РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 июня 2020 года г. Раменское
Раменский городской суд Московской области в составе:
Председательствующего судьи Аладина Д.А.
при секретаре Федоровой К.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3403/2020 по иску Поликутина К. В. к Администрации городского округа Бронницы Московской области об обязании за плату передать земельный участок,-
установил:
Истец Поликутин К.В., уменьшив размер исковых требований, обратился в суд с иском об обязании Администрацию городского округа Бронницы Московской области заключить договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером <номер> в собственность за плату без проведения торгов и направить Поликутину К.В. проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером <номер>, установив выкупную стоимость земельного участка, равном 15% от его кадастровой стоимости.
В обоснование заявленных требований ссылается на то, что является собственником следующих объектов недвижимости: нежилого здания с кадастровым номером <номер>, площадью 64,4 кв.м.: нежилого здания с кадастровым номером <номер>, площадью 864,4 кв.м., расположенных на указанном земельном участке. В <дата>. он обратился в Администрацию городского округа Бронницы Московской области с заявлением о предоставлении в собственность за плату без проведения торгов вышеупомянутого земельного участка и получил отказ от <дата>. в котором было указано, в числе прочего на регистрацию права без разрешения на строительство, испрашиваемый земельный участок ограничен в обороте.
Представитель истца в судебном заседании требования поддержал и просил их удовлетворить.
Ответчик – Администрация городского округа Бронницы Московской области в лице представителя по доверенности возражала против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Третье лицо Министерство имущественных отношений Московской области в судебное заседание представителя не выделили, извещены.
Третье лицо ФКУ «Федеральное управление автомобильных дорог» «Центральная Россия» Федерального дорожного агентства» в лице представителя по доверенности явился, решение оставил на усмотрение суда.
Суд, выслушав стороны, проверив материалы дела, находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, что Поликутин К.В. на основании решения Раменского городского суда от <дата> вступившего в законную силу <дата>., является собственником нежилого здания с кадастровым номером <номер>, площадью 864,4 кв.м., а также собственником нежилого здания с кадастровым номером <номер>, площадью 64,4 кв.м., расположенных на земельном участке с кадастровым номером <номер> общей площадью 11888 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под размещение завода по изготовлению газового оборудования, по адресу: <адрес> (л.д.10-12).
Реализуя право, предусмотренное ст. 39.20 ЗК РФ (в действующей редакции), истец обратился к ответчику с заявлением о передаче земельного участка в собственность без проведения торгов, но получил отказ с указанием на невозможность предоставления земельного участка, ввиду следующего: недостижение цели, для которой земельный участок был предоставлен; право на объект недвижимости «нежилое здание» зарегистрировано без разрешения на строительство; площадь объектов капитального строительства, расположенных на земельном участке, меньше 10% площади земельного участка; испрашиваемый земельный участок ограничен в обороте. Поскольку полагает, что отказ незаконный, обратился в суд с исковым заявлением об обязании передать земельный участок в собственность.
Одним из принципов земельного законодательства является принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами (подпункт 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 3 ст. 3 ЗК РФ имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) одним из принципов земельного законодательства является платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 6 части 2 статьи 39.3 Земельного кодекса предусмотрено, что без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 данного Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 39.20 упомянутого кодекса, если иное не установлено названной статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации установлен порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов; подпунктом 3 пункта 5 названной статьи предусмотрено, что в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает его, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 названного кодекса, каждое из которых является самостоятельным основанием для принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка.
Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, перечисленных в статье 39.16 Земельного кодекса (пункт 3).
В соответствии со ст. 37 ЗК РФ объектом купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет.
В судебном заседании установлено, что спорный земельный участок с кадастровым номером <номер>, общей площадью 11888, расположенный по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под размещение завода по изготовлению газового оборудования прошел кадастровый учет, границы определены в соответствии с требованиями закона.
Как усматривается из договора аренды земельного участка от <дата>. <номер> Муниципальное образование «городской округ Бронницы» заключил с ООО «Новые Технологии» договор по условиям которого, предоставил в аренду земельный участок с кадастровым номером <номер>, общей площадью 11888, расположенный по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под размещение завода по изготовлению газового оборудования сроком по <дата>г. <дата>г. между ООО «Новые Технологии» и Поликутиным К.В. было заключено соглашение переуступки прав и обязанностей по упомянутому договору аренды земельного участка.
Согласно пункту 6 статьи 39.16 и абзацу второму пункта 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации изъятый из оборота или ограниченный в обороте земельный участок не предоставляется в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Пунктом 5 статьи 27 поименованного кодекса установлен перечень ограниченных в обороте находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, к которым относятся участки в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в пункте 4 той же статьи (подпункт 1).
В соответствии с ч. 4 ст. 27 Земельного кодекса РФ из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами:
1) государственными природными заповедниками и национальными парками (за исключением случаев, предусмотренных статьей 95 настоящего Кодекса);
2) зданиями, сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы (за исключением случаев, установленных федеральными законами);
3) зданиями, сооружениями, в которых размещены военные суды;
4) объектами организаций федеральной службы безопасности;
5) объектами организаций органов государственной охраны;
6) объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ;
7) объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования;
8) объектами учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний;
9) воинскими и гражданскими захоронениями;
10) инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации.
В силу ч. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки:
1) в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в пункте 4 настоящей статьи;
2) из состава земель лесного фонда;
3) в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности;
4) занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками;
5) предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд и не указанные в пункте 4 настоящей статьи;
6) не указанные в пункте 4 настоящей статьи в границах закрытых административно-территориальных образований;
7) предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации (далее также - размещение) объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, воздушного транспорта, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а также автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения;
9) занятые объектами космической инфраструктуры;
10) расположенные под объектами гидротехнических сооружений;
11) предоставленные для производства ядовитых веществ, наркотических средств;
12) загрязненные опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшиеся биогенному загрязнению, иные подвергшиеся деградации земли;
13) расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд;
14) в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Часть 8 ст. 27 Земельного кодекса РФ запрещает приватизацию земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования.
В силу ч.1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства на которые она ссылается как на оснований своих требований и возражений.
В кадастровом паспорте земельного участка сведения о его резервировании для государственных и муниципальных нужд отсутствуют.
Более того, согласно письма адресованного главе городского округа Бронницы <номер> от <дата>. транспортная развязка на участке пересечения автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-5 «Урал» и Московского малого кольца А-107 построена и введена в эксплуатацию <дата>г.
Ответчиком в силу ст. 56 ГПК РФ не представлены доказательства, свидетельствующие о невозможности передачи спорного земельного участка в собственность в связи с его ограничением в обороте, в связи с его резервированием для муниципальных нужд.
Из заключения кадастрового инженера Микитина С.В. следует, что процент застройки земельного участка производственной территории соответствует нормативам градостроительного проектирования городского округа Бронницы Московской области, утверждёнными решением совета депутатов городского округа Бронницы Московской области от <дата>. <номер>. Расчетные показатели интенсивности использования производственных территорий для производственных объектов иных видов производства составляет не более 45%. Процент застройки земельного участка с кадастровым номером <номер> под размещение завода по изготовлению газового оборудования по сведениям ЕГРН составляет 8,0 %. Данный процент соответствует градостроительным требованиям правил землепользования и застройки, утвержденным советом депутатов городского округа Бронницы Московской области решением <номер> от <дата>. Общая площадь земельного участка и находящихся на нем зданий и сооружений с учетом санитарно-защитных зон и подземных инженерных коммуникаций соразмерны и данная площадь земельного участка необходима для дальнейшей эксплуатации здания склада готовых изделий. На земельном участке также расположены строения вспомогательного использования сведения о которых отсутствуют в ЕГРН и могут быть зарегистрированы без получения разрешения на строительство.
В соответствии с 39.4 ЗК РФ при заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка, если иное не установлено федеральными законами, определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
Постановлением Правительства Московской области от <дата> <номер> «Об установлении цены продажи земельных участков, находящихся в собственности Московской области или государственная собственность на которые не разграничена, гражданам и юридическим лицам, имеющим в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на таких земельных участках» утвержден порядок определения стоимости земельного участка для заключения договора купли-продажи.
Суд, дав оценку собранным по делу доказательствам в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, с учетом требований закона, приходит к выводу, что, что сам факт имелось ли разрешение на ввод объекта в эксплуатацию или нет для решения вопроса о праве выкупа земельного участка без проведения торгов не имеет юридического значения в силу норм ГК РФ, ЗК РФ, поскольку право собственности истца на здание, расположенного на спорном земельном участке возникло на основании судебного акта (ст. 8 ГК РФ) и следовательно имеются основания для удовлетворения заявленных истцом требований.
Руководствуясь ст.ст. со ст. 12 ГК РФ, ст.ст. 37,39.1, 39.4, 39.20 ЗК РФ, ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования удовлетворить.
Обязать Администрацию городского округа Бронницы Московской области заключить договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером <номер> в собственность за плату без проведения торгов и направить Поликутину К. В. проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером <номер> установив выкупную стоимость земельного участка, равном 15% от его кадастровой стоимости.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Раменский городской суд Московской области в течение месяца со дня вынесения.
В окончательной форме решение изготовлено 03.06.2020г.
Председательствующий судья: