Дело № 12-41/2019
РЕШЕНИЕ
пос. Чамзинка, Республика Мордовия 13 августа 2019 года.
Судья Чамзинского районного суда Республики Мордовия Бондарева Н.В.,
при секретаре судебного заседания Терентьевой О.А.,
с участием в судебном заседании:
лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении: акционерного общества «Мордовцемент», в лице его представителя Злобиной Н.Н., действующей на основании доверенности №МС/19-156 от 04 июля 2019г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу акционерного общества «Мордовцемент» на постановление главного государственного инспектора отдела по надзору за подъемными сооружениями, котлонадзору и горному надзору Волжско-Окского управления Ростехнадзора Чергинца Л.И. №762 от 17 июля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества «Мордовцемент», юридический адрес: <адрес>
установил:
постановлением главного государственного инспектора отдела по надзору за подъемными сооружениями, котлонадзору и горному надзору Волжско-Окского управления Ростехнадзора Чергинца Л.И. № 762 от 17 июля 2019 года акционерное общество «Мордовцемент» (далее АО «Мордовцемент») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту КоАП РФ), с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей, по факту нарушения требования промышленной безопасности, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации. В результате проверки выявлены следующие нарушения Федерального закона от 21 июля 1997г. №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», «Положения о разработке планов мероприятий по локализации последствий аварий на ОПО», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 2013 года №730; ФНП «Правил безопасности при ведении горных работ и переработке твердых полезных ископаемых», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 11 декабря 2013 года №599, зарегистрированных в Минюсте Российской Федерации от 02 июля 2014 года, регистрационный номер 3295; Приказа МЧС России от 29 ноября 2013 года №765 «Об утверждении Порядка создания вспомогательных горноспасательных команд Зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 30 декабря 2013 года, регистрационный номер 30896.
На указанное постановление генеральным директором АО «Мордовцемент» Марачковым С.В. подана жалоба, в которой он, не оспаривая факта совершения правонарушения, наличие вины общества и обоснованность привлечения к административной ответственности, не соглашается с постановлением должностного лица в части размера назначенного наказания. Указывая на тяжелое финансовое положение, привлечения к административной ответственности за нарушение норм и правил в области промышленной безопасности впервые, отсутствие факта причинения вреда, а также с учетом того, что часть нарушений, указанных в Представлении устранены, просит применить положения статьи 4.1 КоАП РФ, постановление административного органа изменить и назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией части 1 статьи 9.1 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель АО «Мордовцемент» Злобина Н.Н. поддержала доводы, изложенные в жалобе, просила её удовлетворить.
Представитель Волжско-Окского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в судебное заседание не явился. О дне и времени рассмотрения жалобы управление извещено своевременно и надлежащим образом, в письменном заявлении начальник территориального отдела технологического и энергетического надзора по Республике Мордовия Волжско-Окского управления Ростехнадзора Грязнов М.Н. просил о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя Управления.
Учитывая положение пункта 4 части 2 статьи 30.6 КоАП РФ, судья считает возможным рассмотреть данную жалобу в отсутствие представителя Волжско-Окского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Выслушав пояснения лиц, участвующих по делу, исследовав представленные материалы, материалы дела об административном правонарушении судья приходит к следующему.
В соответствии со статьёй 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со статьёй 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1-25.5.1 настоящего Кодекса, в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела.
В силу части 3 статьи 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Из материалов дела установлено, что АО «Мордовцемент» зарегистрировано с 15 мая 1995 года в качестве юридического лица. Местом нахождения предприятия является <адрес>.
Сеть газопотребления ОА «Мордовцемент» №1, Сеть газопотребления ОА «Мордовцемент» №2, Сеть газопотребления ОА «Мордовцемент» №3, «Карьер №1», расположенные в ОА «Мордовцемент», отнесены к категории опасных производственных объектов, эксплуатируемых указанной организацией, и зарегистрированы в Государственном реестре опасных производственных объектов в соответствии с Федеральным Законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
Следовательно, АО «Мордовцемент» обязано соблюдать требования Федерального закона от 21 июля 1997г. №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее по тексту Федеральный закон от 21 июля 1997 № 116-ФЗ).
В соответствии со статьёй 1 указанного Закона, промышленная безопасность опасных производственных объектов – состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.
Под требованиями промышленной безопасности понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности (часть 1 статьи 3 Закона о промышленной безопасности).
Согласно статье 2 Федерального закона от 21 июля 1997г. № 116-ФЗ опасными производственными объектами в соответствии с данным Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к данному Федеральному закону.
В силу части 1 статьи 9 указанного Федерального закона, организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана: соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента РФ, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа.
Согласно пункту 3 статьи 4 Федерального закона от 21 июля 1997г. № 116-ФЗ, федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности устанавливают обязательные требования к деятельности в области промышленной безопасности, в том числе работникам опасных производственных объектов, экспертам в области промышленной безопасности; безопасности технологических процессов на опасных производственных объектах, в том числе порядку действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте; обоснованию безопасности опасного производственного объекта.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, в результате проверки исполнения требований законодательства в области промышленной безопасности, проведенной должностным лицом отдела по надзору за подъемными сооружениями котлонадзору и горному надзору Волжско-Окского управления Ростехнадзора, в отношении АО «Мордовцемент», были установлены нарушения требований промышленной безопасности, а именно нарушение Федерального закона от 21 июля 1997г. №116-ФЗ, «Положения о разработке планов мероприятий по локализации последствий аварий на ОПО», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 2013 года №730; ФНП «Правил безопасности при ведении горных работ и переработке твердых полезных ископаемых», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 11 декабря 2013 года №599, зарегистрированных в Минюсте Российской Федерации от 02 июля 2014 года, регистрационный номер 3295; Приказа МЧС России от 29 ноября 2013 года №765 «Об утверждении Порядка создания вспомогательных горноспасательных команд Зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 30 декабря 2013 года, регистрационный номер 30896.
По фактам выявленных нарушений 10 июля 2019 года в отношении АО «Мордовцемент» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 9.1 КоАП РФ.
Постановлением заместителя главного государственного инспектора отдела по надзору за подъемными сооружениями, котлонадзору и горному надзору Волжско-Окского управления Ростехнадзора Чергинца Л.И. № 762 от 17 июля 2019 года АО «Мордовцемент» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина АО «Мордовцемент» в совершении административного правонарушения, с учетом положений статьи 2.1 КоАП РФ заключается в том, что у него имелась возможность для соблюдения требований, за нарушение которых частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств невозможности соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, по каким-либо независящим причинам заявителем не представлено.
Административное дело рассмотрено уполномоченным должностным лицом с соблюдением правил родовой и территориальной подведомственности, постановление по административному делу отвечает требованиям, предъявляемым статьёй 29.10 КоАП РФ. Порядок привлечения к административной ответственности АО «Мордовцемент» и срок давности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, не нарушены.
При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств, должностное лицо установило все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, квалифицировав действия АО «Мордовцемент» в соответствии с установленными обстоятельствами.
Факт совершения вмененного административного правонарушения и виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, не оспаривается и представителем АО «Мордовцемент».
В поданной жалобе представитель юридического лица просит применить положения статьи 4.1 КоАП РФ и снизить размер назначенного штрафа.
В силу статьи 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
В соответствии с частью третьей статьи 4.1 КоАП РФ, при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Тем не менее, применительно к административным штрафам, минимальные размеры которых сопряжены со значительными денежными затратами, установленное в части первой статьи 4.1 КоАП РФ, общее правило назначения наказания может при определенных обстоятельствах противоречить целям административной ответственности и приводить к чрезмерному ограничению конституционных прав и свобод.
Часть 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ предусматривает, что при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II названного Кодекса.
По смыслу закона, под исключительными обстоятельствами, связанными с имущественным и финансовым положением юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, следует понимать такие обстоятельства, при наличии которых назначение этому лицу штрафа в размере, предусмотренном санкцией соответствующей статьи, может повлечь неблагоприятные последствия, сопоставимые с фактическим прекращением деятельности юридического лица. Исполнение подобного рода административного наказания с учетом правовых позиций, изложенных в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2014 года № 4-П, следует рассматривать как чрезмерное вмешательство в экономическую деятельность хозяйствующего субъекта, несоразмерное административное принуждение.
Учитывая, что представитель АО «Мордовцемент» вину в совершении правонарушения признал в полном объеме, большая часть выявленных нарушений устранена, на предприятии постоянно проводится работа по выполнению требований промышленной безопасности, также суд принимает во внимание сложившееся в настоящее время затруднительное материальное положение предприятия, при отсутствии отягчающих административную ответственность обстоятельств, в целях обеспечения баланса конституционно значимых ценностей и в интересах субъектов права, с учетом обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, а также в целях исключения избыточного ограничения прав юридического лица, судья находит возможным снижение наказания ниже низшего предела, предусмотренного санкцией данной статьи, но до размера не менее половины минимального размера.
При таких обстоятельствах постановление административного органа от 17 июля 2019 года подлежит изменению в части назначения АО «Мордовцемент» административного наказания в виде административного штрафа со снижением суммы штрафа до 100 000 рублей.
Данное административное наказание наиболее адекватно общественной опасности совершенного правонарушения, противоправной направленности совершенных действий, направлено на предупреждение совершения новых правонарушений, отвечает принципам соразмерности и справедливости.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.2-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. № 762 ░░ 17 ░░░░ 2019 ░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 1 ░░░░░░ 9.1 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 100 000 (░░░ ░░░░░) ░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░