Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-5053/2023 от 11.08.2023

63RS0025-01-2023-002579-50

2а-5053/2023

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

19 сентября 2023 года                            г. Самара

Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Копьёвой М.Д., при секретаре Цыковой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-5053/2023 по административному исковому заявлению Сызранского транспортного прокурора к ГУ МЧС России по Самарской области об обязании исключить судно из реестра маломерных судов,

установил:

Сызранский транспортный прокурор обратился в Сызранский городской суд Самарской области с административным исковым заявлением к ГУ МЧС России по Самарской области об обязании исключить судно из реестра маломерных судов.

В обоснование требования указывает, что Сызранской транспортной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства при регистрации прав на маломерные суда. В ходе проверки установлено, что на учете в инспекторском отделении «Октябрьское» Центра ГИМС Главного управления МЧС России по Самарской области в соответствующем реестре маломерных судов находится судно, которое в соответствии с п. 1.1 ст. 16 КВВТ РФ не подлежит государственной регистрации, а именно лодка надувная «<данные изъяты> собственником которой является Лазарев В.А. В нарушение пунктов 2 и 17 Правил государственной регистрации маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, утвержденных приказом МЧС России от 01.06.2021 № 355, Главное управление МЧС России по Самарской области и Центр ГИМС Главного управления МЧС России по Самарской области надлежащих мер для снятия данного судна с регистрационного учета маломерных судов и его исключения из реестра не предпринимает. В тоже время незаконная регистрация указанного объекта в качестве маломерных судов нарушает интересы Российской Федерации в части соблюдения установленного федеральным законодательством порядка регистрации судов, а также интересы неопределенного круга лиц. По результатам проверки 04.03.2022 прокуратурой в адрес Главного управления МЧС России по Самарской области внесено представление, которое рассмотрено, но до настоящего времени нарушения, указанные в нем, не устранены.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, просит обязать Главное управление МЧС России по Самарской области в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу исключить из реестра маломерных судов следующее судно: лодка надувная <данные изъяты>

Определением Сызранского городского суда Самарской области от 11.07.2023 года административное дело № 2а-2976/2023 по административному исковому заявлению Сызранского транспортного прокурора к ГУ МЧС России по Самарской области об обязании исключить судно из реестра маломерных судов передано по подсудности в Ленинский районный суд г. Самары.

В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ФБУ "Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей" и ФАУ "Российское Классификационное Общество".

В судебном заседании представитель административного истца в лице старшего помощника прокурора Климова Н.В. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске просил удовлетворить.

Представитель административного ответчика ГУ МЧС России по Самарской области по доверенности Сухов Е.А. в судебном заседании возражал против удовлетворения требований по доводам, изложенным в возражении на административное исковое заявление, указав, что обозначенное судно зарегистрировано в реестре до введения в действие п. 1.1 в ст. 16 КВВТ РФ, ранее ГУ МЧС России по Самарской области руководствовалось приказом МЧС РФ от 29.06.2005, который утратил силу с 01.01.2017. Изменение законодательства не предусмотрено в качестве основания для исключения из реестра маломерных судов. Закон обратной силы не имеет, суда, ранее зарегистрированные в судовых книгах и не подлежащие государственной регистрации в реестре маломерных судов, в соответствии с законом не подлежат принудительному снятию с регистрационного учета.

Заинтересованное лицо Лазарев В.А. в судебное заседание не явилось, извещено, причины неявки суду не сообщило.

Заинтересованное лицо ФБУ "Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей" в судебное заседание представителя не направило, извещено надлежащим образом, представило отзыв на административное исковое заявление, в соответствии с которым просило рассмотреть дело в его отсутствие, разрешение настоящего дела оставило на усмотрение суда.

Представитель заинтересованного лица ФАУ "Российское Классификационное Общество" в судебное заседание не явился, извещен, представил отзыв на административное исковое заявление, просил рассмотреть дело в его отсутствие, указав, что лодка надувная <данные изъяты> не подлежит классификации и освидетельствованию, и государственной регистрации.

В силу ст. 150 КАС РФ суд полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.

В силу п. 1 ст. 1 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, настоящий Кодекс регулирует отношения, возникающие между организациями внутреннего водного транспорта Российской Федерации, грузоотправителями, грузополучателями, пассажирами и другими физическими и (или) юридическими лицами при осуществлении судоходства на внутренних водных путях Российской Федерации, определяет их права, обязанности и ответственность.

Согласно ст. 3 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации маломерное судно - это судно, длина которого не должна превышать двадцать метров и общее количество людей на котором, не должно превышать двенадцать.

В силу п. 1 статьи 16 КВВТ РФ судно подлежит государственной регистрации в одном из указанных в настоящем пункте реестров судов Российской Федерации: Государственном судовом реестре; реестре маломерных судов; реестре арендованных иностранных судов; Российском международном реестре судов; реестре строящихся судов.

Федеральным законом от 23.04.2012 № 36-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия маломерного судна» статья 16 КВВТ РФ дополнена пунктом 1.1, согласно которой не подлежат государственной регистрации суда массой до 200 килограмм включительно и мощностью двигателей (в случае установки) до 8 киловатт включительно, а также спортивные парусные суда, длина которых не должна превышать 9 метров, которые не имеют двигателей и на которых не оборудованы места для отдыха.

В соответствии с положением о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2004 № 835, ГИМС МЧС России и ее структурные подразделения не осуществляют учет и освидетельствование плавучих объектов.

В соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 № 367-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации и Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества" ст. ст. 3, 16 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации дополнены понятием плавучего объекта, а также пункт 1.1 изложен в следующей редакции: «не подлежат государственной регистрации шлюпки и плавучие средства, которые являются принадлежностями судна, суда массой до 200 килограмм включительно и мощностью двигателей (в случае установки) до 8 киловатт включительно, а также спортивные парусные суда, длина которых не должна превышать 9 метров, которые не имеют двигателей и на которых не оборудованы места для отдыха, беспалубные самоходные суда, длина которых не должна превышать 12 метров». В силу статьи 4 указанного Федерального закона судовые документы, выданные до 01.01.2018, продолжают действовать в течение срока, на который они выданы.

В силу ч. 1.2 ст. 16 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ плавучие объекты подлежат учету, осуществляемому администрацией соответствующего бассейна внутренних водных путей. Учет плавучих объектов осуществляется в соответствии с правилами учета плавучих объектов, установленными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта. В соответствии со статьей 3 во взаимосвязи со ст. 16 КВВТ РФ маломерное судно подлежит государственной регистрации в реестре маломерных судов, а плавучие объекты подлежат учету, осуществляемому администрацией соответствующего бассейна внутренних водных путей.

В соответствии со ст. 35 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ маломерные суда, подлежащие государственной регистрации и используемые в некоммерческих целях, подлежат классификации и освидетельствованию уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ч. 3); плавучие объекты подлежат классификации и освидетельствованию на возмездной основе за счет средств их владельцев организациями, уполномоченными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов, или иностранными классификационными обществами, уполномоченными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов, в соответствии с правилами классификации и освидетельствования плавучих объектов с выдачей свидетельств о соответствии плавучих объектов, подтверждающих соответствие плавучих объектов этим правилам (ч. 4).

Распоряжением Минтранса России от 05.05.2022 № ВС-117-р утвержден Устав федерального автономного учреждения "Российское Классификационное Общество".

В соответствии с частью 1 указанного Устава Федеральное автономное учреждение "Российское Классификационное Общество" является некоммерческой организацией, осуществляющей классификацию и освидетельствование судов внутреннего, смешанного (река - море) плавания и судов, используемых в целях торгового мореплавания в соответствии с федеральными законами от 7 марта 2001 № 24-ФЗ "Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации" и от 30 апреля 1999 № 81-ФЗ "Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 № 121 "Об определении организаций, осуществляющих классификацию и освидетельствование судов, подлежащих государственной регистрации, судов, зарегистрированных в Государственном судовом реестре, в бербоут-чартерном реестре, в Российском международном реестре судов или в Российском открытом реестре судов"

Согласно утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2022 № 132 Положению о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Государственная инспекция по маломерным судам осуществляет государственный надзор за маломерными судами, в том числе проводит классификацию и освидетельствование маломерных судов в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации; осуществляет классификацию маломерных судов на соответствие требованиям технического регламента Таможенного союза "О безопасности маломерных судов"; оказывает государственную услугу по государственной регистрации маломерных судов; осуществляет учет маломерных судов и ведение реестра маломерных судов, государственный учет выдаваемых удостоверений на право управления маломерными судами, регистрационных и иных документов, необходимых для допуска маломерных судов и судоводителей к участию в плавании; представляет в соответствии с законодательством Российской Федерации в налоговые органы сведения о маломерных судах, зарегистрированных и исключенных из реестра маломерных судов, и лицах, на которые зарегистрированы эти маломерные суда; а также осуществляет иные функции, изложенные в п. 6 Положения.

По правилам ст. 44 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации в случае, если в результате происшествия или по любой другой причине судно перестает соответствовать сведениям, ранее внесенным в реестр судов, судно исключается из реестра судов в порядке, установленном пунктом 4 статьи 33 настоящего Кодекса, и после освидетельствования судна может быть осуществлена его повторная государственная регистрация в порядке, установленном в соответствии с настоящим Кодексом.

Согласно статье 21 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации исключению из соответствующего реестра судов подлежит судно: 1) в отношении которого правообладателем подано заявление об исключении этого судна из реестра судов; 2) которое погибло или пропало без вести; 3) которое конструктивно погибло; 4) которое перестало соответствовать требованиям, предусмотренным пунктом 2 статьи 23 настоящего Кодекса; 5) в отношении которого вступило в законную силу судебное решение о принудительной продаже судна; 6) которое утратило качества судна в результате перестройки или других изменений.

Приказом МЧС России от 15.08.2021 № 566 утвержден Административный регламент Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий предоставления государственной услуги по государственной регистрации маломерных судов, используемых в некоммерческих целях".

