Дело 2-2251/2022
УИД 18RS0003-01-2022-000339-24
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
05 апреля 2022 года г. Ижевск
Октябрьский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Салова А.А.,
при секретаре Галкиной Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Устиновского района г.Ижевска Удмуртской Республики в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Город Ижевск» о возложении обязанности устранить недостатки автомобильной дороги,
установил:
прокурор Устиновского района г. Ижевска Удмуртской Республики (далее – прокурор, истец) обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с исковым заявлением к Администрации муниципального образования «Город Ижевск» (далее – Администрация г. Ижевска, ответчик) о возложении обязанности устранить недостатки автомобильной дороги. Иск мотивирован тем, что прокуратурой района проведена проверка по обращению гражданина с доводами о ненадлежащем содержании улично-дорожной сети. Проверкой установлено, что участки улично-дорожной сети Устиновского района г. Ижевска вблизи домов <адрес> не соответствуют требованиям п. 6.5.2 ФИО4 50597-2017, а именно бортовой камень имеет повреждения, местами полностью разрушен. Указанные нарушения до настоящего времени не устранены.
На основании изложенного прокурор просил суд обязать Администрацию Муниципального образования «Город Ижевск» в срок до <дата> устранить недостатки автомобильной дороги по ул. <адрес> в виде повреждений бортового камня на участках автомобильной дороги вблизи домов № <адрес> <адрес>.
В судебном заседании помощник прокурора ФИО2 поддержала доводы иска, просила иск удовлетворить в полном объеме.
В судебное заседание представитель ответчика Администрации г.Ижевска не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, причины неявки не сообщил, с ходатайством об отложении судебного заседания не обратился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика.
Выслушав явившихся участников процесса, изучив материалы дела, исследовав и проанализировав представленные доказательства, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Статья 2 Федерального закона от <дата> № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее по тексту – Закон № 196-ФЗ) определяет, что безопасность дорожного движения – состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий; обеспечение безопасности дорожного движения – деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
Согласно статье 12 Закона № 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В силу требований ст. 46 Федерального закона от <дата> № 184-ФЗ «О техническом регулировании», для целей технических регламентов применение «ФИО4 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утв. Приказом Росстандарта от <дата> <номер>-ст, (далее по тексту - 50597-2017) является обязательным.
В силу п. 6.5.2 ФИО4 50597-2017 дорожные ограждения и бортовой камень не должны иметь дефектов, указанных в таблице Б.4 приложения Б. Дефекты устраняют в сроки, приведенные в таблице 6.4. При этом повреждения бортового камня отнесены к дефектам, обозначенным в таблице Б.4 приложения Б ФИО4 50597-2017.
В силу положений ч. 1 ст. 46 Федерального закона от <дата> №184-ФЗ «О техническом регулировании» указанные требования государственных стандартов подлежат обязательному исполнению, поскольку соответствуют целям защиты жизни или здоровья граждан.
Согласно ч. 1 ст. 34, ч. 1 ст. 37 Федерального закона от <дата> №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №131-ФЗ) исполнительно-распорядительным органом муниципального образования является местная администрация, которая уставом муниципального образования наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона №131-ФЗ определено, что к вопросам местного значения городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (п. 2 ст. 18 Федерального закона №131-ФЗ).
Исходя из ч. 4 ст. 6 Федерального закона №196-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Как следует из п.п. 1, 5, 6 ч. 1 ст. 13 Федерального закона №257-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится, в том числе, осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Частью 3 статьи 15 Федерального закона №257-ФЗ предусмотрено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
В соответствии с ч. 9 ст. 6 Федерального закона №257-ФЗ к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Согласно ч. 11 ст. 5 Федерального закона №257-ФЗ автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа.
Как следует из ст. 2 Закона УР от <дата> <номер>-РЗ «Об установлении границы муниципального образования и наделении соответствующим статусом муниципального образования на территории города Ижевска Удмуртской Республики», муниципальное образование – городское поселение «Город Ижевск» наделено статусом городского округа.
В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 9 Устава муниципального образования «Город Ижевск», принятого решением Городской думы г. Ижевска от <дата> <номер>, к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 34 Федерального закона №131-ФЗ органом местного самоуправления является местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования).
В силу приведенных норм права лицом, уполномоченным на осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования «Город Ижевск», в том числе обеспечение безопасности дорожного движения на них и их содержание, является Администрация муниципального образования «Город Ижевск».
В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения, включающая комплекс работ по организации и обеспечению безопасности дорожного движения, относится к вопросам местного значения городского округа. Кроме того, финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов; полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Таким образом, Администрация муниципального образования «Город Ижевск» уполномочена принимать решения по вопросам местного значения, в том числе по организации дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, в связи с чем, является надлежащим административным ответчиком по делу.
В судебном заседании установлено, что на вышеуказанных участках дорог имеются нарушения пункта п. 6.5.2 ФИО4 50597-2017, в частности вблизи домов № <адрес> <адрес> бортовой камень имеет повреждения, местами полностью разрушен.
Указанные обстоятельства подтверждается материалами дела и ответчиком не оспариваются.
Наличие выявленных недостатков в содержании автомобильных дорог общего пользования местного значения создает угрозу безопасности дорожного движения, жизни и здоровью лиц, пользующихся личным и общественным транспортом.
Учитывая, что участки дорог, указанных в административном иске, не соответствует обязательным требованиям пункта п. 6.5.2 ФИО4 50597-2017, и устранение этих нарушений необходимо для обеспечения безопасности дорожного движения, а безопасность дорожного движения затрагивает интересы граждан, прокурор в порядке ст. 45 ГПК РФ обоснованно предъявил указанные исковые требования в суд в интересах неопределенного круга лиц, в связи с чем они подлежат удовлетворению.
Срок, заявленный прокурором, в течение которого ответчик должен исполнить возложенные на него обязанности, то есть до <дата>, суд находит разумным и достаточным для исполнения такой обязанности. Доказательств обратного ответчиком не представлено. Таким образом, на основании ч. 2 ст. 206 ГПК РФ суд устанавливает срок для исполнения возлагаемой судом обязанности – до <дата> с сообщением об устранении допущенных нарушений суду и истцу.
При таких обстоятельствах, административные исковые требования прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Город Ижевск» подлежат удовлетворению.
Оснований для взыскания по административному делу государственной пошлины не имеется, поскольку стороны в силу ст. 333.36 НК РФ освобождены от ее уплаты.
Руководствуясь ст.ст. 194-199ГПК РФ, суд
решил:
исковое заявление прокурора Устиновского района г. Ижевска Удмуртской Республики в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Город Ижевск» о возложении обязанности устранить недостатки автомобильной дороги удовлетворить.
Обязать Администрацию муниципального образования «Город Ижевск» в срок не позднее <дата> устранить недостатки автомобильной дороги по ул. <адрес> в виде повреждений бортового камня на участках автомобильной дороги вблизи домов №<адрес>.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Верховный суд Удмуртской Республики через районный суд.
Решение в окончательной форме изготовлено председательствующим судьей на компьютере <дата>.
Председательствующий судья А.А. Салов