Судья: Теркулов Х.А. Дело № 33а-16070/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:
в составе: председательствующего Курлаевой И.В.,
судей Соколовой Н.М., Цыцаркиной С.И.,
при помощнике судьи Жуковой Л.П.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 13 июля 2020 года апелляционную жалобу Бычкова В. Ю., Тарасова А. Г. на решение Солнечногорского городского суда Московской области от 10 октября 2019 года по административному делу по административному исковому заявлению Бычкова В. Ю., Тарасова А. Г. к администрации городского округа Солнечногорск Московской области о признании действий и бездействий незаконными, обязании ответчика совершить действия.
Заслушав доклад судьи Курлаевой И.В.,
объяснения представителя административных истцов – Сальниковой О.В.,
установила:
Бычков В.Ю., Тарасов А.Г., с учетом уточнения заявленных требований, обратились в суд с административным иском к администрации городского округа Солнечногорск Московской области о признании незаконными действий заместителя начальника Управления архитектуры и строительства администрации городского округа Солнечногорск Московской области Мариничевой Е.В. по принятию решения о направлении в адрес Бычкова В.Ю. уведомления № Р001-1463127080-25945399 от 05.07.2019 года о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта ИЖС или СД параметров объекта ИЖС или СД установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта ИЖС или СД на земельном участке; признании незаконным бездействия заместителя начальника Управления архитектуры и строительства администрации городского округа Солнечногорск Московской области Мариничевой Е.В., выразившемся в неприятии решения по уведомлению о планируемом строительстве № Р001-1463127080-25945399 от 05.07.2019 года и не направлении такого решения в адрес Тарасова А.Г. В качестве способа восстановления нарушенного права просили возложить обязанность на администрацию городского округа Солнечногорск на основании полученного от Бычкова В.Ю. и Тарасова А.Г. уведомления о планируемом строительстве и реконструкции объекта индивидуального строительства объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома от 01.07.2019 года № Р001-1463127080-25945399 направить в адрес каждого из заявителей уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.
Требования мотивировали тем, что 01.07.2019 года обратились к ответчику с уведомлением о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального строительства ил садового дома на земельном участке с кадастровым номером 50:09:0000000:191372, расположенном по адресу: Московская область, Солнечногорский район, г.п. Поварово, в районе д. Дудкино. 05.07.2019 года истцами получено уведомление о недопустимости размещения объектов на земельном участке, поскольку участок находится в зоне сельскохозяйственных угодий, на которых строительство запрещено. Административные истцы полагают данное решение незаконным, поскольку указанный земельный участок образован из земельного участка с кадастровым номером 50:09:0050626:62, который был поставлен на кадастровый учет в 2009 году с видом разрешенного использования – для дачного строительства.
Решением Солнечногорского городского суда Московской области от 10 октября 2019 года в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе Бычков В.Ю. и Тарасов А.Г.просят об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, неверное установление судом юридически значимых обстоятельств.
Заслушав объяснения представителя административных истцов – Сальниковой О.В., проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из материалов дела следует, что административный истцы являются собственниками земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>.м, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для дачного строительства, расположенного по адресу: Московская область, Солнечногорский район, г.п. Поварово, в районе д. Дудкино.
01.07.2019 года Бычков В.Ю. обратился в администрацию городского округа Солнечногорск Московской области с уведомлением о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на указанном выше земельном участке.
Уведомлением от 05.07.2019 года № Р001-1463127080-25945399 уполномоченный орган сообщил заявителю о недопустимости размещения объекта ИЖС или садового дома на земельном участке, поскольку согласно Правилам землепользования и застройки территории (части территории) городского поселения Поварово Солнечногорского муниципального района Московской области, утвержденным решением Совета депутатов Солнечногорского муниципального района Московской области от 29.12.2017 года № 446/66, участок расположен в зоне сельскохозяйственных угодий – СХ-1, которая установлена для закрепления территорий сельскохозяйственных угодий, поскольку данный вид назначения земель в составе земель сельскохозяйственного назначения имеет приоритет в использовании и подлежит особой охране и не предназначена для размещения (строительства_ объектов индивидуального жилищного строительства и (или) садовых домов.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции исходил из того, что уведомление от 01.07.2019 года рассмотрено в установленном законом порядке и сроки с принятием соответствующего акта и направления его заявителю. Также исходил из того, что обжалуемое решение административного ответчика принято в рамках предоставленной ему законом компетенции, порядок принятия оспариваемого решения соблюден, основания для принятия указанного решения имелись, содержание решения соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции.
В соответствии со статьей 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее также - уведомление о планируемом строительстве).
Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве, за исключением случая, предусмотренного частью 8 настоящей статьи: 1) проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации; 2) направляет застройщику уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке (ч. 7 ст. 51.1 ГрК РФ).
В силу части 10 статьи 51.1 ГрК РФ уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке направляется застройщику только в случае, если:
1) указанные в уведомлении о планируемом строительстве параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве;
2) размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве;
3) уведомление о планируемом строительстве подано или направлено лицом, не являющимся застройщиком в связи с отсутствием у него прав на земельный участок;
4) в срок, указанный в части 9 настоящей статьи, от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, поступило уведомление о несоответствии описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.
Из материалов дела следует, что уведомление административного истца Бычкова В.Ю., поданное 01.07.2019 года, было рассмотрено уполномоченным должностным лицом административного ответчика, в установленные ч. 7 ст. 51.1 ГрК РФ сроки.
Доводы стороны административных истцов о допущенном заместителем начальника Управления архитектуры и строительства администрации городского округа Солнечногорск Московской области Мариничевой Е.В. бездействия по рассмотрению уведомления Тарасова А.Г. и направлении в его адрес принятого решения по уведомлению, судебной коллегией отклоняется.
Как следует из представленного в материалы дела уведомления от 01.07.2019 года о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, оно подписано только административным истцом Бычковым В.Ю. Подпись Тарасова А.Г. в уведомлении отсутствует.
При таких обстоятельствах, должностное лицо органа местного самоуправления правомерно исходило из того, что уведомление подано одним из застройщиков – административным истцом Бычковым В.Ю., в связи с чем обоснованно направило уведомление о несоответствии от 05.07.2019 года только в адрес последнего.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
По смыслу статей 1 и 7 ЗК РФ, земельные участки должны использоваться в соответствии с установленным для них целевым назначением.
В пункте 1 статьи 7 ЗК РФ определено, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
Согласно пункту 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, а также применительно к территориям, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности соответствующей территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения.
Пунктом 3 статьи 85 ЗК РФ установлено, что градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
В соответствии с пунктом 1 статьи 37 ГрК РФ разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (пункт 2 статьи 37 ГрК РФ).
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 1 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Согласно пункту 1 статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
Пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации закреплено, что правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Градостроительный кодекс Российской Федерации определяет градостроительное зонирование как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. В данных регламентах указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны. Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами (пункт 6 статьи 1, пункт 3 части 2 и пункт 1 части 6 статьи 30, части 1 и 6 статьи 36, часть 5 статьи 37).
Таким образом, для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются, вследствие этого они не могут быть изменены. Запрет на установление градостроительного регламента исключает возможность использования указанных земель для застройки и последующей эксплуатации объектов строительства, а также применение порядка принятия решений об изменении вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предусмотренного пунктом 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
Иного федерального закона, регламентирующего использование земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются и определяется порядок проведения зонирования территорий, не имеется, что означает невозможность изменения вида разрешенного использования земельных участков сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения и действие принципа сохранения целевого использования данных земельных участков, закрепленного подпунктом 1 пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Таким образом, до принятия специального законодательства о зонировании территорий для сельскохозяйственных угодий установлен особый правовой режим, имеющий целью охрану указанных земель и недопущение выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота, осуществления их застройки.
Кроме того, согласно Правилам землепользования и застройки территории (части территории) городского поселения Поварово Солнечногорского муниципального района Московской области, утвержденным решением Совета депутатов Солнечногорского муниципального района Московской области от 29.12.2017 года № 446/66, земельный участок административных истцов расположен в зоне сельскохозяйственных угодий – СХ-1, которая установлена для закрепления территорий сельскохозяйственных угодий, поскольку данный вид назначения земель в составе земель сельскохозяйственного назначения имеет приоритет в использовании и подлежит особой охране и не предназначена для размещения (строительства_ объектов индивидуального жилищного строительства и (или) садовых домов.
По смыслу п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд принимает решение о признании оспариваемого решения, действий (бездействия) недействительными при одновременном наличии двух условий: противоречии их закону и нарушении прав и законных интересов административного истца. При этом суд проверяет законность оспариваемых решений, действий (бездействия) на момент их совершения, издания, принятия.
Направляя в адрес административного истца Бычкова В.Ю. уведомление о недопустимости размещения объекта ИЖС или садового дома на земельном участке, заместитель начальника Управления архитектуры и строительства администрации городского округа Солнечногорск Московской области Мариничева Е.В. действовала в соответствии с приведенными выше требованиями действующего законодательства.
Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований для отмены судебного акта, не опровергают выводы суда, а выражают несогласие с ними, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования суда и оцененных им по правилам статьи 84 КАС РФ.
Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства. Выводы суда первой инстанции соответствуют установленным обстоятельствам. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену судебного решения, судом не допущено.
Предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены судебного решения судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Солнечногорского городского суда Московской области от 10 октября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Бычкова В.Ю., Тарасова А.Г. – без удовлетворения.
Кассационная жалоба (представление) может быть подана в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи