закона Пермского края от 27.04.2012 № 31-ПК "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственным полномочием по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения" следует, что такие субвенции являются единственным источником финансового обеспечения осуществления органами местного самоуправления переданного государственного полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилой площадью.

В соответствии с разделом 3 Положения о порядке обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, утвержденного Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ установлен порядок приобретения жилых помещений в муниципальную собственность с целью дальнейшего их предоставления по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Согласно данному порядку приобретение жилых помещений в муниципальную собственность осуществляется путем проведения процедур размещения заказа на право заключения муниципального контракта (договора купли-продажи) с победителем конкурсных торгов; путем публикации извещения в средствах массовой информации о приобретении жилого помещения по рыночной стоимости, на основании отчета об оценке рыночной стоимости жилого помещения, составленного в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". На основании решения комиссии о приобретении жилых помещений комитет имущественных отношений администрации <адрес> подает объявление в средства массовой информации о приобретении жилого помещения; осуществляет подбор жилых помещений в соответствии с требуемой площадью и стоимостью жилого помещения и представляет информацию в комиссию; комиссия осуществляет осмотр жилого помещения с последующим составлением акта осмотра жилого помещения и выносит соответствующее решение; комитет на основании решения комиссии о соответствии жилого помещения санитарным и техническим требованиям запрашивает у Продавца жилого помещения документы, подтверждающие право владения жилым помещением и отчет об оценке рыночной стоимости жилого помещения; комитет готовит проект договора купли-продажи жилого помещения, направляет его на подпись главе <адрес> и продавцу; в течение семи рабочих дней после подписания договора купли-продажи комитет регистрирует право собственности за муниципальным образованием "<адрес>" в Управлении Росреестра по <адрес>; в течение трех рабочих дней после оформления права муниципальной собственности комитет принимает жилое помещение по акту приема-передачи; представляет в финансовое управление администрации <адрес> на оплату денежных средств по договору купли-продажи необходимые для этого документы. Финансовое управление администрации <адрес> в течение десяти рабочих дней на основании представленных документов перечисляет денежные средства продавцу жилого помещения. На основании свидетельства о государственной регистрации права муниципальной собственности комитет включает жилое помещение в состав казны Единого реестра муниципальной собственности муниципального образования "<адрес>".

Учитывая вышеприведенные правила организации приобретения жилья для лиц из числа детей-сирот, а также то, что жилое помещение в соответствии с решением суда должно быть предоставлено за счет средств выделяемых Правительством <адрес> и предусмотренных на эти цели в бюджете <адрес>, суд находит обоснованными доводы представителя Администрации <адрес>, о том, что исполнение решения суда о предоставлении жилого помещения лицу из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, зависит не только от действий Администрации <адрес>, но и от действий уполномоченных органов исполнительной власти субъекта РФ по предоставлению денежных средств, в связи с чем решение суда изначально не могло быть исполнено в пятидневный срок в связи с обстоятельствами, не зависящими от должника

В соответствии с бюджетным процессом произвольное расходование бюджетных средств не допускается. При отсутствии свободных жилых помещений и отсутствии в бюджете денежных средств, предназначенных на эти цели, Администрация <адрес> не могла произвольно приобрести жилое помещение для ФИО2. по исполнительному производству, затратив средства из других статей бюджета.

Судом установлено, что денежные средства из бюджета <адрес> были перечислены администрации <адрес> лишь 21.03.2013, то есть после истечения срока, установленного для добровольного исполнения решения суда, после получения финансовых средств, Администрацией <адрес> предпринимались меры по исполнению решения суда, в частности публиковались объявления о необходимости приобретения жилых помещений, направлялись письма к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим посреднические услуги на рынке купли-продажи жилья. Однако принятые истцом меры не привели к реальному приобретению жилых помещений ввиду отсутствия на рынке жилья <адрес> жилых помещений, отвечающих требованиям, установленным в решении суда.

Как следует из материалов исполнительного производства, о ходе исполнения решения суда Администрация <адрес> извещала судебного пристава-исполнителя надлежащим образом.

Оценив представленные сторонами доказательства, руководствуясь статьями 6, 14, 30, 38, 112 Федерального закона об исполнительном производстве, а также принимая во внимание отсутствие доказательств уклонения должника от исполнения требований исполнительного документа, суд с учетом конкретных обстоятельств спора приходит к выводу о наличии у администрации <адрес> уважительных причин, повлекших пропуск срока на добровольное исполнение требований исполнительного документа, и, следовательно, об отсутствии оснований для взыскания с должника исполнительского сбора.

При таких обстоятельствах, суд считает возможным освободить истца от взыскания исполнительского сбора, поскольку материалами дела подтверждено, что истец проявил необходимую степень заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, принял меры для надлежащего исполнения своего обязательства, установленного решением суда.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ, суд

    

РЕШИЛ:

Исковые требования администрации <адрес> удовлетворить.

Освободить администрацию <адрес> от взыскания исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по г. Лысьве Управления федеральной службы судебных приставов по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительского сбора в размере <данные изъяты> рублей по исполнительному производству о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения ФИО2.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Лысьвенский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья (подпись)

Верно. Судья

2-59/2014 (2-1616/2013;) ~ М-1609/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Администрация г.Лысьвы в интересах
Ответчики
Отдел судебных приставов по г.Лысьве УФССП по Пермскому краю
Другие
Лысьвенский городской прокурор
Суд
Лысьвенский городской суд Пермского края
Судья
Шадрина Татьяна Владимировна
Дело на странице суда
lysva--perm.sudrf.ru
12.12.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.12.2013Передача материалов судье
13.12.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.12.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.12.2013Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.01.2014Судебное заседание
14.01.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.01.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.02.2015Дело оформлено
10.02.2015Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее