Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-4990/2018 ~ М-4423/2018 от 03.10.2018

Заочное решение

Именем Российской Федерации

10 декабря 2018 года Промышленный районный суд г. Самары в составе: председательствующего судьи Орловой Л.А.,

при секретаре Болдыревой Р.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чечета ВИ к Администрации г.о. Самара, Департаменту управления имуществом г.о. Самара о понуждении к подготовке и направлению проекта договора купли-продажи земельного участка,

Установил:

Чечет В.И. обратился в суд с иском о понуждении к подготовке и направлению проекта договора купли-продажи земельного участка, ссылаясь на то обстоятельство, что ему на праве собственности принадлежит нежилое здание, площадью 528,6 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, ГСК 714, кадастровый . Один из земельных участков, на котором данный объект недвижимости расположен, площадью 302 кв.м., с кадастровым номером находится в государственной неразграниченной собственности, в собственность истца не оформлен. Распоряжением Департамента управления имуществом г.о. Самара от 03.08.2018г. ему было отказано в предоставлении данного земельного участка в собственность за плату в связи с тем, что земельный участок является ограниченным в обороте и его предоставление на заявленном виде прав не допускается, поскольку часть участка принадлежит территории общего пользования. При этом, истец указал, что он обладают исключительным правом на предоставление спорного земельного участка, участок не является ограниченным в обороте, поскольку на нем отсутствуют какие-либо объекты, которые позволили бы отнести участок к территории общего пользования.

Истец Чечет В.И. в суд не явился, обеспечил явку в судебное заседание представителя Емельянова Д.В.

В судебном заседании представитель истца Емельянов Д.В., полномочия подтверждены доверенностью, заявленные требования поддержал, дал пояснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика – Администрации г.о. Самара в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

Представитель ответчика – Департамента управления имуществом г.о. Самара в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

В соответствии со ст. 233 ГПК РФ, учитывая неявку представителей ответчиков, не сообщивших об уважительных причинах неявки и не просивших о рассмотрении дела в их отсутствие, дело рассмотрено судом в порядке заочного производства.

Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы настоящего гражданского дела, приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Чечету В.И принадлежит на праве собственности нежилое здание, расположенное по адресу: <адрес>, ГСК 714, кадастровый , на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, решения Промышленного районного суда г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу .

Согласно техническому паспорту нежилого здания, выполненному Самарским филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация – федеральное БТИ», нежилое здание имеет площадь 528,6 кв.м., общее количество этажей – 3, в т.ч. подземных – 1 (подвал), год постройки – 1995.

Согласно плану-схеме границ земельного участка, выполненному ООО «Современные кадастровые технологии» от ДД.ММ.ГГГГ, здание расположено на двух земельных участках.

Земельный участок с кадастровым номером , площадью 106 кв.м., принадлежит истцу на праве собственности на основании договора купли-продажи от 29.07.2014г., договора купли-продажи от 28.01.2012г., договора купли-продажи от 30.06.2014г., договора купли-продажи земельного участка , удостоверенного нотариусом г. Самары Кашириной Л.Е. 10.10.1996г., реестровый , Свидетельства о праве собственности на землю серии РФ-ХХХ Сам 01-07-00 , регистрационная запись от ДД.ММ.ГГГГ.

Спорный земельный участок с кадастровым номером , площадью 302 кв.м., находится в государственной собственности и не предоставлен гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления и не обременен правами третьих лиц.

Земельный участок с кадастровым номером поставлен на государственный кадастровый учет на основании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утверждённой Распоряжением Департамента управления имуществом г.о. Самара от 24.10.2017г. «О предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного по адресу: <адрес>».

Приказом Департамента управления имуществом г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ Чечету В.И. отказано в предоставлении в собственность за плату спорного земельного участка по основаниям, предусмотренным пп. 6 ст. 39.16, п. 12 ст. 85 Земельного Кодекса РФ (земельный участок является ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка).

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ одним из основных принципов земельного законодательства является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Согласно п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Пунктом 2 ст. 15 ЗК РФ предусмотрено, что граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Исходя из приведенных выше законоположений право на приобретение в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют все собственники объектов недвижимости, которые расположены на таких земельных участках, и в реализации такого права не может быть отказано, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Согласно ч. 1 ст. 27 Земельного Кодекса РФ, оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом. Согласно ч. 2 ст. 27 ЗК РФ, земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Согласно ч. 3 ст. 27 ЗК РФ, содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается настоящим Кодексом, федеральными законами.

Согласно ч. 5 ст. 27 ЗК РФ, ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки: 1) в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в пункте 4 настоящей статьи; 2) из состава земель лесного фонда; 3) в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности; 4) занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками; 5) предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд и не указанные в пункте 4 настоящей статьи; 6) не указанные в пункте 4 настоящей статьи в границах закрытых административно-территориальных образований; 7) предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации (далее также - размещение) объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, воздушного транспорта, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а также автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения; 9) занятые объектами космической инфраструктуры; 10) расположенные под объектами гидротехнических сооружений; 11) предоставленные для производства ядовитых веществ, наркотических средств; 12) загрязненные опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшиеся биогенному загрязнению, иные подвергшиеся деградации земли; 13) расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд; 14) в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

В материалах дела не имеется сведений, свидетельствующих о наличии обстоятельств, предусмотренных ч. 5 ст. 27 ЗК РФ, и свидетельствующих об ограничении в обороте спорного земельного участка по указанным основаниям.

Согласно п. 12 ст. 85 Земельного Кодекса РФ, земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации. В силу буквального толкования нормы, приватизации не подлежат лишь участки, фактически занятые площадями, улицами, проездами и пр. объектами, указанными в данной норме.

Из материалов дела усматривается, что на спорном земельном участке отсутствуют какие-либо объекты общего пользования, спорный земельный участок полностью занят зданием, находящимся в собственности истца, что исключает возможность беспрепятственного пользования какой-либо его частью неограниченным кругом лиц. Сам по себе факт нахождения части участка в границах красных линий не относит его к территории общего пользования.

В соответствии с ч. 1 ст. 262 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) под земельными участками общего пользования понимаются незакрытые для общего доступа земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, на которых граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.

Согласно п. 11 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГрК РФ) красные линии - это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

Красные линии в силу статьи 42 ГрК РФ отображаются на чертеже планировки территории, включаемом в основную часть проекта планировки территории, подлежащую утверждению.

В соответствии с пунктом 3.8 Инструкции «О порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации», утвержденной Постановлением Госстроя Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 18-30, красные и другие линии градостроительного регулирования подлежат обязательному отражению и учету, в том числе в генеральных планах, совмещенных с проектами детальной планировки, проектах детальной планировки, проектах застройки, проектах планировки магистралей, улиц, площадей; в проектах межевания территорий; в земельном и градостроительном кадастрах. Согласно п. 4.1 Инструкции, проект красных линий разрабатывается, согласовывается и утверждается, как правило, в составе градостроительной документации, выполняемой на территорию поселения или части поселения в масштабе 1:2000 (генерального плана поселения, совмещенного с проектом детальной планировки, проекта детальной планировки), и является утверждаемой ее частью, а также на основе проектов планировки и застройки микрорайонов, площадей, улиц и других градостроительных объектов, выполняемых в масштабе 1:500, 1:1000 и 1:2000. Согласно п. 4.2, красные линии разрабатываются в составе: - плана красных линий в масштабе исходного проекта; - разбивочного чертежа красных линий в масштабе 1:2000. Согласно п. 4.3, в отдельных случаях красные линии могут устанавливаться до разработки градостроительной документации, закрепляя исторически сложившуюся систему улично-дорожной сети застроенных и озелененных территорий. В этом случае чертеж и акт установления (изменения) красных линий сопровождается указанием на необходимость последующей детальной разработки.

Из ответа Департамента градостроительства г.о. Самара на запрос суда о предоставлении информации по красным линиям следует, что красные линии на участке перенесены с топографического материала Департамента (планшета). Сведениями о периоде нанесения указанной информации на топографические материалы и резервировании для государственных нужд департамент не располагает. Из ответа на запрос также следует, что проект планировки на указанную территорию не разрабатывался и не утверждался.

Исходя из полученных сведений, суд приходит к выводу о том, что в данном случае красные линии, нанесенные на планшет г.о. Самара, установлены до разработки градостроительной документации и закрепляют исторически сложившуюся систему улично-дорожной сети застроенных и озелененных территорий. В этом случае, с учетом требований п. 4.3 Инструкции «О порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации», утвержденной Постановлением Госстроя Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 18-30, существует необходимость последующей детальной разработки.

Из плана-схемы границ земельного участка, выполненного ООО «Современные кадастровые технологии» от 19.09.2018г., видно, что границы красных линий не совпадают с границами земельного участка с кадастровым номером , занимаемого объектом дорожного хозяйства - улица Аминева и между ними есть область чересполосицы. Границы спорного земельного участка не пересекают границ земельного участка, занимаемого дорогой общего пользования – ул. Аминева, границы которой внесены в Единый государственный реестр недвижимости и соответствуют материалам межевания.

Из чертежа красных линий, выполненного МП г. Самары «Архитектурно-планировочного бюро» следует, что координаты точек красных линий установлены Схемой Генерального плана г.о. Самара, утв. Решением Самарской городской думы от ДД.ММ.ГГГГ .

Согласно п. 8 ст. 36 Градостроительного Кодекса РФ, земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.

Суду не представлено доказательств того, что пользование истцом спорным земельным участком опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры, и, следовательно, у суда нет оснований считать, что границы земельного участка, соответствующие на момент застройки участка в 1995 года действовавшим градостроительным требованиям, подлежат изменению в настоящее время.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что спорный земельный участок из оборота не изъят, не является ограниченным в обороте.

Согласно ч. 5 ст. 39.17 ЗК РФ, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: 1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ; 2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю; 3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.

Согласно ч. 6 ст. 39.17 ЗК РФ, проекты договоров и решения, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 5 настоящей статьи, выдаются заявителю или направляются ему по адресу, содержащемуся в его заявлении о предоставлении земельного участка.

Согласно п. 1 ст. 64 ЗК РФ и ст. 59 ЗК РФ земельные споры рассматриваются в судебном порядке.

Согласно ст. 12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется путем (помимо прочего) присуждения к исполнению обязанности в натуре.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 233-237 ГПК РФ, суд:

Решил:

Обязать Администрацию г.о. Самара осуществить подготовку проектов договора купли-продажи земельного участка в трех экземплярах и их подписание, а также направить проекты указанных договоров для подписания Чечету ВИ в отношении земельного участка с кадастровым номером <адрес>, расположенного по адресу: <адрес>, относящегося к землям населенных пунктов.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Самарский областной суд в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий Л.А. Орлова

2-4990/2018 ~ М-4423/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Чечет В.И.
Ответчики
ДУИ г.о.Самара
Администраци г.о.Самара
Суд
Промышленный районный суд г. Самары
Судья
Орлова Л. А.
Дело на странице суда
promyshleny--sam.sudrf.ru
03.10.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.10.2018Передача материалов судье
05.10.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.10.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.10.2018Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
31.10.2018Предварительное судебное заседание
20.11.2018Судебное заседание
10.12.2018Судебное заседание
17.12.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.12.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее