№ 2-1-408/2017
Мотивированное решение изготовлено 18.07.2017г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 июля 2017 года г. Красноуфимск
Красноуфимский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Галкиной И.В., с участием истца Романовой Н.В., представителя ответчика Красильниковой Ю.В., третьих лиц Лещевой Н.С., Ахтямовой А.С., при секретаре Сергеевой Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Романовой Н. В. к Администрации ГО Красноуфимск о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Романова Н.В. обратилась в суд с иском к Администрации ГО Красноуфимск о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, указав, что ей в 1999 году на основании ордера №1-109/2014, выданного исполнительным комитетом городского Совета народных депутатов был предоставлен жилой дом, площадью <****> кв.м., состоящий из трех комнат, расположенный по адресу: <адрес>. Вместе с ней в указанный жилой дом были вселены также члены ее семьи, состоящей из семи человек.
В 2014 году у жилого дома началось постепенное обрушение стены. В 2016 году после произошедшего наводнения просел фундамент дома, в результате чего треснули все стены дома. После внесенного Красноуфимской межрайонной прокуратурой в адрес главы Администрации представления, было осуществлено обследование жилого дома и принято решение о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания. Ни копию акта обследования помещения, ни копию заключения межведомственной комиссии ей не предоставили.
В начале января 2017 года поступил телефонный звонок из Администрации, и в ходе разговора с сотрудником Администрации она узнала о принятом решении предоставить ей и ее семье квартиру по адресу: <адрес>, взамен жилого дома.
После осмотра квартиры выяснилось, что квартира состоит из трех комнат, а ее площадь составляет 48 кв.м. Сотрудник Администрации сообщил ей об отсутствии иного жилого помещения. Ее семья, состоящая из восьми человек, в том числе трех несовершеннолетних детей, вынуждены проживать в доме, непригодном для проживания, несмотря на принятое межведомственной комиссией решение о признании помещения непригодным для проживания.
Для защиты своих прав она была вынуждена обратиться за правовой помощью. За оказание юридической помощи истец оплатила 27 750 рублей.
Неправомерными действиями ответчика истцу был нанесен моральный вред, компенсацию которого она оценивает в размере 300 000 рублей.
Истец просит: 1. Обязать Администрацию городского округа Красноуфимск предоставить ей и членам ее семьи жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечающее действующим санитарным нормам и степени благоустройства; 2. Взыскать с Администрации городского округа Красноуфимск компенсацию морального вреда в размере 300 000 рублей; 3.Взыскать с Администрации городского округа Красноуфимск расходы, связанные с оплатой юридических услуг, в размере 27 750 рублей.
Суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц членов семьи истца Лещева С.Ю., Лещева А.Ю., Лещева Ю.П., Лещеву Н.С., Романова А.С., Романову А.С., Романова Д.С.
В судебном заседании истец Романова Н.В. поддержала заявленные требования, обосновав их доводами, изложенными в иске.
Представитель ответчика ОМС «Администрация ГО Красноуфимск» Красильникова Ю.В. возражала против заявленных истцом требований на том основании, что при производстве строительных работ жилого помещения - жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, были допущены многочисленные нарушения:
1) Повреждения фундамента происходят вследствие отсутствия горизонтальной гидроизоляции.
2) Разрушение стен дома обусловлено использованием в качестве заполнителя и закладкой в шлакобетонный раствор большого количества древесины - остатков бревен, досок, брусков, что недопустимо при возведении стен из шлакобетонных растворов.
3) При заливке стен использован раствор низкого качества с недостаточным содержанием вяжущего (цемента) и применении шлака с большим количеством крупных частиц, которые делают шлакобетон легким и хрупким: шлакобетон разрушается от легкого удара инструментом, при незначительном усилии крошится в ладонях.
4) Проникновению влаги снаружи здания способствуют: повреждения и отсутствие водосливов внешних подоконников.
5) Образованию многочисленных разнонаправленных трещин на стенах здания способствовали: неравномерная осадка фундамента; низкое качество материала стен (шлакобетон).
6) Загнивание балок и досок пола на отм. 0,000 вызвано увлажнением конструкций, вследствие отсутствия гидроизоляции конструкций.
7) Поражение древесины конструкций крыши деструктивной гнилью, глубокие продольные трещины в подстропильных балках, разрушение и ослабление стыков в узлах опирания стропил на подстропильные балки обусловлено нарушением герметичности сопряжения стен и перекрытия.
На основании данного заключения можно сделать вывод о том, что данный жилой дом. на момент предоставления не отвечал требованиям, установленным законодательства, которым должно отвечать жилое помещение, и в принципе не мог быть предоставлен.
Жилой дом на момент предоставления Романовой Н.В. и членам её семьи находился в государственном жилищном фонде, принадлежал Федеральной миграционной службе России, соответственно свои обязанности, как наймодателя жилого помещения, а именно в части осуществления капитального ремонта, ФМС не исполнено
В связи с этим Администрация ГО Красноуфимск не может являться надлежащим ответчиком по данному делу, так как разрушение жилого дома возникло в связи с нарушением требований нормативов при строительстве, данные нарушение не были устранены и в таком состоянии жилой дом не мог быть предоставлен Романовой Н.В. Ответчик просит отказать истцу в удовлетворении заявленных требований.
Третьи лица Лещева Н.С., Ахтямова ( Романова) А.С. в судебном заседании поддержали заявленные истцом требования.
Третьи лица Лещев С.Ю., Лещев А.Ю., Лещев Ю.П., Романов А.С., Романов Д.С. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежаще.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных истцом требований, при этом руководствуется следующим.
Судом установлено, подтверждается имеющимися в материалах дела письменными доказательствами и сторонами в ходе судебного следствия не оспаривалось, что истец Романова Н.В. является нанимателем жилого <адрес> в <адрес> общей площадью <****> кв.м.
Вместе с истцом в указанном жилом помещении зарегистрированы ее дети: сын Романов Д.С., сын Романов А.С., дочь Ахтямова (Романова) А.С., дочь Лещева (Романова) Н.С., зять Лещев Ю.П., внуки Лещев С.Ю. и Лещев А.Ю.
Из объяснений истца и третьих лиц в судебном заседании следует, что сын истца Романов Д.С. и зять истца Лещев Ю.П. в жилом доме не проживают. Кроме лиц, зарегистрированных в доме, в нем проживает зять истца ФИО9, который зарегистрирован по <адрес>-11 в <адрес>.
Указанный жилой дом находится в муниципальной собственности, внесен в реестр муниципального имущества на основании Постановления Главы №1-109/2014 от <дата>.
Из материалов дела также следует, что заключением Межведомственной комиссии от 25.11.2016г. жилой <адрес> был отнесен к категории непригодных для постоянного проживания, признан аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением Администрации ГО Красноуфимск от 22.12.2016г. №1-109/2014 Романовой Н.В. предоставлено жилое помещение из маневренного жилищного фонда в виде <адрес> в <адрес>, общей площадью <****> кв.м. на семью, состоящую из 8 человек для временного проживания.
В очереди на получение жилого помещения в ГО Красноуфимск семья истца не состоит.
Истец отказалась от предоставленного жилья, потребовав предоставления соседней <адрес>. Данное обстоятельство подтверждено актом комиссии ответчика от <дата>. В судебном заседании истец подтвердила, что отказалась от предоставленного жилья, поскольку квартира мала для ее семьи и мало чем отличается от занимаемого ими жилого помещения.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Основания и порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма установлены главой 7 Жилищного кодекса РФ.
В соответствии со ст. 49 Жилищного кодекса РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, установлены ст.51 Жилищного кодекса РФ, в соответствии с п.3 ч.1 которой гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
В соответствии с ч.1 ст.53 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.
Вместе с тем, для ряда случаев, предусмотренных частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе в случае признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке, но при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Такое законодательное регулирование согласуется с частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
При этом, федеральный законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит жилое помещение.
В соответствии с требованиями п.3 ч.1 ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в Определении от 05.03.2009 N 376-О-П, в случае признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, обязанность оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся жилища и не имеющим возможности обеспечить себя жильем самостоятельно, лежит на государстве в лице органов государственной и муниципальной власти.
Обязанность предоставления гражданам жилых помещений, признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания в силу ст. 31 Устава муниципального образования городской округ Красноуфимск возложена на администрацию городского округа.
В соответствии со ст.28 Устава МО городской округ Красноуфимск Глава городского округа исполняет полномочия главы администрации городского округа.
Судом установлено, что истец в соответствии со ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации нуждающимся в жилом помещении и малоимущим не признан, на учете нуждающихся в жилых помещениях не состоит, не обращалась с заявлением в орган местного самоуправления о постановке ее на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения, а также о признания ее малоимущей для целей предоставления ей жилого помещения в порядке ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Вопреки требованиям ст.56 Гражданского процессуального кодекса РФ, предусматривающей обязанность стороны спора доказать обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований и возражений, истец не представил в суд документы, указанные в определении суда о подготовке дела к судебному заседанию от 12.05.2017г., подтверждающие доводы истца о нуждаемости в жилье и дающие основания для признания его семьи малоимущей.
При таких обстоятельствах требования истца к ответчику о предоставлении жилого помещения по договору социального найма не основаны на законе и удовлетворению не подлежат.
Отказ в удовлетворении заявленных требований не препятствует истцу реализовать свое право на внеочередное получение жилого помещения, предоставив ответчику документы, подтверждающие нуждаемость в жилом помещении и признание его семьи малоимущей.
Требования истца о компенсации морального вреда заявлены истцом в связи с тем, что, как он полагает, ответчик бездействует в предоставлении ей жилья, что подвергает ее жизнь опасности, в результате чего она испытывает определенные переживания.
Вместе с тем, истец, который отказался от предложенного ответчиком маневренного жилья до решения вопроса о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, злоупотребляет правом, обращаясь в суд с требованием о компенсации морального вреда за те переживания, которые она испытывает, подвергаясь опасности. Ответчик принял необходимые и достаточные меры для предотвращения вреда жизни и здоровью ответчика и членам ее семьи, предоставив маневренное жилье.
При таких обстоятельствах суд находит основания для отказа в удовлетворении заявленных требований о компенсации морального вреда в соответствии с ч.2 ст.10 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Разрешая вопрос о распределении судебных расходов, суд руководствуется ст.98 Гражданского процессуального кодекса РФ, в соответствии с которой стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу расходы.
В данном случае судебные расходы истца не подлежат взысканию с ответчика, поскольку суд не нашел оснований для удовлетворения ее требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Романовой Н. В. к Администрации ГО Красноуфимск о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, компенсации морального вреда отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Красноуфимский районный суд в течение одного месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме.
Судья И.В.Галкина