В силу п. 16 Административного регламента результатом предоставления государственной услуги является, в том числе, при исключении маломерного судна из реестра маломерных судов - внесение в реестр маломерных судов сведений об исключении маломерного судна из реестра маломерных судов.

Согласно п. 17 Правил государственной регистрации маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, утвержденных Приказом МЧС России от 01.06.2021 № 355, исключение маломерного судна из Реестра осуществляется подразделением ГИМС МЧС России вне зависимости от адреса регистрации по месту жительства (пребывания) физического лица либо адреса в пределах места нахождения юридического лица и (или) его обособленного подразделения по заявлению собственников либо уполномоченного ими лица при наличии у него доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Сызранской транспортной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства в сфере регистрации прав на маломерные судна, в ходе которой установлено, что на учете Центра ГИМС Главного управления МЧС России по Самарской области в соответствующем реестре маломерных судов находится не подлежащее государственной регистрации в качестве маломерного судна лодка надувная «<данные изъяты>

По данному факту Сызранской транспортной прокуратурой на имя начальника Главного управления МЧС России по Самарской области Бойко О.В. внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства в сфере учета маломерных судов № 23/1-3-2022 от 04.03.2022.

Согласно протоколу № 3 от 22.03.2022 Главным управлением МЧС России по Самарской области представление Сызранского транспортного прокурора рассмотрено, однако выявленные нарушения до настоящего времени не устранены, что не оспаривалось сторонами в ходе судебного разбирательства.

Согласно Письму Минфина России от 11.12.2019 N 03-05-06-04/96891 указанные маломерные суда, которые были зарегистрированы до вступления в силу Федерального закона N 36-ФЗ, могут быть сняты с государственной регистрации на основании заявления владельца.

Судом установлено, что лодка надувная «<данные изъяты> мощностью 2,5 л.с., длиной 2,6 м, высотой борта 0,34 м, собственником которой является Лазарев В.А., до настоящего времени с государственного учета не снята, из реестра маломерных судов не исключена, что подтверждается сведениями из ГУ МЧС России по Самарской области и не отрицалось участниками процесса в судебном заседании.

Незаконная регистрация указанного объекта, в качестве маломерного судна нарушает интересы Российской Федерации в части соблюдения установленного федеральным законодательством порядка регистрации судов, а также не позволяет в должной мере осуществлять контроль и надзор за их эксплуатацией, в том числе за выполнением требований безопасности судоходства должностными лицами государственного портового контроля, что создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга физических лиц.

В силу действующего законодательства, особый порядок учета устанавливается п. 1.2 ст. 16 КВВТ РФ в отношении плавучих объектов, согласно которым не подлежат государственной регистрации шлюпки и плавучие средства, которые являются принадлежностями судна, суда массой до 200 килограммов включительно и мощностью двигателей (в случае установки) до 8 киловатт включительно, спортивные парусные суда, длина которых не должна превышать 9 метров, которые не имеют двигателей и на которых не оборудованы места для отдыха, беспалубные несамоходные суда, длина которых не должна превышать 12 метров.

Исходя из того, что спорное маломерное судно не соответствует техническим параметрам и характеристикам, отраженным выше, согласно требованиям действующего законодательства, данный объект подлежит исключению из указанного реестра.

Исключение спорного объекта из реестра маломерных судов не влечет негативных последствий для собственника, поскольку владелец спорного объекта не лишен возможности поставить его на учет в качестве плавучего объекта в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Учитывая указанные выше обстоятельства, принимая во внимание, что принадлежащая Лазареву В.А. лодка не подлежит регистрации в реестре маломерных судов, ведение которого осуществляет административный ответчик, что влечет нарушение требований безопасности судоходства, заявленные требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В противном случае нормы федерального законодательства не будут исполнены и объекты, не относящиеся к маломерным судам, продолжат состоять на учете в органе, который не правомочен совершать какие-либо действия в отношении данных объектов и их владельцев.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Сызранского транспортного прокурора к ГУ МЧС России по Самарской области об обязании исключить судно из реестра маломерных судов удовлетворить.

Обязать Главное управление МЧС России по Самарской области в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу исключить из реестра маломерных судов следующее судно: лодка надувная <данные изъяты>

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья             (подпись)                    М.Д. Копьёва

Копия верна: судья

Мотивированное решение изготовлено 03.10.2023.

2а-5053/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Сызранский транспортный прокурор
Ответчики
ГУ МЧС России по Самарской области
Другие
ФБУ "Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей"
ФАУ "Российское Классификационное Общество"
Лазарев В.А.
Суд
Ленинский районный суд г. Самары
Судья
Копьёва М. Д.
Дело на странице суда
leninsky--sam.sudrf.ru
11.08.2023Регистрация административного искового заявления и принятие его к производству
14.08.2023Передача материалов судье
16.08.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.08.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.09.2023Судебное заседание
19.09.2023Судебное заседание
19.09.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.11.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее