Дело № 12-49/2021
УИД: 52RS0048-01-2021-000650-11
РЕШЕНИЕ
г.Сергач 18 октября 2021г.
Судья Сергачского районного суда Нижегородской обл. Черновская Л.Н.
С участием защитника лица, в отношении которого ведется производство об административном правонарушении ООО «АГЖО-Сергач», Глуховой Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ООО «АГЖО-Сергач» на постановление главного специалиста – эксперта отдела государственного экологического надзора, государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Межрегионального Управления Росприроднадзора по Нижегородской области и Республике Мордовия Дмитриевой А.А.
от 06 августа 2021 г. о привлечении ООО «АГЖО-Сергач» к административной ответственности по ч.4 ст. 8.2 КоАП РФ
УСТАНОВИЛ:
постановлением главного специалиста – эксперта отдела государственного экологического надзора, государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Межрегионального Управления Росприроднадзора по Нижегородской области и Республике Мордовия Дмитриевой А.А. от 06 августа 2021 г. ООО «АГЖО-Сергач» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
В жалобе, поданной в Сергачский районный суд, директор ООО «АГЖО-Сергач» Клешнев А.А. выражает несогласие с указанным выше постановлением, просит об его отмене.
В обоснование жалобы указал, что факт захоронения отходов в виде шин пневматических автомобильных отработанных, покрышек пневматических шин с металлическим кордом отработанных, покрышек пневматических шин с тканевым кордом отработанных на полигоне материалами дела не подтверждается.
В судебном заседании защитник Глухова Е.В. поддержала доводы жалобы, пояснила, что размещения на полигоне автомобильных шин, покрышек не подтверждается материалами дела. Данные отходы подлежат переработке на основании договора на утилизацию с ООО «Нижегородский завод по переработке РТИ» от 01.01.2021 г. Кроме того пояснила, что плановая проверка ООО «АГЖО-Сергач» проведена с нарушением ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а именно юридическое лицо надлежаще не извещено о дате проверки за 3 рабочих дня до ее проведения, ООО «АГЖО-Сергач» является микропредприятием и срок проведения плановых выездных проверок не может превышать 15 часов в год. В журнале учета проверок и в приказе надзорный орган указал, что проведена проверка в количестве 50 часов, что является грубым нарушением. Просит постановление от 06.08.2021 отменить, производство по делу прекратить.
Главный специалист–эксперт отдела государственного экологического надзора, государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Межрегионального Управления Росприроднадзора по Нижегородской области и Республике Мордовия Дмитриева А.А. просит рассмотреть жалобу в ее отсутствии.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, считаю, что имеются основания для отмены обжалуемого постановления.
Частью 4 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса.
Согласно постановлению от 06.08.2021 в результате проведения осмотра территории полигона ТБО ООО «АГЖО-Сергач» установлено, что на теле полигона размещены шины пневматические автомобильные отработанные, покрышки пневматических шин с металлическим кордом отработанные, покрышки пневматических шин с тканевым кордом отработанные.
В силу пункта 8 статьи 12 Закона «Об отходах производства и потребления» захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации, запрещается.
Перечень видов отходов, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Перечень видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается, утвержден распоряжением Правительства РФ от 25.07.2017 N 1589-р. В перечень входят:
- Шины пневматические автомобильные отработанные (код 9 21 110 01 50 4);
- Шины резиновые сплошные или полупневматические отработанные с металлическим кордом (код 9 21 112 11 52 4);
- Камеры пневматических шин автомобильных отработанные (код 9 21 120 01 50 4);
- Покрышки пневматических шин с тканевым кордом отработанные (код 9 21 130 01 50 4);
- Покрышки пневматических шин с металлическим кордом отработанные (код 9 21 130 02 50 4).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" размещение отходов - это хранение и захоронение отходов; хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения;
захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.
