Дело № 2-1-306/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 октября 2019 года пгт.Кромы
Кромской районный суд Орловской области в составе
председательствующего судьи Гридиной М.Н.,
с участием представителя истца по доверенности ФИО6,
представителей ответчиков:
Администрации Кромского района Орловской области по доверенности ФИО8,
отдела образования Администрации Кромского района Орловской области по доверенности ФИО7,
директора МБОУ Кромского района ОО «Шаховская средняя общеобразовательная школа» ФИО5,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Еременко Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Орловской области в п.Кромы к МБОУ Кромского района ОО «Шаховская средняя общеобразовательная школа», отделу образования Администрации Кромского района Орловской области и Администрации Кромского района Орловской области о понуждении к выполнению мероприятий по устранению нарушений санитарного законодательства,
установил:
Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Орловской области в п.Кромы с учетом уточнения исковых требований обратился в суд с иском к МБОУ Кромского района ОО «Шаховская средняя общеобразовательная школа», отделу образования Администрации Кромского района Орловской области и Администрации Кромского района Орловской области о понуждении к выполнению мероприятий по устранению нарушений санитарного законодательства, указывая, что при проведении плановой выездной проверки в отношении Муниципального общеобразовательного учреждения «Шаховская средняя общеобразовательная школа» (далее по тексту - МБОУ Шаховская СОШ) установлена, что не выполнено в полном объеме предписание № от ДД.ММ.ГГГГ и.о. начальника Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Орловской области в п.Кромы ФИО12 в адрес МБОУ Шаховская СОШ об устранении выявленных нарушений, а именно:
- не устранено нарушение п.7.2.1 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» - не обеспечен уровень искусственной освещенности в кабинете информатики в соответствии с гигиеническими требованиями;
- не устранено нарушение п.6.10 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» - остекление окон не выполнено из цельного полотна в кабинете 1 класса (3 окна), 3 класса (3 окна), 4 класса (3 окна), рекреации 2 этажа (7 окон), кабинета истории (3окна), ОБЖ (3 окна), математики (3 окна), английского языка (2 окна).
Для выполнения предписания представитель МБОУ Шаховская СОШ директор ФИО5 направляла заявки в отдел образования администрации Кромского района Орловской области о выделении денежных средств. Однако денежные средства выделены не были, своих денежных средств школа не имеет. Таким образом МБОУ Шаховская СОШ предприняты все зависящие от него меры по устранению нарушений требований санитарного законодательства и исполнения предписания должностного лица. Представленные юридическим лицом документы подтверждают отсутствие финансовой возможности для исполнения предписания должностного лица, следовательно вина юридического лица отсутствует. Вместе с тем, неисполнение МБОУ Шаховская СОШ законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии нарушает права лиц, обучающихся в данной школе, в связи с чем, истец просит:
- обязать Администрацию Кромского района Орловской области обеспечить финансирование мероприятий по устранению нарушений в МБОУ Шаховская СОШ;
- обязать Отдел образования Администрации Кромского района Орловской области обеспечить финансирование МБОУ Шаховская СОШ согласно выделенных средств;
- обязать МБОУ Шаховская СОШ в пределах выделенных ей денежных средств в срок до ДД.ММ.ГГГГ выполнить мероприятия по устранению нарушений санитарного законодательства:
- устранить нарушения п.7.2.1 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» - обеспечить уровень искусственной освещенности в кабинете информатики в соответствии с гигиеническими требованиями;
- устранить нарушения п.6.10 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» - остекление окон выполнить из цельного полотна в кабинете 1 класса (1 окно), 3 класса (1 окно), 4 класса (1 окно), рекреации 2 этажа (4 окна), ОБЖ (1 окно), математики (1 окно).
В судебном заседании представитель истца по доверенности ФИО6 уточненные исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в иске, просила удовлетворить.
Представитель ответчика - директор МБОУ Шаховская СОШ – ФИО5 в судебном заседании иск признала в полном объеме, пояснила, что указанные в предписании нарушения были частично устранены, устранить все нарушения ранее они не имели возможности из-за недостаточности средств. В случае дополнительного финансирования все будет устранено.
Представитель ответчика отдела образования Админитсрации Кромского района Орловской области ФИО7 в судебном заседании исковые требования признала в полном объеме.
Представитель ответчика администрации Кромского района Орловской области по доверенности ФИО8 в судебном заседании иск не признала, указав, что администрация района является ненадлежащим ответчиком по делу. Функции и полномочия учредителя школы делегированы отдела образования Администрации Кромского района Орловской области, которое является самостоятельным юридическим лицом. Функции и полномочия собственника имущества школы переданы в отдел по управлению муниципальным имуществам и земельным отношениям администрации Кромского района Орловской области, которое тоже является самостоятельным юридическим лицом.
Выслушав явившихся участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.
Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (Далее Закон) установлено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством контроля за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими, лицами санитарных правил, как составной части осуществляемой ими деятельности.
Согласно ст. 11 Закона юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Согласно пункту 1 и пункту 3 ст. 39 Закона на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Согласно статьи 1 Закона санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (далее - санитарные правила), а в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации, которые устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными договорами Российской Федерации, и техническими регламентами.
Согласно пункту 7.2.1 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» во всех помещениях общеобразовательной организации обеспечиваются уровни искусственной освещенности в соответствии с гигиеническими требованиями к естественному, искусственному, совмещенному освещению жилых и общественных зданий.
Согласно пункту 6.10 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» остекление окон должно быть выполнено из цельного стеклополотна. Замена разбитых стекол должна проводиться немедленно.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Судом установлено, что по результатам плановой выездной проверки в отношении МБОУ Шаховская школа и.о. начальника Территориального отдела Роспотребнадзора по Орловской области ФИО9 было выдано предписание № от ДД.ММ.ГГГГ об устранении выявленных нарушений (л.д.9-10).
Указанным предписанием определено в частности что МБОУ Шаховская СОШ необходимо: устранить нарушения п. 7.2.1 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» обеспечить уровень искусственной освещенности в кабинете информатики в соответствии с гигиеническими требованиями (по результатам инструментальных исследований); устранить нарушения п. 6.10 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» остекление окон выполнить из цельного полотна в кабинете 1,3,4 класса, рекреации 2 этажа, кабинетах истории, ОБЖ, математики, английского языка.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения руководителя Управления Роспотребнадзора по Орловской области ФИО10 была проведена плановая выездная проверка в отношении МБОУ Шаховская СОШ (л.д.5-6).
По результатам данной проверки составлен акт № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому нарушения п.п. 6.10 и 7.2.1 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» МБОУ Шаховская СОШ не исполнены (л.д.7-8).
Таким образом, осуществление деятельности по воспитанию, обучению, развитию и оздоровлению детей в организации при наличии вышеуказанных нарушений создает угрозу здоровью обучающихся, риску возникновения у них различных заболеваний.
Учитывая характер опасности, создающей угрозу жизни и здоровью людей, находящихся на территории МБОУ Шаховская СОШ и нарушение вышеприведенных положений нормативных правовых актов, ответственным за выявленные нарушения является МБОУ Шаховская СОШ, которое на протяжении длительного периода времени в полном объеме не исполнило предписание должностного лица ТО Роспотребнадзора.
Согласно п. 1.3 Устава МБОУ Шаховская СОШ учредителем МБОУ является Кромской муниципальный район Орловской области в лице Администрации Кромского района Орловской области. Администрация Кромского района Орловской области делегирует свои полномочия учредителя муниципальному органу управления образованием отделу образования администрации Кромского района Орловской области.
Права собственника имущества осуществляет отдел по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации Кромского района Орловской области (л.д.14-29).
Согласно п. 6.3 Устава источниками финансирования МБОУ осуществляется за счет средств муниципального бюджета
Исполняет бюджет Кромского муниципального района Орловской области в сфере образования отдел образования Кромского района Орловской области, которое является самостоятельным юридическим лицом.
Таким образом, МБОУ Шаховская СОШ не выполняются в полной мере требования санитарного законодательства, а со стороны отдел образования Кромского района Орловской области как лица, которому переданы функции и полномочия Учредителя, не принимается достаточных мер для финансирования учреждения.
При этом суд соглашается с доводами ответчика администрации Кромского района Орловской области, что администрация является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку полномочия учредителя и собственника имущества школы, а также вопросы исполнения бюджета района переданы администрацией другим юридическим лицам.
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что заявленные уточненные требования подлежат в части возложения обязанности по устранению нарушений санитарного законодательства на ответчиков МБОУ Шаховская СОШ и отдел образования администрации Кромского района Орловской области.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
С учетом требований ст. 64, ч. 2 ст. 333.20, ст. 333.36 Налогового кодекса РФ суд считает возможным освободить ответчиков МБОУ Шаховская СОШ и Управление образования, спорта и отдел образования администрации Кромского района Орловской области от уплаты госпошлины.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Орловской области в п.Кромы к МБОУ Кромского района ОО «Шаховская средняя общеобразовательная школа», отделу образования Администрации Кромского района Орловской области и Администрации Кромского района Орловской области о понуждении к выполнению мероприятий по устранению нарушений санитарного законодательства удовлетворить частично.
Обязать Муниципальное общеобразовательное учреждение Кромского района Орловской области «Шаховская средняя общеобразовательная школа» в пределах выделенных ей Отделом образования Администрации Кромского района Орловской области денежных средств в срок до ДД.ММ.ГГГГ выполнить мероприятия по устранению нарушений санитарного законодательства:
- устранить нарушения п.7.2.1 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» - обеспечить уровень искусственной освещенности в кабинете информатики в соответствии с гигиеническими требованиями;
-устранить нарушения п.6.10 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» - остекление окон выполнить из цельного полотна в кабинете 1 класса (1 окно), 3 класса (1 окно), 4 класса (1 окно), рекреации 2 этажа (4 окна), ОБЖ (1 окно), математики (1 окно).
Обязать Отдел образования Администрации Кромского района Орловской области обеспечить финансирование Муниципального общеобразовательного учреждения Кромского района Орловской области «Шаховская средняя общеобразовательная школа» для выполнения указанных мероприятий по устранению нарушений санитарного законодательства.
В удовлетворении исковых требований к Администрации Кромского района Орловской области отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Орловский областной суд через Кромской районный суд Орловской области в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме, которое изготовлено 17 октября 2019 года.
Председательствующий М.Н.Гридина