РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Иркутск 29 августа 2016 г.
Кировский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Луст О.В., при секретаре Иваниловой В.Г.,
с участием истца Алексанян А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению Алексанян А.В. к Управлению пенсионного фонда России в Правобережном и Октябрьском округах г. Иркутска об установлении факта принятия наследства, признании права на наследственное имущество,
УСТАНОВИЛ:
Алексанян А.В. обратилась в суд с исковым заявлением к Управлению пенсионного фонда России в Правобережном и Октябрьском округах г. Иркутска об установлении факта принятия наследства, признании права на наследственное имущество, состоящее в виде неполученной пенсии.
В обоснование заявленных исковых требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ умерла ее мать, Алексанян С.А., она является наследником первой очереди к имуществу умершей. С заявлением о принятии наследственного имущества к нотариусу не обращалась, поскольку на момент смерти матери принадлежало только движимое имущество, которое хранилось в ее квартире, и которым она продолжает пользоваться. В июле 2016 г. ей стало известно о том, что Алексанян С.А. в связи со смертью не получила пенсию за сентябрь 2015 г. На момент смерти мамы она проживала вместе с ней, после смерти она стала пользоваться принадлежащими ей вещами, а именно: мебелью, посудой, постельным бельем и т.д.
Просит суд установить факт принятия наследства после смерти Алексанян С.А., умершей ДД.ММ.ГГГГ, признать за ней право на наследственное имущество в виде неполученной пенсии за сентябрь 2015 г.
В судебном заседании истица Алексанян А.В. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении, настаивала на их удовлетворении.
В судебное заседание представитель ответчика - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ) в Правобережном и Октябрьском округах г. Иркутска Леонович М.И., действующая на основании доверенности, не явилась, о дате, времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, представила суду заявление о рассмотрении дела в своё отсутствие.
Выслушав мнение истца, допросив свидетеля, исследовав материалы гражданского дела в их совокупности, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что Алексанян С.А., умерла ДД.ММ.ГГГГ, о чем Отделом регистрации смерти по г. Иркутску Управления государственной регистрации службы записи актов гражданского состояния Иркутской области выдано свидетельство о смерти серии II-СТ №.
Согласно свидетельству о рождении от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Ленинаканским городским ЗАГС, Алексанян А.В., истец, родилась ДД.ММ.ГГГГ, и ее матерью является Алексанян С.А.
Таким образом, в силу п. 1 ст. 1142 ГК РФ истица является наследником первой очереди к имуществу Алексанян С.А.
В соответствии со ст. 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Согласно справки УПФ Российской Федерации (ГУ) в Правобережном и Октябрьском округах г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ № Алексанян С.А., умершая ДД.ММ.ГГГГ, не дополучила денежные средства в размере 15387,30 руб. (пенсия за сентябрь 2015г. и ЕДВ).
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что недополученная пенсия в размере 15387,30 руб. должна быть включена в наследственную массу, оставшуюся после смерти Алексанян С.А.
В судебном заседании истица Алексанян А.В. суду пояснила, что ее мать Алексанян С.А. имела вид на жительство и была зарегистрирована по адресу: <адрес> квартире своей племянницы, однако фактически проживала в ее квартире <адрес>, т.к. в силу своей болезни нуждалась в постоянном уходе.
Допрошенная в ходе судебного разбирательства свидетель Алексанян В.В. суду пояснила, что она приходится дочерью умершей Алексанян С.А., а истица приходится ей родной сестрой. Мать являлась инвалидом первой группы и нуждалась в посторонней помощи, поэтому проживала со старшей дочерью, которая ухаживала за ней до момента смерти. После смерти матери в квартире сестры остались принадлежащие матери мебель, посуда, постельное белье, которыми истица пользуется до настоящего времени. Она на оставшееся от матери имущество не претендует, в том числе, на недополученную пенсию.
Указанные обстоятельства объективно подтверждаются представленными в материалы дела справкой УФМС России по Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ №-б/н и ответом Отдела в Октябрьском районе г. Иркутска УФМС России по Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно п. 4 ст. 1152 ГК РФ принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия.
На основании ст. 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации для принятия наследства наследник должен его принять. Принятия наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
Под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных п. 2 ст. 1153 ГК РФ действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу.
В качестве таких действий, в частности, могут выступать: вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания), обработка наследником земельного участка, подача в суд заявления о защите своих наследственных прав, обращение с требованием о проведении описи имущества наследодателя, осуществление оплаты коммунальных услуг, страховых платежей, возмещение за счет наследственного имущества расходов, предусмотренных статьей 1174 ГК РФ, иные действия по владению, пользованию и распоряжению наследственным имуществом (п. 36 Постановления Пленума ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 9 "О судебной практике по делам о наследовании»).
Кроме того, ст. 1183 ГК РФ отдельно определено, что право на получение подлежащих выплате наследодателю, но не полученных им при жизни по какой-либо причине сумм пенсий принадлежит проживавшим совместно с умершим членам его семьи.
Принимая во внимание, что на момент смерти Алексанян С.А. проживала совместно с дочерью Алексанян А.В., которая после смерти матери распорядилась ее личными вещами (мебелью, одеждой и иным принадлежащим умершей имуществом), то есть совершила действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследственного имущества, суд находит установленным факт принятия истцом наследственного имущества.
Абз. 2 п. 2 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
При таких обстоятельствах у суда имеются основания для признания за истицей Алексанян А.В. право собственности на наследственное имущество, оставшееся после смерти Алексанян С.А., умершей ДД.ММ.ГГГГг., в виде неполученной пенсии за сентябрь 2015 года в размере 15 386 рублей 30 копеек.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░ ░░.░░.░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░ ░░.░░.░░░░░., ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ 2015 ░░░░ ░ ░░░░░░░ 15 386 ░░░░░░ 30 ░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ <░░░░░>.
░░░░░ ░.░. ░░░░