Как следует из акта обследования территории от 09.06.2021 г. на теле полигона обнаружены шины пневматические автомобильные отработанные, покрышки пневматических шин с металлическим кордом отработанные, покрышки пневматических шин с тканевым кордом отработанные.
При этом из фотографии следует, что данные отходы находятся в контейнере и возле контейнера. Как пояснило лицо, участвующее в обследовании территории от ООО «АГЖО-Сергач», данные отходы были обнаружены при разгрузке машины, после разгрузки убираются в контейнер и в дальнейшем по договору подлежат утилизации. Данным объяснениям при вынесении постановления оценка должностным лицом не дана.
При этом, нахождение на территории полигона вышеназванных отходов не образует понятие «размещение» по определению в ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Помимо изложенного, суд полагает, что административным органом при издании приказа от 25.05.2021 N 0692 не соблюдены требования Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ в части превышения установленных сроков проведения проверки.
Порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля права и обязанности органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, их должностных лиц при проведении проверок; права и обязанности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, меры по защите их прав и законных интересов установлены Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (Закон N 294-ФЗ).
В соответствии с частью 12 статьи 9 Закона N 294-ФЗ о проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее чем за три рабочих дня до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой
проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и (или) посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя, если такой адрес содержится соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо ранее был представлен юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, или иным доступным способом.
Согласно сведениям из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства ООО «АГЖО-Сергач» с 10.08.2019 относится к микропредприятиям.
Согласно части 2 статьи 13 Федерального закона N 294-ФЗ в отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия в год.
Как следует из приказа от 25.05.2021 № 0692 и из журнала о проводимых проверках общее время проведения проверки ООО «АГЖО-Сергач» составляет 50 часов, что превышает время, установленное ст. 13 Федерального закона N 294-ФЗ.
Копия приказа о проведении плановой выездной проверки была направлена контролирующим органом в ООО «АГЖО-Сергач» заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и поступила в ООО «АГЖО-Сергач» 31 мая 2021 г., а также посредством электронной почты- сканированная копия приказа, а не в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью должностного лица.
Как следует из протокола об административном правонарушении от 02.08.2021, постановления от 06.08.2021, проверка начата 02 июня 2021г., т.е. до истечения трех рабочих дней после уведомления ООО «АГЖО-Сергач».
Согласно части 1 статьи 20 Закона N 294-ФЗ результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
В части 2 статьи 20 вышеназванного закона указано, что к грубым нарушения относится нарушение требований, предусмотренных в т.ч. частью 12 статьи 9 и частью 16 (в части срока уведомления о проведении проверки) статьи 10 настоящего Федерального закона; частью 2 статьи 13 настоящего Федерального закона (в части нарушения сроков и времени проведения плановых выездных проверок в отношении субъектов малого предпринимательства.
Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона (часть 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Таким образом, результаты проверки, проведенной специалистами межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и республике Мордовия, не могут являться доказательствами нарушения ООО «АГЖО-Сергач» требований природоохранного законодательства.
При таких обстоятельствах, постановление главного специалиста – эксперта отдела государственного экологического надзора, государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Межрегионального Управления Росприроднадзора по Нижегородской области и Республике Мордовия Дмитриевой А.А.от 06 августа 2021 г. о привлечении ООО «АГЖО-Сергач» к административной ответственности по ч.4 ст. 8.2 КоАП РФ, подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Общества подлежит прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено состоявшееся по делу постановление.
На основании изложенного и руководствуясь п.3 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ суд
РЕШИЛ:
постановление главного специалиста – эксперта отдела государственного экологического надзора, государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Межрегионального Управления Росприроднадзора по Нижегородской области и Республике Мордовия Дмитриевой А.А. от 06 августа 2021 г. о привлечении ООО «АГЖО-Сергач» к административной ответственности по ч.4 ст. 8.2 КоАП РФ отменить, производство по делу прекратить.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня получения копии решения в Нижегородский областной суд путем подачи жалобы через Сергачский районный суд Нижегородской области.
Судья Л.Н. Черновская