Мотивированное решение изготовлено 21 ноября 2018 года.
Дело № ******.
УИД 66RS0№ ******-69.
Решение
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ Октябрьский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Сухневой И.В.,
при секретаре ФИО8,
с участием представителя истца ФИО9,
ответчиков ФИО4, ФИО4, ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к ФИО4, ФИО5, ФИО6, Администрации <адрес>, Территориальному управлению Росимущества в <адрес> об установлении факта принятия наследства, признании права собственности на наследственное имущество,
Установил:
ФИО3 обратилась в Октябрьский районный суд <адрес> с выше указанным иском. В обоснование указала, что ДД.ММ.ГГГГ скончалась ее сестра ФИО2 После ее смерти открылось наследство в виде 1/6 доли в праве общей долевой собственности на <адрес>, а также 1/6 доли в праве общей долевой собственности на гаражный бокс, расположенный по адресу: <адрес>, бокс № Ок-1577 (номер на плане 5), кадастровый № ******. Завещания ФИО2 оформлено не было. Наследство после смерти ФИО2 фактически принято ФИО1, приходящейся ФИО2 и ФИО3 матерью, поскольку ФИО1 продолжила проживать в выше указанном жилом помещении, пользоваться гаражным боксом, нести расходы на содержание наследственного имущества, вместе с тем к нотариусу с заявлением не обратилась. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 скончалась. Завещания ФИО1 не оформлялось. С заявлением о принятии наследства после смерти ФИО1 обратилась истец, которой выдано свидетельство о праве на наследство по закону. Иные наследники первой очереди, принявшие наследство после смерти ФИО2 и ФИО1, отсутствуют. На основании изложенного просит установить факт принятия ФИО1 наследства после смерти ФИО2, включив в состав наследственной массы 1/6 доли в праве общей долевой собственности на <адрес>, а также 1/6 доли в праве общей долевой собственности на гаражный бокс, расположенный по адресу: <адрес>, бокс № Ок-1577 (номер на плане 5), кадастровый № ******. Признать за ФИО3 1/6 доли в праве общей долевой собственности на <адрес>, а также 1/6 доли в праве общей долевой собственности на гаражный бокс, расположенный по адресу: <адрес>, бокс № Ок-1577 (номер на плане 5), кадастровый № ******.
В судебное заседание истец ФИО3 не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
В судебном заседании представитель истца ФИО9 на удовлетворении исковых требований настаивал.
В судебном заседании ответчики ФИО4, ФИО4, ФИО6 исковые требования ФИО3 признали, указав, что намерения вступать в наследство после смерти ФИО2 каждый из них не имел.
В судебное заседание представители ответчиков Администрации <адрес>, территориального управления Росимущества в <адрес> не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом с учетом требований ч. 2.1 ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, о причинах неявки суд не уведомили, о рассмотрении дела в их отсутствие не просили. Представитель ответчика Администрации <адрес> представил отзыв на иск, в котором указал, что исковые требования ФИО3 удовлетворению не подлежат, поскольку факт принятия наследства не доказан, имеются иные наследники первой очереди, принявшие наследство.
В судебное заседание третье лицо нотариус ФИО10 не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
В судебное заседание третье лицо нотариус ФИО11 не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Суд, заслушав представителя истца, ответчиков ФИО16, свидетелей ФИО12, ФИО13, ФИО13, исследовав письменные материалы дела, а также дела № ******, находившегося в производстве Октябрьского районного суда <адрес>, считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ умерла ФИО2, что подтверждается копией свидетельства о смерти серии I-ОД № ****** от ДД.ММ.ГГГГ, выданного отделом ЗАГС <адрес>.
На момент смерти ФИО2 принадлежали 1/6 доли в праве общей долевой собственности на <адрес>, а также 1/6 доли в праве общей долевой собственности на гаражный бокс, расположенный по адресу: <адрес>, бокс № Ок-1577 (номер на плане 5), кадастровый № ******. Указанное подтверждается копиями свидетельств о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, а также выписками из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ.
Поскольку основанием возникновения права собственности ФИО2 на указанные доли явилось свидетельство о праве на наследство по закону после смерти ФИО14 от ДД.ММ.ГГГГ, данное имущество суд полагает принадлежащим ФИО2, состоявшей в браке с ФИО6, на праве единоличной собственности (п. 1 ст. 36 Семейного кодекса Российской Федерации).
В судебном заседании установлено, что ФИО2 завещания не оформляла.
Наследниками по закону первой очереди после ФИО2 являются ее мать ФИО1, супруг ФИО6, дети ФИО4 и ФИО4, что подтверждается копиями свидетельства о рождении ФИО15, свидетельства о заключении брака между ФИО15 и ФИО6, свидетельств о рождении ФИО4 и ФИО4
После смерти ФИО2 нотариусом Шекснинского нотариального округа <адрес> ФИО11 заведено наследственное дело № ****** по заявлению ФИО6 о выдаче постановления на возмещение расходов по похоронам ФИО2 С заявлением о принятии наследства либо выдаче свидетельства о праве на наследство ни один из наследников ФИО2 не обращался.
ДД.ММ.ГГГГ скончалась ФИО1, что подтверждается копией свидетельства о смерти IV-АИ № ****** от ДД.ММ.ГГГГ, выданного отделом ЗАГС <адрес>.
Из ответа на судебный запрос нотариуса ФИО10 следует, что наследственное дело № ****** после смерти ФИО1 открыто по заявлению дочери наследодателя ФИО3, которой ДД.ММ.ГГГГ выдано свидетельство о праве на наследство на денежные вклады. В соответствии с копией заявления от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4, ФИО4, являвшиеся наследниками первой очереди по праву представления, от принятия наследства после ФИО1 отказались.
Истец, полагая, что ФИО1 фактически принято наследство после смерти ФИО2 В свою очередь, ФИО3 путем подачи заявления нотариусу принято наследство после смерти ФИО1, обратилась в суд с настоящим иском.
Разрешая заявленные требования, суд исходит из того, что в соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В силу ст. 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Согласно п. 1 ст. 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации для приобретения наследства наследник должен его принять.
В соответствии с п. 1 ст. 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
В соответствии со ст. 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации, признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
В соответствии с разъяснениями п. 36 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № ****** «О судебной практике по делам о наследовании» под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных пунктом 2 статьи 1153 ГК РФ действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу.
В качестве таких действий, в частности, могут выступать: вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания), обработка наследником земельного участка, подача в суд заявления о защите своих наследственных прав, обращение с требованием о проведении описи имущества наследодателя, осуществление оплаты коммунальных услуг, страховых платежей, возмещение за счет наследственного имущества расходов, предусмотренных статьей 1174 ГК РФ, иные действия по владению, пользованию и распоряжению наследственным имуществом. При этом такие действия могут быть совершены как самим наследником, так и по его поручению другими лицами. Указанные действия должны быть совершены в течение срока принятия наследства, установленного статьей 1154 ГК РФ.
В целях подтверждения фактического принятия наследства (пункт 2 статьи 1153 ГК РФ) наследником могут быть представлены, в частности, справка о проживании совместно с наследодателем, квитанция об уплате налога, о внесении платы за жилое помещение и коммунальные услуги, сберегательная книжка на имя наследодателя, паспорт транспортного средства, принадлежавшего наследодателю, договор подряда на проведение ремонтных работ и т.п. документы.
Как следует из ответа паспортного стола <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 в период с ДД.ММ.ГГГГ по день смерти была зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>.
Из объяснений представителя истца, показаний свидетелей ФИО13, ФИО13 следует, что ФИО1 на момент смерти ФИО2 и до дня своей смерти проживала по выше указанному адресу с дочерью ФИО3 и ее семьей, несла расходы на содержание жилого помещения и оплату коммунальных услуг, в том числе в доле, приходящейся на ФИО2
Факт оплаты ФИО1, продолжившей владение и пользование квартирой № ****** по <адрес> после смерти ФИО2, содержания жилья и коммунальных платежей подтверждается справкой ТСЖ «44», из которой следует, что с декабря 2009 года по день смерти ФИО1 производила оплату жилищно-коммунальных услуг, копиями квитанций за март 2015 года, март 2017 года, декабрь 2016 года, ноябрь 2017 года.
Кроме того, из представленных справок ГЭК-329 от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, показаний свидетеля ФИО12, являющегося председателем кооператива, следует, что ФИО1 и ФИО3 с момента создания ОПГЭК <адрес> в 1986 году совместно пользовались гаражным боксом № Ок-1577 (номер на плане 5), кадастровый № ******, расположенным по адресу: <адрес>, задолженности по взносам и коммунальным платежам за данный бокс не возникало. При этом достоверность сведений, указанных в справках, подтверждается копией разделительного баланса ОПГЭК и ГЭК-329 от ДД.ММ.ГГГГ, актом о предоставлении земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, копией плана земельного участка, копией решения Свердловского исполкома от ДД.ММ.ГГГГ.
При таких обстоятельствах суд полагает установленным, что ФИО1 в течение установленного законом срока для принятия наследства вступила во владение и пользование наследственным имуществом, в связи с чем приходит к выводу о фактическом принятии ФИО1 открывшегося после смерти ФИО2 наследства.
Наличие в данном случае у ФИО1 совместного с наследодателем ФИО2 права общей собственности на спорное имущество юридического значения не имеет, поскольку факт принятия ФИО1 наследства судом установлен исходя из совершения ФИО1 необходимых действий в течение юридически значимого срока, свидетельствующих о ее намерении вступить в наследство.
Согласно п. 4 ст. 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем признания права.
Поскольку выше судом установлен факт принятия ФИО1 наследства после смерти ФИО2, суд полагает, что указанное обстоятельство означает включение в состав наследства, открывшегося после смерти ФИО1, 1/6 доли в праве общей долевой собственности на <адрес> и 1/6 доли в праве общей долевой собственности на гаражный бокс № Ок-1577 (номер на плане 5), кадастровый № ******, расположенный по адресу: <адрес>.
Оснований полагать, что наследство после смерти ФИО2 принято иными наследниками, кроме ФИО1, суд не находит ввиду следующего.
Как следует из копии поквартирной карточки, ФИО2 на момент смерти была зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес> совместно с супругом ФИО6, детьми ФИО4 и ФИО4
Вместе с тем из выписки из Единого государственного реестра недвижимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, копии регистрационного дела следует, что жилое помещение по адресу: <адрес> на момент смерти ФИО2 и до настоящего времени находится в муниципальной собственности, на праве собственности ФИО2 не принадлежало и, как следствие, в состав наследственной массы не входит.
Доказательств вступления ФИО16 во владение или в управление наследственным имуществом, указанным в иске, принятия мер по его сохранению, производства за свой счет расходов на его содержание в материалах дела не имеется, ответчиками не представлено.
Участвуя в судебном заседании посредством видеоконференцсвязи, ответчики ФИО6, ФИО4, ФИО4 признали исковые требования ФИО3 полностью, указав, что намерений принимать наследство после смерти ФИО2 каждый из них не имел. К нотариусу с соответствующим заявлением либо в суд за установлением факта принятия наследства не обращался. Помимо прочего, ответчик ФИО6 суду пояснил, что, обращаясь к нотариусу с заявлением о возмещении расходов на похороны за счет денежных средств, размещенных на счете ФИО2, не желал принятия наследства после смерти супруги, преследовал намерение только возместить понесенные расходы.
Суд принимает признание ФИО16 исковых требований в соответствии со ст. 173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку оно не противоречит требованиям ст. 1152-1154 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми принятие наследства, являясь односторонней сделкой, подразумевает выражение волеизъявления наследника приобрести наследство, и не нарушает права иных лиц.
Учитывая выше изложенное, суд полагает, что имеются достаточные основания полагать, что ФИО16 наследство после смерти ФИО2 не принималось.
В силу п. 2 ст. 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
С учетом изложенного, поскольку судом установлен факт принятия ФИО1 наследства после ФИО2, что влечет включение спорного имущества в состав наследственной массы ФИО1, доказанность принятия ФИО3 наследства после ФИО1, суд полагает необходимым удовлетворить исковые требования ФИО3 о признании 1/6 доли в праве общей долевой собственности на <адрес> и 16 доли в праве общей долевой собственности на гаражный бокс, расположенный по адресу: <адрес>, бокс № Ок-1577 (номер на плане 5), кадастровый № ******.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Решил:
Исковые требования – удовлетворить.
Установить факт принятия ФИО1 наследства, открывшегося после смерти ФИО2, последовавшей ДД.ММ.ГГГГ, включив в состав наследства, открывшегося после ФИО1 1/6 доли в праве общей долевой собственности на <адрес>, а также 1/6 доли в праве общей долевой собственности на гаражный бокс, расположенный по адресу: <адрес>, бокс № Ок-1577 (номер на плане 5), кадастровый № ******.
Признать за ФИО3 1/6 доли в праве общей долевой собственности на <адрес>.
Признать за ФИО3 1/6 доли в праве общей долевой собственности на гаражный бокс, расположенный по адресу: <адрес>, бокс № Ок-1577 (номер на плане 5), кадастровый № ******.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня изготовления в мотивированном виде путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд <адрес>.
Председательствующий И.В. Сухнева